Как говорит Ю. В. Андреев, "минойская монархия, если только она действительно существовала, остаётся на удивление безликой и аморфной: до нас не дошло ни одного надёжно идентифицированного изображения «царствующей особы». По разным причинам сейчас подверглись критической переоценке практически все те произведения искусства, в которых Эванс и другие учёные его поколения склонны были видеть если не настоящие портреты неведомых нам критских царей, то, по крайней мере, их условно стилизованные и обобщённые изображения. Но, что особенно странно, царскую особу до сих пор не удалось обнаружить там, где она, казалось бы, непременно должна была присутствовать, а именно: в массовых сценах историко-мифологического или, говоря условно, жанрового характера, хорошо представленных в минойской фресковой живописи. Среди множества миниатюрных человеческих фигур, которые мы видим на таких «густонаселённых» фресках, как знаменитый «морской фриз» из Акротири (о-в Фера), или не менее известные росписи из Кносского дворца, изображающие толпу зрителей, наблюдающих за какой-то праздничной церемонией или представлением, трудно найти хотя бы одну, которая своим внешним обликом, позой или размерами выделялась бы среди всех прочих настолько, чтобы сойти за изображение лица, наделённого высшей властью".
В своей статье "Мотив интронизации в искусстве минойского Крита" Ю. В. Андреев приводит изображение на стеатитовом сосуде из «царской виллы» в Айа Триаде, известном в науке под условным обозначением «кубок принца» или, в другом варианте, «кубок вождя» (chieftain cup).
«Кубок принца» из Айа Триаде |
"Стенки сосуда украшает рельефная композиция, состоящая из двух, сюжетно, по-видимому, связанных между собой сцен, общий смысл которых по-разному объясняется разными авторами. А. Эванс, посвятивший этому замечательному произведению классического минойского искусства несколько страниц второго тома своей книги, был убеждён, что мужская фигура с длинными волосами и жезлом или, может быть, копьём в повелительно вытянутой вперёд руке, которую мы видим на одной из этих сцен (как правило, именно она и воспроизводится на фотографиях и прорисовках кубка), изображает «юного минойского принца», который, стоя перед воротами своей резиденции (на неё указывает столб или стена из прямоугольных блоков, замыкающая сцену с правой стороны), отдаёт распоряжения «офицеру своей гвардии». Почтительно вытянувшийся перед своим повелителем «офицер» держит в одной руке меч, а в другой — загадочный предмет, который Эванс квалифицировал как «очистительное кропило» (lustral sprinkler), соответствующее так называемому aspergillium римских понтификов. В его понимании меч и кропило были на Крите двумя главными атрибутами и символами верховной власти царя-жреца, одновременно светской и духовной", - пишет Ю. В. Андреев.
Ну, а если взглянуть на изображения древнеегипетской культуры? Вот, например, фараон Хоремхеб предстоит богине Исиде в загробном мире и преподносит ей дары.
Всю панораму в гробнице Хоремхеба в Долине царей (KV57) можно увидеть в статье Википедии.
Мы здесь видим какой-то жезл или посох в правой руке богини. Википедия сообщает, что этот посох уас изображался в росписи гробницы или гроба, либо являлся частью погребальной утвари (Источник).
посох уас |
Древнеегипетская культура родственна крито-минойской, и мы можем с большой долей уверенности предполагать, что на "кубке принца" из Айа Триаде мы видим тот же посох уас. В таком случае, картина меняется на диаметрально противоположную: «юный минойский принц» оказывается "почившим в боге" предком, перед которым предстоит "новопреставленный" имярек.
Никак не получается царя "надыбать" на минойском Крите...
Комментариев нет:
Отправить комментарий