27 апреля 2023

Vulva как "дверь" в Иномирье.

"В традиционных воззрениях белорусов женское лоно - источник всеобщей жизни и богатства, универсальное рождающее начало. Животворящая сила гениталий особенно выразительна в обычаях вытирать лицо больному ребёнку рукою, проведя ею предварительно между ног, со словами: «Чым радзіла, тым адхадзіла». Эту же идею выражает помещение больного на некоторое время в самые разные полые вместилища - от бочки до сундука.

Вместе с тем с мифологической точки зрения низ женщины описывается как таинственное и тёмное начало, от которого исходит опасность и даже смерть. Как замечает сербский учёный Л. Раденкович, в традиционном воззрении женские гениталии - проход на тот свет".

Автор Денис Ермолов.

Далее говорится о дефлорации как открытии пути "к своим предкам" , и отсюда выводится строгое требование девственности невесты. Получается "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька". Меня не устраивает такое бестолковое объяснение, я опускаю все бредовые подробности и цитирую то, что, на мой взгляд, удобовразумительно.

"Характерно, что в белорусской традиции «нечестная» невеста может называться и «нечистой»: «Калі яна не зберагла сябё, то, звяртаючыся да бацькі, кажа: "Баценьку, я не чиста"». Характеристика же всего «нечистого» не может не вызывать ассоциаций с самой нечистой силой и тем самым - с иномирьем вообще. С другой стороны, «чистыми» в народном сознании назывались женщины, не имевшие или прекратившие половые сношения - вдовы, старые девы, старухи.

Женский низ во многих контекстах иногда интерпретируется как проход на тот свет или даже как само иномирье, суженное до параметров человеческого тела. Тема загробного мира или где-то даже могилы в семантическом пространстве детородных органов женщины обобщает в разные концептуальные, символические, ассоциативные и, позже, художественно-образные слои осмысление архаическим сознанием тела человека и его места в Космосе. С точки зрения современника с примитивной (в плане зрительно-точного восприятия) логикой, начало такого осмысления могло основываться на чисто формальном подобии vulva и могил, как углублений, грубо говоря, ям куда-то туда (= неизвестно куда). Кстати, на языковом уровне подобное отождествление выступает особенно наглядно: в туровских диалектах одной лексемой «пелька» обозначаются как «прорубь», так и «vulva». Как пишет М.М. Маковский, «женщина в мифопоэтическом сознании уподобляется могиле, которая принимает в свои объятия мертвеца: и.-е. *mot-/*mat- 'мать', но англ. moat 'ров'; ст.-инд. mahila 'женщина', но рус. могила». К пониманию половых органов женщины как проруби (а упоминание льда в этом случае указывает на девственность) - отличительная русская параллель: после брачной ночи жениха спрашивали: «Лёд ломал али в прорубь попал?». 


Оказывается, те «дальние края», тот свет находят свое место в лоне женщины, или, иначе говоря, родовые пути выступают как канал связи с иномирным пространством, и тогда vulva начинает пониматься как вход, дверь, «клапан» связей с иными измерениями. Особенно подробно семантика vulva как входа в иномирие, разработана в народно-медицинских ритуалах белорусов".

Источник: книга "Белорусский эротический фольклор", Автор: Володина Т. В., Коваль В., Федосик А. С. , Лобачев В. Редактор: Михайлов Ю. А.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий