Ю. В. Андреев определяет город "в самом широком значении этого слова, прежде всего как устойчивую форму территориальной консолидации гетерогенного населения, непосредственно не занятого в сфере сельскохозяйственного производства".
Гетерогенная популяция - это та, в которой люди не похожи друг на друга.
При таком раскладе, под определение Ю. В. Андреева подходят сибирские остроги, оборонительные укрепления русских казаков на неприятельской территории. Остроги строились для проживания в них воевод и ратников, на которых московское правительство возлагало обязанность сбора дани (ясака) среди местного (аборигенного) населения. Вот, например, Кетский острог, построенный в верховьях реки Кеть в 1602 году казаками, собиравшими дань и усмирявшими неповиновение селькупов.
Кетский острог. Реконструкция. |
Население там было гетерогенное. Как сообщает Википедия, "археологические раскопки, проведённые на территории третьего острога, показали, что среди живших в нём были и селькупы, и русские. Возможно, что существовали смешанные браки русских и селькупов" (Источник). Насчёт браков я не знаю, однако известна практика казаков по насильственному удержанию в острогах детей несговорчивых аборигенов. В своё время и римляне так делали.
Я специально выбрал самый маленький и неказистый острог, потому что по всем параметрам он подходит под определение Ю. В. Андреева, но при этом каждому понятно, что это не город. Острог представляет собой нечто среднее между тюремной "зоной" и древнеримским военным лагерем. Но вот что знаменательно: в дальнейшем многие сибирские остроги действительно превратились в города.
Город, каким его представил Ю. В. Андреев, — с населением, непосредственно не занятым в сфере сельскохозяйственного производства, — явление, по сути, паразитическое. В этом смысле, город органически связан с государством. По всей видимости, можно поставить знак равенства между городом и государством. Соответственно, где нет государства с "вертикалью власти", там нет и городов.
Город абсорбирует и аккумулирует богатства и ценности; он строится для "отжима" соков из окружающего населения; в этом заключается его суть и назначение. Но, как мы знаем, в безгосударственных обществах существовала храмовая экономика, и при храмах имелись многочисленные складские помещения для хранения сельскохозяйственной продукции. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при взгляде на Кносс и другие подобные "города". Они на самом деле были большими храмовыми комплексами, в которых жили и трудились люди, непосредственно не занятые в сельскохозяйственном производстве.
Похоже на то, что города имеют либо естественно-ургийное, либо принудительно-гонийное происхождение. Они возникают либо вокруг храмов, либо вокруг острогов (дворцы — те же остроги, только "со всеми удобствами").
Комментариев нет:
Отправить комментарий