antimeridiem говорит, что равенство в обществе трудно достижимо, однако "это равенство можно иногда наблюдать. Например, равенство в семье, где царит любовь. Или равенство в трудовом коллективе, где каждый знает, что он должен делать и работает на совесть. Или даже равенство в окопе, где нужно удержать высоту и никому не придёт в голову прикидывать – кто больше достоин жить, и как он должен это доказать. Общество, не принимающее это равенство хотя бы как труднодостижимую цель, как некий идеал, ну ладно – как укор, мало чего стоит. Как бы эффективно оно ни функционировало. И такое общество всегда будет людоедским, не замечая и не признавая этого" (Источник).
Прочитав этот пассаж, я сразу вспомнил про св. Франциска Ассизского.
Франциск и Клара |
Однажды один из братьев-миноритов обратился к нему за разрешением иметь свою собственную Библию для чтения. Франциск категорически запретил ему и думать об этом. "Если у тебя будет Библия, - сказал он брату, - ты станешь говорить другим братьям, подобно важному прелату: эй, брат, подай мне мою Библию!" А это уже будет неравенство. Либо Библия должна быть у каждого брата, либо ни у кого.
Равенство людей трудно осуществимо из-за "вещизма", из-за стремления людей окружать себя множеством вещей. Кто-то постоянно должен контролировать распределение вещей в группе. В семье этим занимается мама, разделяя всё поровну среди своих детей. Недаром antimeridiem ставит семью, где царит материнская любовь, в качестве образцового эгалитарного общества.
Стало быть, для построения справедливого общества людям потребны всего лишь два "пустяка" - глубокая духовность (=святость) и любовь (=самопожертвование). Небольшие "вкрапления" того и другого имеются в современном обществе, но этих миллипизерных вкраплений совершенно недостаточно для того, чтобы сделать это общество эгалитарным.
Здесь обязательно надо добавить, что равенство в обществе ни в коем случае не должно насаждаться силой. Равенство должно быть поставлено только как нравственный идеал, а каждый человек пусть сам решает, пусть самостоятельно выбирает, следует ли ему стремиться к этому идеалу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий