Ответ на этот вопрос — в статье maximus'а "Происхождение мавританской (подковообразной) арки. Ее связь с фригийскими аниконическими идолами".
"Древний символ в форме подковы и греческой буквы Ω (омега) принято считать знаком богинь-матерей. В частности, на кудуру (пограничном камне) касситского времени конца II тыс. до н.э. этот символ соответствовал имени богини Нинхурсаг («Владычица лесистой горы»), она была месопотамской «матерью богов» и «матерью всех детей». Сам символ подковы видимо изначально обозначал коровью матку, а также круглый загон для скота, куда брали коров, готовых к отёлу. Впоследствии он скорее всего стал трактоваться более широко — как знак «рождения» или «милосердия». В Древней Египте со II тыс. до н.э. этот символ появился в образе (в причёске) богини-коровы Хатхор, которая покровительствовала деторождению".
Староассирийские (XX–XVI вв. до н.э.) изображения божеств с символами "рождения". Слева бог луны Син, справа, сидит видимо богиня Нинхурсаг, слева от неё жрица или прихожанка с символом омеги в руке. |
Как видим, тут всё крутится-вертится вокруг «рождения», которое представляется абсолютным благом (summum bonum) и противопоставляется «смерти». Случайно ли подковообразная буква "омега", последняя буква древнегреческого алфавита, похожа и на женскую матку (Ω), и на вульву (ω)? И случайно ли первая буква древнегреческого алфавита - "альфа" - похожа на беременный животик (α)?
Алфавит начинается с "порождающей" буквы "альфа", из которой рождаются все остальные буквы алфавита. Путь человека - от "альфы" до "омеги". Гроб в древности ничем не отличался от детской колыбели, а колыбель делалась как миниатюрный гробик. "Омега" и "альфа" — буквы похожие: неслучайно обе буквы — "женские". Одна порождает, а другая принимает в себя порождённое, чтобы вновь забеременеть жизнью. Получается перерождение от "омеги" - к "альфе". Вошёл в вульву "омеги", и оказался в чреве "альфы".
В общем, "омега" - последняя буква алфавита - считалась "дверью" в загробный мир. "Удивительным образом характерный символ Ω (или подковы) сохранился на армянских средневековых надгробиях. Видимо, таким образом армяне изображали усопших, т. е. ушедших в иной мир", - говорит maximus.
Надгробие, возможно женское, на кладбище Норатус в Армении. |
Это отнюдь не знак скорби, а, наоборот, жизнеутверждающая "благая весть" о неизбежности нового рождения. Как в Бхагавад-гите: "Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, непременно родится".
Грубо говоря, умершему на могиле повесили подкову "на счастье". "Счастье" можно здесь интерпретировать как новое рождение. Никакое иное "счастье" умершему уже и не нужно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий