Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) замечал в своём толковании к Первому посланию к Тимофею:
"Учила однажды жена, и всё ниспровергла. Поэтому [Павел] говорит: «да не учит». Но как это относится к другим женщинам, если одна сделала это? И очень (относится), потому что пол этот немощен и легкомыслен" [1].
Иными словами, по мнению этого авторитетного мыслителя, «ученье» женщины в Эдеме — когда она убедила Адама съесть запретный плод — и новозаветные толкования этого поступка следует понимать как призыв не допускать женщин учить людей на церковных собраниях (Цит. по: Пер Факснельд. Инфернальный феминизм / Пер Факснельд. — М.: Новое литературное обозрение, 2022).
То есть, если руководствоваться мнением Отцов Церкви, то пастырем и руководителем общины может быть только мужчина. А с мнением Отцов Церкви нельзя не считаться, так как оно составляет Священное Предание, один из источников вероучения и церковного права наряду со Священным Писанием.
Характерно, что женское священство получило развитие в протестантской среде, где верующие отказались от боговдохновенности церковного Предания.
"Уже Мартин Лютер заложил основу нового понимания пастырства, которое повлияло на всё протестантские течения. Он был принципиальным сторонником доктрины всеобщего священства верующих («царственного священства») и отвергал какое бы то ни было «сакральное» различие между клириком и мирянином. Каждый христианин, по мнению Лютера, в равной степени является «священником» уже в силу своего крещения.
С богословской точки зрения протестантские представления о пастырстве делали возможной уже в XVI веке постановку вопроса о допуске женщин к ординированному служению. Тем не менее отцы Реформации, похоже, и не помышляли о столь радикальном для того времени нововведении [2]. Первые шаги к новому взгляду на женское служение были сделаны в протестантских общинах во второй половине XVII века. Например, в 1666 году Маргарет Фелл (англ. Margaret Fell) — супруга основателя квакеров Джорджа Фокса — написала манифест, в котором настаивала на том, что женское проповедничество не запрещено в Священном Писании. Считается, что именно квакеры первыми позволили женщинам исполнять обязанности проповедников наравне с мужчинами.
Практику «женского проповедничества» от квакеров заимствовали методисты. В 1813 году Церковь Методистов Первоначальных (англ. Primitive Methodists) приняла на служение в качестве миссионера с полной занятостью и денежным вознаграждением за труд девятнадцатилетнюю Сару Киркленд (англ. Sarah Kirkland, 1794—1880). В последующие годы более 100 женщин были наняты по всей Англии в качестве путешествующих проповедников. В 1852 году Лидия Секстон (англ. Lydia Sexton) стала первой женщиной, которая получила официальную лицензию на проповедничество от Церкви Объединённых Братьев (ныне это часть Объединённой Методистской Церкви). В 1853 году Антуанетта Браун-Блеквелл (англ. Antoinette Brown-Blackwell, 1825—1921) стала первой женщиной, прошедшей ординацию и ставшей полностью легитимным пастором. Она несла своё служение в Конгрегационалистской Церкви в Юг Батлер (штат Нью-Йорк). Особенность конгрегационализма, как известно, заключается в том, что каждая община этого течения является практически полностью независимой и сама может поставлять для себя служителей без совета с другими общинами. Поэтому ординация Антуанетты Браун-Блеквелл не нуждалась в подтверждении со стороны высших церковных властей (такие власти в конгрегационализме попросту отсутствуют).
К 1970-м годам большинство протестантских деноминаций, в которых отсутствует епископальное устройство, признали возможной ординацию женщин. Однако и по сей день среди них есть и те, кто принципиально ее отвергают. Например, поставление женщин в пасторы принципиально отвергается крупнейшим американским протестантским объединением — Южной Баптистской Конвенцией, которая объединяет более 15 миллионов верующих и остаётся самой крупной в мире национальной баптистской организацией" (Источник).
Как мы видим, женское священство возможно там, где нет иерархии. Религиовед и преподаватель философии Чарльз Эсс полагал, что образ Евы как «вершительницей хаоса», угрожающей мужским иерархиям, был создан Августином Блаженным, епископом Гиппона Царского в Нумидии. Это учение, объявляющее главным грехом непослушание, выставляет повиновение (патриархальной) власти высшим благом, вне зависимости от того, кто воплощает эту власть — Бог, монарх или муж [3].
Я по молодости ходил на собрания баптистов, и у них в маленьких общинах женщины довольно часто проповедуют Слово Божие. У баптистов, мне кажется, многое зависит от денег: чем больше община, тем больше денег там "крутится"; поэтому мужчины занимают "денежные" места и не возражают, если женщины трудятся бесплатно. В Южной Баптистской Конвенции США "крутится" очень много денег, поэтому там женщины не допускаются к пасторскому служению. Наверно и в православной среде денежный вопрос стоит на первом месте, а все догматические "препоны" легко преодолимы, при желании, как остроумно показал Андрей Кураев (см. Допустимо ли мужское священство?). Да и по большому счёту противникам женского священства нечего ответить Екатерине, которая написала (20 ноября 2012, 16:34) в комментах к статье:
"Простите, как это не было жён, выполнявших апостольское дело? Св.
равноапостольные Мария Магдалина, Фёкла, Мариамна, Фотина, Иуния,
Прискилла, Нина - это всё не пример? Самарянка идёт проповедовать людям
добровольно, руководствуясь не "гордостью", а горячим желанием
поделиться с ними своей радостью. Было бы лучше, если бы она "смиренно"
пошла домой, никому не сказав о Спасителе? Богородица вне конкуренции,
Её подвиг уникален и не повторим. Зачем-то же ведь даёт Господь талант
веры женщинам. Лишь для того, чтобы они снимали догорающие свечи и
подметали в храме пол? Почему жена, причастившаяся Святых Таин, не может войти в алтарь? Тело Христово "менее значимая святыня"?! Что
касается "нечистоты": пример Господа и Божией Матери не авторитет для
православных христиан? "А когда исполнились дни очищения их по закону
Моисееву" - во все эти дни Богомладенец пребывал со Своей Матерью,
Которая кормила, пеленала и всячески заботилась о Нём. Разумеется, при
этом касалась Его. А 30 лет совместной жизни? Неужели в дни "женского
очищения" Богородица уходила из дома, чтобы "не осквернить" Господа?
"Предание Церкви не знает примеров женского священства": Е.Старшов
"Святые древней Ирландии", издано Сретенским монастырём, стр. 64: "Она
(святая Бригитта) не только была поставлена во епископа, но затем и сама
поставляла епископов для служения в основанных ею монастырях" (Источник).
-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание к Тимофею. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-ktimofeju/9 (дата обращения: 30.12.2021).
[2] Лютер упирал на то, что женщины должны и поныне расплачиваться за грех Евы: сидеть дома и быть в первую очередь хорошими жёнами и матерями, а от важных дел, подобающих мужчинам, держаться подальше. Вот, оказывается, откуда "растут ноги" у немецкого выражения Kinder, Küche, Kirche или 3 K!
[3] Ess Ch. Reading Adam and Eve: Re-Visions of the Myth of Woman’s Subordination to Man // Violence Against Women and Children: A Christian Theological Sourcebook / Eds. C. J. Adams, M. M. Fortune. New York, 1998. P. 100–102.
Комментариев нет:
Отправить комментарий