23 августа 2023

Миртос.

Ю. В. Андреев говорит, что от поселений эпохи ранней бронзы на Крите остались лишь "рожки да ножки", так как "в большинстве случаев они просто стёрты позднейшей застройкой. Они похоронены под постройками современных деревень, занимающих в большинстве своём те же самые (топографически наиболее выгодные) места на равнине, что и их отдалённые предшественники. Тем не менее, остатки жилого комплекса в Миртосе, расположенного в восточной части острова, позволяют представить хотя бы в самых общих чертах образ жизни древнейших обитателей Крита. 

На плане в книге Уоррена (рис. 9) отчётливо виден сложный конгломерат строений, состоящий из приблизительно 90 помещений разной конфигурации (чаще всего неправильной) и вместимости. Сам автор особо подчёркивает, что открытое им поселение представляло собой «единый большой строительный комплекс», разделённый внутри двумя узкими проходами. Один из них шёл от южного входа к центру поселения, другой, пересекаясь с ним, шёл с запада на восток. «Поселение, — отмечает Уоррен, — никоим образом не кажется разделённым на отдельные дома, так как комнаты и помещения непосредственно продолжают друг друга (при этом в некоторые из них можно было попасть только с крыши). Здесь нет очевидного деления на блоки или особенно большие дома, как в планировке позднеминойских городов типа Гурнии и Палекастро». Внутри поселения Уоррен выделяет ряд помещений со специфическими функциями. Сюда относятся кладовые и рабочие помещения в северной части комплекса, помещения, которые могли использоваться для занятий прядением и ткачеством, расположенные в основном в центральной части, склады, кухня и рабочие комнаты в юго-восточной части, большие комнаты, служившие, по всей видимости, для жилья, к западу от южного прохода и, наконец, стоящее особняком помещение под № 92 в юго-западном углу комплекса, в котором Уоррен склонен видеть святилище. (Основным доводом в пользу такой идентификации этого помещения послужил найденный здесь антропоморфный сосуд, изображающий женское божество.) Всё население Миртоса составляло, согласно подсчётам самого Уоррена, что-то около 100 или 120 человек.

Некоторые из помещений комплекса были лишены крыши, представляя собой открытые площадки или внутренние дворики. В основном они располагаются вблизи от центра поселения (помещения № 30, 45 и 69). Особое внимание Уоррен уделяет помещению № 45, находившемуся на стыке двух проходов. Здесь, по его мнению, могли устраиваться общие собрания жителей Миртоса. И функционально, и в чисто архитектурном плане эта площадка может расцениваться как отдалённый прообраз центрального двора в позднейших минойских дворцах.

В своей книге Уоррен решительно оспаривает мнение Брэнигена, квалифицирующего поселение в Миртосе как «господский дом» или «усадьбу» (mansion). Сам Уоррен более склонен оценивать открытый им комплекс как поселение деревенского типа, во многом предвосхищающее такие поселения более позднего времени, как Гурния («прото-Гурния»). Планировка Миртоса «предполагает социальную организацию, основанием которой была какая-то крупная общественная ячейка — клан или триба, живущая общиной, может быть, ещё не разделённая на отдельные семьи и совершенно лишённая какого-либо ясно выраженного вождя или правителя».

Удивительно, что Ю. В. Андреев называет социальную организацию Миртоса "большой патриархальной семьёй", хотя нет ни малейшего намёка на патриархат. Нет вождя или правителя, нет отдельных семей. План поселения Миртос самым радикальным образом отличается от типично патриархальных домовладений древних греков.

Если же брать, в качестве примера, африканскую "большую семью" (линидж), то она может возглавляться как мужчиной, так и женщиной. Всё зависит от кровного родства, которое приводит к одному предку через родственников по материнской (матрилинидж) или отцовской (патрилинидж) линии. Женщина тем более может стать старейшиной "большой семьи", которая часто совпадает с деревней, что до прихода европейцев коренному населению Африки термин «вождь» вообще был незнаком. Были выборные старейшины деревень, которые ничем не отличались от односельчан (см.: О высосанных из пальца вождях и вождествах.) Обычно старейшиной является самый старший среди живущих родственников, и почему самым старшим членом "большой семьи" не может быть женщина? Она, конечно, не единолично правит, а опирается на помощь своих братьев и племянников. Так, собственно, было и у ирокезов (см.: Матриархат у ирокезов).

В общем, не увидел я ничего специфически "патриархального" в плане поселения Миртос. Заявленная Ю. В. Андреевым патриархальность никак не "вяжется" с демократичностью и эгалитарностью общественного устройства жителей этого поселения [1]. Патриарх — это "царь" и "бог" над всеми домочадцами, как в Древней Греции; где этого не наблюдается, там патриархат под большим вопросом. Например, в современном российском обществе нет патриархата, потому что муж и отец рискует "схлопотать по рогам" за рукоприкладство, а в древнеримском обществе был патриархат, потому что римлянин мог топором отрубить голову своей жене, как курице, если обнаруживал её в пьяном виде, и никто не мог наказать его за такую самодержавную власть, ибо он и был самодержец.

------------------------------------------------------------------------

[1] Сам же Ю. В. Андреев пишет: "Характерные признаки общинного жилища выражены в архитектуре и планировке Миртоса настолько ясно, что было бы по меньшей мере нелогично пытаться выдать эту хаотичную постройку, довольно близко напоминающую мексиканское пуэбло, за дворец или виллу некоего минойского «лендлорда»".
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий