В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:
"Туркмены-гёклены приписывали шаманам способность гадать, узнавать о пропаже и излечивать болезни, причинённые злыми духами (согласно народным верованиям, человек, которого «ударили» джинны, становился сумасшедшим, паралитиком, «порченым», терял дар речи). «Порченым» (зыянлы) человек мог сделаться также от наговора или колдовства; и в этих случаях шаманы соглашались помочь. Своими необычными способностями шаман будто бы обладал благодаря духам-помощникам, джиннам (җын, или җын-арвах), которые составляли «войско» (гошун) шамана и представлялись обычно вооружёнными всадниками. Они якобы сообщали шаману о том, что происходит в дали от его жилья, предсказывали будущее и говорили, сумеет ли шаман вылечить пациента. В случае серьёзной болезни шаман устраивал камлание. Считалось, что во время камлания «войско» порхана [так назывался шаман у туркмен-гёкленов] сражалось с «войском» духов, навредивших больному; в случае победы джиннов порхана над духами, виновными в болезни человека, больной выздоравливал, а шаман присоединял побеждённых джиннов к своему «войску», увеличивая свою силу".
Интересно. А Иисус Назорей не цацкался с бесами, не присоединял их к своему «войску», увеличивая свою силу. Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней; "и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море’’ (Мар.5:2,8-13).
В отличие от Иисуса, бог Один не поступает с бесами "по-свински". Они все состоят в его свите, и он носится по земле вместе со своей призрачной свитой. Как же эта картина похожа на туркменского шамана-порхана с его «войском» духов!
Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. Фрагмент |
Как известно, Один - «предводитель одержимых» - шаман. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём восьминогом коне Слейпнире землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
----------------------------------------------------------------------------
Из той же статьи небольшой пассаж о камлании туркменского шамана-порхана.
"Сеанс начинался после захода солнца. Камлание обычно происходило в юрте (гара ей). Желающие увидеть «игру» сидели в юрте, где могло поместиться до 60 человек. При большом скоплении народа с решёток юрты могли снимать кошмы, чтобы смотрели и те, кто остался снаружи. Впрочем, некоторые шаманы запрещали зрителям стоять вне юрты: «На улице не стойте, джинны ударят». Иногда предписания шамана доводил до сведения односельчан глашатай. Взобравшись на возвышенное место внутри селения, он кричал: «Эй, порхан начинает «играть». По селению будут разгуливать духи (җын-арвах). Ложитесь спать, на улицу не выходите; выйдете — джинны ударят, и тогда на порхана не обижайтесь». Те, кто пришёл наблюдать «игру», также должны были всё время сидеть в юрте. Нарушать запрет шамана считалось рискованным. А. Гылыджов рассказывал: «Однажды я был свидетелем такого происшествия. Порхан сказал зрителям: «Пойдите, принесите двух людей — мужчину и женщину — они в обмороке». Действительно, скоро принесли мужчину и женщину, лежащих без сознания. Порхан помял, погладил их головы руками, и они пришли в себя. Потом у мужчины спрашивали: «Что с тобой случилось?» — «Не знаю. Будто чем-то ударили меня». После этого все боялись во время сеанса выходить из домов».
Интересно, что это? Полтергейст? Он способен на такое. Вот, например, семья из Таганрога пожаловалась, что привидение бьёт их до синяков (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий