24 октября 2022

"Сказка — ложь, да в ней намёк...".

Фольклорист Владимир Пропп предположил, что волшебная сказка появилась после распада первобытной общины как память о мифах и ритуалах доклассового общества. Так, сказки сохранили детали инициации — одного из главных обрядов древности.

Инициация традиционно состояла из опасных и даже жестоких испытаний. Первобытные люди верили, что участники обряда посвящения совершали путешествие в загробный мир. Вернувшись «с того света», охотник приобретал магическую власть над животными и покровительство духов предков.

Посвящение должен был пройти каждый юноша в племени. Только после этого он мог охотиться наравне со взрослыми, а также был обязан жениться.

Успешно завершив инициацию, герой сказки женится и часто получает в награду царство. Это царство он почти никогда не наследует от своего отца, а получает либо от стороннего царя, либо от тестя — отца жены. В этом мотиве исследователи видят отголоски древнейшего матриархального обычая уходить жить в семью жены. 

Что же можно сказать о главном герое сказки? Чаще всего им становится младший из трёх братьев, как, например, в «Царевне-лягушке», «Кощее Бессмертном», «Летучем корабле» и многих других. Учёные связывают это с миноратом — древним обычаем, по которому дом и имущество родителей наследовал именно младший сын. Старшие сыновья, женившись, строили себе отдельные дома, а младший с женой и детьми оставался жить с родителями, заботился о стариках, вёл их хозяйство. Документы XIX века отражают, например, что в Тамбовской губернии отцовский дом всегда доставался младшему сыну, которого отец благословлял «на корню сидеть».

Русское выражение «сидеть на корню» перекликается с древним представлением о том, что именно младший в семье сохранял особую связь с духами предков. В сказке эта духовная связь выражается в том, что младший сын часто наследует волшебный предмет или волшебное животное. Во многих европейских сюжетах младшему сыну достаётся ковёр-самолёт, волшебное кольцо или магические перчатки. В известной сказке «Кот в сапогах» младший сын получает, на первый взгляд, бесполезное наследство — кота. Но впоследствии этот кот становится незаменимым помощником героя. 

В русском фольклоре роль такого волшебного помощника играет конь Сивка-Бурка. В одноимённой сказке поминальный обряд (бдение на могиле покойного отца) исполняет только младший брат. За это ему в дар достаётся волшебный конь, благодаря которому Иван-дурак проходит испытание и становится царским зятем. «В сказке о Сивке-Бурке изображено то, что происходило в действительности: младший сын оставался после смерти отца в отцовском доме (где помещался родовой очаг — печь, с которой Иванушка-дурачок всегда связан), исполнял поминальные обряды и получал отцовское наследство», — комментировал этот сюжет фольклорист Елеазар Мелетинский. 


Е. Гудкова. Источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий