20 июля 2023

Теократия у горцев Восточной Грузии.

Любовь Т. Соловьёва в статье "Институт оракулов-прорицателей кадаги у горцев Восточной Грузии" рассказывает про грузинских "избранников духов".

"В горных регионах Восточной Грузии, особенно в Хевсурети, термином кадаги обозначали человека, который, согласно народным представлениям, был специфическим образом избран божеством из числа представителей своего сакмо (так называлось локальное сообщество, члены которого поклонялись местному святилищу и считались его кма [1]). Главной обязанностью кадаги было осуществление связи, взаимодействия между божеством и его подданными (т. е. сакмо) и сообщение людям воли божества. Следует отметить, что в Хевсурети роль кадаги среди служителей святилища была довольно значительной, кадаги (ими могли быть как мужчина, так и женщина) пользовался большим авторитетом".

Далее следует очень интересный пассаж, который заставляет вспомнить птицеголовых богинь эпохи неолита,

Терракотовая статуя женской фигуры с птичьим лицом и проколотыми ушами, держащей ребенка - Энкоми, Кипр - 1450-1200 до н. э. - Британский музей, Лондон

и древнеславянскую вещую птицу Гамаюн...

"В [священном] «языке джвари» термину кадаги соответствует слово «кандара». В обыденном языке словом кандара называется наклонённое горизонтально дерево, или палка, перекладина, на которую что-то вешают или на которую усаживается домашняя птица (т. е. насест). Явление божества и его «усаживание» на «меене» можно сравнить с тем, как домашняя птица усаживается на насест-кандара, тем более что божество-хати в большинстве случаев являлось простым смертным в образе птицы".

Затем следует описание "шаманской болезни":

"По народным представлениям, человек не мог стать «кадаги» по собственному желанию, от него это не зависело: только само божество имело право выбрать себе оракула. <...> Факт подобного избрания именовался «дачера» (от груз. «держать», «поймать», «схватить»); соответственно, «избранного», «схваченного» именовали «дачерили». Об «избрании» божество извещало человека определёнными симптомами, каким-то заболеванием неизвестного происхождения. Обычно это было какое-то психическое или нервное заболевание: у человека менялся характер, начинала болеть голова, его мучали сердечные боли, он без какой-либо видимой причины плакал, время от времени терял сознание.

Как правило, божество «намечало» своего будущего оракула ещё в детском возрасте, что выражалось в виде различных заболеваний (главным образом нервных). До 15–20 лет проявления признаков этого были довольно слабыми, но с указанного возраста болезнь обострялась. Считалось, что с этого возраста божество начинало «обучать» своего избранника, сообщать о своих пожеланиях и требованиях; божество являлось ему во сне, в виде галлюцинаций, различных видений. Когда претендент на роль кадаги становился зрелым умственно и физически, достигал совершеннолетия, когда уже мог прислуживать в святилище, божество постепенно начинало настаивать на том, чтобы тот стал его «меэне»/«кадаги». Если «избранник» («дачерили») не хотел подчиниться требованию божества, сопротивлялся, просил освободить его от служения, то это шло ему во вред, здоровье его резко ухудшалось: он начинал кричать, плакать, божество могло даже свести его с ума, он мог броситься в реку, попытаться покончить с собой [2]. Божество являлось «избраннику» и во сне, и наяву. В этот период (он назывался «габушоба» – «сумасшествие») избранник, как правило, оставался неженатым: считалось, что «божество мешает ему вступить в брак». Запреты на сексуальную жизнь существовали как для мужчин, так и для женщин.

Когда «избранный» переставал противиться воле божества, соглашаясь служить ему всю свою жизнь как кадаги, болезнь начинала ослабевать. После наступления совершеннолетия наступал момент, когда на одном из праздников (обычно на Новый год) претендент на роль кадаги впадал в транс и начинал пророчествовать. <...> В Хевсурети совершеннолетними становились довольно рано – в 15–16 лет, на этот период приходилось и половое созревание, и неслучайно именно в это время происходила окончательная и решающая «встреча» избранника («дачерили») и избравшего его божества.

Некоторые исследователи отмечали, что в роли «кадаги» обычно выступали лица, имевшие «невропатическую конституцию», которые легко впадали в экстаз. <...> Как правило, первое пророчество, первое достижение состояния транса (это называлось «гакадагеба» – «превращение в кадаги», «энас гамотана» – «отверзать уста» [3], от груз. эна – «язык», гамотана – «выносить») мужчины-«кадаги» происходило на дворе святилища во время какого-нибудь большого праздника: Новый год, Амаглеба – Вознесение, Атенгеноба; для женщин-«кадаги» время и место этого события не было столь чётко определено".

Маразм абсолютизма.

Джеймс Скотт показывает, как работала система налогообложения в абсолютистской Франции XVII в. 

"Косвенные налоги — акцизы на соль и табак, пошлины, продажа лицензий, тоговля чинами и титулами — были излюбленными формами налогообложения; ими было легко управлять, они требовали немного (или вовсе не требовали) информации о владении землёй и доходе от неё. Освобождение от налогов дворянства и духовенства подразумевало, что большая часть земельной собственности вообще не облагалась налогами, бремя которых перекладывалось на состоятельных горожан, фермеров и крестьян. Общинная земля, хотя и была жизненно важным ресурсом для сельской бедноты, тоже не приносила никаких доходов.

Любому исследователю абсолютистского налогообложения бросается в глаза, сколь безумно изменчиво и несистематично оно было. Джеймс Коллинс обнаружил, что главный прямой земельный налог, taille, часто не платился вообще, никакое сообщество не отдавало больше трети того, что с него причиталось. В результате государство обычно полагалось на исключительные меры, чтобы восполнить нехватки дохода или оплатить новые расходы, особенно на военные кампании. Корона взыскивала «принудительные ссуды» в виде ренты и платы за отчуждение прав (rentes, droits alienes) в обмен на обязательства, которые она могла выполнить, а могла и не выполнять; она продавала должности и титулы (venalites d ’offices); она облагала налогами печи (fouages extraordinaires); и, что самое скверное, определяла войска на постой непосредственно в населённых пунктах, тем самым часто разрушая целые города. Постой войск как обычный способ финансового наказания соотносится с современными формами систематического налогообложения, как арест и четвертование потенциальных врагов короля (так поразительно описанные Мишелем Фуко в начале книги «Надзирать и карать») — с современными формами систематической изоляции преступников".

Какой удивительный маразм! У французского короля дворяне и духовенство имели львиную долю земельной собственности, и при этом не платили налоги, но с предпринимателей и фермеров драли три шкуры. И как при таком маразме не быть революции?! Она и случилась в 1789 году. Как говорится, терпение народа не безгранично. 

На примере абсолютистской Франции хорошо видно, что собой представляет государство. Это корпорация (или "междусобойчик") нобилей, часто при этом состоящих в близкородственных связях. Неразрешимая дилемма заключается в том, что корпорация всё время расширяется (за счёт, например, многочисленных любовниц нобилей и их детей, которых тоже надо пристроить где-нибудь на "тёплом месте"), однако "кормовая база" корпорации не безгранична.


19 июля 2023

Крах "научного лесоводства" в Германии.

Джеймс Скотт в своей монографии "Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни" (М.: Университетская книга, 2005) рассматривает т. наз. "научное лесоводство", которое зародилось в Германии.

"Научное лесоводство, применённое впервые примерно в 1765—1800 гг. главным образом в Пруссии и Саксонии, постепенно стало основой управления лесами во Франции, Англии, Соединённых Штатах и странах третьего мира".

«Идея фикс» научного лесоводства заключалась в том, чтобы создать "удобный" лес для лесопромышленников, - 

"путём продуманных посевов, посадок и вырубок создать лес, обеспечивавший государственным лесничим удобство и простоту подсчёта, обмера, оценки и управления. <...> С этой целью расчищали подлесок, уменьшали число видов деревьев (часто до одной культуры) и производили посадки — одновременно на больших участках и прямыми рядами. <...> Налицо было стремление к армейскому порядку — в полном смысле этих слов. В лесу деревья должны были стоять параллельными, однородными рядами, удобными для обмера, подсчёта, вырубки и заменены на новые ряды, составленные из таких же «призывников». Как и армия, лес управлялся иерархически — сверху, он предназначался для выполнения одной-единственной задачи и находился в распоряжении единственного командующего".

Поначалу всё шло хорошо; в краткосрочной перспективе этот эксперимент по радикальному упрощению леса, превращению его в машину для производства единственного товара имел полный успех. Но затем наступила "смерть леса" (Waldsterben).

"Был нарушен исключительно сложный процесс, включающий строение почвы, питание и симбиоз грибов, насекомых, млекопитающих и флоры (некоторые из них и сейчас ещё не полностью поняты), что имело весьма серьёзные последствия. И все эти последствия имеют, по большому счёту, одну причину — радикальную простоту научного леса".

"Пристрастие немецкого лесоводства к формальному порядку и лёгкости доступа к управлению и вывозу леса влекло за собой уничтожение подлеска, бурелома и сухостоя (вертикально стоящих мёртвых деревьев), чрезвычайно сокращая разнообразие насекомых, млекопитающих и птиц, чья жизнедеятельность столь необходима для процессов формирования почвы. Отсутствие лесной подстилки и древесной биомассы на новом уровне леса выявлено теперь как главный фактор, ведущий к истончённой и менее питательной почве. Леса одного возраста и разновидности не только уменьшают разнообразие среды обитания, но и более уязвимы для массивного штормового лесоповала. Сама однородность вида и его возраста среди, скажем, норвежской ели способна обеспечить благоприятную среду обитания для соответствующих вредителей, популяции которых могут вырасти до эпидемических размеров, приводя к большой затрате удобрений, инсектицидов, фунгицидов и родентицидов. Очевидно, первая ротация норвежской ели выросла так хорошо в значительной степени благодаря питательным веществам, долго накапливавшимся в почве прежнего естественного леса. Как только это плодородие было исчерпано, началось резкое снижение роста".

Дж. Скотт говорит, что "научное лесоводство" было на самом деле финансово-коммерческим лесоводством, и вся "наука" сводилась к тому, как получать от леса максимальную прибыль. 

"Терминология, применяемая в попытках упорядочения природы, неизменно выдаёт истинные намерения авторов этих попыток. Действительно, заменив слово «природа» термином «природные ресурсы», утилитарист фокусирует внимание лишь на тех аспектах окружающего мира, которые можно приспособить и использовать для нужд человека. Следуя этой логике, из целостного мира природы выделяют определённые виды флоры и фауны, имеющие утилитарную ценность (т.е. пользующиеся спросом на рынке), что служит основанием для пересмотра классификации других видов, конкурирующих с первыми, питающихся ими или иным образом уменьшающих «сборы» утилитарно ценных видов. Так используемые человеком растения становятся «урожайными культурами», сопутствующие им и конкурирующие с ними растения — «сорняками», а питающиеся ими насекомые — «вредителями». Так ценимые человеком деревья становятся «древесиной», а конкурирующие с ними виды — «бросовым» лесом или «подлеском». То же и с фауной: высокоценимые человеком животные становятся «дичью» или «домашним скотом», а конкурирующие с ними или питающиеся ими — «хищниками» и «вредителями»".

17 июля 2023

"Вот такая загогулина, понимашь..."

"Тот — в первую очередь, бог письменности и счёта, покровитель писцов и (что то же самое) чиновников" (Ян Ассман).

Лицо статуи древнеегипетского жреца Каапера.

Вот ещё одно свидетельство того, что письменность и государственность, как двуликий Янус, представляют собой два модуса существования патриархата.

Для чего нужна письменность? В. И. Ленин (государственник до мозга костей) разъясняет:

«Учёт и контроль — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» [1].

Стало быть, на Крите всё же были чиновники? Ведь там нашли таблички с линейным письмом А. Ну и, кроме того, там же нашли и печати с иероглифами.

Cretan hieroglyphic seals


Блин... Моя концепция о матриархальной крито-минойской цивилизации дала глубокую трещину... Не представляю я себе матриархата с чиновниками. Это несовместимо (по крайней мере, в моей голове). Пичалька...

-------------------------------------------------------------------------------------

[1] "Разве не великое удовлетворение для короля — знать в любой момент каждого года число его подданных, общее и по областям, со всем достатком, богатством и бедностью каждого места; [число] его дворян и священнослужителей всех видов, монахов, католиков и тех, кто придерживается другой религии, размещённых по месту их жительства?...[Разве это не] полезное и необходимое удовольствие для него — быть способным в собственной канцелярии рассматривать во всякое время настоящее и прошлое состояние огромного царства, которое он возглавляет, и быть способным самому знать достоверно, в чём состоит его великолепие, его богатство и сила?"
Маркиз Вобан при предложении Людовику XIV ежегодной переписи в 1686 году.
 

Боги как союзники людей в противостоянии хаосу на Земле.

Судя по всему, жизнь во Вселенной, на своём примитивно-элементарном уровне, неистребима и бессмертна. Тараканы, говорят, с лёгкостью необычайной переносят радиацию. Некоторым микробам не страшна даже самая сильная радиация. А самый устойчивый к радиации организм — бактерия Deinococcus radiodurans. Даже доза, которая в тысячу раз превышает смертельную для человека, не причинит ей особого вреда. Я где-то читал, что есть такие бактерии, которые могут жить в кипятке гейзеров, и даже в серной кислоте.

Да что там говорить, - жизнь кипит и бурлит в выгребной яме под деревенским сортиром! Только эта жизнь в говне — не для человека. Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимы особые условия, чтобы всё было чистое, - вода, воздух, земля, пища. 

И вот, ещё в древности люди заметили, что чистота в природе вовсе не обязательна и вовсе не гарантирована людям. Чистое может исчезнуть, и на его месте может оказаться грязное. 

Следовательно, люди заинтересованы в том, чтобы сохранять природу в чистоте и не допускать загрязнения.

Кристaльно чистая вoда. Пляж Баунти

Равным образом, функция культа состоит в том, чтобы помогать добру и отражать зло. И здесь, в этой точке, между "язычеством" и "человечностью" можно поставить знак равенства. 

Язычество можно определить как сожительство людей и богов на Земле. 

Земля опустошена,
Солнце не восходит,
Луна отсутствует — её больше нет.
Океан колеблется, Земля перевернулась,
Река уже не судоходна.
Весь мир плачет и стенает,
боги и богини, люди, просветлённые духи и умершие,
козы и коровы — все рыдают в голос...

"Пир на весь мир" в Халлан Чеми.

MICHAEL ROSENBERG и RICHARD W. REDDING в статье "Hallan Çemi and Early Village Organization in Eastern Anatolia" рассказывают про Халлан-Чеми (Hallan Çemi), протонеолитическую стоянку в предгорьях Тавра в восточной Анатолии.

Халлан Чеми - старейшая деревня, известная на сегодняшний день в Восточной Анатолии. Место раскопок представляет собой остатки по существу осёдлого общества охотников-собирателей, хотя и стоявшего на пороге одомашнивания животных, которое населяло верховья Тигра к концу одиннадцатого тысячелетия до нашей эры.

Экономика обитателей этого места была основана в основном на охоте и собирательстве. Миндаль, фисташки и бобовые, по-видимому, были наиболее интенсивно используемыми ресурсами дикорастущих растений. Дикие овцы и олени были наиболее интенсивно используемыми животными ресурсами, составляющими ок. 36% и 27%, соответственно, останков млекопитающих в фаунистическом сообществе. Останки овец/коз в совокупности составляют около 43% костей млекопитающих. Среди тех типов костей, по которым можно определить разницу между овцами и козами, овцы численно превосходят коз примерно в соотношении 6:1. Свинья была значительно меньшим компонентом их мясного рациона, составляя лишь около 12% останков млекопитающих. Однако обитатели участка в некоторой степени занимались свиноводством, по крайней мере, на последнем уровне застройки.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что рацион питания осёдлых обитателей Халлан Чеми - вчерашних охотников-собирателей - мало чем отличался от питания тех охотников-собирателей, которые вели мобильный, бродячий образ жизни. Я много раз задавался вопросом: зачем охотникам рисковать жизнью, пытаясь "завалить" мамонта, если вокруг полно мелкой дичи? Кажется, протонеолитические обитатели Халлан Чеми думали так же, как и я.

Полный череп зубра (без нижней челюсти) был найден в полуподземном сооружении; по-видимому, он когда-то висел на его северной стене, обращённый к входу. Помимо этого черепа, останки крупного рогатого скота отсутствуют среди останков фауны, а это означает, что крупный рогатый скот очень редко использовали в качестве пищевого животного, если вообще когда-либо использовали.

Можно предположить, что быки и коровы были священными животными, на которых охота была запрещена. Ну, или, как я сказал, охотились на тех животных, на которых легче и проще охотиться. На козлов гораздо труднее охотиться, чем на овец. А на диких туров охотиться труднее, чем на козлов.

Есть достаточно веские доказательства существования общественных зданий, и, по-видимому, таких зданий было два в Халлан Чеми. Таким образом, вполне возможно одновременное существование двух наддомовых групп, несмотря на относительно небольшой размер сообщества. Это отличается от аналогичного случая в PPNB Beidha и другого объекта эпохи PPNB в восточной Анатолии - Невали Чори, - в обоих из которых одновременно используется только одно общественное здание.

На раскопках найдено значительное количество каменных чаш, которые  украшены мотивами, имевшими символическое значение, в силу их повторяемости.


16 июля 2023

Культ как энтелехия игры.

"Культ по сути своей — человеческое мероприятие, в котором боги, если того пожелают, принимают участие: они «вселяются» в изготовленные человеком культовые статуи, или, если выразить то же самое в терминах позднеегипетской теологии, слетают (в форме ба) с неба на эти статуи.

Культ привлекает божественные силы на землю, или, если выразиться точнее (не прибегая к типичным для позднеегипетской теологии метафорам «верха» и «низа»), он делает их досягаемыми для человека. Когда культ прекращается, боги уходят и остаётся только материальный субстрат их былого присутствия — пустая, неодушевлённая форма. Культ соответствует локальному измерению божественного присутствия, но он представляет собой не столько ответ богу, сколько обращённое к нему приглашение и постоянное возобновление контакта", - говорит Ян Ассман.

Ба-а-а! Да это же чистой воды хлыстовщина!


Радеющий всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", то есть привлечь к себе благодать Св. Духа. Иногда Дух Святой "накатывал" на христоверов не сразу, и поэтому радения часто продолжались далеко за полночь, а в некоторых случаях и всю ночь, до рассвета. Во время самого сильного "разогрева" радеющих вдруг где-то, среди них, раздавался голос: "Идёт! Дух Святой идёт!" Услышав эти слова, старец-кормщик кричал в ответ: "Иди, Дух Божий! Иди, Батюшка!" Все разом останавливались и искали среди себя пророка; а пророк в это время уже "блажит", то есть "глаголет новыми языками".


Египет нелицеприятный (если не сказать "отвратительный").

В предыдущей записи мельком говорилось о том, что в Древнем Египте мумию "оживляли" посредством обряда "отверзания уст и очей". К глазам и рту мумии жрец прикасался окровавленной ногой жертвенного бычка.

Бедный бычок! То ли дело — корова?! Она даёт телят и молочко, и поэтому люди берегут её, а бычка не жалко; оставляют одного "племенного" бычка на стадо, чтоб он "покрывал" коров, а остальных "пускают в расход"...

Проф. А. Зубов, глядя на это дело с христианской точки зрения, говорит, что "жертвенное животное - это ни что иное, как сам Бог. Когда люди вкушают жертву, они вкушают божественную пищу, они вкушают Самого Бога и, тем самым, соединяются с Ним. <...> И животное стало жертвенной пищей задолго до того, как люди стали выращивать растения, оно стало жертвенной пищей ещё в эпоху палеолита. Так вот, соответственно, Бог и животное, жертвенное животное, это одно. <...> Передняя нога быка – это, понятно, рука, а задняя нога быка - это нога. И в этом смысле именно передней ногой тельца, то есть рукой, открываются уста. <...> А кровь, которая течёт из отсечённой ноги - это та кровь, которая является божественной энергией, и она оживляет умершего как божественная сила и божественная энергия".

Сомневаюсь, я, однако, что отрубленной ноги быка может проистекать "божественная энергия"... Но пойдём далее. 

Проф. А. Зубов в лекции 27 "Тайна воскресения" приводит пятый лист папируса 9901 из Британского музея. Там видно, что жрецы идут с передней ногой быка, чтобы оживить стоящего, запеленутого в мумию Хунефера, вельможу и человека, который ведал стадами царя Сети I, это примерно 1310 год до Р.Х. Один из жрецов, изображающий Анубиса, держит его в вертикальном положении, а жена Хунефера в это время оплакивает его. 

Папирус Хунефера. Фрагмент. Британский музей. EA9901,5

15 июля 2023

Богиня мёртвых и её жрицы.

Известно, что культ Нейт возник в древнем Египте в додинастический период в западной части дельты Нила. С одной стороны, это был исключительно женский культ - знатные женщины носили придворный титул "жрица Нейт" -, с другой стороны, Нейт была связана с водной стихией (в частности с богом крокодилом Себеком) и почиталась охранительницей мёртвых.

Википедия сообщает: "Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит" (Источник). твёрдо уверена в этом. Она говорит: "Танит это имя Нейт в западной Северной Африке; а в  Угарите, Леванте и Месопотамии была местная аналогия Нейт по имени Анат. То есть на левантийском побережье Нейт была Анат, а в Карфагене — Танит" (Источник).

И она приводит нижеследующее изображение с интересным комментарием.

На фото: надгробие из финикийского Карфагена с изображением Танит. Обратите внимание, что Танит представлена здесь как проводница в мир мёртвых; а мир мёртвых, как это нарисовано на надгробии, находится  под водой. То есть под священными изначальными водами. Над Нейт в священных водах ( а к ним все водоёмы относились, включая колодцы) плавает священная рыба Сангара.

Вот ещё одно дополнительное свидетельство того, что самой архаической формой религии является культ мёртвых. Отсюда понятно, почему женщины занимают доминирующую роль в религии неолита и верхнего палеолита. Потому что именно женщины провожают покойников на "тот свет". Ну, и отсюда — из похоронных плачей и причитаний, из приготовлений к погребению и последующих поминок, из желания "хотя бы одним глазком" увидеть или услышать умершего — раскрутилась великая спираль религиозности. Очевидно, религия Древнего Египта, с её Книгой Мёртвых и мумификацией умерших, зачалась и развилась именно из культа мёртвых. 

Интерпретация обряда обрезания.

В связи с предыдущей темой "отверзания уст" решил почитать статью Р. А. Орехова "Обрезание в Древнем Египте: интерпретация ритуала с позиций ближневосточной и африканской традиций".

Автор говорит, что "на сегодняшний день исследователи имеют в своём распоряжении чрезвычайно мало текстов, в которых трактуется столь важный для уяснения древнеегипетского мировоззрения институт, как обрезание. Гораздо более правильным будет утверждать, что текстов подобного рода нет вообще".

Просто удивительно, как современные учёные, будто сговорившись, соблюдают древнее таинство, подобно тому как древние посвящённые соблюдали тайны мистерий.

"Долгое время считалось и считается, что самое достоверное изображение ритуала мужского обрезания происходит из гробницы верховного сановника Анхмахора в Саккаре (рис. 1, VI династия, Древнее царство, 2345–2181 гг. до н.э.).

Рис. 1. Прорисовка сцены обрезания (?) из гробницы Анхмахора (по Badawy 1978, fig. 29)

На одном из рельефов хорошо видно, как группа молодых людей подвергается странной и малопонятной процедуре. Один человек держит руки другому, в то время как третий производит странные манипуляции с половым органом испытуемого. На соседнем рельефе мы видим почти аналогичный сюжет. Разница только в том, что испытуемый сам терпит малопонятную операцию. Одна его рука расположена вдоль туловища, а другую он положил на голову «хирурга». В правой руке у последнего хорошо просматривается большой нож, левой он держит половой орган. Надпись рядом с первым изображением поясняет, что «хирург» — это жрец за
упокойного культа Hm-kA (букв. «слуга ка»). А характер действия поясняет надпись


 

И далее Р. А. Орехов делает важное примечание:

"Обычно трактуется как инфинитивная форма — sbt, «обрезывание». В качестве детерминатива мы используем знак N105 по таблице С. Росмордука. На самом деле в гробнице Анхмахора содержится изображение иного знака, некой разновидности изогнутого ножа, предназначенного, вероятно, для кастрации быков, который отсутствует в компьютерной базе. Но ближе всего к нему именно знак N105".

