03 мая 2023

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме.

"С биологической точки зрения, женский пол является основным. В природе есть примеры организмов, которые перешли от полового к бесполому размножению – это некоторые виды насекомых, хвостатых земноводных и даже ящериц, т.е. достаточно продвинутые формы жизни. И да – у них есть только самки, которые, когда приходит время, приносит потомство из одних только самок. Представить же себе вид, состоящий только из самцов, невозможно. Если бы кто и сотворил человека, то первым человеком должна бы быть условная Ева, а не условный Адам. Более того – на ранних эмбриональных стадиях развития все мы были самками. Самец – это, с эволюционной точки зрения, модифицированная самка – но не наоборот. Существует редкое врожденное отклонение – когда ребёнок, родившийся девочкой, генетически является мальчиком, т.е. имеет ХУ хромосомы, а не ХХ, как полагается девочке. Такие девочки-мальчики рождаются тогда, когда эмбрион в силу врождённых отклонений не смог вырабатывать гормон, пускающий развитие по мужскому типу и потому он продолжает развиваться по исходному, первоначальному проекту – т.е. женского пола. Правда, такие девочки бесплодны, а так-же имеют ряд других особенностей – подробности можно узнать, почитав про синдром Свайера" (Источник).

"По мнению профессора В.Н. Дьякова, каждое общество на ранних стадиях своего развития было матриархальным. Не все в научных кругах разделяют эту точку зрения, но есть единогласие в том, что, как правило, рост женского статуса в обществе наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия - просто не все готовы называть это матриархатом, тем более у нас очень мало достоверных данных о тех древних временах. Важность роли женщины в обществе раннего земледелия выросла в связи с тем, что раннее земледелие во многом аналогично собирательству каменного века и было традиционно женским занятием, в отличие от охоты - занятия сугубо мужского. В примитивных сообществах того времени отсутствовали привычные нам общественные институты семьи и частной собственности. Можно сказать, что это были относительно небольшие (200-300 человек максимум) родовые сообщества людей, связанных родственными узами по материнской линии с коллективным (общинным) владением землёй. Едва ли в этом обществе могла быть жёсткая вертикаль власти с королевой во главе. Социальное расслоение и социальная иерархия была выражена неярко, так как это было по своей сути коммунистическое общество (т.н. первобытный коммунизм), а потому называть это общество матриархальным в смысле главенства женщин действительно сложно. Но давайте посмотрим не с точки зрения структуры, а с точки зрения стратегии и цели общества, и мы увидим, что эпоха раннего земледелия (эпоха матриархата по Дьякову) - это эпоха развития без конкуренции с соответствующими культами плодородия и богини-матери. Матриархальное общество - это неагрессивное общество, которое заботится о собственном росте не в ущерб другим - скорее всего в силу того, что этих самых других в те давние времена было очень мало и конкурировать с ними просто не было никакой необходимости" (Источник).

"Патриархат по своей сути - это культ силы, борьбы и конкуренции. Как только перед обществом встала задача бороться и конкурировать, патриархат стал естественным приспособлением общества для выполнения стоящих перед ним задач.

Давайте теперь отвлечёмся от древности и посмотрим на современность... Мы видим, что общество перестало быть патриархальным по своей форме, женщины на законодательном уровне совершенно уравнены в правах с мужчинами, а по ряду вопросов имеют даже больше преференций. Можно ли сказать, что [современное] западное общество не патриархально? Я думаю, что перестав быть патриархальным по своей форме, оно остаётся патриархальным по содержанию. Капиталистическое общество во многом даже более агрессивно и сильнее ориентировано на конкуренцию, чем традиционное. Да, его методы конкуренции стали изощрённее и хитрее, его оружием стала не только грубая сила, но и культура, и пропаганда, и экономические манипуляции. Культ силы и борьбы отчасти заретушировался культом успеха и потребления, но не изменил своей подлинной сути, потому что успех в обществе конкуренции - это успех сильного над слабым, везучего над неудачником. В обществе продолжают цениться ряд качеств, которые были традиционно маскулинными: агрессивность, напористость, инициативность, соперничество, готовность рисковать, независимость. Таким образом, любое общество конкуренции - это общество патриархальное в том смысле, что будут культивироваться преимущественно маскулинные качества. От традиционного патриархального общества с чёткими гендерными ролями каждого пола современное постпатриархальное отличается только тем, что культивация маскулинности распространяется теперь на всех членов общества, а не только на мужчин. Сейчас женщины стали включены во всеобщую капиталистическую конкуренцию и потому не могут не приобрести ряда маскулинных черт... Современный феминизм третьей волны культивирует именно маскулинные качества. А потому женщина глазами современного феминизма - это в какой то степени мужчина с вагиной и бюстом" (Источник). 

Грифоны и львы — "ягоды одного поля"?


Золотой ритуальный сосуд скифского времени V в. до н. э. из кургана Братолюбовка, Херсонская область

На верхнем ряду мы видим рельефные изображения грифонов, терзающих оленей. Три нижние ряда представляют львов, терзающих лошадей.

Со времён неолитического поселения в Чатал-Хююке, а может быть и раньше, грифоны и львы выступают как сакральные животные Богини. Я полагаю, их можно сравнить с "ангелами смерти" в авраамических религиях. В иудаизме ангел смерти — это представитель Бога, которого посылает Бог, чтобы забрать жизнь или душу.

В таком случае, олени и лошади должны символизировать людей. Смерть, как кошка, подкрадывается незаметно. 

Да, кстати, не отсюда ли "растут ноги" у христианских описаний ада, где черти терзают плоть умерших грешников?

Вот некий Мефодий пишет: "У моей жены возник вопрос: а почему бесы мучают грешников, ведь вроде бы они на одной стороне – стороне зла. По идее они должны друг с другом ладить. А, и правда, почему?"

Ему отвечает Валентин Косов в комментах: "Я так думаю, что бесы работают на Бога, они что-то вроде небесной полиции. Их задача - метелить резиновыми дубинками всех, кто против Бога - т.е. грешников" (Источник).

Как говорится, от трагедии до фарса — один шаг.

К этимологии слова "князь".

Википедия говорит, что "слово «князь» (праславянское *kъnędzь) — древнее общеславянское заимствование и восходит к древнегерманскому корню *kun-ing-" (Источник). "Так в древненемецком kuning — «старейшина рода» от kuni — «род»". "Исходное значение — «глава рода»"(Источник).

Интересно, что куна́, или ку́нка, это «vulva» (Источник). Кстати, слово "куннилингус" происходит от лат. cunnus — наружные женские половые органы + лат. lingo — лизать (Источник). Выходит, что род — материнский, происходящий из "вульвы", - иначе совсем непонятно, зачем здесь kuni. 

Получается, что «князь» — «глава материнского рода». Скорее всего, изначально это брат женщины, которая являлась формальной главой общины. Своего рода "визирь". В арабском языке корень в-з-р обозначает перенос тяжести как в прямом (собственно перемещение тяжёлых предметов), так и в переносном (несение тяжкого бремени) смысле. Таким образом, титул визирь буквально означает «носильщик тяжестей», в переносном значении — «помогающий нести своему государю тяжесть правления». 

У хазар, с которыми воевал русский князь Святослав, сохранилась архаичная форма правления. У них роль сакрального царя исполнял каган, а в роли министра всевозможных дел выступал бек. Я полагаю, что примерно такой же расклад существовал и в других архаичных обществах на этапе разложения родового строя. Однако долго ещё "князья" не могли освободиться от пут родового строя и превратиться в самодержцев. Поэтому повсюду - и в древнем Египте, и в древнем Вавилоне, и среди первых правителей древнего Рима - мы наблюдаем странные "священные браки", непонятные формы наследования и другие пережитки матриархата. Откуда взяться пережиткам, если не было матриархата? 

Основная профессия — рабочий по формовке души.

"Искрой божественного разума является разумная душа, вселяемая в человеческое тело, хотя и не при зачатии, и не при рождении: младенец неразумен, подобно животному, его душа — лишь psyche, а не pneuma. Нет, душу разумную человек всасывает лишь постепенно из атмосферы, в которой она разлита, но всасывая её, он её индивидуализирует согласно своим предрасположениям, чеканит собственным чеканом, вследствие которого она по смерти уже не может раствориться в сути божественного разума, а сохраняет своё бытие как особи". 

Так Ф. Ф. Зелинский передаёт учение древнегреческой Стои. Надо сказать, что мои "размышлизмы" совершенно конгениальны этому учению. Выходит, я — стоик, коли разделяю идеи стоицизма...

Я уже не раз сравнивал душу человека со снежной бабой. Сначала из снега лепится снежок, а затем этот снежок катается по земле, покрытой снегом, и постепенно он увеличивается в размерах, приобретает некую форму, а его внутренним содержанием является всё, что к нему прилипло: прошлогодняя листва, собачьи какашки, "бычки" от сигарет и пр. Именно эти "бычки" и какашки формируют индивидуальность, личность, "персону" человека. Например, к формированию моей "персоны" в детстве "приложился" Джек Лондон; кто-то другие книжки читал, а кто-то совсем ничего не читал... Максим Горький сказал, что всему тому, что в нём есть хорошего, он обязан книгам.

Вот такого вот снеговика слепили в 1966-м году в закрытом городе Пенза-19 (сейчас г. Заречный).

02 мая 2023

Антиномия единства и многости.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что "древние греки прекрасно чувствовали, что в области божественности единство и многость сливаются, и это ставит их религиозное сознание не ниже, а выше нашей схоластики. В дискурсивном мышлении соответственную работу проделала школа элеатов: она пришла к результату, что единое есть, но как нечто непредицируемое, лишённое всяких свойств, всякой действенности; а действенным оно становится, лишь преломившись во многости. Для мыслящего человека этим устранён вопрос о том, была ли греческая религия монотеистической или политеистической".

Очевидно, к тому же результату неизбежно приходишь, размышляя о душе и духе: как соотносится индивидуальная душа и мировой дух? А вот так и соотносятся, как единство и многость в области божественного.  


О "кедешах" Астарты.

Мне представляется крайне любопытным название ханаанейских священных проституток "кедешами" (qədeša), то есть "святыми". Это сочетание проституции и святости похоже на оксюморон типа "горячего льда". Тут что-то не так.

Читаем в Циклопедии:

"Другая бросающаяся в глаза вещь — это то, что Фамарь занимается блудом, проституцией, причём её называют кдеша — корень q-d-š обозначает «святость», то есть «святая». То есть, занималась религиозной проституцией для служения некоему божеству: 

В стихе 21 она названа кдеша - "женщина посвящённая". Кдеша как понятие означает "женщина, посвящённая для служения божеству". В древнем мире отношения с такой посвящённой божеству женщиной считались служением тому или иному идолу. Особенно широко этот отвратительный обычай был распространён в древней Финикии и Вавилонии. Отдельный закон Торы запрещает выделять женщину для развратных связей, тем более, если это рассматривается как служение идолу.

Михаил Израйлевич Зильберман отмечает: "По одной из древнееврейских легенд Фамарь (Тамар) перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам.

Об исполнении в течении 7 дней обычая такой проституции Фамарью сообщают Заветы 12 патриархов.

Сам термин qədeša («святая») говорит об одобрении данного обычая. О нём рассказывает и пророк Осия: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, ибо хороша от них тень; поэтому блудят (tiznena) дочери ваши и прелюбодействуют (təna’ap̄na) невестки ваши». Осия называет израильтянок, занимавшихся этим блудом «святыми» (qədešot).

«Святыми» они считались, так как их оргии были угодны богам плодородия Баалу и Астарте.

Иуда совокупился с Фамарь, пообещав прислать ей в оплату козлёнка. Однако, когда его друг Хира по его просьбе пошёл отдать козлёнка, он не нашёл Фамарь. Из дальнейшего рассказа становится ясно, что она выдавала себя не просто за блудницу, а за «святую»: «И спросил [Хира] жителей того места, говоря: где святая (qədeša), которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было святой (qədeša). И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашёл её; да и жители места того сказали: здесь не было святой (qədeša)».

Фамарь была, следовательно, такой же почитаемой «святой». Недаром, Фамарь — одна из четырех женщин, упомянутых в генеалогии Иисуса Христа". 

Здесь много всего намешано, и я попытаюсь отделить "мух" от "котлет".

Во-первых, при чтении вот этого места - "Фамарь перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам" - сразу же возникает параллель со знаменитым текстом Геродота:

"Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года."

01 мая 2023

"Ямники"

Я́мная культу́ра — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 года до н. э.). 

"Для населения ямной культуры характерны черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом, сильно наклонным лбом и мощными надбровными дугами" (Википедия).

Экспансия "ямников"

Реконструкция лица человека ямной культуры из раннего бронзового века с территории современной Украины.
 
Современная реконструкция воина Ямной культуры.

Неолит на Кавказе.

Источник картинок

К истории символа «рука Фатимы».


Рельефы женских рук во дворце в форте Мехрангарх в память о вдовах махараджей, которые согласно древнему ритуалу Сати взошли на погребальный костёр своих мужей и сгорели заживо. Каждое изображение кисти руки — жизнь женщины, оборвавшаяся в огне погребального костра. В последний раз это случилось в 1843 году. Форт Мехрангарх, Джодхпур/Раджастхан, Индия. Источник.

Эти рельефы напоминают мне хáмсу (араб. خمسة‎, ивр. ‏חמסה‏‎ — «пятерица») — ближневосточный защитный амулет в форме открытой ладони с пятью пальцами. Мусульмане также называют этот символ «рука Фатимы», а иудеи — «рука Мириам». Истоки этого символа восходят к знаку «рука Инанны» (или «рука Иштар»). Следы происхождения хамсы находят также в Карфагене, где рука верховного божества Танит использовалась от дурного глаза. Кстати, хамса популярна среди берберов, и ввиду её значимости для берберской и арабской культур она вошла в состав герба Алжира.

Можно заглянуть ещё глубже в историю и обнаружить этот знак в неолитическом Чатал-Хююке.
 

Гностики и орфики.

В своё время Адольф Гарнак назвал гностицизм "острой эллинизацией христианства". В правоте этой формулировки можно убедиться, прочитав описание Орфических таинств у Ф. Ф. Зелинского:

"Космогоническая часть орфического учения примыкала к более старинному мифу о победе Зевса над Титанами и основанном путём насилия царстве богов. Чтобы иметь возможность передать его из запятнанных насилием рук в чистые, Зевс делает матерью царицу подземных глубин Персефону, и она рождает ему первого Диониса — Загрея. Но мстительные Титаны завлекают младенца Диониса к себе соблазном его отражения в их зеркалах и, завлекши, разрывают на части, которые и поглощают. Сердце спасает Паллада и приносит Зевсу; поглотив его, он вступает в брак с Семелой, дочерью Кадма, и она рождает ему (второго) Диониса. От Титанов же произошёл человеческий род.

Здесь к космогонической части примыкает нравственная. Раз мы происходим от поглотивших первого Диониса Титанов, то, значит, наше душевное естество состоит из двух элементов — титанического и дионисического. Первый тянет нас к телесности, к обособлению, ко всему земному и низменному; второй, наоборот, к духовности, к воссоединению в Дионисе, ко всему небесному и возвышенному. Наш нравственный долг — подавить в себе титанизм и содействовать свобождению тлеющей в нас искры Диониса. Средством для этого служит объявленная в Орфических таинствах посвящённым «орфическая жизнь». В число её обязанностей входило и воздержание от убоины; оно было внушено соображением, о котором речь будет тотчас.

Действительно, из нравственного учения вырастает эсхатологическое. Живой Дионис, сердце Загрея, жаждет воссоединения со всеми частями его растерзанного тела. Целью жизни каждого человека должно быть поэтому окончательное освобождение той его частицы, которая в нём живёт, и её упокоение в Великой сути целокупного Диониса. Но путь к этому очень труден. Титанизм является нам постоянной помехой, соблазняя нас к новой индивидуации и новому воплощению. И вот мы рождаемся и умираем, и вновь рождаемся, всё снова и снова замыкаем свою душу в «гробу» её «тела» (soma — sema), всё снова и снова воплощаемся — между прочим и в звериных телах (почему Орфей и приказывает воздерживаться от убоины) — и нет конца этому томительному «кругу рождений», пока мы, наконец, не внемлем голосу Диониса, не обратимся к «орфической жизни». И тогда мы спасёмся не сразу. Трижды мы должны прожить свой век безупречно и здесь, на земле, и в царстве Персефоны, пока, наконец, не настанет для нас заря освобождения, воссоединения и упокоения".

Кто хотя бы немного знаком с гностическими космогоническими системами, тот без труда найдёт параллели между злым демиургом Иалдабаофом и Титанами.

Довольно любопытно противопоставление царства Титанов, созданного насилием, и царства Персефоны, которое "не от мира сего". Прямо-таки сама собой напрашивается аллюзия на Царство Божие Иисуса Христа. И тогда получется картина эпического противостояния двух царств — патриархального римского и матриархального христианского.


Менады древние и современные.

Ecstatically dancing maenad. Python as painter. Detail from a Paestan red-figure skyphos, ca. 330-320 BC. British Museum

"Характерной чертой культа Диониса было исступление (ekstasis), достигаемое при помощи оглушительной музыки тимпанов, кимвалов и флейт (т. е. тамбуринов, медных тарелок и кларнетов) и главным образом — головокружительной «оргиастической» пляски. Особенно подвержены чарам исступления были женщины; вакханки составляли поэтому главную свиту Диониса; в своих «небридах» (т. е. ланьих шкурах), препоясанных живыми змеями, с тирсами в руках и плющевыми венками поверх распущенных волос — они остались незабвенным на все времена символом прекрасной дикости, дремлющей в глубине человеческой души — но прекрасной лишь потому, что красотой наделила её Эллада.

В исступлении пляски душа положительно «выступала» из пределов телесной жизни, преображалась, вкушала блаженство внетелесного, слиянного с совокупностью и с природой бытия; на собственном непреложном опыте человек убеждался в самобытности своей души, в возможности для неё жить независимо от тела и, следовательно, в её бессмертии; таково было эсхатологическое значение дионисиазма. Он завоевал всю Грецию в VIII—VII веке в вихре восторженной пляски" (Ф. Ф. Зелинский).

Интересно сравнить эти экстатические танцы с чудом в Гарабандале. Источники сообщают, что девочки, впадая в состояние экстаза, запрокидывали свои головы назад и смотрели немигающим взглядом в небо.

Гарабандальские визионерки

30 апреля 2023

Софокл как "луч света в тёмном царстве".

"Элевсинские таинства, прикреплённые к аттическому городу Элевсину на Саронском заливе, были в своей основе таинствами возрождающегося хлеба: как погружённое в борозду земли зерно не погибнет, а после некоторого пребывания под её покровом воскреснет, так воскреснет и душа опущенного в лоно земли человека.

Своё выражение нашло это учение в мифе: дочь Деметры Кора была похищена царём преисподней, её мать после долгих страдальческих скитаний открыла её местопребывание и достигла того, что её дочь была ей временно возвращена, проводя треть года у своего супруга и две трети с ней. Достигла она этого своей материнской любовью; любовь и жажда воссоединения с утраченными, а вовсе не мнимый эгоизм жизнелюбивой особи, была в античной религии вдохновительницей учителей бессмертия души.

Кора вследствие своего похищения познала тайны подземного мира; познав их, она открыла их матери. Они знают, как человек может обеспечить себе «лучшую участь» на том свете; и любя людей, они согласились уделить своего знания также и им. Для этого и основали они свои таинства в том самом Элевсине, где впервые заколосились зелёные нивы в силу другого благодеяния, оказанного человечеству той же Деметрой. Сюда отныне стекаются посвящённые — из Элевсина, из Аттики, со всей Эллады; мужчины, женщины, богатые, бедные, свободные, рабы — перед богинями все равны", - сообщает Ф. Ф. Зелинский. 

Вероятно, название Элевсин как-то связано с Элизиумом, обителью блаженных. Я специально не вникал в вопрос этимологии этих двух слов, но их созвучие нельзя не заметить.

Как говорит Софокл, "трижды благословенны те из людей, кто после созерцания этих обрядов отправляются вниз к Аиду. Только для них там продолжается жизнь; всех остальных ждёт горькая участь". 

Как понимать это разделение "семян"-людей? Одни "зёрна" после смерти "проклюнутся", дадут росточки и взойдут, а другие "зёрна" не взойдут к новой жизни? Собственно, ту же идею разделения людей на "проклюнувшихся" и "непроклюнувшихся" мы видим в Притче о сеятеле, которую Иисус рассказал на берегу Галилейского моря:

"Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:1-8). 

О культе героев в Древней Греции.

Крайне тёмным и запутанным остаётся для меня древнегреческое понятие "героя". 

С одной стороны, я уже привык к тому, что в Древней Греции героями назывались люди, рождённые от связи женщин с богами. Типичный герой — Геракл, сын Зевса и Алкмены.

Мастер Сизифос. Геракл "трахает" кентавра Несса, ок. 420 г. до н.э. Лувр, Париж

Но, с другой стороны, ближе к историческому периоду "это
слово стало означать, в частности, мёртвого человека, почитаемого и упокоенного в его гробнице или в святилище" (Википедия). 

Ф. Ф. Зелинский пишет: "«Герой» в сакральном смысле — просветлённый покойник. Он пользуется полной сознательностью (pampsychos); он, как преображённый, одет в ризу высшей красоты (eumorphos); он блажен в своей силе и воздаваемых ему почестях (makarios). Связанный узами любви с живыми, он получает от них честь памяти во втором из трёх возлияний на пиршествах; новоаттическая комедия не раз изображала его духом — хранителем преданного ему дома, спасающим от обид оставленных без призрения сирот".

Язычество ≠ сатанизм.

Религия, как любовь, многогранна. Никогда не было и нет какой-то одной религии. У каждого человека она - своя, в зависимости от его интеллектуального уровня, духовного развития, углубления в Традицию, даже от психо-физиологической конституции организма. 

Православные христиане лишь по видимости исповедуют одну религию, а на самом деле всяк представляет себе эту религию по-своему. Среди православных есть и бедные, и богатые, и бездетные, и многодетные, и больные, и здоровые, и слабоумные, и шибко умные, и затворники, и «звёзды» телеэкрана, и сталинисты, и антисталинисты, имперцы и те, кому нет никакого дела до империи, верующие в чудеса и неверующие (как, например, бывший дьяк Андрей Кураев), и т. д. И все они считают, что их религия - православие, хотя некоторые из них будут спорить друг с другом до драки и мордобития, если свести их вместе и устроить между ними дискуссию о том, как они понимают православие.

Соответственно, столь же многообразным является и язычество. Там есть свои духовные "эвересты" и "глубины сатанинские". Меня интересуют первые, а вторые я, как правило, отправляю в "игнор", если они мне встречаются при исследовании древней истории.

Кто-то может обвинить меня в субъективности, что я таким образом "приукрашиваю" древнее язычество, но я просто хочу показать и доказать, что далеко не всё язычество является сатанизмом. Я вообще не люблю, когда навешиваются "ярлыки" на те или иные общественные явления, потому что как среди православных, так и среди язычников есть такие люди, которые и срать рядом друг с другом не сядут, - настолько сильно отличается их мировоззрение. 

29 апреля 2023

"Охота на ведьм" в Танзании.

Из стаьи О. Б. Христофоровой "От моральной паники к социальному институту и обратно: вера в колдовство в истории человечества":

"Вера в колдовство и чёрную магию остаётся достаточно сильной в Танзании, сообщает Mail Online. Местные жители считают, что причина любых несчастий, от бесплодия и бедности до проблем в бизнесе, – колдовство. По данным местных правозащитников, с 2005 по 2011 г. по подозрению в колдовстве были убиты около 3 тыс. человек (и это только документированные случаи), в основном пожилые женщины. В местном фольклоре одна из черт, выдающих колдуна, – красные белки глаз, и пожилые женщины становятся центральным объектом нападок потому, что их глаза часто краснеют от специфического дыма очагов: в бедных деревнях в качестве топлива используют навоз" [1].

Интересно, как это сообщение перекликается с "охотой на ведьм" в Западной Европе в XVI-XVII веках. 

Я думаю, что воспалённые красные глаза женщин дают односельчанам повод судить о бессонных ночах, проведённых этими женщинами. Почему они не спят, что они делают, чем занимаются по ночам? Пожилые люди часто страдают бессонницей; а может они не спят, потому что колдуют? Известно, что колдуньи ведут преимущественно ночной образ жизни.

Хотя, при желании, легко можно найти и мужчин с красными глазами.


Здесь необходимо ещё учитывать тот факт, что в Африке многие вожди претендуют на обладание сверхъестественными силами.

Возникает любопытный вопрос: а не является ли танзанийская "охота на ведьм" своего рода политическими репрессиями? Ведь у вождя не будет авторитета могущественного колдуна, если в его "вотчине" станут "ворожить" какие-то бабки-"шептуньи". А вдруг они что-то "нашепчут"?! Может быть, это танзанийские вожди "науськивают" своих людей на всякого рода неординарных женщин? Во всяком случае, надо бы этих вождей "поставить на ковёр" и допросить: как так получается, что на вашей "подмандатной" территории люди занимаются самоуправством и самосудами? Вы, вообще, вожди или "вошьди"?

Это город Кибера, в восточной Африке.

----------------------------------------------------------------------------

[1] Seven people accused of witchcraft hacked with machetes and burned to death by mob of villagers in Tanzania [Электронный ресурс] // Mail Online. 11.10.2014. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2789349/sevenpeople-accused-witchcraft-hacked-machetes-burned-death-mob-villagerstanzania.html (дата обращения 28.02.2021). Эта новость была повторена на многих российских и зарубежных интернет-ресурсах (The Mirror, Lenta.ru и др.).

"Бездонные" сосуды Данаид.

Биноклевидный сосуд. Трипольская культура. Этап ВІ-ВІІ.

О предназначении биноклевидных сосудов единого мнения на сегодня нет.

Амфиктионы — "охранные отряды" древнегреческой демократии.

"Дальше города понятие государственности у эллинов не шло; тем не менее сознание своего национального единства у них было, и держалось оно, во-первых, на общности преломленного в бесчисленных говорах языка (в силу которой эллины противополагали себя «варварам», каковое первоначально безобидное слово означало только говорящего на непонятном языке), во-вторых, на общности многих обычаев («общие законы Эллады»), и, в-третьих, и главным образом в том, что эллины признавали одних и тех же богов и притом под одним и тем же именем. На этой последней почве и состоялось национальное объединение Эллады — поскольку оно состоялось. Его правовой формой была Амфиктиония.

«Амфиктионы» значит «живущие вокруг». Вокруг чего? Обязательно вокруг храма. Храм требовал охраны — у него ведь были, кроме здания, и часто драгоценные приношения, и стада, и земли. Сам себя он охранять не мог — и вот его охраняли «окрестные жители», амфиктионы. Это их сближало между собой. Так евбейские города охраняли общий храм Артемиды Амаринфской: и когда два главные из них, Халкида и Эретрия, начали между собой долгую «Лелантскую войну», в которой приняла участие вся Эллада (VII в. до Р. X.), они обязались не употреблять дальнестрельного оружия, каковой уговор был записан на камне в храме богини. И он был соблюдён — с Артемидой не шутили, это не «клочок бумаги»" (Ф. Ф. Зелинский"). 

А духовности-то у древнегреческих язычников было побольше, чем у православных хрестьян на "святой Руси". Потому что первые объединялись вокруг своих храмов, а вторые были лишь прихожанами храмов; я что-то не припомню, чтобы православные приходы о чём-то договаривались между собою, обладали какою-либо правовой субъектностью.

Когда в феврале 1917 года "пьяная баба" российской государственности "споткнулась и растянулась" (В. В. Розанов), ни Церковь, ни храмы, ни православные приходы не сыграли никакой консолидирующей роли. Та быстрота и лёгкость, с которой рухнула советская власть на огромных территориях от Самары до Владивостока в 1918-м году под давлением почти безоружного чехословацкого корпуса, говорит о распылённости и неорганизованности русского народа. 

Остаётся лишь удивляться, как эллины, у которых дальше города понятие государственности не шло, смогли отразить нападение несметных полчищ Персидской империи.

28 апреля 2023

Легенды о медведице-оборотне, созданные женщинами.

Марина Урванова, со ссылкой на запись В. Г. Богораза, передаёт чукотскую легенду о том, как обманутая и брошенная жена превращается в медведицу. "Выбрав время, когда (бывший) муж отлучится из нового дома, она приходит к сопернице, сладкими речами усыпляет её внимание, погружает в сон, а затем убивает, вылив в ухо кипящий отвар". Потом она превращается в медведицу и убивает мужа-изменника. Затем, в облике озверевшей медведицы, женщина начинает преследовать своих детей. Они убегают от матери-оборотня, превращаясь в трясогузку, глупыша, шилохвоста, волка, росомаху. С тех пор медведица бродит в тундре... (Источник)

В комментах Olga Dolidze делает верное замечание: "Что же было делать брошенной и обманутой женщине, как было ей выжить без мужчины среди снегов и льдов или в тундре? Поневоле рассвирепеешь... Вот наверное и рождались такие легенды-сказки". 

Я от себя лишь добавлю, что такого рода легенды-былички имели одновременно охранительное и воспитательно-назидательное значение в традиционном обществе. Когда мужчина с детства знал, чем может обернуться измена жене, он тысячу раз вспоминал про рассвирепевшую медведицу, прежде чем «сходить налево». Таким образом, легенда-"страшилка" по-своему охраняла чистоту и святость семейно-брачных отношений.

Ну и, заодно, мы здесь можем видеть пример того, как "работала" в архаических обществах матриархальная традиция, создавая выгодные женщинам запреты и табу. 

"Чукотский сюжет о брошенной жене, обратившейся в медведицу, бытовал также у народов Аляски. Скорее всего, именно северо-запад американского континента является центром его распространения. Он довольно популярен среди аборигенов Аляски разной языковой принадлежности", - пишет далее Марина Урванова. 

Карта расселения коренных народов Аляски

Зимние "медовые" месяцы.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что у древних греков январь назывался «свадебным месяцем» (Gamelion), в соответствии с обычаем земледельческой Греции справлять свадьбы преимущественно зимой. Тогда первый человеческий урожай поспевал приблизительно одновременно с урожаем матери-Земли, и в месяце Пианопсионе (октябре) можно было справить и праздник отцов, Апатурии, и праздник матерей, Фесмофории...

При этом вспоминается стихотворение «Зимняя ночь» Бориса Пастернака:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Гестия как столп и утверждение семьи.

Ф. Ф. Зелинский пишет:

"В центре [древнегреческой] семьи, т. е. объединённой общностью дома и крова ячейки гражданского общежития, стояло божественное существо, очаг — и глубокая религиозная вдумчивость эллинов сказалась в том, что у них это существо представляется женского пола, как богиня Гестия.

Недвижно обитая на посвящённом ей очаге, Гестия была настоящим символом хозяйки — деятельность которой, в отличие от деятельности мужа, происходила внутри дома; ей она, поэтому, была непосредственно сродни. И в то время, как в силу «патрилинеарного» строя греческой семьи, дом со всем имуществом переходил нормально от отца к сыну, и дети величались по отчеству— для Гестии была законом матрилинеарная преемственность. Когда новобрачную вводили в дом её мужа — впереди неё шествовала её мать с факелом, возжжённым на очаге её дома, и этим факелом она зажигала новый огонь на очаге своей дочери и зятя — красивый символ всей той хозяйственной традиции, которая отныне переходит от матери и тёщи через дочь-невесту в новый дом. 

Так Гестия становится благосклонной богиней-покровительницей дома. Взамен этих благ и честь ей оказывалась великая. Было принято в молитвах, обращённых ко многим богам, называть её на первом месте: «...Гестии, с которой благоразумье начинать велит», — говорит старый царь в «Фаэтонте» того же Еврипида; слова «начинать с Гестии» вошли даже в поговорку. Ей молился домохозяин, уезжая; её приветствовал он, возвращаясь. Когда в доме рождался ребёнок, его приблизительно в пятый день обносили вокруг очага, представляя его этим Гестии; это был настоящий семейный праздник (Амфидромии), в котором принимали участие все присутствовавшие при рождении, и сопровождался он угощением".

Козе понятно, что хозяйственная традиция, передаваемая от матери к дочери, сохранялась бы намного лучше при матрилокальных браках. К чему все эти шествия с факелом в дом зятя, если можно было бы пригласить его к семейному огоньку у тёщи? Наверно, так оно и делалось у пеласгов. Иначе откуда бы взяться этому обряду перенесения священного огня из дома матери в дом мужа? Смысл этого обряда примерно тот же, когда вынужденные переселенцы забирают с собой на новое место жительства горсть родной земли. Моя родина — вот эта горсть земли, а вокруг меня — всё чужое и неродное. Я не перестаю удивляться противоестественности патрилокальных браков. Они создают массу неудобств, некоторые из которых могут оказаться фатальными для невесты и жены. Я вспоминаю про свою двоюродную сестру, убитую пьяным мужем. Этой трагедии не случилось бы при матрилокальном браке.

Любовь... как много в этом слове...

Перевести на древнегреческий язык слово "люблю", крайне непросто. Сначала надо разобраться с контекстом, понять, какой именно оттенок чувства имеется в виду. А не то велика вероятность попасть впросак. Потому что основных разновидностей любви у греков целых четыре. Это в самом общем виде. Но при необходимости они выделяли еще несколько подвидов.

  1. Агапе - любовь жертвенная, чистая и бескорыстная.
  2. Эрос - любовь чувственная и страстная.
  3. Филия - любовь дружеская, симпатия и принятие.
  4. Сторге - любовь родственная, семейная.

Это базовые четыре вида любви. А к ним можно добавить ещё несколько слов:

  1. Мания - любовь, переходящая в одержимость.
  2. Людус - лёгкое влечение в игривой форме.
  3. Прагма - расположение, основанное на уверенности во взаимовыгоде.

Итого семь разновидностей, если учитывать все варианты. И попробуйте теперь перевести на древнегреческий фразу "Вася любит Машу". С ходу и не выйдет, не правда ли? Для начала нам надо выяснить, кем эти двое приходятся друг другу. Если Маша - это маленькая дочка Василия, то перед нами сторге. Если Вася сходит с ума по Маше, разрушая при этом всю свою жизнь, то речь идёт о мании. И так далее.

Женщинам разрешат голосовать на заседании Синода епископов в Ватикане

В католической церкви маленькая революция. Папа римский решил ввести в "синод церкви" (совещательный орган, созданный после Второго Ватиканского собора в 1960-е гг.) 70 представителей мирян, и половину из них должны составлять женщины. Это важный шаг к тому, чтобы предоставить им больше прав в делах Римско-католической церкви, пишет 27 апреля газета The New York Times. Вклад женщин не должен ограничиваться ролью «прислужниц у алтаря или президентством в благотворительных организациях», напоминает газета высказывание Франциска на пресс-конференции в 2013 году. Он по-прежнему непреклонен в своём несогласии с рукоположением женщин в священники и осторожен в отношении назначения женщин дьяконами. Но в среду он предпринял, возможно, самый важный шаг, чтобы обеспечить им более весомый голос в церкви. Он одобрил изменения, которые впервые позволят женщинам и мирянам голосовать на крупном собрании епископов, которое, как неоднократно давал понять папа, станет центральным совещательным органом, помогающим ему определять будущее церкви.

 

27 апреля 2023

О равенстве людей в обществе.

antimeridiem говорит, что равенство в обществе трудно достижимо, однако "это равенство можно иногда наблюдать. Например, равенство в семье, где царит любовь. Или равенство в трудовом коллективе, где каждый знает, что он должен делать и работает на совесть. Или даже равенство в окопе, где нужно удержать высоту и никому не придёт в голову прикидывать – кто больше достоин жить, и как он должен это доказать. Общество, не принимающее это равенство хотя бы как труднодостижимую цель, как некий идеал, ну ладно – как укор, мало чего стоит. Как бы эффективно оно ни функционировало. И такое общество всегда будет людоедским, не замечая и не признавая этого" (Источник).

Прочитав этот пассаж, я сразу вспомнил про св. Франциска Ассизского. 

Франциск и Клара

Однажды один из братьев-миноритов обратился к нему за разрешением иметь свою собственную Библию для чтения. Франциск категорически запретил ему и думать об этом. "Если у тебя будет Библия, - сказал он брату, - ты станешь говорить другим братьям, подобно важному прелату: эй, брат, подай мне мою Библию!" А это уже будет неравенство. Либо Библия должна быть у каждого брата, либо ни у кого.

Равенство людей трудно осуществимо из-за "вещизма", из-за стремления людей окружать себя множеством вещей. Кто-то постоянно должен контролировать распределение вещей в группе. В семье этим занимается мама, разделяя всё поровну среди своих детей. Недаром antimeridiem ставит семью, где царит материнская любовь, в качестве образцового эгалитарного общества. 

Стало быть, для построения справедливого общества людям потребны всего лишь два "пустяка" - глубокая духовность (=святость) и любовь (=самопожертвование). Небольшие "вкрапления" того и другого имеются в современном обществе, но этих миллипизерных вкраплений совершенно недостаточно для того, чтобы сделать это общество эгалитарным.     

Здесь обязательно надо добавить, что равенство в обществе ни в коем случае не должно насаждаться силой. Равенство должно быть поставлено только как нравственный идеал, а каждый человек пусть сам решает, пусть самостоятельно выбирает, следует ли ему стремиться к этому идеалу. 

Vulva как "дверь" в Иномирье.

"В традиционных воззрениях белорусов женское лоно - источник всеобщей жизни и богатства, универсальное рождающее начало. Животворящая сила гениталий особенно выразительна в обычаях вытирать лицо больному ребёнку рукою, проведя ею предварительно между ног, со словами: «Чым радзіла, тым адхадзіла». Эту же идею выражает помещение больного на некоторое время в самые разные полые вместилища - от бочки до сундука.

Вместе с тем с мифологической точки зрения низ женщины описывается как таинственное и тёмное начало, от которого исходит опасность и даже смерть. Как замечает сербский учёный Л. Раденкович, в традиционном воззрении женские гениталии - проход на тот свет".

Автор Денис Ермолов.

Далее говорится о дефлорации как открытии пути "к своим предкам" , и отсюда выводится строгое требование девственности невесты. Получается "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька". Меня не устраивает такое бестолковое объяснение, я опускаю все бредовые подробности и цитирую то, что, на мой взгляд, удобовразумительно.

"Характерно, что в белорусской традиции «нечестная» невеста может называться и «нечистой»: «Калі яна не зберагла сябё, то, звяртаючыся да бацькі, кажа: "Баценьку, я не чиста"». Характеристика же всего «нечистого» не может не вызывать ассоциаций с самой нечистой силой и тем самым - с иномирьем вообще. С другой стороны, «чистыми» в народном сознании назывались женщины, не имевшие или прекратившие половые сношения - вдовы, старые девы, старухи.

Фрейя — богиня или фея?

"В священных песнях и сказаниях о Казымской богине в образе кошки она предстаёт в критические и наиболее важные моменты своей жизни: этот облик помогает ей узнать о смертельной опасности, благодаря ему она скрывается от преследования, а также принимает его в момент освоения новой территории. Кошка, в которую превращается богиня, имеет чёрный окрас", - сообщают Т. В. Волдина, И. М. Молданова в статье "КОШКА – СВЯЩЕННЫЙ ОБРАЗ КАЗЫМСКОЙ БОГИНИ: К ВОПРОСУ О ПЕРМСКОМ КОМПОНЕНТЕ В ХАНТЫЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ" (Источник).

При этом вспоминается древнегерманская богиня Фрейя, колесницу которой тянут два кота. Как могут кошки тянуть повозку? Не указывает ли это на миниатюрность колесницы? 


И не говорит ли это за то, что, вообще говоря, Фрейя - не богиня, а фея?

Интересно, что феи (fairies) могут быть добрыми и злыми. 

Про Казымскую богиню Вут-Ими известно, что она характеризуется как весьма своенравный персонаж. К примеру, согласно одному из сюжетов местных мифологем, она одним ударом обезглавила напавших на неё семерых братьев собственного мужа - ненецкого божества. Согласно другому сюжету - уничтожила всё живое на одном из священных озёр в пылу сражения с местным злым духом - кулем (Источник).