Ю. В. Андреев говорит, что в так называемых «городах» древнего Шумера, по крайней мере в той их форме, в которой они возникли и существовали в IV—III тыс. до н. э., подавляющее большинство обитателей было так или иначе занято в сфере сельскохозяйственного производства.Сейчас довольно трудно понять, что заставляло древних земледельцев южного Двуречья бросать насиженные места в каких-нибудь хуторах или деревушках и перебираться в огромные человеческие скопища типа Урука или Лагаша, жертвуя привычками и даже удобствами, связанными с нормальной сельской жизнью.
Реконструкция Урука, 2000 год до н.э. - В центре находится зиккурат, посвящённый богине Инанне. |
Не исключено, что во многих случаях это переселение крестьян в так называемые «города» осуществлялось принудительно, не столько ради них самих, ради их удобств и житейских потребностей, сколько в интересах государства, стремившегося держать под своим контролем максимум рабочей силы, не давать ей распыляться в пространстве, а главное — не уступать её, так же как и обрабатываемую ею землю, враждебным государствам. Создаётся впечатление, что только такого рода стимулы могли вызвать к жизни такие на первый взгляд противоестественно огромные скопления земледельческого населения, какими были «первые города» Шумера. Такой крупный авторитет в области археологии Двуречья, как Р. Эдамс, обращает внимание на «в сущности искусственный характер ранних месопотамских городов, по крайней мере с социально-экономической точки зрения». По его словам, «это были своего рода сплавы, созданные специально для того, чтобы увеличить экономическое благосостояние, а также наступательную и оборонительную мощь очень небольшого, политически сознательного верхнего слоя . . . большая часть населения была привязана к городу только в различающихся степенях принуждения...».
Для крестьян-фермеров наиболее оптимальным и удобным поселением является хутор. Но хуторская система существует там, где крестьяне работают на себя. А вот, например, в сталинском СССР жители хуторов были объявлены враждебным [государству] элементом, "кулаками", и хуторяне подверглись "раскулачиванию". Потом, при Хрущёве, настала очередь маленьких деревень, жителей которых вынуждали переселяться в крупные населённые пункты. Я был рождён в одной из таких "неперспективных" деревень Задонского района Липецкой области, где не было ни больницы, ни школы, ни магазина, ни электричества, ни транспортного сообщения, а люди жили как при царе Горохе, в избах с земляными полами и соломенными крышами. То есть, крестьян стимулировали переселяться туда, где существовали органы власти, а где не было бюрократии, те деревни как бы выпадали из круга забот государства и приходили в запустение. Вполне возможно, что подобные процессы существовали и в древнем Шумере, тем более что я уже писал о шумерских "колхозах" (см. Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий