В паблике HumaninSide - легенды нашей эпохи представлена загадочная неолитическая гранитная фигурка с птичьим клювом.
Речь идёт о необычной фигурке эпохи неолита, прозванной «7000-летней загадкой»: учёные не знают, что она собой представляет, кто её сделал, где и зачем.
Гранитная фигурка высотой 36 см представлена в окружении более типичных образцов неолитической скульптуры: небольших статуэток из глины и мягкого камня.
Маленькие статуэтки с "клювастыми" носами напоминают фигурки из неолитического поселения Stubline культуры Винча, о которых я написал серию постов (см.: Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К вопросу об интерпретации фигурок из Stubline, Возвращаясь к фигуркам из Stubline и Об интерпретации Ильи Палагуты фигурок из Stubline и Снова возвращаясь к фигуркам из Stubline.)
Что касается большой гранитной фигурки, место происхождения этой статуэтки неизвестно: в музей она попала из частной коллекции, но где её нашли – никто не знает. Учёные предполагают, что фигурка была изготовлена на севере современной Греции, в исторических областях Фессалия или Македония. Когда? Всё говорит о том, что фигурка относится к эпохе позднего неолита, разброс датировок – с 4500 по 3300 год до нашей эры. Но, в отличие от подавляющего большинства скульптурных произведений той эпохи, фигурка с «птичьим» личиком вырезана из камня, причём не из мягкой податливой породы вроде известняка, а из твёрдого гранита. Как – непонятно: металлических инструментов, подходящих для обработки твёрдых пород камня, в эпоху неолита не существовало. Необычен и размер фигурки: 36 см в высоту. Мастера неолита, если и создавали каменные статуэтки, то ограничивались небольшими размерами – лишь 5% известных неолитических фигурок из камня превышают высоту 35 см, и все они сделаны из мягких пород.
Не менее странным выглядит полное отсутствие намёков на пол загадочного существа. Связано ли это с «техническими» сложностями работы с твёрдым камнем или таков был изначальный замысел скульптора? С одной стороны, фигурка была отполирована – так поступают только с законченными произведениями. Однако на поверхности статуэтки сохранились неотполированные участки, где виден оригинальный цвет камня – любопытно, что эти участки совпадают с… назовём это интимными зонами человеческого тела. Возможно, мастеру не хватило мастерства или подходящих инструментов, чтобы придать фигурке более определённый – мужской или женский – вид? «Округлый животик может намекать на беременную женщину, вот только у фигурки нет даже намёка на грудь. А в эпоху неолита изображение груди явно и однозначно указывало на женскую идентификацию артефакта. Но у этой фигурки отсутствуют и типичные мужские признаки. Удивительно, но она совершенно бесполая», — говорит археолог Катя Мантели.
Да, вырубить из гранита такую большую фигурку, не имея металлических инструментов, используя, по-видимому, гранитные отщепы, — это же такой каторжный труд! Каков же был стимул для создателя этой фигурки, чтобы заставлять его ежедневно сидеть и бить камнем о камень, высекая искры?
Комментариев нет:
Отправить комментарий