25 октября 2022

Женский выбор и ювенализация человечества.

"Валери Хадсон и др., поставили вопрос так: что будет, если исключить участие женских особей в сексуально-репродуктивном выборе партнёра, и полностью переместить этот выбор в область ритуального соперничества мужских особей? Внезапно оказалось****, что одного этого фактора достаточно, чтобы популяция биогенетически деградировала за 50 поколений" (Источник).

Там, в комментах, roberttylerd говорит, что исключить участие женских особей в сексуально-репродуктивном выборе "удалось везде, где уничтожили матрилинейность".

Ну, насколько я могу судить по дошедшим до нас изображениям крито-минойских мужчин с "осиными" талиями, женщины отнюдь не выбирают мужчин-"мачо". 

Minoan Cup, ca 1600 BC: depicts a treaty ceremony involving soldiers & farmers.

Тогда как в результате силового соперничества мужских особей женщина-"приз" всегда будет оказываться в руках наиболее сильного самца, от которого пойдут отпрыски богатырского телосложения.

К раскрытию мифологемы золотого века.

Согласно бонским мифам, в изначальные времена небеса были связаны с землёй чудесной «верёвкой духов» (dmu-t'ag), иногда именовавшейся также «верёвкой rkyan» и «лестницей духов» (dmu-skas). Семь первых царей Тибета после смерти поднялись по ней на небо, не оставив на земле своего мёртвого тела.

Эта "верёвка духов" напоминает мне пуповину младенца, с помощью которой он связан с организмом матери.


И, кажется, миф о райском состоянии первых людей как-то связан с состоянием младенца в материнском чреве. В «Го юй» (IV в. до н. э.) данный миф комментируется следующим образом. Некогда люди и духи были отделены друг от друга. Сообщения между ними осуществлялись посредством шаманов (си) и шаманок (у), через которых нисходившие в них духи передавали свою волю. В те времена царили мир и спокойствие, не случалось стихийных бедствий.

Ну, то есть, существовала та самая «верёвка», через которую проходила связь между людьми и духами, пуповина не была ещё обрезана, и поэтому "царили мир и спокойствие, не случалось стихийных бедствий". А какие могут быть бедствия в материнском чреве?

К хронологии цивилизации долины Инда.

На прошедшей в Чандигархе международной научной конференции археологи К.Н. Дикшит и Б.Р. Мани, огласили данные радиоуглеродного анализа 19 образцов органического материала полученного на раскопках Бхирраны. В результате исследования выяснилось, что поселение непрерывно существовало с середины 8 тыс. до н.э. до первой половины 2 тыс. до н.э. Наибольший интерес представляют шесть наиболее ранних образцов, которые дали датировки в пределах 7500-6200 гг. Это открытие позволило удревнить время зарождения цивилизации долины Инда на 2 тысячи лет. Источник.

То есть, неолитическое поселение на месте Бхирраны существовало одновременно с поселением в районе Чатал-Хююка, самые ранние найденные культурные слои которого относятся к 7400 г. до н. э.

индо-хараппские артефакты

Мама - калебаса.

Мифы о происхождении рода человеческого от тыквы чрезвычайно популярны у народов Южного Китая, Индокитая и Юго-Восточной Азии (мяо, яо, ли, аси, лису, мео, зяо, мыонгп, моны, ва, палауны, кхму, тхай, чины, ерэ, ма, банары, лава, цзинпо, сийин, лы, лао, ламеты, тямы, а также корейцы и др.). Известны сотни его вариантов. Чаще других рассказывается сюжет, по которому брат и сестра зарождаются в огромной тыкве, а затем с помощью различных животных выбираются из неё, женятся и дают начало человеческому роду. Повествование нередко контаминирует с мотивом потопа: брат и сестра спасаются от наводнения в тыкве-горлянке, женятся и возрождают погибшее человечество.

Бутылочная тыква лагенария (горлянка)

Из этой тыквы народные умельцы изготавливают сосуды - калебасы.

Калебаса

24 октября 2022

К вопросу о "гетеризме" Бахофена.

Анатолий Шумилов высказал интересное предположение. "Бонобо стали бисексуальными и промискуитетными, чтобы уменьшить свою численность". Типа, если обезьяны сильно размножаются, то они за восемь поколений сожрут всю кормовую базу и превратятся в каннибалов. 

Рисунок 1. Возрастание количества особей (синяя кривая) и убывание количества еды (красная кривая) на поле 10 на 10 километров в течении 8-ми поколений жизни бонобо. По оси абсцисс количество шагов, по оси ординат количество ресурсов (тонн) и количество особей.

К этой теории есть ряд вопросов. Спрашивается, а что, разве голодные шимпанзе бонобо привязаны цепями за деревья джунглей? Почему они не могут сдвинуться с одного места, ограниченного десятью квадратными километрами? Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Почему же бонобо не ищут, где лучше? Глупее рыб, что ли?

Ну и здесь опять же вспоминается пресловутый "гетеризм" И. Бахофена. Как видим, промискуитет имеет место быть в среде шимпанзе-бонобо. Хотя никакого промискуитета нет у других человекообразных обезьян. У гиббонов, например, моногамия, а орангутанам и гориллам свойственны гаремы (хотя у орангутанов гарем разбросан, а у горилл живёт сплоченной группой). И вовсе не факт, что первобытные люди совокуплялись как бонобо.

Что касается регулирования численности особей, то здесь, очевидно, включаются какие-то скрытые механизмы. Давно замечен факт, что накануне войн у женщин начинают чаще рождаться мальчики, чем девочки. Или вот моё личное наблюдение: домашняя кошка может окотиться два раза в году. Такое в принципе невозможно в дикой среде, но в домашних условиях, где чувствуется изобилие кормов, она может себе такое позволить, и позволяет, тварь... Домашние коты тоже "гуляют" почти круглый год, а не в одном лишь марте месяце. Но выброси тех же котов куда-нибудь в лес, и у них сразу пропадёт эта домашняя дурь и блажь - всё лето распевать "серенады" своими дурными голосами. Дома они нажрутся до отвала, и - от нечего делать - пошли блудить по чужим дворам, где кошки живут. А в лесу мышей ловить надо весь день, тут не до жиру, - быть бы живу. Вот и демографический вопрос решается как бы сам собой, без промискуитета.

"Сказка — ложь, да в ней намёк...".

Фольклорист Владимир Пропп предположил, что волшебная сказка появилась после распада первобытной общины как память о мифах и ритуалах доклассового общества. Так, сказки сохранили детали инициации — одного из главных обрядов древности.

Инициация традиционно состояла из опасных и даже жестоких испытаний. Первобытные люди верили, что участники обряда посвящения совершали путешествие в загробный мир. Вернувшись «с того света», охотник приобретал магическую власть над животными и покровительство духов предков.

Посвящение должен был пройти каждый юноша в племени. Только после этого он мог охотиться наравне со взрослыми, а также был обязан жениться.

Успешно завершив инициацию, герой сказки женится и часто получает в награду царство. Это царство он почти никогда не наследует от своего отца, а получает либо от стороннего царя, либо от тестя — отца жены. В этом мотиве исследователи видят отголоски древнейшего матриархального обычая уходить жить в семью жены. 

23 октября 2022

Сладкоречивый гуру.

"Жизнь должна быть непрерывным празднеством, праздником огней на протяжении всего года. Только тогда вы сможете расти, процветать. Превращайте маленькие события в праздник... Вы должны выражать себя во всём, что делаете, на всём, что вы делаете, должна быть ваша печать. Тогда жизнь становится непрерывным празднованием".

Ошо. Источник

Это мы и без Ошо слышали много раз.


Просто невероятно, что "организация Ошо причислялась к деструктивным сектам в некоторых официальных документах России" (Википедия). Тогда пусть запретили бы и рекламу Пепси-Колы, так как она проповедует то же самое, что и Ошо. 

Век толп.

Текст от greenorc — "Всадники апокалипсиса" — наводит на размышления.

"Недавно перечитывал один фантастический роман, где частью сюжетной линии был постулат о том, что во всём космосе все цивилизации, достигнув определённого уровня развития, самоуничтожаются. Различными способами, от атомной войны до компьютерного вируса, но непременно самоуничтожаются, погружаясь снова в дикость и архаику.

Так вот, вполне вероятно, что оно реально так. Дело в том, что в определённый момент на цивилизацию начинает влиять фактор, ранее не имевший значения и потому никак и никем не учитываемый. А именно, дураки.

Дураков всегда много. Но, дурак в веке этак 18-м не был проблемой. Абсолютное большинство населения было занято физическим трудом, так что дураки были даже в тему. А дураки в системе управления ничего не могли всерьёз испортить. Максимум - войнушку с соседями проиграть. Ну и что с того? Позже, в индустриальную эпоху, ничего не изменилось. Дурак по-прежнему оставался нужен и полезен. Стой у станка и точи весь день одинаковые детальки. И дураку хорошо, и стране выгодно.

Но в современном обществе всё стало иначе. Оно стало информационным, и если раньше дурака слышала только его жена и сосед по деревне, то теперь каждого дурака слышно на весь мир.

Дурак стал самым разрушительным оружием в истории человечества. Фактически, нормальные люди оказались перемешаны со стадом баранов. И если бараны однажды ломанутся в пропасть, то люди вынуждены будут или бежать вместе со стадом и погибнуть, или быть затоптанными и погибнуть". 

 

"Охота на ведьм" началась в Европе 5000 лет назад.

В 1934 году была опубликована книга «Тайные культовые мужские союзы германцев», автором которой был Отто Хёфлер, учёный, принадлежавший Венской школе Рудольфа Муха. В этой работе он изображал раннее германское общество как результат существования героически-демонического культа умерших, который был поставлен «мужскими союзами» в центр всей социальной жизни. По мнению учёного, именно этот культ был источником возникновения всех религиозных, этических и социально-политических представлений в германском обществе. Именно тайные «мужские союзы» древности послужили прототипами для государства и всех общественных институтов. В конце работы Хёфлер достаточно критически анализировал все идеалистические и романтические представления о древнем строе германцев. Работа Хёфлера тут же подвергалась нападкам со стороны партийных догматиков и поборников расовых идей. Главным объектом для атак стал вывод учёного о том, что ведьмы изначально преследовались тайными «мужскими союзами». Действительно, при написании своей книги Хёфлер руководствовался научными, а не идеологическими соображениями. Он собирал этнографический материал, проводил параллели между различными народами, в том числе до сих пор пребывавшими на стадии первобытности. Отталкиваясь от средневековых европейских сюжетов об «ораве дикого охотника», «диких охотах», «набегах масок», он видел в этих мифологических событиях отголосок «террористических» действий тайных союзов, члены которых маскировались под мёртвых, демонов и духов. Хёфлер делал вывод почти еретический для нацистской науки – «мужские союзы» охотились в первую очередь на представительниц уходящего матриархального культа, которые впоследствии были изображены в качестве ведьм и колдуний. Источник

Да, и конечно убийство Минотавра Тесеем можно рассматривать как составную часть арийско-патриархальной «дикой охоты» на матриархальные культы.

О "волчьем" наследии Первого Рима.

"Подобно древним римлянам, у которых бог войны Марс представал в образе волка, этот же зверь (или его «заместитель» - собака) в кавказских традициях неизменно сопутствовал молодцам и их сообществу", - сообщает elburz. (Источник)

Да, действительно, анималистическое изображение Марса – трёхглавый волк.

Интересно, что Марс считался отцом Ромула, родоначальником Рима. Ромул, конечно, весь пошёл в папу и начал с того, что убил своего брата Рема. Агрессией пропитана вся история Рима. Как заметила cambria_1919, "мужчина ведь не только сеятель жизни. Куда успешнее, чем  женщина, он может проломить врагу череп дубиной или проткнуть его копьём. Очень любит подраться, не гнушаясь никакими приёмами. Мужчина и стал верховодить, поскольку всегда чем-то вооружён и очень опасен" (Источник). 

Вот на это стоит обратить особое внимание: стал верховодить вовсе не потому, что он "семи пядей во лбу", мудр и гениален, а потому что вооружён и очень опасен. Как говорится, сила есть - ума не надо. 

Игры разума порождают матриархат и патриархат?

Интересный текст от cambria_1919

Не очень-то верю (явных доказательств нет, так что это дело веры), что когда-то существовал матриархат в чистом виде.
Всё-таки в опасном и трудном пра-пра-древнем мире физическая сила всегда была куда как важна.
И у приматов…


Возможно, в дремучем прошлом женщины и не всем командовали.

Но уж точно они стали первыми  божествами.

Были это богини красоты ненаглядной:

Или вот ещё, вид спереди и сзади; лица нет нигде:


22 октября 2022

"Рожаницы" неолитической культуры Яншао.

В продолжение записей Роженица и Рождение - смерть - возрождение в одном символе "М".


Староевропейские символы культуры Винча перекликаются с росписями яншаоской керамики
на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ) в 5—3-ем тысячелетии до н. э. (Все изображения взяты из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита".)

 

В чём смысл строительства рондел?

В записи "Зачем заборы городили в неолите?" говорилось о функциональном назначении староевропейских рондел типа Гозекского круга.

Скорее всего, ронделы были «местами сбора» для проведения ритуалов и одновременно своеобразными «административными» центрами. 

Неожиданная подсказка пришла от В. Р. Кабо, лучшего русскоязычного знатока культуры австралийских аборигенов: 

«По словам одного автора, ему удалось выяснить значение системы концентрических кругов в одном из племён. Это было священное изображение целого племени и всех его верований... Внутренний круг был самим племенем. Внешние концентрические круги обозначали жизненный цикл его членов, от первой инициации в юности до полного посвящения в зрелости... Их охватывал круг стариков, высшего совета племени, средоточия всей его мудрости... Затем шли другие круги, тотемические и священные, связующие племя в единое целое, окружающие его жизнью, продолжающейся на земле и во вселенной... Один из наружных кругов был солнцем, последний круг, охватывающий собой всё, был само небо и всё, что олицетворяет собою вселенная» [1].

К символике красного цвета.

Из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита" (Новосибирск, "Наука", 1988):

"Изучая ганьсускую крашеную керамику этапов мацзяяо и баныпань, Ю. Г. Андерсон обратил внимание на то, что «люди культуры яншао в Ганьсу имели два сорта керамики: один для живых, другой — для мёртвых» [1], т. е. выделил по функциональному признаку бытовую, с его точки зрения, керамику мацзяяо и погребальную керамику баньшань. Основанием для такого деления послужило то, что мацзяяоская керамика встречалась только в поселениях, тогда как баньшаньская — только в погребениях.

Анализируя баньшаньский орнамент, Ю. Г. Андерсон выделил устойчивый мотив, присутствовавший на большинстве изделий этой группы, названный им «орнаментом смерти» (death pattern). «Орнамент смерти» представляет собой два расположенных друг против друга ряда зубьев, выполненных чёрной краской, между которыми помещается красная или лиловая полоса (рис. 1, б). 


Ю. Г. Андерсон по этому поводу отмечал: «Особо следует подчеркнуть, что ни один из этих двух элементов данного орнамента не встречается на бытовой керамике мацзяяо, особенно же поразительно то, что красный цвет, по-видимому, строго запрещён для живых и предназначен исключительно для культа мёртвых» [2]." 


21 октября 2022

Последняя осень.

"Прощальным костром догорает эпоха [1],
И мы наблюдаем за тенью и светом
В последнюю осень..." 

-------------------------------------------------------------------------

[1] постсоветская

Меритатон — «Возлюбленная Атоном».

Расписной известняковый бюст древнеегипетской царицы - Меритатон.
Царица XVIII династии, главная жена фараона Сменхкары, старшая из шести дочерей фараона Эхнатона и Нефертити.

Египет ~ 1351-1332 гг. до н.э. Лувр.


О жертвоприношении царей.

По мнению Р. Грейвса, в древней Европе не было богов в традиционном мужском обличии. Их место занимала Великая богиня, считавшаяся бессмертной, неизменной и всемогущей. Земным её воплощением являлась царица-жрица. Царица-жрица выбирала себе на год возлюбленного из наиболее сильных и красивых юношей и по окончании года он приносился в жертву: его кровью обрызгивались поля, что гарантировало богатый урожай, а тело торжественно поедалось женским окружением царицы.

Исследования крито-минойской цивилизации, подкрепляемые археологическими находками, говорят о ярко выраженном доминировании в ней матриархального начала. Эллинские племена - достаточно примитивные в культурном плане образования скотоводов-кочевников. Как считает Р. Грейвс, «они были приняты как дети местной богини и давали ей из своей среды царей-жрецов. Так мужская военная аристократия оказалась примирённой с женской теократией, причём не только в Греции, но и на Крите, где также возникли эллинские поселения, через которые впоследствии критская цивилизация была экспортирована в Афины и на Пелопоннес».
Источник.

Роберт Грейвс

20 октября 2022

Донурагическая Сардиния.

Культура Бону-Игину — донурагическая археологическая культура, существовавшая на Сардинии в период около 4600 — 2900 гг. до н. э. Считается первой культурой на Сардинии, которая использовала естественные пещеры в качестве небольших гробниц-некрополей.

Судя по артефактам, культура была матриархальной.
 


Фигурка эпохи неолита из некрополя Куккуру-с'Арриус в Кабрасе. Культура Бону Игину, 4000–3400 гг. до н. э., сейчас находится в Национальном археологическом музее Кальяри на Сардинии, Италия.

О "высоком статусе" в обществах Старой Европы.

"Неподалёку от румынского города Орадя археологи раскопали погребение представительницы энеолитической культуры Тисаполгар-Романешты, совершённое около 4500–4000 годов до нашей эры. Она обладала высоким статусом, на что указали 169 золотых колец для волос, многочисленные костяные и золотые бусины, а также медный браслет" (Источник).

Конечно, "высокий статус" человека, жившего в Старой Европе около 4500 года до н. э., очень сильно отличается от современного "высокопоставленного" человека. Скорее всего, разного рода побрякушки сложили в могилу умершей женщины её родственники и односельчане. Я полагаю, в качестве последнего дара за всё то доброе и хорошее, что покойница совершила при жизни. Там дальше в статье Михаил Подрезов говорит, что в культуре Тисаполгар-Романешты "умерших обычно сопровождали большим количеством погребальных принадлежностей: керамической посудой, медными и каменными предметами вооружения и орудиями труда, изделиями из кости и глины, а также украшениями, в том числе из золота и жемчуга".


Антропологический тупик.

Пишут, что сибирские неандертальцы практиковали патрилокальность (женщины проживали в семье партнёра). "Образцы генетического материала из Чагырской пещеры, как и геном более раннего неандертальца из Денисовой, содержат признаки инбридинга — близкородственного скрещивания [1]. Достаточно хорошо известно, что неандертальцы жили в небольших сообществах (возможно, по 10-30 особей в группе) с очень низкой плотностью населения в том или ином регионе. То есть притока свежих генов иной раз просто не было" (Источник).

В этом смысле, ещё раз нужно подчеркнуть выдающуюся роль экзогамии в выживании рода человеческого. О связи экзогамии и матриархата говорилось в статье "Экзогамия и матриархат". Я думаю, что у кроманьонцев, в пику неандертальцам, должно было появиться альтернативное общественное устройство, иначе они тоже вымерли бы как мамонты.

В продолжение темы интересные мысли у Поспелова:

"Когда мы выбирались из лесов, саванн, джунглей, строили первые города и полисы, тогда ценным навыком было отрекаться от животной части и презирать её.
Тогда это было важно и актуально.
Разумный венец творения, все дела".

И далее Поспелов жалуется на то, что в настоящее время человечество деградирует к тому первоначальному уровню, от которого оно столько веков упорно отрывалось. "И сейчас, когда угнетающие или ужасающие волны психической заразы катятся по пространству одна за другой, можно очень остро ощутить, как ресурс человеческого себя исчерпывает, на фоне ПОВСЕМЕСТНОЙ неопределённости, шока, паники и хаоса. Мы попадаем в естественное животное состояние" (Источник).

О крито-минойской теократии.

Как заметил Нильссон, минойская религия представляет собой книгу с иллюстрациями, но без текста. Поэтому я вчера написал два разных толкования на одну картинку. Какое из них ближе к истине — я и сам не знаю.

Сегодня продолжу те же экзерсисы, помогающие раскрыть крито-минойскую властную "вертикаль" (если, конечно, она имела место быть). Меня забавляют настойчивые попытки обнаружить у минойцев царей. Видимо, люди никак не могут допустить, чтобы такая высокоразвитая цивилизация существовала без царей. У древних греков, живших позже минойцев, царей не было. Микенские ванаксы — это копия позднейших скандинавских викингов, предводителей дружин. Можно ли Рагнара из фильма "Викинги" (1958) считать царём? 


Да таких "царей" у викингов было как собак нерезаных! То же самое - и у греков-ахейцев. Но если централизованной царской власти не было у более "прогрессивных" греков, тогда с какой стати её искать в более архаичном обществе крито-минойцев? Если греки всю свою историю жили в полисах, то почему минойцы должны были жить в едином государстве?

В. Г. Борухович в статье "Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)" говорит, что, согласно древнегреческому мифу, "первый царь Крита (Кносса) Минос был сыном Зевса. Божественное происхождение Миноса может служить доводом в пользу того, что царская власть на минойском Крите носила теократический характер". 

Пасифая с маленьким Минотавриком. Рисунок на тарелке.

19 октября 2022

О крито-минойской системе правления.

В статье "Минийцы с длинными власами" говорилось о назорействе Самсона и высказывалось предположение о том, что нечто подобное назорейству могло существовать и в крито-минойской культуре. 

Мы знаем, что в до-государственную эпоху общины древних евреев управлялись судьями (с 1244 г. до н. э. до 890 г. до н. э.). В частности, Самсон был одним из судей. Но он же был и назореем. То есть, можно предположить, что назорейство было предварительным условием для кандидатов в судьи. Типа, как у православных всё высшее духовенство избирается из принявших монашеский постриг.

Мы также знаем, что судьи (суффеты) существовали в Тире и других палестинских городах. В Карфагене тоже правили выборные судьи. Почему бы не предположить, что и на Крите имелась похожая система правления?

Но можно пойти ещё далее и предположить систему отбора кандидатов в судьи. В таком случае, можно рассматривать таврокатапсии как своего рода "экзамен" для крито-минойских "назореев". Молодые люди обоих полов накладывали на себя пост, совершали священные омовения и другие аскетические упражнения, для того чтобы максимально "облегчиться" и "летать" над быком. Также можно предположить, что существовали коллегии духовных атлетов; на их существование намекает корпорация куретов, которая сложилась ещё в минойский период. (См.: О куретах и крито-минойских поселениях в Ионии.) 

И теперь мы вновь возвращаемся к картинке из сегодняшней статьи "Живой принц или "почивший в бозе" предок?"

Мужчину справа с длинными волосами и посохом в руке мы можем отождествить с духовным атлетом, т. е. с "назореем". Возможно, он является предводителем местной корпорации куретов и принимает "новобранца" в коллегию.

Заканчивая эту небольшую статью, я ещё замечу, что куреты были связаны с культом Зевса Критского, а сам Зевс выступал в образе быка. С другой стороны, древнегреческие куреты всегда находились под "крышей" какого-нибудь женского божества (Матери богов во Фригии, Артемиды в Эфесе). Ну и наконец следует заметить, что в таврокатапсиях принимали участие не только юноши, но и девушки; равным образом и судьи были обоих полов (например, пророчица Девора (ивр. ‏דְּבוֹרָה‏‎ [Двора́] букв. «пчела») была судьёй Израилевой).

Живой принц или "почивший в бозе" предок?

Как говорит Ю. В. Андреев, "миной­ская монар­хия, если толь­ко она дей­ст­ви­тель­но суще­ст­во­ва­ла, оста­ёт­ся на удив­ле­ние без­ли­кой и аморф­ной: до нас не дошло ни одно­го надёж­но иден­ти­фи­ци­рован­но­го изо­бра­же­ния «цар­ст­ву­ю­щей осо­бы». По раз­ным при­чи­нам сей­час под­верг­лись кри­ти­че­ской пере­оцен­ке прак­ти­че­ски все те про­из­веде­ния искус­ства, в кото­рых Эванс и дру­гие учё­ные его поко­ле­ния склон­ны были видеть если не насто­я­щие порт­ре­ты неве­до­мых нам крит­ских царей, то, по край­ней мере, их услов­но сти­ли­зо­ван­ные и обоб­щён­ные изо­бра­же­ния. Но, что осо­бен­но стран­но, цар­скую осо­бу до сих пор не уда­лось обна­ру­жить там, где она, каза­лось бы, непре­мен­но долж­на была при­сут­ст­во­вать, а имен­но: в мас­со­вых сце­нах исто­ри­ко-мифо­ло­ги­че­ско­го или, гово­ря услов­но, жан­ро­во­го харак­те­ра, хоро­шо пред­став­лен­ных в миной­ской фрес­ко­вой живо­пи­си. Сре­ди мно­же­ства мини­а­тюр­ных чело­ве­че­ских фигур, кото­рые мы видим на таких «густо­на­се­лён­ных» фрес­ках, как зна­ме­ни­тый «мор­ской фриз» из Акро­ти­ри (о-в Фера), или не менее извест­ные рос­пи­си из Кнос­ско­го двор­ца, изо­бра­жаю­щие тол­пу зри­те­лей, наблюдаю­щих за какой-то празд­нич­ной цере­мо­ни­ей или пред­став­ле­ни­ем, труд­но най­ти хотя бы одну, кото­рая сво­им внеш­ним обли­ком, позой или раз­ме­ра­ми выде­ля­лась бы сре­ди всех про­чих настоль­ко, чтобы сой­ти за изо­бра­же­ние лица, наде­лён­но­го выс­шей вла­стью".

В своей статье "Мотив интронизации в искусстве минойского Крита" Ю. В. Андреев приводит изображение на сте­а­ти­то­вом сосуде из «цар­ской вил­лы» в Айа Три­а­де, извест­ном в нау­ке под услов­ным обо­зна­че­ни­ем «кубок прин­ца» или, в дру­гом вари­ан­те, «кубок вождя» (chief­tain cup).

«Кубок прин­ца» из Айа Три­а­де

18 октября 2022

Целомудренные девы-менады.

Пенфей, преследуемый менадами. Шарль Глейр. 1865 год

Pentheus torn apart by Agave and Ino. Attic red-figure lekanis (cosmetics bowl) lid, ca. 450-425 BC. Louvre Museum

Смерть Пенфея, растерзанного вакханками. Фреска на центральной стене экседры дома Веттиев в Помпеях. 60-79 годы

"Кощунственно любопытство Пенфея, ибо ни один мужчина не дерзает приблизиться к боговдохновенным вакханкам; да и вообще — судя по тому, что мы знаем о римских вакханалиях — обычай не допускать мужчин к отправлениям вакхического культа, похоже, изначально был повсеместным. Заповедь целомудрия является высшим из всех условий дионисийского, да и вообще всякого мистериального культа. (Ср. Сервий, Комментарии к «Энеиде», III, 12). Лишь целомудренная матрона допускается к служению божеству. Как в мессинской надписи перед участием в анданских мистериях женщины клянутся в своей чистоте, так и герайра [1] обращается к царице, супруге Диониса со словами: άγιστεύω καί είμι καθαρά καί άγνή άπό των άλλων των ού καθαρευόντων καί άπ’ άνδρός συνουσίας [2]. — «Благочестива я, чиста и непорочна, чужда всему прочему нечистому и с мужчиной общению». Для того чтобы созерцать невыразимое, непременным условием является высочайшая степень чистоты", - сообщает И. Бахофен в третьем томе "Материнского права" (с. 147).

В этом смысле весьма показателен рисунок на древнегреческом сосуде-килике из мюнхенского собрания, где тирс, увитый плющом, превращается в руках у менады в грозное оружие:

Maenad and Satyr. Pottery by Makron. 480 BC. Staatliche Antikensammlungen, Munich

Похотливый сатир пытается овладеть менадой, но она охлаждает его пыл, ударяя тирсом ему по яйцам.

---------------------------------------------------------------------------

[1] Др.-греч. γέραιρα — «старица», жрица, ассистирующая жене басилевса при совершении обрядов, связанных с таинствами Диониса.

[2] Демосфен, Против Неэры, 78.

Естественное бессмертие.

Justin McElroy. Жизнь после смерти

Глядя на какой-нибудь камень, лежащий на обочине дороги, я думаю про себя: вот, мимо этого булыжника проходили мои покойные отец и мать; их давно уже нет, а булыжник лежит на своём месте, и меня не станет, а он будет по-прежнему лежать у дороги. Может быть, мимо него, в своё время, проходили мамонты и даже динозавры... С тех пор прошли миллионы лет... Пройдут ещё миллионы лет, и ничего с ним не случится. Это ли — не бессмертие?! 

Но я не желаю для себя такого "каменного" бессмертия.

Как известно, все живые существа на Земле в основном состоят из воды. И человек — не исключение.