Ф. Ф. Зелинский пишет:
"В центре [древнегреческой] семьи, т. е. объединённой общностью дома и крова ячейки гражданского общежития, стояло божественное существо, очаг — и глубокая религиозная вдумчивость эллинов сказалась в том, что у них это существо представляется женского пола, как богиня Гестия.
Недвижно обитая на посвящённом ей очаге, Гестия была настоящим символом хозяйки — деятельность которой, в отличие от деятельности мужа, происходила внутри дома; ей она, поэтому, была непосредственно сродни. И в то время, как в силу «патрилинеарного» строя греческой семьи, дом со всем имуществом переходил нормально от отца к сыну, и дети величались по отчеству— для Гестии была законом матрилинеарная преемственность. Когда новобрачную вводили в дом её мужа — впереди неё шествовала её мать с факелом, возжжённым на очаге её дома, и этим факелом она зажигала новый огонь на очаге своей дочери и зятя — красивый символ всей той хозяйственной традиции, которая отныне переходит от матери и тёщи через дочь-невесту в новый дом.
Так Гестия становится благосклонной богиней-покровительницей дома. Взамен этих благ и честь ей оказывалась великая. Было принято в молитвах, обращённых ко многим богам, называть её на первом месте: «...Гестии, с которой благоразумье начинать велит», — говорит старый царь в «Фаэтонте» того же Еврипида; слова «начинать с Гестии» вошли даже в поговорку. Ей молился домохозяин, уезжая; её приветствовал он, возвращаясь. Когда в доме рождался ребёнок, его приблизительно в пятый день обносили вокруг очага, представляя его этим Гестии; это был настоящий семейный праздник (Амфидромии), в котором принимали участие все присутствовавшие при рождении, и сопровождался он угощением".
Козе понятно, что хозяйственная традиция, передаваемая от матери к дочери, сохранялась бы намного лучше при матрилокальных браках. К чему все эти шествия с факелом в дом зятя, если можно было бы пригласить его к семейному огоньку у тёщи? Наверно, так оно и делалось у пеласгов. Иначе откуда бы взяться этому обряду перенесения священного огня из дома матери в дом мужа? Смысл этого обряда примерно тот же, когда вынужденные переселенцы забирают с собой на новое место жительства горсть родной земли. Моя родина — вот эта горсть земли, а вокруг меня — всё чужое и неродное. Я не перестаю удивляться противоестественности патрилокальных браков. Они создают массу неудобств, некоторые из которых могут оказаться фатальными для невесты и жены. Я вспоминаю про свою двоюродную сестру, убитую пьяным мужем. Этой трагедии не случилось бы при матрилокальном браке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий