23 августа 2023

Василики.

Василики — ещё одно раннеминойское поселение на Крите.


В его планировке угадывается будущий Кносс и другие подобные ритуальные комплексы на Крите. "Сами конструктивные приёмы, использованные строителями комплекса в Василики, например применение каркаса из деревянных балок для внутреннего крепления стен, обмазка внутренней поверхности стен красной штукатуркой, которая наряду с чисто эстетическим эффектом имела ещё и конструктивное значение, скрепляя недостаточно прочную основу стены и т. д., кое в чём предвосхищают строительную технику, применявшуюся при возведении дворцовых зданий", - сообщает Ю. В. Андреев. - "Такие детали, как предполагаемое наличие второго этажа, по крайней мере в юго-восточной части комплекса, а также светового колодца (так идентифицируется помещение № 39 в том же крыле), далее обширная вымостка вдоль наружной стены северо-западного крыла, опять- таки оправдывают сближение «дома на вершине холма» с дворцом". 

Греческий археолог Зоис установил, что большой мощёный двор (его площадь составляет свыше 400 м2), примыкающий с запада к «красному дому», был подлинным архитектурным центром всего PMIIB поселения, представляя собой некое подобие деревенской площади, к которой с разных сторон вели дороги также со следами вымостки. Ю. В. Андреев подчёркивает "первобытный эгалитаризм" Василики. "Среди его помещений нет, пожалуй, ни одного, которое выделялось бы среди всех прочих или своими из ряда вон выходящими размерами, или особой роскошью внутреннего убранства. Хотя планировка «красного» и «западного домов» уже не так стихийно хаотична, кал в Миртосе (в целом она более правильна), их архитектура отличается той же грубой простотой. В ней нет ничего такого, что могло бы указывать на особую замкнутость, элитарность обитавшей здесь социальной группы".

Да, в этом отношении Василики вместе с другими, более поздними, квазигородами на Крите, такими как Фест или Малия,

Малия

выглядит как "анти-Троя". Здесь в центре архитектурной композиции — площадка, можно сказать "пустое место", а там — царский дворец.

Троя

Дворец подразумевает самодержавие, диктатуру и тиранию, а площадка в центре поселения как бы намекает на существование демократии и заставляет вспомнить про новгородское вече.

Почему подкову вешают над дверью "на счастье"?

Ответ на этот вопрос — в статье maximus'а "Происхождение мавританской (подковообразной) арки. Ее связь с фригийскими аниконическими идолами".

"Древний символ в форме подковы и греческой буквы Ω (омега) принято считать знаком богинь-матерей. В частности, на кудуру (пограничном камне) касситского времени конца II тыс. до н.э. этот символ соответствовал имени богини Нинхурсаг («Владычица лесистой горы»), она была месопотамской «матерью богов» и «матерью всех детей». Сам символ подковы видимо изначально обозначал коровью матку, а также круглый загон для скота, куда брали коров, готовых к отёлу. Впоследствии он скорее всего стал трактоваться более широко — как знак «рождения» или «милосердия». В Древней Египте со II тыс. до н.э. этот символ появился в образе (в причёске) богини-коровы Хатхор, которая покровительствовала деторождению".

Слева, знак омега на амулете в форме скарабея. Амулеты такого рода находили в надгробиях младенцев. Вероятно, сделано в Сирии около 1750 г. до н. э. В центре, голова египетской богини-коровы Хатхор с характерной для неё причёской. Двадцать первая династия, X век до н. э. Справа, месопотамский божественный символ, связанный с богинями-матерями, в частности с Нинхурсаг. Фото: Of Omegas and Rhombs: Goddess Symbols in Ancient Mesopotamia and the Levant. Johanna H. Stuckey
 
Староассирийские (XX–XVI вв. до н.э.) изображения божеств с символами "рождения". Слева бог луны Син, справа, сидит видимо богиня Нинхурсаг, слева от неё жрица или прихожанка с символом омеги в руке.

Миртос.

Ю. В. Андреев говорит, что от поселений эпохи ранней бронзы на Крите остались лишь "рожки да ножки", так как "в большинстве случаев они просто стёрты позднейшей застройкой. Они похоронены под постройками современных деревень, занимающих в большинстве своём те же самые (топографически наиболее выгодные) места на равнине, что и их отдалённые предшественники. Тем не менее, остатки жилого комплекса в Миртосе, расположенного в восточной части острова, позволяют представить хотя бы в самых общих чертах образ жизни древнейших обитателей Крита. 

На плане в книге Уоррена (рис. 9) отчётливо виден сложный конгломерат строений, состоящий из приблизительно 90 помещений разной конфигурации (чаще всего неправильной) и вместимости. Сам автор особо подчёркивает, что открытое им поселение представляло собой «единый большой строительный комплекс», разделённый внутри двумя узкими проходами. Один из них шёл от южного входа к центру поселения, другой, пересекаясь с ним, шёл с запада на восток. «Поселение, — отмечает Уоррен, — никоим образом не кажется разделённым на отдельные дома, так как комнаты и помещения непосредственно продолжают друг друга (при этом в некоторые из них можно было попасть только с крыши). Здесь нет очевидного деления на блоки или особенно большие дома, как в планировке позднеминойских городов типа Гурнии и Палекастро». Внутри поселения Уоррен выделяет ряд помещений со специфическими функциями. Сюда относятся кладовые и рабочие помещения в северной части комплекса, помещения, которые могли использоваться для занятий прядением и ткачеством, расположенные в основном в центральной части, склады, кухня и рабочие комнаты в юго-восточной части, большие комнаты, служившие, по всей видимости, для жилья, к западу от южного прохода и, наконец, стоящее особняком помещение под № 92 в юго-западном углу комплекса, в котором Уоррен склонен видеть святилище. (Основным доводом в пользу такой идентификации этого помещения послужил найденный здесь антропоморфный сосуд, изображающий женское божество.) Всё население Миртоса составляло, согласно подсчётам самого Уоррена, что-то около 100 или 120 человек.

Некоторые из помещений комплекса были лишены крыши, представляя собой открытые площадки или внутренние дворики. В основном они располагаются вблизи от центра поселения (помещения № 30, 45 и 69). Особое внимание Уоррен уделяет помещению № 45, находившемуся на стыке двух проходов. Здесь, по его мнению, могли устраиваться общие собрания жителей Миртоса. И функционально, и в чисто архитектурном плане эта площадка может расцениваться как отдалённый прообраз центрального двора в позднейших минойских дворцах.

В своей книге Уоррен решительно оспаривает мнение Брэнигена, квалифицирующего поселение в Миртосе как «господский дом» или «усадьбу» (mansion). Сам Уоррен более склонен оценивать открытый им комплекс как поселение деревенского типа, во многом предвосхищающее такие поселения более позднего времени, как Гурния («прото-Гурния»). Планировка Миртоса «предполагает социальную организацию, основанием которой была какая-то крупная общественная ячейка — клан или триба, живущая общиной, может быть, ещё не разделённая на отдельные семьи и совершенно лишённая какого-либо ясно выраженного вождя или правителя».

22 августа 2023

О фундаменте Кносского "дворца".

"Довольно крупное неолитическое поселение, возможно уже превышавшее по своим размерам одиночную «усадьбу», существовало на территории, занятой позднее Кносским дворцом. Его следы были обнаружены прямо под поверхностью центрального дворцового двора. Здесь было вскрыто по крайней море десять строительных горизонтов, составляющих четыре хронологические фазы: две для ранпего неолита и ещё по одной для среднего и позднего. Сменявшие друг друга поселения существовали на этом мосте непрерывно на протяжении почти четырёх тысячелетий. Постепенно накапливавшиеся строительные остатки образовали жилой холм типа переднеазиатских теллей, на котором и был впоследствии воздвигнут дворец" (Ю. В. Андреев).

Кносс. Похож на Лхасу, если смотреть со стороны моста.

Так что, Кносс возник не пустом месте, а на намолённом, "святом" месте. Наверняка там располагалась какая-то древнейшая языческая святыня, к которой стекались паломники со всего острова (а может и со всей Эгеиды, с Элладой впридачу). В этом смысле, ритуальный комплекс в Кноссе может быть уподоблен позднейшему иудейскому храму в Иерусалиме.

Крито-минойское чудо.

"Следует иметь в виду, - сообщает Ю. В. Андреев, - что не только в эпоху неолита, но ещё и в начале периода ранней бронзы, т. е. уже в III тыс. до н. э., значительная часть населения Крита ютилась в горных пещерах или же в лёгких тростниковых жилищах, не оставивших после себя никаких следов". 

Тем более интересно узнать крито-минойскую общественную систему, которая позволила критянам удивительным образом подняться "из грязи — в князи" (в культурном отношении).

Девушка, собирающая крокусы (фрагмент). XVI-XVII век до н.э., Тира (Санторин), Греция

Поселение Кастри на Сиросе: крепостные стены или террасы?

Ю. В. Андреев в своей монографии "Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы" приводит план поселения Кастри близ Халандриани на о. Сирос.

Из комментария автора следует, что "Кастри занимало северо-восточный склон высокого холма. Общая площадь поселения составляла около 3600 м2. С трёх сторон его окружала довольно мощная оборонительная стена (рис. 5), с четвёртой (юго-восточной) стороны поселение было защищено крутым и обрывистым склоном холма. Длина стены в её сохранившейся части — 71.5 м, высота — 1.34 м, толщина колеблется между 1.3 и 1.8 м. Снаружи к стене было пристроено шесть полукруглых «бастионов» или, может быть, башен. В стене были устроены три нешироких прохода, один из которых (в «бастионе В») закрывался специальной дверью. Несколько ниже основной оборонительной стены перед линией «бастионов» сохранились остатки ещё одной стены или, может быть, просто ограды, значительно уступавшей первой в мощности (толщина — от 0.9 до 1.15 м) и, видимо, также в высоте (в противном случае, как указывает Цунтас, нападающие враги легко могли бы перепрыгнуть с одной стены на другую). Вся эта сложная конструкция оборонительных сооружений Кастри была явно рассчитана на защиту поселения от внезапного нападения со стороны моря. Даже преодолев первую из стоявших перед ними преград, нападавшие должны были потратить ещё немало времени и сил для того, чтобы перебраться также и через вторую стену. Внутреннее пространство поселения между оборонительной стеной и обрывом было довольно плотно и без всякой видимой системы застроено небольшими, неправильной формы домами с тонкими стенами, сложенными из мелких плит песчаника. Некоторые из этих домов были вплотную пристроены к оборонительной стене".

Я позволю себе усомниться в авторской интерпретации плана раскопок. Поселение располагалось на склоне крутого обрывистого холма. Стало быть, прежде чем строить домики, надо было выровнять строительный участок. А для этого нужно было насыпать земли на склоне холма. А чтобы землю не смыло дождями, требовалось построить каменные террасы. Примерно как на нижеследующем рисунке, который я нашёл в Сети по запросу "террасирование".


21 августа 2023

"Мой дом — моя крепость"?

Очень интересное поселение Нанорм на о. Наксос, относящееся к периоду расцвета «культуры Керос-Сирос» на Кикладах.

Ю. В. Андреев говорит, что "эта стена не может считаться самостоятельным фортификационным сооружением, поскольку она была образована сплошной линией наружных стен жилых домов. Сами эти дома не были достаточно чётко разграничены между собой и, следовательно, не могут считаться обособленными планировочными единицами. Всё поселение, таким образом, воспринимается как большое коммунальное жилище. Полукруглые выступы наружной стены или «бастионы», как называет их Думас, здесь были, по-видимому, так же как и сама стена, интегральной частью основного жилого массива и могли использоваться как жилые или хозяйственные помещения. Всё население такой «цитадели» вполне могло состоять из одной-единственной большой семьи".

Это поселение напоминает иберийские ронделы.

Сomparacao

 
Magnetogram of Borralhos ditched enclosures.

Насколько я знаю, ронделы относятся к культовым сооружениям, и на постоянной основе в них никто не проживал. И для чего строились такие «цитадели», никто толком не знает.

Полиохни.

Ю. В. Андреев рассказывает о поселении раннебронзового века Полиохни на восточном берегу о. Лемнос.

"Основную часть поселения составляли различающиеся по величине и очертаниям конгломераты жилых помещений, или так называемые «инсулы», между которыми были проложены узкие извилистые проходы. <...> Как указывает Бернабо-Бреа, в некоторых случаях жилой дом практически мог занимать целую инсулу. Однако чаще инсулы делились на два или большее число домов, составлявших вместе одну структурную единицу в общей планировке поселения, но не имевших между собой непосредственного сообщения. Некоторые инсулы состояли из целого ряда небольших жилищ, каждое из которых включало мегарон и несколько комнат. <...> По мнению того же автора, большие дома Полиохни по сложности своей планировки не знают себе равных во всём Эгейском мире эпохи ранней бронзы, не исключая и таких поселений, как Троя или Ферми, и уступают в этом отношении лишь более поздним критским дворцам. <...> В самом Полиохни, судя по всему, не было здания, которое функционально и по своим размерам могло бы претендовать на то, чтобы считаться дворцом. Бернабо-Бреа это особо подчёркивает, указывая вместе с тем, что среди жилой застройки Полиохни можно выделить несколько особенно больших и богатых домов, состоявших из двадцати или даже более того помещений, с вымощенными дворами, и наряду с ними более скромные жилища, включавшие в свой состав только мегарон с добавлением ещё одного или двух помещений. Сразу вслед за этим, однако, делается важная оговорка. Провести чёткую грань между богатыми и бедными домами, оказывается, не так-то легко, поскольку в общем жилом массиве поселения они строились практически в тесном соседстве, нередко вплотную друг к другу. Кроме того, большие многокомнатные дома время от времени делились на жилища меньшего размера. Согласно предположению Бернабо-Бреа, это могло быть следствием раздела имущества между сыновьями после смерти отца, что, в общем, довольно правдоподобно".

Вот здесь я прерву рассказ автора и позволю себе выразить несогласие с предположением Бернабо-Брея. Раздел имущества между сыновьями после смерти отца предполагает патриархат. Куда же нам, в таком случае, девать майорат (от лат. major — старший) — порядок наследования имущества при патриархальном праве, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или семье? А младшие сыновья должны покинуть отчий дом и строить свои семьи отдельно. Как справедливо замечает И. Бахофен, "в лишении всякого права наследования имущества находит мужчина всё новое побуждение к военным предприятиям; в несвязанности с какими-либо домашними заботами — возможность путём дальних походов жить грабежом и войной". Нет, такие большие дома-инсулы никак не вяжутся с патриархатом. Логичнее предположить, что такого рода планировка отражала матрилокальный характер поселения Полиохни. Мы можем провести параллель с аналогичной планировкой домов в племени минангкабау в Индонезии. (См. Рогатые дома матриархата.) "Перегрин, используя множество антропологических доказательств, утверждает, что матрилокальные общества имеют значительно большие жилища, чем патрилокальные. Перегрин основывал свою интерпретацию на более ранней работе Эмбера, который путём межкультурных антропологических сравнений показал, что общества с патрилокальным проживанием, как правило, имеют жилища, площадь которых обычно не превышает 60 м², в то время как в обществах с матрилокальным проживанием, как правило, жилые помещения имеют общую площадь более 100 м². В качестве примера можно привести "большие дома" Минангкабау - самого большого матриархального общества в современном мире" (Источник). "Устроен [дом минангкабау] так: перед домом идёт длинная терраса, на которой проходят общие встречи, а также живут дети и гости, а внутри имеется большая комната для совместного проживания и трапез. Но достигшие брачного возраста дочери получают отдельную комнату, в которой и проводят потом всю свою жизнь. Традиционный дом минангкабау легко расширяется за счёт всё новых и новых пристроек, а ответственность за то, чтобы каждая взрослая дочь имела свою комнату, несёт брат матриарха" (Источник). "Самая мелкое сообщество у минангкабау - это семья, во главе которой стоит бабушка и её дочери. В семью входят братья матриарха, зятья и дети дочерей, тогда как дети сыновей не считаются её членами. Несколько таких родственных семей образуют paruik - клан (сами его члены называются saparuik - "происходящие из одной утробы). А уже кланы образуют нагари, общины минагкабау. Сейчас на Западной Суматре их насчитывается около 540. Каждое такое поселение-община в несколько тысяч жителей имеет квартальную планировку: входящие в нагари паруики имеют свой квартал из нескольких румах гаданг и рисовых амбаров. В нагари обязательно есть мечеть, религиозная школа, общинный дом (балэй), государственная школа…" (Источник). Ну, вот они, матриархальные кланы и соответствующая им квартальная планировка, которую мы видим в Полиохни.

Атомизация (распылённость) современного общества.

"Последняя Всероссийская перепись населения, проводившаяся в 2021 году, выявила 27,6 млн домохозяйств, состоящих из одного человека. Такой состав домохозяйств занял самую крупную долю среди всех видов, а именно 41,8% из 66,1 млн, следует из ее данных. С начала века доля одиночек выросла почти вдвое — с 22,3% в 2002 году. Преобладание одиночек в составе домохозяйств зафиксировано впервые за всю историю переписей населения в Российской Федерации. В целом доля одиночек в городах выше, чем в сельской местности (43,9 и 34,5% соответственно).

В распределении домохозяйств из одного человека существуют большие различия по регионам страны: самый высокий процент одиночек в Центральном федеральном округе, а в Москве больше половины домохозяйств — это одиночки всех возрастов. На другом полюсе Северо-Кавказский округ, где одиноко проживают лишь четверть домохозяйств.

Средний размер частных домохозяйств в 2021 году составил 2,2 человека, показали результаты переписи. В начале века семьи были больше: в 2002 году показатель равнялся 2,7 человека. Основной причиной такого резкого снижения среднего размера домохозяйства эксперты ФНИСЦ РАН считают существенный рост доли одиночек в период между двумя последними переписями, в то время как доля домохозяйств большего размера снижалась. Больше всего за два десятилетия снизилась доля семей из четырёх человек: если в начале нулевых их было 17%, то в 2021-м — уже 10,6%.

Ещё один тренд, который выявили результаты переписи, связан со снижением доли полных семей с детьми на протяжении последних десятилетий. Если в 2002 году на полные семьи приходилось 39,7% семей, то в 2021 году их доля уменьшилась до 20,7%. На неполные семьи матерей-одиночек (учитывается совместное проживание с детьми любого возраста) приходится 37,7% от всех семей с детьми против 31,7% в 2002 году. При этом такие матери часто живут в сложных семьях, то есть с другими родственниками: в городах такое положение у 40% матерей-одиночек, а в сельской местности — примерно у 50%. Матери с детьми по-прежнему остаются в сложном материальном положении, и совместное проживание с родственниками помогает им выживать, объясняют авторы исследования
".

Источник.

Современное общество является диаметрально противоположным тому, о котором я писал только вчера. 2500 лет до н. э. люди жили в больших семьях, состоящих из нескольких десятков человек. Молодые поколения не отделялись от предков, а жили рядом с ними, пристраивая новые комнаты к родительскому жилью. Таким образом образовывались жилые блоки, похожие на пчелиные ульи.


20 августа 2023

Ферми.

Немного о раскопках поселения поселения Ферми на о. Лесбос в Эгейском море.

Как сообщает Ю. В. Андреев, в процессе раскопок было выявлено пять строительных фаз, которым соответствовало пять поселений, существовавших в хронологическом промежутке с 3200/3100 по 2400/2350 гг. до н. э. Две первые строительные фазы — Ферми I и II датируются концом IV—началом III тыс. (3200/3100—3000/2900 гг. до н. э.). В этот период поселение состояло из нескольких блоков прямоугольных, обычно вытянутых в длину помещений, расходящихся «веером» в разные стороны от некоего общего центра (рис. 1). 

От первой строительной фазы не сохранилось никаких следов оборонительных сооружений. У. Лэмб заключает отсюда, что в этот период поселение занимала «мирная земледельческая община, не опасавшаяся никакого нападения».

Интересно, что за весь период своего существования поселение не имело никакого ясно выраженного центра.


На плане (рис. 2) ясно различимы два больших блока, состоящих из вытянутых в длину строго параллельно друг другу помещений (многие из них разделены внутренними перегородками на более короткую и более длинную части). Внутри блоков отдельные помещения могли сообщаться между собой (это особенно ясно видно па плане блока KZ в юго-западной части поселения), из чего можно заключить, что каждый блок был, в сущности, одним большим домом. 

Опустынивание Испании.

Вчера вечером я смотрел документальный фильм на YouTube про современную Испанию. Ещё во времена пунических войн Иберийский полуостров был весь покрыт лесом. Древнеримские авторы писали, что белка могла бы запросто перебежать по кронам деревьев от побережья Анлантического океана до побережья Средиземного моря, ни разу не спустившись на землю. Ныне Испанский ландшафт похож на полупустыни. И опустынивание произошло не само по себе, а благодаря человеку, который на протяжении веков бездумно вырубал леса. Палеоэкологи Джоэл Гио и Вольфганг Крамер объявили в журнале Science, что к 2090 году половина Испании будет похожа на Сахару. 

В связи с этим у меня возникает вопрос: а что же Европейский Союз? Неужели он так и будет сидеть сложа руки в Брюсселе и пассивно наблюдать оттуда за гибелью Испании? Почему ЕС не финансирует посадку хотя бы миллиарда деревьев на Иберийском полуострове? Денег там у них — куры не клюют, так что можно было бы и 10 миллиардов деревьев посадить. И одновременно сократить потребление воды хотя бы до 100 литров в сутки на человека, чтобы вода оставалась для полива саженцев. И ввести "драконовские" законы со штрафами и посадками в тюрьмы за вырубку деревьев. Вот тогда мы сказали бы, что в ЕС всё делается по уму, а не "через жопу". Увы, пока мы сказать так не можем...

И, конечно, после удручающих новостей из Испании возникает большое недоверие к разговорам о терраформировании Марса. Какой, блин, Марс, когда у вас Земля превращается в пустынную планету?!

глобальное опустынивание

Может, для начала, заняться терраформированием того, что расположено прямо под носом, а потом уже смотреть на другие планеты? А то получится забавная ситуация: пустынный Марс будем превращать в Землю 2.0, в то время как Земля 1.0 будет превращаться в безжизненный Марс. Да и терраформирование Марса выглядит как дешёвый балаган, судя по совершенно безумным заявлениям Маска. 

"Полюса Марса, как и Земли, покрыты толстым слоем льда. Многие эксперты, в том числе основатель SpaceX Илон Маск, утверждают, что ядерные удары по полюсам Марса выбросят в атмосферу большое количество углекислого газа, который в настоящее время находится в ловушке, а также сублимирует лед в воду" (Источник).

Если терраформирование начинать с ядерной бомбардировки Марса, то лучше вообще ничего не начинать, - так будет лучше. На Земле мы достаточно насмотрелись на бездумное "рукожопие"; только ещё не хватало, чтобы его увидели и на Марсе.

О шумерских протогородах.

Ю. В. Андреев говорит, что в так называемых «городах» древнего Шумера, по крайней мере в той их форме, в которой они возникли и существовали в IV—III тыс. до н. э., подавляющее большинство обитателей было так или иначе занято в сфере сельскохозяйственного производства.Сейчас довольно трудно понять, что заставляло древних земледельцев южного Двуречья бросать насиженные места в каких-нибудь хуторах или деревушках и перебираться в огромные человеческие скопища типа Урука или Лагаша, жертвуя привычками и даже удобствами, связанными с нормальной сельской жизнью.

Реконструкция Урука, 2000 год до н.э. - В центре находится зиккурат, посвящённый богине Инанне.

Не исключено, что во многих случаях это переселение крестьян в так называемые «города» осуществлялось принудительно, не столько ради них самих, ради их удобств и житейских потребностей, сколько в интересах государства, стремившегося держать под своим контролем максимум рабочей силы, не давать ей распыляться в пространстве, а главное — не уступать её, так же как и обрабатываемую ею землю, враждебным государствам. Создаётся впечатление, что только такого рода стимулы могли вызвать к жизни такие на первый взгляд противоестественно огромные скопления земледельческого населения, какими были «первые города» Шумера. Такой крупный авторитет в области археологии Двуречья, как Р. Эдамс, обращает внимание на «в сущности искусственный характер ранних месопотамских городов, по крайней мере с социально-экономической точки зрения». По его словам, «это были своего рода сплавы, созданные специально для того, чтобы увеличить экономическое благосостояние, а также наступательную и оборонительную мощь очень небольшого, политически сознательного верхнего слоя . . . большая часть населения была привязана к городу только в различающихся степенях принуждения...».

Для крестьян-фермеров наиболее оптимальным и удобным поселением является хутор. Но хуторская система существует там, где крестьяне работают на себя. А вот, например, в сталинском СССР жители хуторов были объявлены враждебным [государству] элементом, "кулаками", и хуторяне подверглись "раскулачиванию". Потом, при Хрущёве, настала очередь маленьких деревень, жителей которых вынуждали переселяться в крупные населённые пункты. Я был рождён в одной из таких "неперспективных" деревень Задонского района Липецкой области, где не было ни больницы, ни школы, ни магазина, ни электричества, ни транспортного сообщения, а люди жили как при царе Горохе, в избах с земляными полами и соломенными крышами. То есть, крестьян стимулировали переселяться туда, где существовали органы власти, а где не было бюрократии, те деревни как бы выпадали из круга забот государства и приходили в запустение. Вполне возможно, что подобные процессы существовали и в древнем Шумере, тем более что я уже писал о шумерских "колхозах" (см. Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы).

19 августа 2023

"Квазигорода" Эгеиды и общины амишей в США.

В бронзовом веке на территории Эгеиды существовали вот такие "квазигорода":

Полиохни на Лемносе.

Ю. В. Андреев говорит о феноменоменальной устойчивости такой формы человеческого общежития. "В сущности, если вдуматься, не столь уж велика разница между такими разновидностями квазигорода, разделёнными огромными, исчисляемыми тысячелетиями хронологическими промежутками, как, например, неолитические поселения Анатолии Чатал Гюйюк и Хаджилар, с одной стороны, и многие деревни, существовавшие на той же территории в эпоху римского, византийского и затем османского владычества, — с другой". (См. "Почти Чатал-Хююк".)

"Судя по всему, - продолжает Ю. В. Андреев, - квазигород возникает ещё в условиях вполне жизнеспособного первобытнообщинного строя и если в дальнейшем продолжает существовать как особый вид поселения также и в некоторых классовых обществах, то лишь в тех, где традиции первобытной эпохи были особенно сильны и где сохранялся особенно мощный слой свободного или полусвободного крестьянства. По своей социальной природе квазигород может быть квалифицирован как поселение земледельческой общины, внутренне ещё очень слабо дифференцированной. Типичная для поселений этого рода стандартность жилой застройки, отсутствие построек, которые могли бы быть отнесены к разряду «особняков», «вилл» или «господских домов», свидетельствуют о принципиальной социальной однородности занимающих их коллективов. Конечно, с течением времени в этой изначально однородной и неподвижной социальной среде должны были происходить определённые изменения, появлялись зачаточные формы имущественной стратификации и хозяйственной специализации. Однако среди основной массы общинников ещё очень долго продолжали сохранять свою силу традиции первобытной солидарности и равенства. Для подавляющего их большинства основным способом жизнеобеспечения оставалось примитивное сельское хозяйство. Возникавшие в отдельных семьях зачатки ремесленной специализации, как правило, не подымались выше уровня домашних подсобных промыслов или же так называемого «общинного ремесла»".

Любопытно взглянуть, с этой точки зрения, на "подземные города" Каппадокии.

схема "подземного города"

О происходении городов.

Ю. В. Андреев определяет город "в самом широком значении этого слова, прежде всего как устойчивую форму территориальной консолидации гетерогенного населения, непосредственно не занятого в сфере сельскохозяйственного производства".

Гетерогенная популяция - это та, в которой люди не похожи друг на друга.


При таком раскладе, под определение Ю. В. Андреева подходят сибирские остроги, оборонительные укрепления русских казаков на неприятельской территории. Остроги строились для проживания в них воевод и ратников, на которых московское правительство возлагало обязанность сбора дани (ясака) среди местного (аборигенного) населения. Вот, например, Кетский острог, построенный в верховьях реки Кеть в 1602 году казаками, собиравшими дань и усмирявшими неповиновение селькупов. 

Кетский острог. Реконструкция.

В микенской Греции не было городов.

«При современном уровне наших знаний нет оснований говорить о крупных городах в Греции II тыс. до н. э. Посёлки вокруг дворцов не могут быть безоговорочно названы таковыми. В микенской Греции центрами не только политической, но и экономической жизни были не города, а дворцы местных правителей», - говорит Я. А. Ленцман, на которого ссылается Ю. В. Андреев в своей монографии "Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы" (Ленинград. «Наука». Ленинградское отделение. 1989).

Стало быть, Тиринф — никакой не "древний город", как говорит Википедия (Источник), а дворец местного правителя.

Тиринф. Реконструкция.

Такого рода дворцы появлялись, как правило, на месте акрополей, то есть святилищ пеласгов. Фактически, греки-ахейцы "прихватизировали" святилища пеласгов, укрепляли их мощными стенами по периметру, реконструировали под собственные нужды и располагались жить в этих святилищах. Конечно, далеко не все ахейцы, а, так сказать, ахейская "элита", царьки-ванаксы (см.
Майкл Вуд о "златообильных" Микенах). В их дворцах имелись казематы, где содержались заложники от местного населения, дабы оно было покорно и платило дань вовремя, а также там имелись помещения полутюремного характера, где трудились женщины-прядильщицы и другие мастеровые, создающие ценные вещи на обмен и продажу. Ну и, конечно, там имелись жилища для стражников, охранников, прислуги и всякого рода придворных лизоблюдов. Собственно говоря, первоначальная Троя представляла собой точно такой же "острог" оборонительного типа. 

Про "Инфернальный феминизм" Пера Факснельда.

Читаю "Инфернальный феминизм" Пера Факснельда. Прочитал до середины и понял, что это феерическая, "инфернальная" бредятина. Автор изо всех сил старается "натянуть сову на глобус" в своих попытках связать все европейские литературные кошмары с феминизмом.

"Итак, - пишет он, - в романе Стокера изображено нечто весьма похожее на колдовство и сатанизм, а ещё в нём метафорическим образом затронуты вопросы феминизма. <...> понятно, что «Дракула» определённым образом объединяет (окарикатуренный) феминизм с сатанизмом. Кроме того, во всех трёх вампирских историях, которые мы здесь рассмотрели, вампирами выступают или женщины (как у Готье и Ле Фаню), или преимущественно женщины: четыре из пяти вампиров в тексте Стокера — женщины, а самого графа явно интересуют исключительно женщины. <...> В каждом из трёх произведений вампиры враждебны христианству, и представители церкви и патриархального порядка более или менее ясно выражают мнение, что эти существа действуют заодно с Сатаной. У Готье и Стокера вампирши наделены ещё и некоторыми дьявольскими чертами, а отношения Дракулы с женщинами описаны так, что напоминают отношения дьявола с ведьмами. Поэтому, пожалуй, можно смело утверждать, что вампирши являют собой сатанинскую женскую альтернативу патриархальному христианству". 

Слушайте, при желании и патриархат можно связать с литературным творчеством маркиза де Сада. Либертены его произведений представляют собой рафинированный, очищенный от христианской "шелухи" патриархат. Примерно как у древних римлян или у древних греков, где мужчина-домовладелец был царём и богом над всеми домочадцами и мог вытворять над ними всё что ему взбредёт в (больную) голову.

Да, и с какого перепугу автор "привязывает" патриархат к христианству? Где, в какой патриархальной стране он увидел теократию? Где он увидел Евангелие вместо Конституции, святого на месте царя (или президента), а монашествующих — на месте государственной бюрократии? Христианство лишь терпится (и то до поры, до времени) патриархальными властями при условии, что священнослужители будут освящать и благословлять вся "деяния" власти.

18 августа 2023

Не почта, а одно название.

"Зарплата сельского почтальона примерно составляет 5-7 тыс. рублей" (Источник). За 5-7 тыс. рублей далеко не каждый сантехник согласится приехать и установить полотенцесушитель, а работы ему — на полдня. Почтальонка же должна работать за те же деньги целый месяц! 

Понятно, что никто не желает работать за такую "смешную" зарплату. Поэтому почтальонки у нас нет уже много лет, и я сам хожу на почту за квитанциями на оплату коммунальных услуг. Но это ещё полбеды. В последнее время почта стала работать три дня в неделю. А сегодня я пришёл на почту и увидел бумажку на двери: "Почта не работает. На больничном". Полный пипец! И как теперь платить за коммунальные услуги?

Позволю себе заметить, что Почта России — это не какая-то частная лавочка, а государственное учреждение. 

Ева как "перводвигатель прогресса".

В 1864 году американская феминистка Элиза У. Фарнэм (1815–1864) опубликовала книгу «Женщина и её эпоха», в которой показала Еву как перводвигатель цивилизационного прогресса. Фарнэм заявляет, что «человеческая жизнь превратилась в гонки, в борьбу именно благодаря смелому поступку Евы», покончившей с прежней «жизнью в изобилии, праздности и неведении». Она обрушивается с убийственной критикой на первобытное, райское состояние человека, объявляя его попросту рабской неволей. Женщина вышла из неволи, возлюбив свободу, — дабы сделаться мудрее и божественнее. Мужчина последовал за ней. Вот как рано началось духовное служение женщины.

Существует легенда, согласно которой Ева проглотила запретный плод, а у Адама он застрял в горле, и теперь у всех мужчин есть подтверждение этого события в виде кадыка (т. наз. «Адамово яблоко»). "Если бы Адам смелее откусил от плода, предложенного ему Евой, быть может, его потомки оказались бы намного умнее и не стали бы отказывать женщинам в равных с мужчинами способностях", - говорила Генриэтта Гринбаум Франк (1854–1922) [Цит. по: Пер Факснельд. Инфернальный феминизм. — М.: Новое литературное обозрение, 2022].

Арийская кухня: "Some Like It Hot".

Erik Renssen - Woman reading a book (2016)

В моей записи "Слова Геродота о скифах получили подтверждение" говорилось о том, что при раскопках скифского кургана Сенгилеевское-2 в Ставропольском крае, археологи обнаружили сосуды, которые содержали следы наркотиков - опиума и марихуаны.

andvari5 в своей записи "Что курили в курильницах и что пили в бронзовом веке?" сообщает дополнительные свидетельства использования психоактивных веществ в арийских культурах, причём, как указывает автор, это были "культуры новой социальной группы — воинской элиты, властителей первых европейских городов".

"Герои Троянской войны вкушали из круговой чаши «сок, гореусладный, миротворящий, сердцу забвенье дающий», подмешанный в терпкое местное вино (Одиссея, IV, 220–225). По мнению учёных, это сок конопли".

Здесь надо заметить, что греки-ахейцы мигрировали в Элладу из причерноморских степей, а это значит, что они вышли из катакомбной культуры. 

"Катакомбное население евразийских степей начало использовать мягкие психотропные узорами". (Тут автор сделал ляп, очевидно пропустив строчку или две. Наверно, имелось в виду "мягкие психотропные снадобья, которые размещались в курильницах, украшенных узорами.") "В них воскуряли душистые прутики тамарикса и других кустарников, а также степные травы, среди которых встречается и конопля (Shishlina et al. 2007).

Особые свойства конопли, которая содержит психотропные вещества, каннабиноиды, возможно, использовали и для изготовления специальных отваров, помогающих превозмочь боль или даже принести забвение и покой. Фитолиты и пыльца конопли найдены в горшках из захоронения 16-летнего подростка в могильнике Зунда-Толга-3, курган 1, погребение 5; взрослого мужчины — в могильнике ЗундаТолга-2, курган 1, погребение 4; в желудке и межзубном пространстве мужчины 40–45 лет из могильника Песчаный V; в реповидном сосуде в кургане 1, погребение 2 могильника Бага-Бурул. В такие отвары добавляли и более мягкие психотропные растения — эфедру, полынь, иногда лебеду. Эфедра является психоактивным растением, содержащим алкалоиды  — эфедрин и псевдоэфедрин, его используют как сильный стимулятор. В полыни много эфирных масел, она служит болеутоляющим и успокаивающим средством, однако в больших дозах при длительном употреблении может вызывать отравление и галлюцинации. В кувшинах из погребений детей и взрослых (майкопское захоронение в Шарахалсуне, курган 5, погребение 7; катакомбное в Островном, курган 5, погребение 7) идентифицировано сочетание пыльцы эфедры и полыни. Пыльца эфедры встречена на дне могилы в районе желудка взрослых индивидуумов ямной и катакомбной культур: в могильниках Сухая Термиста, курган 1, погребение 13; Бага-Бурул, курган 5, погребении 11 — в желудке женщины 25–35 лет, умершей при родах. В церемониальных сосудах маргианского храма II тыс. до н. э. в Гонур-Депе в Туркмении обнаружены пыльца и плоды не только конопли и эфедры, но и мака (Meyer-Melikyan 1998)".

На территории России произрастает двухколосковая эфедра, но в ней очень мало эфедрина. Наибольшим количеством эфедрина обладают среднеазиатские виды - средняя и хвощевая эфедра. По действию, эфедрин схож с адреналином, но работает более длительно и бережно. Кроме того, он блокирует фермент, который разрушает адреналин. И гормон сохраняется в крови дольше обычного. Вероятно, этим эффектом объясняется бесстрашие и воинственность воинов, испивших напиток сомы/хаомы перед боем.

17 августа 2023

О Елене Блаватской.

"Блаватская заявляла, что оставалась девственницей всю жизнь, несмотря на два замужества, и что у неё есть даже врачебное свидетельство, подтверждающее, что из‐за травм, полученных при падении с лошади (в результате чего, как она рассказывала в одном письме, у неё «выпали все внутренности, включая матку и прочие органы»), она не способна иметь никаких плотских сношений с мужчинами", - сообщает Пер Факснельд (Инфернальный феминизм. — М.: Новое литературное обозрение, 2022).

Е. П. Блаватская
 
Е. П. Блаватская

Конечно, Елена Петровна была необычной женщиной. Об этом говорит
хотя бы рукопись «Тайной доктрины» объёмом в несколько тысяч страниц (в высоту эта кипа бумаги достигала почти метр), которую Блаватская привезла в Лондон в 1887 году. Разве обычная, нормальная женщина могла бы "выкроить" столько времени на чтение целой горы книг и составление выписок из них? У нормальной девушки в голове "лямур", а после замужества — семейные обязанности, так что времени ни на что не хватает.

Утверждение Блаватской о том, что она никогда ни с кем не вступала в сексуальные отношения, согласуется с общим отрицательным отношением теософии к сексуальности, которая рассматривалась как разрушительная сила — вредная для духовного развития, физического здоровья и освобождения женщин (Kraft S. E. Theosophy, Gender, and the «New Woman». P. 360–363). Крафт высказала предположение о том, что Блаватская могла быть гермафродитом — в физическом смысле (Kraft S. E. «There is Nothing of the Woman in Me». P. 134). Блаватская обычно отвергала традиционные женские атрибуты, изображала себя андрогином и в личной переписке подписывалась именем Джек. Олкотт, в личном дневнике именовавший её «мужедамой» (she-male), тоже звал её Джеком, как и другие близкие друзья.

Я, по молодости, прошёл через увлечение теософией мадам Блаватской. 80-е годы прошлого века, самиздат, собрания на дому у Юрия Михайловича, нашего домарощенного "гуру", где я познакомился со многими интересными парнями. Мы обменивались литературой по йоге, теософии, концентрации и медитации, а Юрий Михайлович ещё к тому же давал уроки карате. 

ДМТ и эволюционная "воронка".

Вчера вечером я посмотрел на YouTube документальный фильм об аяхуаске. Там говорилось, что при смерти в человеческом мозгу вырабатывается (или выделяется) ДМТ, сильнодействующее психоактивное вещество из класса триптаминов. Как раз это вещество имеется в тропической лиане аяхуаска, отвар которой пьют индейцы. Там же один мужик рассказывал, как он, после принятия аяхуаски, видел своими глазами всю эволюцию на Земле. Я сразу вспомнил, что нечто подобное я уже читал у Майкла Харнера в его книге "Путь шамана". Значит, похоже на то, что подобные переживания являются стандартными при приёме аяхуаски. 

Насколько я понимаю, при смерти сознание человека редуцируется до позиции "наблюдателя" (как во сне) и попадает в эволюционную "воронку", на дальнем конце которой "маячит" новое рождение. 

Если всё так и есть, то, в таком случае, как понимать буддийскую нирвану? Ведь нирвана есть выход из эволюционной "воронки", то есть выход из колеса сансары, из колеса перерождений. Но вот вопрос: как, каким образом, выйти из этого колеса, как не попасть в эту "воронку", если при смерти в мозгу вырабатывается сильнейший наркотик и всё, о чём говорил Будда, становится неважным и неинтересным?

16 августа 2023

«Куды бедному хрестьянину податься», если поп на стороне знати?

В книге Жюля Мишле (1798–1874) «Ведьма» (1862) излагается теория, согласно которой те, кого в Средние века обвиняли в колдовстве, действительно практиковали сатанизм, только он являлся своеобразным выражением праведной классовой ненависти со стороны обездоленной части феодального общества. Поскольку Бог и церковь были на стороне знати, отчаявшемуся средневековому крестьянству приходилось обращаться за помощью к великому противнику Бога — Сатане.

Я не думаю, что всё было именно так, как преподносит Жюль Мишле, но что-то в этом есть. Конечно, никто не поверит в то, что средневековые крестьяне какой-нибудь французской Вандеи устраивали тайные церкви Сатаны; сатанизм — это симулякр, который появился не ранее второй половины XX века, и притом в городской богемно-интеллигентской среде. Однако можно допустить какие-то сектантские движения, своего рода "двоеверие", как, например, у русских христоверов-"хлыстов": днём они в православном храме, а ночью собираются на своём "корабле". 

Вообще, конечно, я себе не представляю, как можно молиться Богу в храме вместе с такого рода прихожанами:

БЕСЕДА МЕЩАН, около 1814 г.

А ведь в то время, в 1814 году, были крепостные крестьяне. Приходит такой крестьянин в храм, а там стоит и молится Богу помещик, который его продал... 

Ты, барин, какому Богу молишься, Христу или Велиару?!

«Центральный культурный миф западного патриархального строя».

Сандра М. Гилберт и Сьюзен Губар (авторы книги «Сумасшедшая на чердаке: писательница и литературное воображение в XIX веке») считают третью главу Книги Бытия, где описывается искушение Евы, «центральным культурным мифом западного патриархального строя».

Предпринятый Джоном Мильтоном поэтический пересказ истории грехопадения в эпической поэме «Потерянный рай» (1667) выглядит следующим образом (цит. по: Пер Факснельд. Инфернальный феминизм. — М.: Новое литературное обозрение, 2022):

"Дьявол, приняв обличье змея, подольщается к Еве, именуя её то «державной госпожой», то «царицей сего мира», то «богиней во плоти». Как отмечает К. А. Патридис, совокупность комплиментов, произносимых змеем, и похожих слов из уст самого рассказчика указывает на то, что Ева «пристрастно прислушивается к доводам Сатаны» и «отчасти впала в грех ещё до того, как съела запретный плод», так как у неё уже имелась «врождённая склонность к самоволию и самообожествлению». Авторитетный литературовед Нортроп Фрай более сочувственно замечает: «Он [Сатана] внушает ей понятие о её собственной индивидуальности, о том, что она — самостоятельная личность, а не просто привесок к Адаму или к Богу». Он задаёт ей риторический вопрос: «Ужель познанье столь гнусно?» А потом увещевает её: «Вкуси! В кругу богов — богиней стань, / Землёй не скованная». Ева пробует плод — и, как позже она сама рассказывает Адаму, «Тотчас к облакам / Взлетели мы; простёрлась подо мной / Поверхность необъятная Земли, / Являя величавый ряд картин». Как указывал Джон М. Стедман, это перекликается и со словами из Библии, которые толковалось как признание Сатаны в гордыне (Ис. 14: 13: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой»), и с евангельским эпизодом (Мф. 4: 5–8; Лк. 4: 1–13), где дьявол возносит Христа на высокую гору, показывает ему все царства мира и предлагает владычество над ними. Кроме того, здесь иносказательно изображён и полёт ведьмы на шабаш. Иными словами, Ева отождествляется здесь и с самим Сатаной, и с ведьмами, и в придачу подвергается тому же искушению, что и Христос. Однако если Христос напрочь отверг дьявольские посулы, то Ева, конечно же, в итоге поддалась соблазну, а, насытившись запретными плодами, благодарит Люцифера: «Ты — наилучший вождь. / Когда б я за тобою не пошла, — / Осталась бы в незнанье. Ты открыл / Путь к мудрости». Бога же теперь она называет так: «Запретитель наш / Великий, заседающий в кругу / Крылатых соглядатаев своих». Потом Ева ненадолго задумывается: быть может, оставить новообретённое запретное знание при себе и не делиться с мужем? Она задаётся вопросом:
не поможет ли утаённое от мужа знанье
…возместить изъян,
Присущий женщине, чтоб закрепить любовь
Адама и сравняться с ним,
А может, кое в чем и превзойти?
Не зареклась бы! Низший никогда
Свободным не бывает!


То есть Ева, в интерпретации Д. Мильтона, не желает видеть Адама в рабстве невежества и "просвещает" его, делая ровней себе. 

К вопросу о женском священстве.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) замечал в своём толковании к Первому посланию к Тимофею:

"Учила однажды жена, и всё ниспровергла. Поэтому [Павел] говорит: «да не учит». Но как это относится к другим женщинам, если одна сделала это? И очень (относится), потому что пол этот немощен и легкомыслен" [1].

Иными словами, по мнению этого авторитетного мыслителя, «ученье» женщины в Эдеме — когда она убедила Адама съесть запретный плод — и новозаветные толкования этого поступка следует понимать как призыв не допускать женщин учить людей на церковных собраниях (Цит. по: Пер Факснельд. Инфернальный феминизм / Пер Факснельд. — М.: Новое литературное обозрение, 2022).

То есть, если руководствоваться мнением Отцов Церкви, то пастырем и руководителем общины может быть только мужчина. А с мнением Отцов Церкви нельзя не считаться, так как оно составляет Священное Предание, один из источников вероучения и церковного права наряду со Священным Писанием. 

Характерно, что женское священство получило развитие в протестантской среде, где верующие отказались от боговдохновенности церковного Предания.