Говоря об иудейском обрезании, автор приводит знаменитый пассаж из библейской книги Исхода:

«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (т.е. Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора (ippora т.е. жена Моисея), взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего (ʽorla bӗnah) и, бросив к ногам его, сказала: Ты жених крови (ǎan da̅mɩ̅m) у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4, 24–26).

В качестве комментария на сей библейский текст Р. А. Орехов приводит наблюдение отечественного семитолога-энциклопедиста И. Ш. Шифмана. И. Ш. Шифман пишет буквально следующее: «Несоблюдение обряда обрезания в отношении сына влечёт, таким образом, гнев Божий против отца. Обрезание и касание стоп Божьих спасает человека от попытки Бога его убить. Особенно важно здесь выражение «зять крови» (вариант прочтения ḥǎṯan da̅mɩ̅m): оно доказывает, что отношения кровного родства между людьми и Богом уже возникли или существовали как следствие брака Бога с представительницей этого общества (ср. схожие представления об угаритской богине Анату, именуемой «невестка Бога» — ybml lʼimm). Обрезание устанавливает узы кровного родства, делает людей сопричастными в Боге и единосущными с Богом. Нам кажется несомненным, что такие воззрения были общими для всего переднеазиатского Средиземноморья…».

О ритуале "отверзания уст".

Ян Ассман мимоходом говорит о ритуале, который по-египетски называется «Отверзание уст». Он представляет собой серию многочисленных и отчасти весьма архаичных обрядов, цель коих — одушевить и оживить статую. Он определённо уходит корнями в культ мёртвых, потому что главную роль в нём играет сын умершего, который, например, должен провести ночь рядом со статуей чтобы увидеть во сне образ своего отца.

Интересно... Сын умершего должен провести ночь рядом с его статуей... Тут действительно можно провести параллели с весьма архаичными обрядами в Чатал-Хююке и поселениях натуфийской культуры. Я имею в виду спальные лежанки над костями умерших предков, можно сказать кровати над могилами. 

Кстати, проф. Андрей Зубов в одной из своих лекций упоминает речевую формулу из ритуала «Отверзание уст» «привешиваю Я уста твои к костям твоим» — и комментирует эту формулу:

"Слова эти явно очень древние, они восходят ко времени, когда мумификации ещё не было. Почему уста привешиваются? Ведь уста остаются у мумии до сих пор – когда мы смотрим на хорошо сделанные мумии царей Нового царства, там уста на месте, зачем их привешивать? Здесь же речь идёт о каком-то, видимо, очень старинном обряде, когда ещё ни о какой мумификации и речи не было, когда уста, то есть нижняя челюсть, привешивалась к черепу, прикреплялась снова к черепу и размыкалась. Или же уста рисовались на черепе. И то, и то мы находим ещё в протонеолитическом Иерихоне и в других поселениях натуфийской культуры, где изображаются эти уста или моделируется голова из черепа. То есть это очень древняя вещь, задолго до мумификации существовавшая" (Источник). 

Череп, обмазанный глиной. Иерихон. IX-VIII тыс. до РХ.

И затем А. Зубов пишет об инструменте, с помощью которого отверзались уста умершего. 

"Тесло - это орудие каменотёса или столяра, которым обрабатывается поверхность, тешется камень или дерево. <...> Это нуа (тесло) сделано из металла Сета. Мы перевели слово биа как медь, но это условное наименование, условное - потому что в эпоху Текстов Пирамид египтяне не знали ни стали, ни железа, а знали только медь и бронзу, причём больше медь. И слово биа, как объясняют словари, это нечто сияющее, блистающее, прочное, какой-то, может быть, металл. Иногда считается, что это может быть метеоритное железо. Обычное железо египтяне знают только начиная с первого тысячелетия до Р.Х. А вот эти тесла, они были с додинастики. Возможно, биа - это вообще никакой не металл, а некий блестящий камень, скажем, обсидиан - вулканическое стекло, который похож на твердь неба, которая, по мнению древних, отделяла небытие от бытия. В зороастризме священные орудия ритуала делались из обсидиана, и считалось, что они делаются из небесной тверди. Возможно, речь идет именно об этом".

Сцена отверзания уст из гробницы Аменемхета (TT 53)
 
Проверка дефектов нёба у младенца (илл. из современного пособия по медицине)

Лезвия нечериу, используемые в ритуале отверзания уст умершего - «пальцы Гора»

14 июля 2023

под Твою милость прибегаем...

Теократия в действии.

diak_kuraev в записи Ииуй привёл хороший пример того, как функционирует теократия.

"Это библейский рассказ о пророке, который организовал свержение царя.

«Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату;  и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". Потом отвори дверь, и беги, и не жди. И пошёл отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, и пришёл, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник».

Итак, Ииуй — военачальник. В это время главнокомандущий, царь Иоарам находится с армией на сирийском фронте.

«И встал он, и вошёл в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: "помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, и истреблю у Ахава мочащегося к стене".»

Это интересный эвфемизм мужчины: «мочащийся к стене».

«И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: "так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем". И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!».

Удивительна лёгкость, с которой приближённые царя Иоарама переходят к бунтовщику. Как чуть позже и все гонцы, которых царь посылал к нему".

При этом возникает закономерный вопрос: как соответствует патриархат теократической форме правления?

Человек как "микс" "ангела" и "чёрта".

Я несколько раз высказывал своё несогласие с определением Википедии: "Лю́ди — род в семействе гоминиды отряда приматов" (Источник). А сегодня мне пришла в голову мысль, что не все люди одинаковы. Помнится, в школе нам демонстрировали рисунок ребёнка с хвостиком как доказательство происхождения человека от обезьяны. 


Но не все же люди ходят с хвостами! Атавизмы следует рассматривать как исключительную степень близости человека к животному миру. Это, так сказать, нижний "полюс" человеческой природы. Но есть и верхний "полюс"! Он представляет степень исключительной оторванности человека от животного мира. 

Два "полюса" человеческой природы легко угадываются в "чертях" и "ангелах". "Черти" изображаются с хвостами, рогами и копытами, тогда как "ангелы" — существа "бесплотные", "неземные", как инопланетяне.

Пойдём дальше. 

Каждый человек представляет собой "микс" "ангела" и "чёрта", но "ангелическое" и "чертиное" начала имеют различные пропорции у людей. У одних людей превалирует "чертиное" начало, у других — "ангелическое". Кстати, потому мне и нравится "возиться" с женщинами, что они, на мой взгляд, менее похожи на зверей, чем мужчины. Но это не всегда. Иной раз посмотришь издалека на девушек, - ну, прям сущие ангелы, а подойдёшь поближе и прислушаешься к их разговору, - каждое второе слово матерное, - и сразу такое чувство охватывает, будто хотел цветы понюхать и случайно наступил на кучу говна.

Кроме хвостиков есть и другие доказательства того, что люди — "гоминиды отряда приматов". Эти свидетельства я вижу в любви и в политике.

Вот это - всё, что нужно для влюблённости.


Ни разума с интеллектом, ни морали с добром вовсе не требуется от женщины. А ведь именно разум в сочетании с моралью — это то, что отделяет человека от животного. Скажем так: если на одну чашу весов положить разум с добром, а на другую чашу — голую жопу, мужчина, как правило, выберет второе.

В истории человечества, по крайней мере с Троянской войны, мы наблюдаем неизменное стремление решать силовыми методами все политические вопросы. Но эта "метода" — животная, - именно так действуют волки и другие хищники. Конечно, не всегда так происходит, но "соскальзывание" на сей скользкий путь довольно регулярно во всемирной истории. Да и сами цари частенько являются узурпаторами, сатрапами и тиранами. Царями становятся не потому, что "семи пядей во лбу", что отличаются высоким интеллектом, а потому, что оказываются сильнее других претендентов на престол. И в волчьей стае таким же образом становятся вожаками.