14 июня 2022

Крито-минойцы не ели священных коров?

Прочитал сегодня утром в ленте новостей:

"Япония в XIX в. была ещё более закрытой, ещё более ксенофобской, ещё более средневековой страной, чем Китай. Однако, подписав договор об открытости для европейцев примерно в то же время, что Китай, она - в отличие от него - прыжками рванулась к вестернизации.

Одной из причин было мясо. После визита "чёрных кораблей" Перри японцы были неприятно удивлены ростом и силой американских матросов. "Мясо едим!" - отвечали им. А японцы уже много веков почти не ели мяса, кроме добытого на охоте, а говядины не видели вовсе. И император Мэйдзи не только снял ограничения на мясо, но и почти принуждал подданных есть говядину. Такие реформы японцам понравились".

Интересно, а как насчёт говядины в пищевом рационе крито-минойцев? Ели они мясо, и чем они вообще питались? Кажется, говядина была для них табу.   Судя по их "осиным" талиям, они, подобно мужским особям комаров, питались только растительными продуктами.

The Musician Fresco from the Aegean island of Andros


13 июня 2022

О цветовом противопоставлении мужчин и женщин Чатал-Хююка.

"Археологи обнаружили, что древние жители Чатал-Хююка использовали в погребальном обряде и в росписи стен и полов домов красную и жёлтую охру, киноварь, а также азурит и малахит. Непосредственно на костях умерших учёные обнаружили только красные минеральные пигменты, причём, как правило, ими были окрашены черепа умерших. Непосредственно на скелетных останках (n = 36) они обнаружили только красную охру или киноварь, причём заметно чаще эти пигменты присутствовали на костях мужчин. Чаще всего, остатки минеральной краски фиксировались на черепах (n = 30). Археологи заметили, что синие и зелёные пигменты присутствовали только в погребениях женщин и молодых людей" (наверно, детей).

Из другого источника: "Исследование показывает, что красная охра, которая чаще всего использовалась в качестве красителя в Чатал-Хююке, присутствовала на останках взрослых независимо от их пола и на детях, а вот алая киноварь и красители сине-зелёных оттенков, соответственно, связаны были либо только с мужчинами, либо только с женщинами. Интересна также связь числа захоронений в том или ином здании с количеством последующих слоёв архитектурных росписей. «Это означает, что когда кого-то хоронили, одновременно расписывали стены дома», — утверждает Марко Милелла с кафедры физической антропологии Института судебной медицины Бернского университета в Швейцарии".

Да, это противопоставление "мужского" красного и "женского" сине-зелёного цвета заставляет задуматься...

С синим цветом связано потустороннее и божественное в позднейших крито-минойской и древнеегипетской культурах. Хотя, надо заметить, что синяя кожа не только у богини Исиды, но и у богини Кали.

Кали

С красным цветом — сложнее. Охру находят в погребениях эпохи верхнего палеолита. Но ещё больший интерес вызывают пещерные росписи того же палеолита, где быки-бизоны, как правило, представлены в красном цвете. Тут есть какая-то параллель с покойниками, лежащими под слоем красной охры.

О происхождении языка.

Теренс Маккенна в своём труде «Пища богов» высказал предположение о том, что человеческий язык появился и первоначально культивировался в женской среде. "Женщины-собирательницы в характерном для Архаичного равновесии охотников и собирателей подвергались гораздо большему давлению обстоятельств, требовавших развития языка, чем мужчины". Несколько витиевато сказано, но, в общем, понятно: глисту в жопе напрягать свои "извилины" мозга не надо, - пища сама непрерывным потоком движется по кишке; гориллообразному мужику тоже интеллект ни к чему, - как говорится, сила есть - ума не надо; а вот слабенькой женщине, чтобы выжить, надо думку думать по ночам. Тут можно привести парочку "перлов" из народной мудрости: "нужда ум острит (всему научит)" и "нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт". Если взять первобытное человеческое стадо, то кто более нуждался в доброкачественном пропитании — сильные мужчины или слабые женщины? Конечно, слабые. Вот они первые и запели свои песенки. То есть, заговорили.

"Язык вполне мог возникнуть как некая таинственная способность, которой обладали главным образом женщины, проводившие вместе большую часть времени своего бодрствования и обычно разговаривающие друг с другом. Женщин во все времена считали склонными к общности, к группе, в отличие от образа одинокого мужчины – романтизированной версии ведущего самца отряда приматов". Всё верно. Недаром говорят: если собрались вместе две бабы — это базар, а три — ярмарка (вариант: две бабы — толпа, три — народ).


 


О священных курах.

Как известно, у древних римлян были священные куры. По тому, как эти куры клюют зерно, авгуры (лат. augur, от avis птица, и кельт. gur муж) предсказывали и объясняли волю богов. Но особым почитанием куры пользовались у кельтов (галлов). "Судя по найденным останкам, в пищу они тогда не использовались: кости этих животных не сохранили следов разделки, их захоранивали целиком и с осторожностью, весьма напоминающей почести. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Наоми Сайкс связывает их с культом Эостры (Остары) — весеннего божества древних германцев, имя которого сохранилось в некоторых германских языках в названии праздника Пасхи (англ. Easter)" (Источник).

Любопытно сопоставить с этим нижеследующее сообщение:

"Без риса не было бы и кур, утверждают учёные. Именно когда люди начали расчищать леса и возделывать рис в пределах ареала красных джунглей в Юго-Восточной Азии, некоторые из диких предков кур спустились с деревьев, чтобы лакомиться зёрнами. Постепенно они превратились в домашних курочек.

Отчёт о проведенном исследовании опубликован на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает Science.

Авторы исследования доказывают, что самые ранние домашние куры появились исторически недавно - всего от 3250 до 3650 лет назад. И они чётко указали место их одомашнивания: это рисоводческий регион в нынешнем центральном Таиланде.

Затем куры быстро распространились по Азии вместе с распространением культур риса и проса. В частности, на территории нынешнего Израиля птицеводство появилось около 2300 лет назад" (Источник).

Получается, что курица в глазах древних кельтов выглядела как "чудо-птица": все птицы летают, а эта не летает, все боятся человека, а эта не боится.  Ну и, кроме того, это - "культурная" птица, в отличие от диких.

И вот здесь возникает вопрос: а кто же "окультурил" этих птиц - мужчины или женщины? Вопрос отнюдь не праздный, ибо окультурить что-то способен лишь носитель культуры, "культуртрегер", - дикарь ничего окультурить не может, его самого прежде окультуривать надо.

12 июня 2022

Почему леопардовые принты были признаком высокого статуса?

Древние египтяне носили одежды, сотканные из льна; шерстяные одежды, а тем более - звериные шкуры, они считали признаком варварства и дикости. Как правило, льняные одежды были белого цвета, но, говорят, иногда на льняные ткани по трафаретам наносили пятнистые узоры. В Древнем Египте леопардовые принты были признаком высокого статуса.  

Стела, на которой изображена принцесса Нефертиабет, приблизительно 2590 год до н. э., хранится в Лувре.

Как мы знаем, леопарды изображались спутниками богинь с древнейших времён, и если в Древнем Египте леопардовые принты были признаком высокого статуса, то, надо полагать, так же обстояло дело и в Чатал-Хююке, и в Хаджиларе, и в других местах Ближнего Востока эпохи неолита. 

Роженица с детёнышем леопарда (Хаджилар), Богиня на троне (Чатал Хююк)

Значит, у нас есть основания подозревать, что высшая власть в те времена ассоциировалась с Богиней, и это была духовная власть. Скорее всего, эта власть была как-то связана с культом леопарда. Мы знаем из культа Диониса (который ездил верхом на леопардах) и из других подобных оргиастических культов, что одержимость и оборотничество находились в самом эпицентре этих культов. Вполне возможно, что побывавшие в шкуре леопарда объединялись в тайный союз. Козе понятно, что десять баб, собранных в женский "междусобойчик", свернут шею любому мужику, если он станет "залупаться" не по делу. Отсюда — и власть, окрашенная в леопардовые принты, насколько я понимаю.

Жаклин Кеннеди

Акафист пчеле-всецарице.

Никто так не трудится самоотверженно, как пчела. Жизнь пчелы — одно сплошное самопожертвование ради улья. В хеттской мифологии пчела изображается спасительницей мира от гибели, а в греческой — кормилицей caмoгo Зевса. Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчёлами. В мифах пчела часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчёлами». 



Матриархальный мужчина vs. "матриархального" мужчины.

Наши современники часто представляют матриархат в карикатурном виде.

Ну, и изображают "матриархального" мужчину как "барана", ведомого на заклание.

11 июня 2022

«7000-летняя загадка».

В паблике HumaninSide - легенды нашей эпохи представлена загадочная неолитическая гранитная фигурка с птичьим клювом.

Речь идёт о необычной фигурке эпохи неолита, прозванной «7000-летней загадкой»: учёные не знают, что она собой представляет, кто её сделал, где и зачем.

Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня.


Маленькие статуэтки с "клювастыми" носами напоминают фигурки из неолитического поселения Stubline культуры Винча, о которых я написал серию постов (см.: Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К вопросу об интерпретации фигурок из Stubline, Возвращаясь к фигуркам из Stubline и Об интерпретации Ильи Палагуты фигурок из Stubline и Снова возвращаясь к фигуркам из Stubline.) 

в защиту чести древнеегипетских девственниц

Текст от fortunatus. Источник.

Был такой греческий автор Страбон, оставивиший географическое описание известного ему мира эпохи Августа. И есть у него в разделе о Египте один пассаж (XVII.1.46), который в русском переводе Стратановского выглядит так:


Зевсу же, которого они особенно почитают, они посвящают самую красивую и знатнейшую родом девушку (таких девушек греки называют "палладами"); она предаётся разврату, отдаваясь любому, кто хочет, пока не наступает естественное очищение её тела; после очищения её выдают замуж, но до замужества, после окончания периода её внебрачного сожительства, объявляют траур по ней.


В английском переводе Хорэса Джонса примерно то же самое: "she prostitutes herself, and cohabits with whatever men she wishes". В примечании Джонс уточняет, что под естественным очищением тела понимается менструация.

Поскольку странно было бы отдаваться направо и налево до достижения половой зрелости, обычно считают, что Страбон что-то напутал насчёт "естественного очищения", а слово παλλάδας (девственницы) считают опиской и исправляют на παλλακίδας (сожительницы). Но в таком виде пассаж противоречит всему, что мы знаем о египетской религии. Египет - это вам не развратная Месопотамия, никаких других сведений о сакральной проституции в нём нет, жрецы давали обет целомудрия, и никаких безобразий в храмах не допускалось.

Поэтому не так давно историк Стефани Бьюдин предложила никаких описок не исправлять, слово παλλάδας понимать буквально как "девственницы", и весь этот отрывок читать следующим образом:

But for Zeus, whom they [the Thebans] honour most, a beautiful girl maiden of most illustrious family serves as priestess, [girls] whom the Greek called pallades; she serves as a functionary (prophetess) and accompanies whomever/attends whatever [rites] she wishes until the natural cleansing of her body; after her cleansing she is given to a man/husband but before she is given, a rite of morning is celebrated for her after the time of her religious service.

Зевсу же, которого они [фиванцы] особенно почитают, они посвящают красивую девушку из самой знатной семьи, каких [девушек] греки называют "палладами"; она служит прислужницей (вар.: прорицательницей) и сопровождает каждого, кого захочет (вар.: участвует в любых [ритуалах], каких захочет), вплоть до естественного очищения её тела; после очищения её выдают замуж, но перед замужеством по ней совершают траур после окончания её религиозного служения.

Stephanie Budin, Myth of Sacred Prostitution in Antiquity (Cambridge 2008), 199


Перевод натянутый: глагол, означающий по словарю "сожительствовать", Бьюдин весьма произвольно перевела как "сопровождать" или "участвовать в ритуалах". Но зато теперь описание полностью соответствует нашим знаниям о египетской религии и конкретно, о "посвящённых богам девах" (дуат нетер) в фиванском храме Амона; сохранились их саркофаги с надписями, и это действительно были дочери фараонов (см.). Смысл текста полностью изменился от прочтения одного-единственного слова. О чём и не догадался бы никто, читающий текст в русском или старом английском переводе.


Встряска от болезней и хворей?

Художник из Уфы Азат Миннекаев написал эти картины после того, как прожил полгода на Аляске.

5 лет назад я касался этого странного ритуала (см. здесь). Уже в начале XX века он представлял собой народные игрища, но, возможно, раньше людей подкидывали в воздух не только ради развлечения. 

В записи "ОБРЯД "ПОДБРАСЫВАНИЯ НА МОРЖОВОЙ ШКУРЕ"" говорится, что такой обряд "проводился для того, чтобы предотвратить опасность появления в районе заразных болезней". "В день, выбранный для проведения праздника, в шатре устроителей собирается большое количество гостей. Женщины приносят жертвоприношения всем "направлениям". После праздничной трапезы хозяин шатра или, еще лучше, шаман, из среды близких родственников хозяина, раскрашивает охрой лица всех тех, которые были недавно больны, а также и тех, у кого нездоровый вид и можно опасаться нападения на них злых духов. Маленьких детей тоже раскрашивают. После этого начинается "подбрасывание"."

В сообщении говорится, что подбрасывают в воздух молодёжь, юношей и девушек, хотя на верхней картине мы видим отнюдь не юношу. Логично было бы, если бы подбрасывали в воздух тех, кого шаман окрасил охрой. Тем более что далее в сообщении говорится о свойстве подбрасывания защищать против нападения злых духов.

10 июня 2022

Одна научная загадка, или Почему африканки растягивают губы.

"Но почему аборигены съели Кука?
За что — неясно, молчит наука", - 

сокрушался Владимир Высоцкий в своей песне "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука".

Не знает наука и ответа на вопрос - для чего африканки растягивают губы. Речь идёт об эфиопском племени мурси, в котором девочкам подросткового возраста разрезают нижнюю губу и встравляют  в губу деревяшку. Рана заживает порядка трёх месяцев, после этого начинают «растягивать» губу, вставляя в неё глиняные тарелки.

Я уже высказывал своё предположение о том, что с глиняной тарелкой во рту неудобно разговаривать, и, следовательно, здесь мы имеем дело с одной из форм религиозного подвижничества. Вспомним, что и в среде православного монашества практикуется обет молчания. Википедия говорит, что русская православная подвижница Вера Молчальница (? — 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области хранили обет молчания 23 года (Источник).

А сегодня к сказанному я решил добавить ещё один вид православного подвижничества - ношение вериг. Монахи-аскеты носили вериги для того, чтобы "сотворить достойный плод покаяния". Вот как писал о них Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». И как тут не вспомнить библейскую мудрость: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен»?

С этой точки зрения любопытно взглянуть на фестиваль Тайпусам в Малайзии. Фестиваль зародился в Южной Индии, то есть там, где живут дравиды. Напомню, что дравиды раньше жили севернее, на берегах реки Инд, и построили чудесную цивилизацию, но затем были оттеснены ариями на юг. Вообще говоря, дравиды и чудеса - синонимы: индийская йога, тантра, невероятные формы аскезы, - всё это пошло от дравидов. Ну и фестиваль Тайпусам - от них же. Первые иммигранты в 19-м веке приехали в Малайзию работать на заводах по изготовлению резины. Со временем они там обжились, размножились, и теперь их там более восьми процентов населения.

Элевсинские мистерии как завершение процесса антропогенеза.

Текст глубокого содержания от Леонид Нестеров

"Человек в Элевсинских мистериях структурно связан с Аидом. Человек – земнородный автохтон. Его породила хтоническая Гея. Поэтому человек родственник дракайнам, змееногим гигантам, титанам и прочим древнегреческим ктулху – порождениям чёрной Матери Земли. Совершенно логично, что перволюди блаженствовали во времена власти титана Кроноса. И также логично, что земнородные люди после смерти уходят в преисподнюю. Потому что подземье это их родина. Люди, в олимпийской светлой оптике, произошли от какой-то полунежити. Перволюди это дикари. Первопредок, мифический царь-анакт первых людей просто обязан иметь змеиный хвост, как афинский Эрихтоний. Элевсинские мистерии призваны завершить процесс антропогенеза. Мисту следует просветить своего внутреннего дикаря, совлечь с себя ветхого автохтона. В античных восхвалениях Элевсиний постоянно присутствует бинарная пара: дикарь vs. просвещённый человек. Считалась, что именно Деметра подарила людям цивилизованность через свои мистерии.

Деметра, Триптолем и Персефона. Рельеф

Но это не такая простая дихотомия. Ещё раз: Элевсинские мистерии посвящены не каким-то отчуждённым от человека природным циклам, а индивидуальному бессмертию. Это анастасический культ. Так вот. Большинство авторов XX века, писавшие об Элевсиниях в начале-середине века, просто не продумывали глубоко результаты новых по тем временам археологических открытий неолитических и эпипалеолитических культур плодородного Полумесяца и Анатолии. Гёбекли-Тепе это вообще открытие 90-х годов XX века. Лавина открытий фактически пошла относительно недавно. А корни Элевсинских мистерий, также как и подобных им анастасических религий Эгеиды, Египта, Леванта и Междуречья именно там, в неолите-эпипалеолите, в этом у меня нет никаких сомнений. Я не стану сейчас разбирать эту тему, она чрезвычайно объёмна. Ей следует посвятить отдельный цикл постов. Просто пока сформулирую гипотезу. Если верна концепция «революции символов» Жака Ковэна, то происхождение земледелия, как часть процесса неолитизации, совсем нетривиальная вещь. Если принять на первый взгляд экстравагантную гипотезу, что доместикация растений изначально не имела экономического смысла, а была частью социально-религиозного ритуала, то всё становится на свои места. Элевсинский миф это история о доместикации.

Женщины в белом и дисы.

Женщины в белом (известные под именами - Дама в белом, Белая девка и проч.) - довольно распространённое явление в фольклоре европейских народов. Имеется много "страшилок" о встречах людей с Белой дамой. Ночью бесшумно открывается дверь, и в комнату входит...

Я не стану пересказывать все эти былички, однако замечу, что образ Белой дамы сильно коррелирует с древнегерманским представлением о матерях рода, которые продолжают оберегать своих потомков и различными путями помогают им. Культ дис был распространён очень широко в Германии, где им поклонялись под именем «Матрон» /matronae/ - Матерей. Это говорит о древней традиции преемственности, особое значение в которой придавалось предкам по женской линии. Дисы (германские идисы ) первоначально представляли собой обожествлённых прародительниц. Культ дис — это пережиток более древней матриархальной религии, распространённой в этих местностях задолго до зарождения религии асов, с которой она впоследствии слилась. Предводительница дис — Богиня Фрейя, один из титулов которой — Ванадис, т.е. диса из рода ванов. А все известные источники свидетельствуют о том, что ванам стали поклоняться значительно раньше, чем асам. Так что этот культ уходит корнями в кельтские древности и даже глубже, в эпоху Старой Европы.

Интересно, что валькирии описываются как "дисы Херьяна" (Herjans dísir, идис Одина – “Первая песнь о Гудрун”,19), а также "Херьяна девы" (Herjans nönnur (женщины Одина - в английском переводе) – “Прорицание вёльвы”,30). Дело в том, что в сражении могли принимать участие как умершие, так и живые женщины рода. Мёртвые считались более сильными, но и живые женщины, используя свою магию, могли помогать сражающимся сыновьям и мужьям. Женщины линии Хельги, Свава и Сигрун скачут по воздуху и воде, чтобы защитить своего возлюбленного Хельги во время войны. “Песнь о Хельги сыне Хьёрварда” рассказывает нам, как Свава (Sváva) была невидимой защитницей Хельги, когда трольша Хримгерд (Hrimgerðr) напала на его корабль. Но гораздо чаще дисы являлись как Белые дамы и предупреждали о грядущих событиях, говоря, "к худу" они или "к добру".

09 июня 2022

Матриархальный антураж оракула Аполлона в Дидиме.

В пору Великой греческой колонизации, что началась с середины VIII века до н.э. и длилась до VI века до н. э., греки основали за морем несколько сот городов-колоний. Дидим близ Милета на малоазийском побережье Эгейского моря был одной из таких колоний. Главная достопримечательность поселения Дидим — колонны святилища Аполлона, сохранившиеся до наших дней в той или иной степени целостности. 

Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон). Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э. «Лестница гигантов», соединяющая пронаос и адитон.

Дидимейон, или, иначе — оракул Аполлона близ Милета — в своё время был знаменит не меньше, чем Дельфы и Делос. Древний храм, сооружённый около 550 года до н. э., был соединён шестикилометровой Священной дорогой с портом Панормос, куда прибывали морем паломники. Вдоль этой дороги — в полном соответствии с «египетской» традицией Ионии, — были расставлены сфинксы, львы рычащие и статуи жрецов.

В 494 году до н. э. захватчики-персы дотла сожгли древний храм и похитили священную статую бога Аполлона. Через 200 лет её вернул Селевк I (305–281 годы до н. э.), пришедший на смену Александру Великому. Селевк I попытался возродить былую славу разрушенного Дидимейона, придав ему гигантские размеры. Храм Аполлона в Дидиме во много раз превосходил величественный храм Зевса в Олимпии. По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50 с лишним, в то время как храм Зевса имел в длину лишь 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны,  а у храма в Дидиме было 220 колонн диаметром — 2,3 метра, высотой — в 20 метров.

В храме существовало «тайное общество» оракулов, куда приходили люди, чтобы за некоторую материальную плату получить божественное предсказание Аполлона. Обычно жрицы говорили несколько двусмысленных слов, большая часть которых интерпретировалась по-разному. 

Раз уж речь зашла о жрицах, нельзя пройти мимо всего матриархального антуража Дидимейона.

"Per aspera ad astra". К звёздам — только через тернии, и никак иначе.

Высказывание Киры Муратовой (1934 — 2018) производит в уме "переоценку ценностей":

"Взаимосвязь между атомами и молекулами - это основа всего. Хаос происходит оттуда. Всё происходит оттуда. Все контакты и взаимодействия. Не может быть так, как в Библии: овцы и львы будут жить в гармонии друг с другом, и все будут счастливы. Никогда так не будет. Ни один социализм не приведёт нас к этому, ни один либерализм. Можно временно это создать. А потом вдруг придёт фашизм. Были Бетховен и Бах - и потом вдруг концентрационные лагеря. Ой, как же это возможно, немцы, культурный народ? Потому что внутри это всё равно есть, понимаете? Чем дольше всё хорошо - тем с более разрушительной силой прорывается хаос. Это как вулкан. Иногда у меня появляются иллюзии: я другая. Да, я другая. Но потом видишь, что ты не другая. Возможно, немного менее жестокая или просто хорошо воспитанная, но на дне - я такая же, как все. Я - часть хаоса".

С этой точки зрения, любопытно взглянуть на древнеримскую Bona Dea ("Благая Богиня"). Что это — наглядное свидетельство "тупизма" римлян в религии? Если мы согласны с Кирой Муратовой, то невозможно представить себе такую Благую Богиню. Потому что мир отнюдь не благ. Может быть,  образ Кали в индуизме более адекватно отражает суть Божества во вселенной?


Мне думается, Кира Муратова говорит, что да, вот такая она, Богиня! Прошу любить и жаловать. 

08 июня 2022

Я родился 25 июня.

Если сравнить жизнь человеческую с годом, то она начинается на рассвете 25 июня и заканчивается в ночь на 25 декабря. 

Сразу после рождения человек стареет, что отражено в английском языке. Там про трёхлетнего малыша говорят: "he is three years old", то есть буквально "ему три года старости". 

Металл со временем ржавеет, а человек — стареет. "Старость" в нём нарастает, а "молодость" с каждым годом сокращается как шагреневая кожа. И дни тоже сокращаются, а ночи увеличиваются.

Где-то кто-то сказал, что самое лучшее время года — начало марта, когда на дворе ещё лежит снег, но уже набухают почки на деревьях в саду, и всё впереди, и весна, и лето... 

С этой точки зрения, ещё лучшим временем года является ночь на 25 декабря, то есть момент нашей смерти. Там не только весна и лето, но и вся жизнь впереди. Ну, если разуметь так, как это преподносит Бхагават-гита (2:27): "Для рождённого смерть неизбежна, неизбежно рождение для умершего". 

Только наверно 25 декабря рождаются боги, а 25 июня — простые смертные. 

Седна.

Почти у всех эскимосов существует представление о "хозяйке моря" Седне. В одном из мифов она предстаёт девочкой, которая была выброшена из лодки, и, в то время как она цеплялась за борт каяка, отец отрубил ей пальцы. Из этих обрубленных пальцев произошли тюлени, киты и другие морские животные, а сама девочка опустилась на дно и стала матерью всей дичи на земле и всех зверей в море. Суть этой мифологемы можно изобразить схематически: дева отказывается выйти замуж (вступать в супружеские отношения с мужем), тем самым у неё возникает конфликт с отцом (мужем); она уходит или её изгоняют и она вступает в связь или с животным (собакой, медведем, китом), или с духом, или с мертвецом, в результате чего на земле появляются культурные блага.


В центре мифологемы находится идея о самопожертвовании. Очевидно, без жертвы невозможны ни культурные блага, ни сама культура. Это и понятно: для созидания культурных благ потребно время, которое человеку взять больше неоткуда, как только "выкроить" из своей личной жизни.

 

Уличное искусство Боготы.

 


Источник - Street art Канделярии

О близости культуры хаттов к культурам Эгеиды.

Если язык хаттов был столь близок языку крито-минойцев, то, надо полагать, такими же родственными были их культуры.

Да, действительно, у хаттов мы видим того же рогатого бычка, как и у минойцев.

Бронзовый бык хаттов из Аладжа-Хююка, 3 тыс. до н.э. Источник картинки

Бронзовый бык - хаттский церемониальный штандарт. Аладжа-Хююк.

Для сравнения: глиняная статуэтка быка, минойская цивилизация, музей Ираклиона.


А это — что такое?


maximus101 говорит, что это "церемониальный штандарт. Возможно это изображение солнечного диска". Допустим. Солнце между рогами быка... Где-то я уже это видел... Ну да, на росписях крито-минойских сосудов.


Вверху справа — что там изображено между рогами быка? Тут плохо видно, зато на следующей иллюстрации (из книги М. Гимбутас "Цивилизация Великой богини: мир Древней Европы". М., РОССПЭН, 2006, стр. 244) "солнце" изображено очень хорошо.


(3) Богиня, восстающая из головы быка. Деталь росписи на сосуде позднеминойской I культуры (Псейра, Восточный Крит): возрождение новой жизни предстаёт как появление бабочки между рогами быка, который символизирует матку.

(4) Богиня в короне и с крыльями бабочки поднимается между рогов. Оттиск печати, Закроc, Восточный Крит, среднеминойский период III." (стр. 271)

07 июня 2022

Анатолийские "корни" минойцев.

Минойский и хаттский языки — такие же родные братья, как, например, русский и украинский языки.

Источник картинки

В статье "Talking Neolithic: the case for Hatto-Minoan and its relationship to Sumerian" представлены доказательства, которые связывают минойский язык с хаттским языком второго тысячелетия до н.э. северной Анатолии. Анализ хаттской словесной системы поддерживает гипотезу о том, что, в свою очередь, хаттский язык связан с шумерским языком. 

Литовская Медейна и культ медведя.

В Литве, которая оставалась языческой ещё в XV веке, в принципе, могли сохраниться какие-то реликты неолитических культов Старой Европы. Авторы статьи "Медейна как реликт неолитических верований" - Yelena Kolesnikova, Mindaugas Peleckis - полагают, что "присутствие в литовской мифологии такого персонажа, как Медейна, может быть объяснено влиянием субстратного этноса, т.е., неких людей, основным занятием которых среди прочего была охота". "Древние балты были одними из первых индоевропейцев, появившихся на Восточно-Европейской равнине, их можно возводить непосредственно к племенам, создававшим шнуровую керамику (3200–2300 до н. э.). Люди, создававшие шнуровую керамику, очевидно, могли иметь непосредственные контакты с людьми, создавшими ямочно-гребенчатую керамику, датируемую примерно 6-м – 2-м тысячелетием до нашей эры".

"Поселения людей, создавших ямочно-гребенчатую керамику, располагались на берегах (моря или озёр), и хозяйство основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве. Обычным жильём в Финляндии было, видимо, нечто вроде типи или, иначе, вигвама американских индейцев — переносной шалаш площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. В лесной полосе России на поселениях обнаруживаются круглые основания небольших жилищ, слегка углубленных в землю (сантиметров на 40). Из искусства для этой культуры характерны маленькие керамические фигурки и головы животных (обычно лося или медведя) из камня. Захоронения устраивались внутри поселения, и покойников покрывали красной охрой" (Источник).

Реконструкция по черепу неолитической женщины из Караваихи (территория Вологодской области) // Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу: современный и ископаемый человек. - М., 1955. - С. 349

Третий Рим в зеркальном отражении Первого Рима.

"Древнеримские женщины эпохи Империи могли себе позволить довольно много по сравнению с предыдущим периодом истории. Например, иметь собственное имущество и денежные средства, а также агитировать за кандидатов на выборах. На стенах Помпей сохранилось немало надписей, где женщины рекомендуют соседям, за кого стоит голосовать" (Источник).

Здесь само собой напрашивается сравнение древнеримских женщин эпохи Империи с советскими женщинами. Ни для кого не секрет, что в СССР женщины чувствовали себя гораздо более свободными и независимыми, чем в царской России, в связи с чем говорят даже о "советском матриархате".

На самом деле, конечно, никакого матриархата в СССР не было. Как, впрочем, не было и патриархата, в традиционном понимании этого слова. А что же было? Было гипертрофированное развитие государственности. Россия и при царях представляла собой «чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй», а при Сталине это "чудище" стало ещё более огромным. Все мужчины в СССР стали "винтиками" государственного механизма, и поэтому все разговоры о патриархальности утратили свой смысл: какой же ты - "патриарх", если ты не можешь ни бзднуть, ни пёрнуть "без санкции соответствующих органов"?! Очевидно, и в древнем Риме эпохи Империи наблюдалась схожая картина: чем больше "государства", тем меньше "патриархии". Исконный же, "кондовый" патриархат, как мы знаем, существовал у римлян времён Республики, когда гордый патриций чувствовал себя царём и богом над своими домочадцами. Нечто подобное мы наблюдаем и в культовом фильме "Жила-была одна баба" (по мнению историка Давида Фельдмана, показанные в фильме события имеют документальную основу), - там глава тамбовского крестьянского семейства ведёт себя как древнеримский патриарх.

Так вот, советская власть устранила этот самодержавный патриархат. Однако ошибаются те, которые полагают, что вместо патриархата в СССР появился матриархат. Нет, всё было совсем иначе: вместо миллионов мужиков-"патриархов" в СССР встал во весь рост один Патриарх (с большой буквы). Ну, и этот Патриарх, скажем так, немного "приморил" мужичков. Ситуация стала схожей с порядками среди обезьян, где "альфа"-самец доминирует над всеми самцами в стаде и выступает защитником самок, которые могут обратиться к нему, если кто-то из самцов покушается на их сексуальную неприкосновенность.   

Феминизм и гомосексуальность.

abintra2 в посте "Женщины объяснили причины, по которым они предпочитают сексуальные отношения с другими женщинами " выложила перевод отрывка из книги Ш. Хайт, которая пишет:

"Я, представьте себе, довольно искренне говорила в течение моего 30-летнего замужества, что да, у меня был оргазм почти каждый раз. Но потом, застигнутая врасплох лесбийскими отношениями, я впервые испытала буйволинский,  с полным затмением, оргазм. Ух! Я ничего подобного никогда не испытывала".

В связи с этим у меня возник вопрос: а не являются ли феминистки тайными лесбиянками? 

Вот этот "буйволинский,  с полным затмением, оргазм" — что он, вообще, означает? Я думаю, сила оргазма зависит не от одной лишь стимуляции клитора (в противном случае "лучшими друзьями женщин" были бы вибромассажёры для стимуляции клитора), а, скажем так, от совпадения секс-партнёра с твоими внутренними ожиданиями. У каждого в глубине души существует тайный образ, сотканный из ночных фантазий о сексе. И если этот образ соответствует реальному партнёру, тут и случается оргазм "с полным затмением". Помнится, по молодости, довелось мне танцевать с одной девушкой, которая была мне очень приятна; я чуть было не испытал оргазм прямо во время танца, от одного лишь прикосновения к её телу; а потом у меня весь вечер "зудело" под ширинкой в штанах. Вполне возможно, что и автор книги, Ш. Хайт, встретила "то что надо" в лице той женщины-лесбиянки, в общении с которой она пережила "буйволиный" оргазм.

Недавно я касался этой темы. Я высказал осторожное предположение о том, что, возможно, в древних матриархальных обществах "первую скрипку" играли мужеподобные девы-урнинги. Может быть, и в современном феминизме тон задают лесбиянки?

06 июня 2022

Архетип "козла отпущения" в судьбе мужчины.

Почему — спрашивается — "козёл отпущения" [1], а не "коза отпущения"?

Очевидно, потому что козу — жалко, а козла — не жалко. Коза даёт молоко, от неё родятся козлята, а от козла — ни молока, ни козлят. Потеря козла для хозяйки не столь болезненна, как потеря козы. Именно поэтому, я думаю, для жертвоприношения отбирали козлов, а не коз. 

Моя сестра разводит кур и время от времени покупает цыплят, два или три дня назад вылупившихся из яйца. Так как в двухдневном возрасте ещё невозможно отличить курочек от петушков, среди птенцов, когда они подрастут, иной раз оказывается до половины самцов. Им сразу отрубают головы, и — в суп. А курочкам головы не рубят, потому что они несут яйца.

Я полагаю, что так же дело обстояло и с быками. Для "покрытия" самок достаточно иметь одного или двух быков в стаде, а много быков держать не имеет смысла. Если надо было устроить "пир на весь мир", конечно, резали быка, а не корову. Ну, а так как в древности не было светских праздников, - все праздники были религиозными (отсюда, кстати, англ. holiday - "праздник", букв. "святой день"), - то забой быка обставлялся как жертвоприношение. 

Жертвоприношение кому? Вопрос, конечно, интересный. Со стопроцентной уверенностью ответить на него нельзя, но я предполагаю, что — Богине. Дело в том, что мы имеем множество древних артефактов, где Богиня изображается рядом с быком (или быками).

Плита из Фамагусты (Кипр), наиболее архаичная по структуре. Она делится на три части, соответствующие трём частям космоса, – нижнюю, среднюю и верхнюю. 

О китайском матриархате.

"Китайцы, возможно, начали заниматься шелкоткачеством порядка 6000 лет назад. К такому выводу пришли учёные после обнаружения на севере страны "каменной" куколки шелкопряда. Как сообщили в управлении по делам культуры и туризма уезда Сясянь провинции Шаньси, камень с резьбой в виде куколки шелкопряда был недавно найден в ходе археологических раскопок неподалёку от села Шичунь этого уезда. Шичунь считается одним из ранних поселений, которые принадлежат к Яншао - культурам неолита в бассейне среднего течения Хуанхэ. Напомним, что в 1926 году Ли Цзи, один из основоположников китайской археологической науки, нашёл в этом уезде наполовину разрезанную человеком куколку шелкопряда, история которой насчитывает 5500 лет. Кстати, согласно историческим записям, Лэй-цзу, супруга легендарного китайского правителя Хуан-ди, считающаяся первооткрывателем шёлка, научила жителей нынешнего уезда Сясянь разводить шелкопряда и разматывать шёлк с его коконов" (Источник).

Хуан-ди — мифический персонаж. Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Конечно, в эпоху неолита никаких императоров и духу не было, из чего мы делаем вывод о том, что мифологема о «Жёлтом императоре» — довольно поздний патриархальный конструкт, призванный внушить китайцам, будто империи и императоры существовали с самого появления человека на Земле. Это, конечно, чушь собачья, но к преданиям о Лэй-цзу стоит присмотреться внимательнее, в том смысле, что, возможно, именно женщины одомашнили тутового шелкопряда 6000 лет назад, хотя в Википедии сказано, что он был одомашнен около 3000 лет до н. э. Во всяком случае, ткачество — это исконно женское занятие.