12 июня 2022

Матриархальный мужчина vs. "матриархального" мужчины.

Наши современники часто представляют матриархат в карикатурном виде.

Ну, и изображают "матриархального" мужчину как "барана", ведомого на заклание.

Что это не так — свидетельствует, например, матриархальное племя ирокезов. "Древняя социальная организация ирокезов — классический пример материнско-родового строя", - говорит Википедия. Уж более воинственных мужчин, чем ирокезы, и не сыскать во всей Северной Америке.

Ирокезы

Другой пример показывает
xi11zang44 в записи "Мужчины-кхамчане". Цитирую:

"Мужчины-кхамчане – это жители Кхам. Кхам – историческая область Тибета наряду с У-Цангом (включая Нгари) и Амдо. Презентацию района Кхам можно найти в рассказе «Кхамчанки с улицы Бакхор», входящем в книгу «Женщины Тибета» современной писательницы Келъян, этнической тибетки.

«А район Кхам совершенно ей (Примеч. Лхасе) противоположен. Там самые богатые и красивые пастбища в Тибете, территория обширная, горы высокие, климат благоприятен для проживания людей. Внешние границы огромны. Став родиной великого героя Гесара, Кхам обрёл славу места, где самые резвые скакуны и самые удалые мужчины. Одним словом, Лхаса – это место концентрации родовитой знати, здесь традиционно сложился порядок проведения церемоний, сосредоточено богатое культурное наследие. А Кхам богат героическими мужчинами, талантливыми коммерсантами, аскетами-практиками и женщинами, одарёнными природной красотой. Мне кажется, что Кхам – место, богатое работниками. Но мне непонятно, почему кхамчане могут до конца проявить свои врожденные способности и возможности, только приехав в Лхасу. Неужели это жители Лхасы открывают им глаза и указывают путь к героизму и мужественности?»

Про Гесара можно прочитать в рассказе «Царь Гесар и Бругмо».

В книге Кеннета Конбоя и Джеймса Моррисона «Тайная война ЦРУ в Тибете» авторы пишут, что боевиков набирали из кхамчан. Ну а где же ещё? На родине Гесара рождаются самые удалые мужчины, как пишет Келъян. Что же говорить о мужчинах-кхамчанах, если уж одна из героинь рассказа «Кхамчанки с улицы Бакхор», Цзомцо, оказавшись ночью в безлюдном месте на старой дороге, почувствовав угрозу, исходящую от водителя, тянувшего к ней руки, не успев сама испугаться выхватила поясничный нож и приставила его к своему горлу. Девушка угрожала, что воспользуется им (ножом), если обидчик осуществит свой план. А Янди, другая героиня этого рассказа, отрезала у должника пол уха, в качестве компенсации за 7000 юаней, которые он не вернул. 

В рассказе «Женщина, у которой было четыре мужа» мы узнаём, что в Кхаме распространена полиандрия. 

«Самая пожилая замужняя женщина в нашем дворике, которой было около 70 лет, провела большую половину жизни на пастбищах в районе Кхам, где форма брака ”одна жена – несколько мужей” является очень распространённой».

Опаньки! Полиандрия! У одной женщины — четыре мужа! Позор джунглям! И тут сразу рисуется картина, как "мама"-утка выходит со своими безвольными вахлаками-заморышами мужского пола.

А в реальных-то матриархальных обществах — совсем иначе!

Здесь нужно заметить, что матриархальные общества — это общества традиционные, а традиционные общества сохранились там, где нет влияния государства (или оно сведено к минимуму). Тибет как раз является такой "труднодоступной" для госчиновников зоной: очень бедный район, поживиться там нечем, да и жить там, на высоте более пяти километров, очень затруднительно для людей, мнящих себя элитой общества. 

Так что "матриархальный" мужчина — это продукт государства, а не матриархата. Где нет государства, там нет и таких мужчин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий