21 августа 2023

Полиохни.

Ю. В. Андреев рассказывает о поселении раннебронзового века Полиохни на восточном берегу о. Лемнос.

"Основную часть поселения составляли различающиеся по величине и очертаниям конгломераты жилых помещений, или так называемые «инсулы», между которыми были проложены узкие извилистые проходы. <...> Как указывает Бернабо-Бреа, в некоторых случаях жилой дом практически мог занимать целую инсулу. Однако чаще инсулы делились на два или большее число домов, составлявших вместе одну структурную единицу в общей планировке поселения, но не имевших между собой непосредственного сообщения. Некоторые инсулы состояли из целого ряда небольших жилищ, каждое из которых включало мегарон и несколько комнат. <...> По мнению того же автора, большие дома Полиохни по сложности своей планировки не знают себе равных во всём Эгейском мире эпохи ранней бронзы, не исключая и таких поселений, как Троя или Ферми, и уступают в этом отношении лишь более поздним критским дворцам. <...> В самом Полиохни, судя по всему, не было здания, которое функционально и по своим размерам могло бы претендовать на то, чтобы считаться дворцом. Бернабо-Бреа это особо подчёркивает, указывая вместе с тем, что среди жилой застройки Полиохни можно выделить несколько особенно больших и богатых домов, состоявших из двадцати или даже более того помещений, с вымощенными дворами, и наряду с ними более скромные жилища, включавшие в свой состав только мегарон с добавлением ещё одного или двух помещений. Сразу вслед за этим, однако, делается важная оговорка. Провести чёткую грань между богатыми и бедными домами, оказывается, не так-то легко, поскольку в общем жилом массиве поселения они строились практически в тесном соседстве, нередко вплотную друг к другу. Кроме того, большие многокомнатные дома время от времени делились на жилища меньшего размера. Согласно предположению Бернабо-Бреа, это могло быть следствием раздела имущества между сыновьями после смерти отца, что, в общем, довольно правдоподобно".

Вот здесь я прерву рассказ автора и позволю себе выразить несогласие с предположением Бернабо-Брея. Раздел имущества между сыновьями после смерти отца предполагает патриархат. Куда же нам, в таком случае, девать майорат (от лат. major — старший) — порядок наследования имущества при патриархальном праве, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или семье? А младшие сыновья должны покинуть отчий дом и строить свои семьи отдельно. Как справедливо замечает И. Бахофен, "в лишении всякого права наследования имущества находит мужчина всё новое побуждение к военным предприятиям; в несвязанности с какими-либо домашними заботами — возможность путём дальних походов жить грабежом и войной". Нет, такие большие дома-инсулы никак не вяжутся с патриархатом. Логичнее предположить, что такого рода планировка отражала матрилокальный характер поселения Полиохни. Мы можем провести параллель с аналогичной планировкой домов в племени минангкабау в Индонезии. (См. Рогатые дома матриархата.) "Перегрин, используя множество антропологических доказательств, утверждает, что матрилокальные общества имеют значительно большие жилища, чем патрилокальные. Перегрин основывал свою интерпретацию на более ранней работе Эмбера, который путём межкультурных антропологических сравнений показал, что общества с патрилокальным проживанием, как правило, имеют жилища, площадь которых обычно не превышает 60 м², в то время как в обществах с матрилокальным проживанием, как правило, жилые помещения имеют общую площадь более 100 м². В качестве примера можно привести "большие дома" Минангкабау - самого большого матриархального общества в современном мире" (Источник). "Устроен [дом минангкабау] так: перед домом идёт длинная терраса, на которой проходят общие встречи, а также живут дети и гости, а внутри имеется большая комната для совместного проживания и трапез. Но достигшие брачного возраста дочери получают отдельную комнату, в которой и проводят потом всю свою жизнь. Традиционный дом минангкабау легко расширяется за счёт всё новых и новых пристроек, а ответственность за то, чтобы каждая взрослая дочь имела свою комнату, несёт брат матриарха" (Источник). "Самая мелкое сообщество у минангкабау - это семья, во главе которой стоит бабушка и её дочери. В семью входят братья матриарха, зятья и дети дочерей, тогда как дети сыновей не считаются её членами. Несколько таких родственных семей образуют paruik - клан (сами его члены называются saparuik - "происходящие из одной утробы). А уже кланы образуют нагари, общины минагкабау. Сейчас на Западной Суматре их насчитывается около 540. Каждое такое поселение-община в несколько тысяч жителей имеет квартальную планировку: входящие в нагари паруики имеют свой квартал из нескольких румах гаданг и рисовых амбаров. В нагари обязательно есть мечеть, религиозная школа, общинный дом (балэй), государственная школа…" (Источник). Ну, вот они, матриархальные кланы и соответствующая им квартальная планировка, которую мы видим в Полиохни.

Но продолжим дальше цитировать Ю. В. Андреева:

"Большие дома или инсулы Полиохни могут, таким образом, свидетельствовать о том, что здесь существовала особая форма социальной организации, которая в этнографии обычно квалифицируется как большесемейная или домовая община. Бернабо-Бреа, видимо, и сам склоняется к той же мысли, ссылаясь в качестве возможной аналогии на знаменитое описание дома Приама в гомеровской «Илиаде». Отсюда следует, что постулируемое им разделение инсул на большие и малые или богатые и бедные дома может носить лишь достаточно условный характер. Этнографические параллели подсказывают, что занимающая отдельную инсулу большая семья могла оставаться более или менее целостным социальным организмом также и после смерти её главы, несмотря, видимо, на свойственную составляющим её малым семьям тенденцию к известной бытовой обособленности. Едва ли случайно, что почти в каждой из инсул Полиохни основные хозяйственные помещения (житницы для хранения зерна и других продуктов, стойла для вьючных животных, обычно устраивавшиеся в «вестибюле» перед входом в мегарон, закуты для свиней, внутренние дворы, в которых, по вполне вероятному предположению Бернабо-Бреа, женщины занимались приготовлением пищи, ткали и пряли шерсть, стирали и т. д., мастерские и т. п.), как правило, размещаются в самом большом из составляющих её домов. Отсюда нетрудно сделать вывод, что все эти помещения находились в совместном пользовании всех обитателей инсулы, в сознании которых продолжало жить чувство их общей принадлежности к одному родовому коллективу. Аналогичным образом как место сбора и совместных трапез всей семейной общины мог использоваться и мегарон большого дома".

Опять здесь сплошные "неувязки" с патриархатом. Я напомню определение патриархата из Википедии: "Патриарха́т (букв. — «власть отца», др.-греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть», также андрархия, андрократия) — форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы или старшие члены мужского пола в семьях обладают лидирующим положением". Как это патриарх может осуществлять контроль над собственностью, если "помещения находились в совместном пользовании всех обитателей инсулы", а его жена готовила пищу "в самом большом из составляющих её домов"? Может ли проживающий в коммунальной квартире мужчина считаться её владельцем? Никак нет.

И ещё пара цитат:

"Судя по тому, что почти в каждой инсуле Полиохни имелась своя домашняя житница и хотя бы небольшое стойло для скота, всё это поселение должно было представлять собой не что иное, как очень плотно укомплектованное скопище крестьянских дворов, все обитатели которого были так или иначе заняты в сфере сельского хозяйства.

У нас нет ни одного факта, который мог бы указывать на то, что Полиохни и Ферми были связаны отношениями господства и подчинения с какими-то другими поселениями". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий