27 марта 2023

Пережитки матриархата у грузин-хевсуров.

М. М. Ковалевский нашёл у хевсуров пережитки архаичных экзогамных браков, прямо как у австралийских аборигенов.

"Экзогамия, или запрещение браков между членами одной и той же родственной гругшы, так же как и преобладающая роль в опеке родственников co стороны матери и даже некоторые следы общности жён y членов определённой родственной группы, — всё это ещё существует и в наше время y наиболее отсталых племён, населяющих самые глухие местности Кавказа. Я имею в виду хевсуров, народ грузинского происхождения, которых ещё недавно, вследствие некоторых особенностей их костюма, считали потомками древних крестоносцев, захваченных кавказскими горцами во время перехода через Грузию и загнанных в самую глубь горных долин.

хевсурские воины в традиционной одежде

Как и большинство кавказских племён, хевсуры делятся на кланы, или gentes. Экзогамия y них строго соблюдается. И так как y них, подобно краснокожим, в частности ирокезам, несколько gentes часто входят в состав одной и той же фратрии, то между этими gentes брачные союзы не допускаются. 

Хевсурская семья представляется современному исследователю имеющей черты моногамии. Ho это не исключает возможности общего владения женщиной до брака. Хевсуры в этом отношении очень похожи на своих ближайших соседей — пшавов: они признают за девушками право выбиратъ себе возлюбленных и покровителей, которые называются «цацали». Чтобы объяснить точный смысл подобного обычая, мы сопоставим его с тем, который англичанин Хауитт приписывает семейному быту австралийского племени Курнаи. Судя no его сообщению, y этого племени хотя и допускается индивидуальный брак, но разрешается сожительство всех членов данной группы родственников с девушкой, которую один из них наметил себе в жёны. Индивидуальное обладание женщиной может бытъ получено только этой ценой. Можно предположить, что таким временным гетеризмом женщина выплачивает свой долг общине, достоянием которой она была когда-то в течение долгого времени. Гетеризм пшавских и хевсурских девушек (можно сказать, также и y сванетов, другого горского племени Грузии) не может быть иного происхождения. После свадьбы женщина принадлежит только своему мужу; но до свадебного торжества она не расстаётся co своим «цацали», которого она себе избрала и которого она может менять сколько ей угодно.

Родство по матери - характерная особенность первобытной семьи.

Из книги М. М. Ковалевского "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" (М., ОГИЗ Государственное социально-экономическое издательство. 1939): 

"По словам Пистория, малайская семья состоит из матери и её детей, отец в неё не входит; он связан более тесными родственными узами co своими братьями и сёстрами, чем co своей женой и её потомством. Женившись, он продолжает житъ в семье своей матери. Там его настоящий дом, он продолжает обрабатывать землю этой семьи, работать на эту семью; своей жене он оказывает лишь случайную помощь. Содержание жены и детей не составляет обязанности мужа; для этого служит имущество материнского рода, являющееся общей неотчуждаемой собственностъю. Β материнский же род возвращается имущество каждого умершего малайца.

Один современный английский писатель, Эндрю Лэнг, следующим обраэом излагает свидетельства историков относительно существования матриархальной семьи y некоторых народов древности.

У ликийцев, по Геродоту, сохранился обычай называться по имени матери, a не отца. Общественное положение человека определялось положением его матери. Приводя эту выдержку, Бахофен дополняет её следующим важным замечанием: в ликийских надписях упоминается исключительно имя матери. Обычаи, аналогичные ликийским, существовали, по Полибию, и в Локриде, где считались только с родством по женской линии. Эфиопы больше всего чтили своих сестёр, и их вожди передавали свою властъ только сыновьям своих сестёр, a не собственным детям. С другой стороны, финикияне, по свидетельству Санхуниафона, обозначали своё происхождение лишь по женской линии. Что же касается египтян, то дошедшие до нас документы в этом отношении очень противоречивы. Во всяком случае, по совокупности имеющихся y нас сведений, мы можем предположить, что в долине Нила родство по матери имело большое значение. Официальные акты, относящиеся κ эпохе до царя Филометора, часто обозначают человека только no eгo матери; в иероглифических надписях также нередко указывается имя матери без упоминания имени отца. Ho можно найти и обратные случаи. Так, в генеалогии великих жрецов, ο которых говорит Геродот, происхождение всех их одного от другого обозначается по мужской линии. Отсюда можно было бы заключить, что обычай считать родство по отцу установился прежде всего в жреческом сословии [1].

Ho как бы ни обстояло дело в Египте, многочисленные факты, которые мы только что привели, не оставляют никакого сомнения в глубокой древности системы родства по матери, что составляет самую характерную особенность
первобытной семьи".

"Как видим, семья, основанная на родстве по отцу, вовсе не является универсальной формой семейной организации и очень многие древние и современные народы совершенно не знали её, a некоторые, хотя и подчиняются власти отца, но ещё сохраняют многочисленные следы существовавшей ранее системы родства по матери. Спрашивается, как же можно разумно оспаривать эту теорию, которая подтверждается столь многочисленными и убедительными доводами и вполне согласуется с материальным и интеллектуальным состоянием первобытного человечества?"
 

---------------------------------------------------------------------------

[1] Кстати, по замечанию В. В. Розанова, у древних египтян операции обрезания подвергались лишь кандидаты в жрецы.  

«Гетеризм гостеприимства» между мужчинами и женщинами двух кланов.

М. М. Ковалевский в "Очерке происхождения и развития семьи и собственности" (М., ОГИЗ, 1939), опровергая россказни Бахофена о первобытном "гетеризме" (промискуитете), показывает, откуда "растут ноги" у представления о беспорядочных половых связях в архаических обществах [1].

"Β последние годы тщательное изученис общественного строя краснокожих и австралийцев, произведённое миссионерами и учёными, которые жили среди них и владели их языком, привело не только κ ещё большему сомнению в существовании начального промискуитета, но и κ открытию внутреннего строя неизвестного до того времени общества.

Предоставим слово сначала Файсону, неутомимому английскому миссионеру, добросовестному наблюдателю быта австралийских племён. Описанный им семейный строй ближе всего κ той общности женщин, ο которой было так много споров.

Самая несложная и, по-видимому, самая первобытная из известных нам организаций, повествует этот английский автор, — та, при которой в племени существует только две группы, состоящие каждая из мужчин и женщин, носящих одно и то же семейное имя. Β обеих группах признаётся родство no матери, и члены каждой из них обязаны избегать половых сношений между собой. Так, например, в округе Маунт Гамбир, в южной Австралии, живёт только одно племя, и тем не менее оно разделяется на две группы, которые можно уподобить кланам или gentes: на группу Кумите и группу Кроки. Браки в пределах одной и той же группы строжайше запрещены; следовательно, эти группы экзогамны. Β το же время всякий Кумите считается по праву мужем всякой женщины из группы Кроки, как всякий Кроки —мужем всякой Кумите. Дети, рождённые от мужчины Кумите и женщины Кроки, являются членами группы Кроки; между тем дети, прижитые женщиной Кумите от сожительства с Кроки, могут быть только Кумите. Таким образом, ребёнок принадлежит κ группе своей матери и носит одно с ней прозвище. Группы эти не имеют своей определённой территории, и члены их живут смешанно в одних и тех же селениях, разбросанных на пространстве нескольких тысяч миль. Благодаря этому возможны мимолётные связи между каким-нибудь Кроки, забредшим издалека, и женщиной Кумите, с самого своего рождения живущей в том селении, которое он случайно посетил, так как всякий Кроки имеет права мужа по отношению кo всякой женщине из группы Кумите, так же как и Кумите по отношению ко всем женщинам Кроки. Отсюда возник «гетеризм гостеприимства», ещё в наши дни существующий y племён Африки и Азии — y кафров, так же, как y туземцев Сибири, коряков и чукчей.

По своему происхождению гетеризм гостеприимства не связан с промискуитетом, так как случайная связь гостя допускается лишь при условии, что этим не нарушается закон экзогамии. Таким образом, Кумите, поселившийся y женщины Кумите, будет воздерживаться от половых сношений co своей предполагаемой сестрой. Иначе было бы, если бы хозяйка дома была из клана Кроки: не принадлежа κ числу его родственниц, она тем самым попадала в разряд его жён.

26 марта 2023

Немного юмора на ночь глядя.

"Свирепые псы Чингисхана - Субедей и Угедэй в своё время громили всех подряд, утверждая свою государственность на основе матриархата. Получали люлей все: Китайцы, Мусульмане, Корейцы, в перспективе Европейцы и пр. Исполнялась заветная мечта Чингисхана: "Я хочу, чтобы девушка с золотым блюдом могла пройти от Жёлтого моря до Чёрного, не опасаясь ни за блюдо, ни за свою честь."
А-Хули (Источник)

паладины матриархата - Субедей и Угедэй

великая матриархальная Тартария, где ходит девушка с золотым блюдом


Майкл Вуд о "народах моря".

Задаваясь вопросами — откуда явились "народы моря" и кем они были, — Майкл Вуд говорит, что "это вопросы дискуссионные, но общая картина достаточно ясна: если какая-то часть «народов моря» и была мигрантами, то многие были обычными пиратами". <...> "Название «народы моря» не должно вызывать ошибочного впечатления, будто это был единый организованный союз. Мы можем провести аналогию с викингами: дети микенских правителей с дружинами, эти цари без царств, ренегаты и пираты могли воспользоваться всеобщей смутой, чтобы грабить города Эгейского мира". <...> "Короче, не были ли «народы моря» мигрирующими народами, которые прошли через Эгейский мир с севера в Египет и поспособствовали крушению мира микенских дворцов? Или это были просто микенские греки — бездомные мигранты, банды разбойников и кондотьеров, сорвавшиеся с места, когда экономические, социальные или какие-то другие явления разрушили хрупкую стабильность их общества? На такие размышления наводит похожесть военного снаряжения и шлемов греков, скажем, на микенской вазе, и оружия «народов моря», изображённых на египетских рельефах и изразцах". <...> "Могут ли в рассказе о набеге воинов Одиссея на дельту Нила содержаться смутные воспоминания об ужасной катастрофе, постигшей акайваша и остальных?

«Дней через пять мы достигли прекрасных течений Египта.
Там, на Египте-реке,
с
кораблями двухвостыми стал я.
Прочим спутникам верным моим приказал я на берег
Вытащить все корабли и самим возле них оставаться,
А соглядатаев выслал вперёд, на дозорные вышки.
Те. же в надменности духа, отваге своей отдаваясь,
Ринулись с вышек вперёд, прекрасные нивы египтян
Опустошили, с собой увели их супруг и младенцев,
Их же самих перебили. До города крики достигли.
Крики эти услышав, египтяне вдруг появились
С ранней зарёю. Заполнилось поле сверканием меди,
Пешими, конными...
Многих из нас умертвили они заострённою медью,
Многих живьём увели, чтоб трудились на них подневольно
».
«Одиссея», XIV, 258 (пер. В. Вересаева)".

О сходстве "народов моря" и викингов я и сам не раз говорил: первые "ломились" со страшной силой в Египет, а вторые — в Царьград (Константинополь). Они не шли на север, в места пустынные и дикие, где нечего взять, но они двигались на юг, в места обжитые и цивилизованные, и целью тех и других являлся грабёж. Очевидно, движение с севера на юг носило характер "великого переселения народов", потому что в Египте "отметились" пираты не только с Эгеиды, но и с Сицилии и Сардинии. Вероятно, не только дорийцы были "виновниками" катастрофы Бронзового века. Какие-то другие племена разбили хеттов в пух и прах, и разграбили и сожгли много городов на Ближнем Востоке. 

 

Майкл Вуд о "златообильных" Микенах.

"Микены были построены для войны. Вначале они представляли собой то, что турки называют dervendji, — то есть замок, стоящий у соединения двух горных перевалов, чтобы взимать дань со всех проходящих. Крепость разбойников, «свернувшаяся в угрожающем изгибе», как описывал её Генри Миллер. Они далеки от моря и не имеют хороших пахотных земель. Трудно понять, как город мог благоденствовать и зачем ему такие могучие стены, пока вы не обойдёте окрестности и не отметите, что тут пересечение древних дорог, уходящих к северу и югу и связывающих Аргосскую и Коринфскую равнины, меньшую равнину Бербати и Контопорейский перевал. К XVI в. до н.э. здесь были накоплены огромные богатства".

Златообильные Микены


Интересно, что т. наз. "квартал ремесленников" в Микенах отделён от царской резиденции крепостной стеной.
Назначение зданий в квартале определено благодаря найденным там заготовкам, золотому листу, незаконченным изделиям из слоновой кости, необработанным полудрагоценным камням. Скорее всего, там проживали рабы, вывезенные ахейцами с Крита и малоазийского побережья. И наверно там же трудились сотни женщин, производя в швейных мастерских текстиль на продажу. Ну и микенские царьки-ванаксы также могли "припахать" окружающее крепость туземное (пеласгийское) население, чтоб к царскому столу поставлялись продукты питания и вино.

"Цари, подобные Агамемнону, тратили огромную часть своих доходов и богатств на царские захоронения и царский культ. Они растрачивали колоссальные средства, силы и умение людей на оружие и военное снаряжение. Достаточно взглянуть на картины охоты и сражений на инкрустированных кинжалах, фресках и монументах, чтобы увидеть типичное времяпрепровождение правящего класса, независимо от того, называется он «героическим» или нет. То была царская сторожевая элита, которую отделяла глубокая пропасть от простого народа.

Изображение на микенском кинжале

Майкл Вуд о результатах дешифровки линейного письма Б.

Из книги Майкла Вуда "Троя: В поисках Троянской войны". — М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007:

"Самым удивительным в табличках было то, что мир, который открывался за ними, был вовсе не «героическим», а бюрократическим до мозга костей. Здесь перечислялись численности стад овец, имена пастухов и налоговых инспекторов, содержались подробнейшие перечни снаряжения и военной амуниции. Отдельные троны и колесницы с их принадлежностями и дефектами, включая даже сломанные, кузова колесниц или колёса, честно помечавшиеся как «ненужные» или «обгоревшие с конца». Здесь даже быки назывались по именам: Черныш или Пятнистый. Просматривались черты феодального общественного строя, во главе которого стоял царь — wanax, такое же слово Гомер  использует для Агамемнона, «царя людей». Здесь были и начальники низших рангов, солдаты со своими панцирями, латами, щитами, шлемами, копьями, луками и стрелами... были записаны военные диспозиции, весьма напоминающие гомеровский перечень кораблей, направляемых в Трою. Перед нами аристократический, иерархический и милитаристский класс, вооружённый до зубов, не останавливавшийся перед огромными расходами на военное снаряжение и украшение дворца. Таблички содержат обширные сведения (до сих пор оцениваемые экономистами и лингвистами) о припасах: пшенице, вине, оливах, льне и древесине, которые тщательно фиксировались дворцовыми писцами до последнего литра или тюка. Наконец, на самом низу социальной лестницы стояли сотни женщин-рабынь с детьми, обозначавшихся как «пленницы» (то же слово использует Гомер)".

Вот таким было греко-микенское общество. Кондово-патриархальным. Хотя микенские фрески подчас так сильно напоминают минойские.

Фрагмент фрески с изображением женщины в минойском стиле из акрополя в Микенах. XIII в. до Р.Х.

Фреска из дворца в Пилосе (M. L. Lang. The Frescoes of The Palace of Nestor at Pylos in Western Messenia. Vol. II, The Frescoes. Princeton, N.J., 1969. Pl. M)

25 марта 2023

Дворец Миноса как могильная камера.

Орхомен – древний город в Беотии времён микенской Греции. Как и в Микенах, в Орхомене присутствует купольная гробница, именуемая сокровищницей Миния. Гробницу относят примерно к 1250 году до н.э.

Схема гробницы (вид сверху)

Небольшая комната по правую руку от входа уступает по размерам аналогичной комнате в сокровищнице Атрея. Вообще говоря, на сегодняшний день известны ещё всего 2 гробницы, имеющие такую же комнату – одна в Микенах (сокровищница Атрея) и одна на Крите (т.н. гробница А в Фурни).

Собственно, эта комната есть не что иное как могильная камера. Ниже мы можем видеть потолок этой камеры.

потолок могильной камеры

потолок могильной камеры

А вот – роспись саркофага из Агиа Триады. Мы видим на ней ту же погребальную символику.

Чичимеки, франки, ордынцы и прочие гоги и магоги.

С 200 по 500 годы н. э. город-государство Теотиуакан доминировал над всей Центральной Мексикой. А в период между 600 и 650 гг. н. э. город пал. Учёные считают, что его захватили свирепые дикари-чичимеки, кочевавшие в степях на севере нынешней Мексики и на юге США. Раскопки показали, что захватчики разграбили гробницы и тайники с предметами, считавшимися драгоценными (либо хранившие предметы культа), изуродовали или разбили многие священные статуи и барельефы, сожгли все деревянные строения.

«Великая богиня Теотиуакана» (настенная роспись)

"Чичимеки", как «Дамоклов меч», нависают над каждой культурой. Они, как вирусы, испытывают социальный организм на здоровье: здоровое общество легко преодолеет вирусную инвазию, а больное будет стёрто с лица земли.

В истории Древнего Рима "чичимеками" оказались франки, маленькое и ничего не значащее германское племя. Как спину верблюда ломает последняя соломинка, так и франки совершили вторжение на территорию Римской империи, когда она уже "дышала на ладан". Был у римлян и гениальный полководец Стилихон, и несметные легионы воинов, но римская власть окончательно разложилась и представляла собой "гадюшник", в котором чиновники больше думали о сохранении собственной жизни и богатств, чем об организации обороны. Они и убили Стилихона, так как занимали неподобающие им места в государстве и боялись, что на волне народного триумфа победитель варваров даст им коленом в зад (см. Защитник вечного города Флавий Стилихон). А закончилось всё тем, что римская культура сохранилась лишь в Венеции да отчасти в монашеских кельях Ирландии, а вождь франков Хлодвиг воцарился на обломках империи, и в средневековых хрониках все европейцы уже именовались "франками" (особенно в эпоху Крестовых походов).

В истории Хорезма "чичимеками" были ордынцы Чингисхана. Я читал, что у хорезм-шаха армия была значительно больше, чем у Чингисхана, но он боялся отдавать все свои войска под командование одного полководца. Видно, он тоже развёл у себя при дворе "гадюшник" и боялся заговора в армии. В результате Чингисхан перещёлкал, как орешки, один за другим все гарнизоны хорезм-шаха, размещённые в разных городах Средней Азии.

Загадочные головы ольмеков.


Первую такую голову обнаружил в районе Ла-Венты местный плантатор Х. М. Мельгар ещё в 1869 году. Её высота — примерно полтора метра, вес около 8 тонн. С того времени и по сегодняшний день найдено 17 голов. Самая большая среди них, найденная в Ранчо Ла Кобата, высотой 340 сантиметров, самая низкая — 147 сантиметров, вес колеблется от 5 до 40 тонн.

Несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет общая загадочная черта. Запечатлённые в них люди имеют черты, похожие на негроидные: низкие лбы, широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы, большие слегка раскосые глаза. Основной расовый тип индейцев Центральной Америки не таков. М. Стирлинг в своём отчёте о находке головы так и написал: «Черты её отчётливы и явно негритянского типа». Неужели жители Африки мигрировали в Америку задолго до рождества Христова? Большинство голов были датированы ранним доклассическим периодом (1500—1000 до н. э.), некоторые — средним доклассическим (1000—400 до н. э.).

Но гигантские головы задают исследователям и другие трудные вопросы. Так, внутри одной из голов из Сан-Лоренсо обнаружена трубка, соединяющая ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 метра можно было проделать изогнутый внутренний канал, используя примитивные каменные инструменты? Ведь металлов ольмеки не знали.

Насколько мне известно, индейцы поначалу приняли испанцев за посланников богов. Дело в том, что Виракоча - бог инков в регионе Анд Южной Америки - описывается как "человек среднего роста, белый и одетый в белое одеяние". Ну и, к тому же, индейцы были смущены бородами испанцев, так как Виракоча, ацтекский бог Кецалькоатль и другие божества Центральной и Южной Америки имели бороды.

Керамические сосуды моче с изображением бородатых мужчин

24 марта 2023

Самая древняя пирамида в Мезоамерике.

"Куикуилько, аст. Cuicuilco, букв. «место молитвы» или «место радуги» — древний город в области центрального нагорья Мексики на южном побережье озера Тескоко, юго-восток долины Мехико" (из Википедии).

"Куикуилько первоначально представляло собой поселение земледельцев, однако уже с раннего периода засвидетельствованы следы религиозной практики, в том числе каменные приношения и погребальные дары в виде керамики. Со временем здесь возникает крупный церемониальный центр, вокруг которого вырастает город с пирамидой, центральной площадью и улицами. В годы расцвета города его население составляло около 20000 человек".

По-моему, эта информация проливает свет на происхождение Кносса и других подобных культовых центров на Крите. Сначала возникают поселения земледельцев, которые выделяют какое-то место и сооружают там святилище. Со временем святилище превращается в крупный церемониальный центр, вокруг которого вырастает город. 


Таким образом, Кносс можно назвать большой "божедомкой". Как известно, при совершении религиозных церемоний употребляется множество всевозможных предметов. Даже у нас в настоящее время на дорогах, ведущих к кладбищам, располагаются торговцы искусственными цветами, там же стоят киоски, предлагающие купить надгробные памятники, венки, гробы и прочий погребальный инвентарь. Очевидно, примерно то же самое имело место быть и в древних обществах вокруг крупных церемониальных центров. Вот откуда в Кноссе разного рода мастерские. Ну а мастерам и подмастерьям где-то надо жить, им надо чем-то питаться, во что-то одеваться... Так постепенно и органически вырастает город, где нет место для царей и правительственной администрации. Скорее всего, и в древнем Междуречье города появлялись по той же схеме. Однако возвращаемся вновь к мексиканскому Куикуилько.

Шумеро-римские параллели.

Это голова статуи Гудеа — правителя (энси) шумерского города-государства Лагаш в 2142 — 2122 годах до н. э.


Семейный уклад у шумеров был патриархальный. Общество - естественно - тоже было патриархальное, однако при этом энси бывали и женщины (как видим, "чисто патриархальных" обществ не бывает).

Интересно, что энси заведовали имуществом храмов. Если учесть, что храмовое хозяйство в Месопотамии имело место быть ещё до появления шумеров, хозяйками храмов могли быть женщины.

"Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всём Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках – так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведёнными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш. Известна нам и астрология, вместе с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум" (Источник).

Повсюду распеваются хвалебные дифирамбы шумерам-культуртрегерам, но ведь шумеры, как известно, пришли в долину Междуречья невесть откуда. Скорее всего, они приплыли на кораблях и высадились в Эриду, который в то время располагался на берегу моря.

На таких непотопляемых кораблях из связок тростника предки шумеров приплыли в Двуречье

Об индо-минойских связях.

Хараппские моряки, несомненно, добирались на своих судах до Дильмуна (Бахрейна), который служил перевалочным пунктом в торговле с Шумером. И не только с ним. В Мохенджо-Даро археологи нашли остатки кносской керамики, значит, некоторые вазы попали сюда с острова Крит!

Упадок индской цивилизации связывают с климатическими изменениями в долине реки Инд из-за вырубки лесов, в результате чего возникла пустыня Тар.

Говорят, там прежде протекала река Сарасвати, а потом она пересохла.


Хм, а чем был вызван упадок городов на побережье Аравийского моря, на берегу Камбейского залива, севернее современного Мумбая (Бомбея)? Там-то ведь не было и нет пустыни!

Примерно так выглядели люди индской цивилизации (протодравиды)

23 марта 2023

О творчестве Нины Палей.

"В самой глубине женского сердца и души еврейского народа, в самой потаённой пещере, в самом глубоком углу её, в самом крепком ларце, сокрыты слёзы еврейского народа о времени Старых Богов, о наследии матриархата. Моисей выжигал это наследие калёным железом, огнём и силой. Но это наследие не исчезло и просочилось в творчестве Нины Палей, маленькой слезинкой из женского глаза под накидкой", - говорит Юрий Морозов (Источник).

 

Находки на Дунае.

Автор блога Old European culture в статье "Mother of grain" приводит изображение терракотовой фигурки ранней культуры Винча из Елы, район Железных ворот на Дунае, Сербия, ок. 5200 г. до н.э., на которой изображено ветвящееся растение, растущее из утробы матери... (Рис. взят из статьи "Тело женщины как священная метафора".) 

Early Vinča terracotta figurine, c. 5200 BC, H. 5.3 cm.

Интересно, что это неолитическое изображение богини-матери из культуры Винча было найдено в том же регионе, где в мезолите мы находим культуру Лепенски Вир, люди которой сделали точно такое же изображение из кости... на 3000 лет раньше, около 8000 лет до н.э.

Bone figurine, Iron Gate Region, Danube, c. 8000 BC.

Это значит, что автохтонные охотники-собиратели Старой Европы эпохи мезолита пребывали в той же ментальной парадигме, что и земледельцы, пришедшие на Дунай из Анатолии и Ближнего Востока. 

О беременности женщин и коров.

Срок беременности бизонов, которые обычно рождаются весной, такой же, как и у людей, - девять месяцев. Бизоны спариваются в августе и сентябре; срок беременности составляет 285 дней.

Что касается людей современного антропологического типа, то у женщин срок беременности составляет 10 акушерских месяцев, в каждом из которых ровно 4 недели. По количеству дней этот срок составляет 280 суток.

То есть, получается, что у самок бизонов и у женщин Homo sapiens срок беременности составляет 10 лунных месяцев

Интересно, что десятка в нумерологии считается символом совершенства.

22 марта 2023

Жизнь богаче самой буйной фантазии.

"От бездетности, которая считалась болезнью, пытались исцелиться обрядом чувга солиш — опускание в послед кобылы. Обряд приурочивали ко времени рождения жеребёнка. Послед омывали тёплой водой и надевали на голое тело бездетной женщины (до груди или до шеи). Затем её укладывали в постель на 10—12 часов — с утра до вечера или с вечера до утра. Три-четыре дня женщина соблюдала строгую диету и не снимала тёплых одежд. После «лечения» послед закапывали где-нибудь в сарае, чтобы его не съела кошка или собака. Особая ритуальная пища при этом не приготовлялась, но обряд можно было совершить лишь в определённые дни. Руководила им пожилая женщина. О проведении обряда никто не должен был знать, кроме мужа бездетной женщины", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".

«Скучно на этом свете, господа!» — говорит Гоголь. Ну, может быть старосветским помещикам Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне и впрямь было скучно жить, а я каждый день открываю для себя нечто интересное, и даже ужасно интересное, как, например, сегодня. 

«В борьбе обретёшь ты... дэва».

"Как и другие группы узбеков, карамурты верили в существование дэвов (в местном произношении döw, дÿв), представлявшихся уродливыми (хунук) человекообразными существами огромного роста. По мнению ряда информаторов, эти чудовища живут на «той стороне» земли». Когда они пролетают по воздуху, их тень, упав на человека, причиняет болезнь. Исцелить от болезни может человек, у которого имеется свой, подчинённый ему дэв; этот человек читает молитвы, не отходя от больного. 

Считалось, что дэвов могли иметь как мужчины, так и женщины. Обычно говорилось, что у таких людей есть опа ('старшая сестра'; у карамуртов это слово преимущественно употребляется в значении 'бабушка'). 

Человек, имеющий дэва, обладал большой физической силой, не боялся ночью работать или ходить по «опасным» (т. е. излюбленным духами) местам. Дэв, по поверьям, становился слугой человека в случае, если при встрече человеку удавалось одолеть его в борьбе. До сих пор от представителей старшего поколения можно услышать рассказы о подобных случаях, будто бы происходивших в старину. Так, дед Джуры Худайдатова сумел победить дэва и оторвал у него косы, подчинив его себе", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".

В данном контексте особый интерес представляет описанная в библейской книге Бытия (32:24-29) борьба Иакова с Богом. 

Лорелея — лешачиха?

"Как и в верованиях других групп узбеков, среди демонологических персонажей карамуртов выделяется своей специфической характеристикой алвасти. Алвасти представляется женщиной, обычно обнажённой, с длинными грудями, нередко перекинутыми через плечи, и длинными чёрными волосами. Особенно опасен этот демон для роженицы и ребёнка. Если алвасти только взглянет на беременную женщину или на новорожденного, дитя погибнет. Самый меньший вред, который она может причинить,— это болезнь матери и ребёнка. Алвасти, по поверьям, показываются людям. Чаще всего былички описывают встречу человека с демоном в тот момент, когда алвасти под деревом или у арыка расчёсывала свои волосы. В рассказах не говорится, чем дух расчёсывает волосы — гребнем или пятернёй. Однако подчёркивается, что алвасти, как правило, сидит спиной к человеку, и лица её не видно, и это хорошо, так как взгляд демона может причинить болезнь", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов". 

Слово "алвасти" (или "албасты") напоминает мне слово "алмасты́", - так называют снежного человека на Кавказе. Чаще всего алмасты́ описывают как существо женского пола, покрытое шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос и отвисшими чуть ли не до пояса грудями, утверждает Котляров (Источник).

А то, что алвасти расчёсывает свои волосы возле арыка, заставляет вспомнить про германскую Лорелею.


Похоже на то, что Лорелея — это лешачиха, которую поэт Клеменс Брентано превратил в прекрасную речную нимфу. 

21 марта 2023

Лекарки узбеков-карамуртов.


К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов" рассказывают о традиционных способах лечения болезней у узбеков-карамуртов. Причём, от их рассказа веет такими древностями, которые уходят в эпоху неолита. Мне думается, что 5 или 6 тысячелетий назад люди, жившие в Маргиане, имели такие же представления о духах. 

"Демонологическими персонажами, неизвестными у других групп узбеков, являются духи етти момодухи семи прабабушек, легендарных прародительниц всех карамуртов. В диалекте карамуртов слово момо обозначает ,прабабушка'. В связи с этим мы считаем правильным предположение О. А. Сухаревой о том, что таджикский демон момо «является духом умерших женских предков».

Существовало убеждение, что дух одной из семи прабабушек выбирал себе среди женщин Карамурта служительницу, которая становилась лекарем (тавуп, палчи) и лечила пациентов методами, близкими к шаманским, а также гадала при помощи клочка хлопка, брошенного в чашу с водой. Избранницу духа называли момоси бор аёл, танлаб олган, момосини буйнига олган. Теоретически избранницей могла стать не только замужняя женщина, но и девушка.

Связь с момо налагала на избранных духом женщин некоторые обязательства. У них не было специального костюма, надеваемого для сеанса лечения или гадания, но свою одежду они шили сами, выбрав при покупке материю неяркой расцветки, сами стирали. У них могли быть причуды в отношении к пище: одна не ела рыбу, другая не пила молока, третья воздерживалась от употребления мяса, в соответствии с предписаниями момо. Как правило, они не притрагивались к пище, которая была приготовлена неизвестно кем,— а вдруг забыли сказать «Бисмилла»? Они должны были вести себя скромно, избегать шумных многолюдных сборищ. Старики рассказывают, что момо могла «схватить» избранницу на свадебном торжестве или на поминках — женщина начинала сильно вздрагивать. Это означало, что дух не одобряет её участие в празднестве или похоронно-поминальном обряде. Момо «хватала»  избранницу и перед ритуалом лечения.

В поисках сверхъестественного.

В Фессалии, на празднике Посейдона, пишет Отто Келлер (О. Keller. Antike Tierwelt, Leipzig, 1904, стр. 360—361), обнажённые юноши выступали на арену, доводили быка до неистовства, затем хватали его за рога, боролись с ним до полного его издыхания. Такого рода борьба с быками, т. е. таврокатапсия, в Афинах заканчивалась тем, что обнажённые юноши тащили быков на жертвенное заклание.

"С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков" (Источник).

Пушкин - "наше всё" - герой!

Интересно. Очень интересно! Потому что древнегреческая тавромахия напоминает поединок Митры с быком.

"Когда тот пасся на склоне горы, герой, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но Митра, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам" (Источник).

Владимир Фоканов «Девушка, несущая быка», 2009.

О сверхъестественных способностях шаманов.

В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:

"Ножом или клинком «пронзали» себя шаманы чукчей, коряков, бурят, хантов, нанайцев, кетов, ненцев, селькупов, эвенков. Ненецкие шаманы в старину «протыкали себя» мечом насквозь. Английскому путешественнику Р. Джонсону, видевшему этот трюк в 1556 г., позволили ощупать пальцем торчавшее из спины острие меча".

Автор пишет в кавычках слова «пронзали», «протыкали себя», потому что, как он пишет выше, "шаманы владели искусством и гипноза, и иллюзиона". Интересно, а Мирин Дажо тоже "отводил глаза" зрителям, когда ассистент пронзал его тело насквозь?


Однако при этом металлические рапиры внутри его тела зафиксированы на флюорграммах. Он что, умел "отводить глаза" даже рентгеновскому аппарату?

Стало быть, Мирин Дажо мог провернуть такой "кунстштюк". Тогда почему не могли проделывать то же самое и шаманы?

Подобного рода "кунстштюки" демонстрируют участники тамильского фестиваля Тайпусам в Куала-Лумпуре. У них, как и у Мирин Дажо, нет крови, когда они протыкают насквозь свои щёки, и они не чувствуют боли.


20 марта 2023

Конгениально мыслящий Горшок.

Михаи́л Ю́рьевич Горшенёв (1973 —  2013), также известный как Горшо́к, — советский и российский рок-музыкант. Основатель панк-рок-группы «Король и Шут».

Выдержка из интервью в Караганде:

Я придерживаюсь мысли, которой раньше не было, я её сам создал, - взбудоражено жестикулируя, говорил Горшенёв. - Я скоро напишу книгу под названием "Анархический матриархат". Интересно о чём, да? Самое главное - не дать зверю вылезти. Зверь – это мужчина. Понимаешь? Это существо, которое может абсолютно всё. Отсюда постоянные войны. Но когда-то, давным-давно были времена, когда за всем следили только женщины. А власти не было. Просто жили все счастливо. Это была анархия. А за пацанами очень грамотно следили. Они росли, и про власть не знали. И чего они хотели? Только трахаться. Мужчины были детьми всегда. Просто детьми. Жили себе жили. Их хранили как какой-то плод. Мыли постоянно. Детьми всю жизнь они были, а женщины - мамами. Мамы никогда не будут драться между собой. Это было очень давно. И длилось миллионы лет. Это было счастье на земле, это был рай!

- Вы бы хотели это вернуть?

- Да, - с безумным блеском в глазах Горшок расплылся в счастливой улыбке (Источник).

Скандинавский Один в песках Каракума.

В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:

"Туркмены-гёклены приписывали шаманам способность гадать, узнавать о пропаже и излечивать болезни, причинённые злыми духами (согласно народным верованиям, человек, которого «ударили» джинны, становился сумасшедшим, паралитиком, «порченым», терял дар речи). «Порченым» (зыянлы) человек мог сделаться также от наговора или колдовства; и в этих случаях шаманы соглашались помочь. Своими необычными способностями шаман будто бы обладал благодаря духам-помощникам, джиннам (җын, или җын-арвах), которые составляли «войско» (гошун) шамана и представлялись обычно вооружёнными всадниками. Они якобы сообщали шаману о том, что происходит в дали от его жилья, предсказывали будущее и говорили, сумеет ли шаман вылечить пациента. В случае серьёзной болезни шаман устраивал камлание. Считалось, что во время камлания «войско» порхана [так назывался шаман у туркмен-гёкленов] сражалось с «войском» духов, навредивших больному; в случае победы джиннов порхана над духами, виновными в болезни человека, больной выздоравливал, а шаман присоединял побеждённых джиннов к своему «войску», увеличивая свою силу".

Интересно. А Иисус Назорей не цацкался с бесами, не присоединял их к своему «войску», увеличивая свою силу. Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней; "и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море’’ (Мар.5:2,8-13). 

В отличие от Иисуса, бог Один не поступает с бесами "по-свински". Они все состоят в его свите, и он носится по земле вместе со своей призрачной свитой. Как же эта картина похожа на туркменского шамана-порхана с его «войском» духов!

Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. Фрагмент

Как известно, Один - «предводитель одержимых» - шаман. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём восьминогом коне Слейпнире землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.