02 сентября 2023

Африканские "ордынцы".

Как говорит О. С. Томановская, "во второй половине XVI в. в разных концах Африканского континента европейцы наблюдали сокрушительные нашествия полчищ воинов на мирные земли. Это — вторжения галла в Эфиопию, нашествие мане на Сьерра-Леоне, разрушение Момбасы ордами имбе и набеги симба в Восточной Африке, нападение яка на Конго, а в конце XVI в. — появление имбангала на территории мбунду. В начале XVII в. европейские географы даже выдвинули гипотезу о едином очаге происхождения всех этих орд.

Наиболее достоверные и полные сведения о характере таких вторжений и о силах, которыми они осуществлялись, содержатся в «Истории галла», написанной эфиопским монахом Бахреем в конце XVI в. Из его описания следует, что социальная организация у галла (семьи скотоводческих племён) представляла собой систему возрастных групп с интервалом между ними в восемь лет, причём каждая группа включала в себя всех лиц, одновременно инициированных. Через каждые восемь лет они переходили в следующую возрастную категорию, обозначавшуюся особым термином, и их социальный статус менялся. Мальчики в восьмилетием «социальном возрасте» вступали в категорию юных воинов [1], затем с шестнадцати лет — в категорию посвящённых воинов, не имеющих права на женитьбу, а двадцати четырёх лет им разрешалось жениться (без права иметь потомство). Право иметь детей они получали в следующей категории, а до тех пор дети, рождённые от них,отвергались обществом и якобы даже уничтожались. После женитьбы они покидали общий дом, где жили неженатые воины, и обзаводились своим хозяйством. А в сорок лет они переходили в категорию старейших, которым принадлежала вся полнота власти.

Мы видим отчётливо выраженную военную ориентацию структуры общества у галла. Каждые восемь лет, как пишет Бахрей, после смены статуса возрастных групп следовал набег воинских отрядов галла на окраины Эфиопии. Весьма вероятно, что эти набеги были необходимы для доказательства боевых качеств воинов, прошедших посвящение. «[Они] убивали мужчин и женщин, лошадей и мулов, оставляя только овец, коз и коров», — пишет Бахрей. Но потом они перестали возвращаться после набегов в свою страну и начали оседать на завоёванных землях, а пленников своих обращать в рабство. За холостыми воинами, жившими в общем доме, по словам Бахрея, надзирали специальные стражи, которые «изобличали и били тех, кто прелюбодействует с женщинами... Но эта предосторожность не от добродетели, а для того, чтобы они были всегда бодрые и готовые к войне».

О нищете современной науки.

"Проблема происхождения государства как общественного института до конца не решена в науке до сих пор", - говорит О. С. Томановская.

Ей вторит Википедия: "Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»" [1] (Источник).

Да, уж... 99,99% современного человечества проживают в государствах, но они, как говорил Юрий Андропов, "ещё до сих пор не изучили в должной мере общества, в котором живут и трудятся".

И что это значит? А это значит, что человечество, в массе своей, продолжает жить на Земле "втёмную", руководствуясь в жизни не знанием, а смутными инстинктами. 

— Какой "матриархат" в эпоху неолита?! О чём вы?! Мы даже не знаем, что такое государство, в котором живём, которое защищаем и которому платим налоги.

-----------------------------------------------------------------

[1] Это вполне коррелирует с другим определением Википедии: "Люди (лат. Homo) — род семейства гоминидов отряда приматов" (Источник). Конечно, гоминиды и приматы могут жить в государстве, но они ничего не знают о государстве.

Акротири.

Ю. В. Андреев говорит, что период акме Акротири примерно соответствует промежутку времени между 1550 и 1500 гг. до н. э. "Однако в процессе раскопок были открыты мощные керамические отложения и отчасти также строительные остатки, восходящие к среднекикладскому и даже к раннекикладскому II и III периодам, из чего следовало, что поселение в Акротири возникло задолго до 1550 г. до н. э. и уже по одной этой причине не может считаться просто минойской колонией на Фере, хотя некоторые авторы именно так его и воспринимают".

"Судя по уже имеющимся данным, застройка Акротири не была подчинена никакому продуманному, заранее составленному плану и развивалась в основном стихийно и беспорядочно, приспосабливаясь лишь к условиям местности и, видимо, также к потребностям отдельных домовладельцев. В этом отношении Акротири почти ничем не отличается от таких уже известных нам поселений минойского Крита, как Маллия, Палекастро, Гурния, и даже сам державный Кносс. Так же как и во всех этих поселениях, основу планировки Акротири составляют беспорядочно сгруппированные блоки жилых помещений, разделенные узкими изогнутыми проходами или улицами". 

Остаётся лишь удивляться, с какой настырностью Ю. В. Андреев повсюду пытается "протащить" свою идею о "державности" Кносса. Хотя стихийная и беспорядочная застройка свидетельствует как раз против наличия государственности и "державности" на Крите.

"Маринатос, Хр. Думас и другие археологи, участвовавшие в раскопках Акротири, особо подчёркивают, что среди обследованных ими построек нет ни одной, которая по своим размерам и особенностям архитектуры и внутренней планировки могла бы сойти за дворец". 

Означает ли это, что в поселении вообще не было никакого административного или административно-культового центра? - испуганно задаёт вопрос царебожник Ю. В. Андреев. - Как же без царя?! Без царя никак низзя!

Интересно, что на Акротири (без царя!) рядовые дома, по авторитетному заявлению Думаса, «обнаруживают высокий жизненный стандарт и степень художественного вкуса, которые обычно встречаются в богатых и культурных обществах». "Заметим попутно, - добавляет Ю. В. Андреев, - что до сих пор в Акротири не найдено ни одного дома, совершенно лишённого стенных росписей".

Фреска с обезьянами в музее Феры.

01 сентября 2023

Сельские жилища минойского Крита.

Как сообщает Ю. В. Андреев, "в чисто архитектурном отношении так называемые виллы почти ничем не отличаются от богатых «городских» домов, а иногда даже и превосходят их сложностью планировки и великолепием внутреннего убранства. Некоторые из них, например виллы Тилисса, Ниру Хани, Амниса и др., даже приравниваются к «малым дворцам» Кносса и Гурнии. В основные элементы планировки входят большой зал с передней (forehall), люстральный бассейн, световые колодцы, крипта с подпорным столбом, приватные помещения (видимо, женские покои) и т. п."

План дома А в Тилиссе, Крит. 1. основные помещения; 2. световой люк; 3-5. склады

Далее Ю. В. Андреев говорит, что, "согласно Маринатосу, «продолжительность жизни» подавляющего большинства этих построек была очень небольшой: в сущности, она ограничивалась рамками одного столетия — с 1600 по 1500 г. до н. э. или даже менее того".

Странно это, странно это... А как же вот это?

План поздненеолитического дома из Кносса (примерно 4000 – 3000 до н.э)

4000 - 3000 лет до н. э. на месте Кносса была деревня, и в этой деревне стоял дом, по размерам мало чем отличающийся от дома в Тилиссе.

Гурния.

Поселение отличается чрезвычайной плотностью застройки. Дома сгруппированы в блоки, или инсулы, неправильной конфигурации. В Гурнии насчитывается всего шесть таких блоков. Отдельные дома инсул располагались как по периметру, так и внутри этих планировочных единиц. Так, блок С в Гурнии состоял из пятнадцати внешних и пяти или шести внутренних домов. Проникнуть в эти последние можно было только по чрезвычайно узкому проходу, где с трудом мог протиснуться один человек. Впрочем, даже и главные улицы Гурнии были довольно узкими. Их ширина, по данным Бойд Хэйвз, не превышала 1.5 м. Как замечает Г. Холл, по таким улицам нельзя было провести даже выочное животное.

Каждая из инсул находилась во владении одной из социальных групп, из которых состояла территориально-родовая община. Каждая из инсул представляла собой, в сущности, единый жилой и одновременно хозяйственный комплекс, поделённый не на дома в собственном значении этого слова, а скорее на различающиеся по величине и характеру планировки жилые отсеки или, если использовать термин, введённый В. М. Массоном, «квартиры». Имея отдельные входы со стороны главной или боковых улиц, эти «квартиры» вполне могли сообщаться между собой где-то на уровне не сохранившихся вторых этажей или же просто по крышам, как это было принято, например, в мексиканских пуэбло. Занимающая инсулу большесемейная общнна представляла собой в известном смысле слова единый хозяйственный организм, внутри которого ещё продолжали действовать первобытные принципы кооперации и общности имущества.

Миниатюрный «дворец» в Гурнии, как указывает Бойд Хэйвз, первоначально строился как «большой провинциальный дом, ничем, кроме размера, не отличающийся от заурядного сельского жилища» и лишь по истечении некоторого времени был перестроен в соответствии с требованиями новой «дворцовой моды», что нашло своё выражение в использовании массивных каменных блоков взамен прежней «циклопической кладки» из мелкого камня. Небольшое святилище, вероятно, связанное с «дворцом», было открыто к северу от него. Ещё одно могло находиться непосредственно на «общественном дворе», имея вид небольшого портика, пристроенного с юга к «дворцу». Рядом с этой постройкой были найдены обломки каменных «рогов посвящения» и каменная плита, напоминающая алтарь.

(Из монографии Ю. В. Андреева "Островные поселения Эгейского мира в эпоху Бронзы")

Центральный двор Кносского дворца как святилище.

"Анализ планировки четырёх известных нам сейчас дворцовых ансамблей [на Крите] убеждает в том, что во всех этих четырёх случаях главным структурообразующим элементом был центральный двор. Как считает Дж. Грэхем, постройка каждого из дворцов начиналась именно с разбивки центрального двора, с тем чтобы в дальнейшем, используя четыре его стороны «как основные линии, развить вовне различные кварталы дворца». Дворец, таким образом, рос изнутри, не вписываясь в чёткие рамки какого-то заранее заданного контура, чем, по-видимому, и объясняется известная неупорядоченность его наружных фасадов", - сообщает Ю. В. Андреев.

"Являясь структурным ядром дворцового ансамбля в плане его архитектурной организации, центральный двор неизбежно должен расцениваться как такое же ядро и в плане функциональном, причём чисто эстетические соображения здесь явно должны были отступить нa задний план перед соображениями утилитарного порядка. Но что могло быть главным назначением этого двора? 

Как указывает Грэхем, дворы по крайней мере трёх дворцов — в Кноссе, Маллии и Фесте (теперь к ним, видимо, без особых колебаний можно добавить и дворец в Като Закро) — «отличаются удивительным сходством, которое в некоторых отношениях доходит почти до тождества». Это сходство заключалось в том, что все три двора были вымощены каменными плитами, снабжены одним или несколькими портиками (вероятно, с верхними галереями), устроенными вдоль длинных сторон двора, размещались на оси, идущей строго с севера на юг по стрелке компаса, и имели одинаковые размеры — около 24 м в ширину и 52 м в длину. «Эта стандартизация, — заключает Грэхем свои наблюдения, — могла означать, что двор был построен для каких-то определённых целей подобно футбольному полю или теннисному корту». Сам Грэхем склоняется к мысли, что его основное назначение заключалось в том, чтобы служить «ристалищем» для участников минойской тавромахии.

По существу уже одного этого было бы достаточно для того, чтобы считать весь дворец священным местом и, если даже не постоянным обиталищем богов, как многие восточные и позднейшие греческие храмы, то во всяком случае местом, где они могли «являться» своим почитателям. Грэхем справедливо обращает внимание на известную автономность центрального двора по отношению к самому дворцу. В принципе он мог существовать даже и за пределами дворца, как это было, например, в Гурнии, или же вообще без дворца, во всяком случае без каких-либо видимых его признаков. Чтобы проиллюстрировать последнюю из этих возможностей, Грэхем ссылается на позднеминойское поселение в Плати (район Ласити, восточный Крит), где было открыто некое подобие прямоугольного двора или площади, расположенной то ли между несколькими блоками домов, то ли внутри одного жилого комплекса (на этот вопрос не удалось найти сколько-нибудь ясного и однозначного ответа ввиду незавершённости раскопок)".

31 августа 2023

О быкоголовом консорте Богини и рогатом воинстве.

"Как известно, - говорит Ю. В. Андреев, - на Крите до сих пор не удалось найти никаких монументальных сооружений культового характера [1]. Между тем это довольно странно, если учесть широкое распространение построек такого рода в ближайших к Криту районах Восточного Средиземноморья (Малая Азия, Сирия, Египет), а отчасти также и западного (Мальта). Сопоставления такого рода невольно наводят на мысль, что именно дворцы и заменяли в минойской архитектуре практически отсутствующие храмы [2]. С другой стороны, можно вспомнить, что именно храмы первоначально были во многих районах Передней и Юго-Восточной Азии, а также Мезоамерики главным средоточием как духовной, так и светской власти, практически предвосхищая почти все основные функции появившихся позднее дворцов. Так, очевидно, можно объяснить принципиальную однотипность дворцовой и храмовой архитектуры <...>. Важно принять во внимание также ещё и то, что дворцы вообще едва ли могли бы быть построены, если бы их строители (а скорее всего, это были простые земледельцы н ремесленники, созванные из окрестных поселений) не воодушевлялись мыслью о том, что они строят дом для своего верховного божества. Всякое иное объяснение появления столь значительных архитектурных сооружений в обществе, ещё далеко не порвавшем с традициями первобытнообщинного строя, представляется малоубедительным".

Так-так-так... Интересно... Значит, если какой-нибудь сатрап вознамерился бы, подобно Антихристу, сесть на святом месте в храме Божьем, то он, естественно, стал бы выдавать себя за бога, то есть рогатого консорта богини. 

Ну, эти рогатые боги и «цари-жрецы оставили о себе память. Особенно много их было в "переходную" эпоху Бронзового века.

Assyrian soldiers of Ashurbanipal carrying a statue of Adad

Крито-египетские параллели.

Сегодня утром я нашёл пару интересных планов древнеегипетских гробниц.

Источник картинки

Слева — какая-то мастаба из Саккары или Гизы. "Почему эти мастабы были искусно спроектированными зданиями, а царские гробницы в Абидосе - маленькими, грубыми и неряшливыми по своему дизайну, до сих пор остаётся неразгаданной тайной египтологии", - пишет автор статьи. Автор полагает, что там покоились тела чиновников. "Во времена первой династии в Саккаре было построено множество больших могил мастаба, но их содержимое (в некоторых уникальных случаях нетронутое почти 5.000 лет) не указывает с уверенностью на то, что памятник был усыпальницей царя. Были найдены имена высокопоставленных чиновников и царей, и если владельцами были чиновники, то гробницы были намного больше и более тщательно продуманы, чем гробницы царей в Абидосе. Нам это не кажется логичным, но мы не знаем, что думают по этому поводу египтяне, поэтому пока этот вопрос остаётся без ответа".

Справа, насколько я понимаю, тоже мастаба, но более грубо построенная. "В крайнем правом углу находится необычная гробница царя Хасехемви из Абидоса 2-й династии с погребальной камерой, впервые построенной полностью из камня", - сообщает автор. Честно говоря, я не нашёл тот угол, о котором говорит автор. Но это не важно. Важно то, что в древнейшие времена египетской истории царей особо не выделяли и хоронили так же как чиновников. Очевидно, если мы могли бы заглянуть ещё дальше вглубь истории, мы могли бы обнаружить коллективные родовые гробницы, где вообще всех хоронили одинаковым способом.

Планировка древнеегипетской мастабы напоминает мне анфиладу "складов" в западной части "дворца" в Кноссе. 


30 августа 2023

Като Закро.

Ю. В. Андреев говорит, что "планировка и подлинные размеры не только малых, но даже и самых крупных поселений минойского Крита, таких, как Кносс или Фест, известны нам очень плохо".

Однако, он же приводит план раскопок "дворца" и "городских" кварталов в Като Закро.

И что мы видим на этом "плане"? "Дворец" как бы "примыкает" к "городским" кварталам [1].

А если это не дворец, а ритуальный комплекс? В таком случае всё сразу становится на свои места и получает объяснения.

Вот что говорит проф. А. Зубов в своей лекции 71 "Погребальные обряды и заупокойные представления в религии минойского Крита":

"Захоронения находились буквально на околице поселений живых, в десяти-пятнадцати метрах от крайних домов. Как указывает Брэнигэн, «Кладбища, по всей видимости, считались важной частью поселения и имели весьма большое значение для общины». То, что сейчас практикуется в христианстве как «родительские субботы» с их необходимостью посещения могил предков, что худо-бедно осуществляют наши современники, тогда это было нормой, как и в Египте. Умершие и живые жили одной жизнью. Но если в Египте в большинстве своём кладбища были на западном берегу Нила, а жили преимущественно на восточном, и Нил был разделением между живыми и мёртвыми, хотя и далеко не всегда, то здесь мы видим желание людей быть как можно ближе к своим умершим. Их не боялись, а наоборот, ощущали, что они уже достигли того мира, в который стремятся после смерти попасть и их ныне живые потомки".

Проф. Зубов говорит о долине мёртвых Като Закрос, "когда многие сотни метров идёшь по руслу речушки и видишь, как с двух сторон поднимаются высокие скалы, где в три-четыре яруса расположены специально выбитые пещеры, а где-то, наверное, естественные, но расширенные, в которых хоронили обитатели этого минойского города своих умерших. Все эти захоронения – вторичные, то есть умерших где-то хоронили временно, а потом их кости, уже освобождённые от мягких тканей, перекладывали в эти гробницы или в специальные цисты – каменные гробы, сделанные из тонких каменных плит".

Здесь я позволю себе не согласиться с уважаемым профессором. Это не вторичные, а первичные захоронения. Именно в долине мёртвых умерших хоронили временно, а затем их кости, освобождённые от мягких тканей, перекладывали в гробницы, расположенные на околице поселений. 

Опустынивание Казахстана.

В документальном фильме "Засуха в Казахстане: причины и последствия" говорится, что "в Казахстане население до сих пор не понимает, что ситуация с водными ресурсами катастрофическая". "Авторитетные эксперты считают, что Казахстан уже расплескал водный потенциал и скоро превратится в безжизненную пустыню".

У казахских чиновников "нет квалификации, чтобы заниматься этой деятельностью", "бездействие чиновников наносит непоправимый ущерб простым людям, сразу нескольким отраслям экономики, а также национальной безопасности Казахстана" (3:10).

Кажется, основная проблема Казахстана в том, что не те люди занимают места чиновников.

Слейпнир Одина — в Сахаре?

Вчера вечером я смотрел документальный фильм "Amazing SAHARA: Tassili n'Ajjer, Algeria" на YouTube и вдруг увидел восьминогого шаманского коня (2:12).

Согласно Википедии, петроглифы датируются от 7 тысячелетия до н. э. до VII века н. э. 

Одомашненные лошади появились впервые в Египте во время вторжения гиксосов, где-то между средним и новым царствами (около 1700—1600 гг. до н. э.). А изображения этих животных на воле были созданы в Тассили, Феццане, Тибести и в горах Атласа ещё в период неолита. Вопрос — на каком коне сидит "всадник без головы", на одомашненном или диком, — остаётся без ответа. Ведь шаманский конь — это не обычный конь. В скандинавской мифологии Слейпнир («скользящий» или «живой, проворный, шустрый»), восьминогий конь Одина, — порождение Локи. 

Изображение Слейпнира на камне Тьенвида (Tjängvide )

P.S. Геродот упоминает гарамантские колесницы, запряженные четвёрками коней (квадриги). Но у четвёрки коней 16 ног, а здесь, кажется, восемь.

29 августа 2023

О галлах Кибелы.

"Кельтские воины не боялись смерти, и было чрезвычайно распространено самоубийство, в то время как испанские кельты пели хвалебные гимны смерти, а другие отмечали рождение людей в трауре, а их смерть – с радостью", - сообщает Джон Арнотт Маккалох в своей монографии "Религия древних кельтов".

"Кельты абсолютно не боялись смерти, они презирали её и больше опасались, что их настигнет «неправильная» смерть", - говорится в статье "Представления о смерти у кельтов". 

Если им грозила «неправильная» смерть в плену, они предпочитали умереть от собственного меча.

Галл, убивающий себя и свою жену

В связи с этим я снова возвращаюсь к галлам Кибелы. Согласно Овидию, именование произошло от названия фригийской реки Галла. Но, спрашивается, причём здесь Фригия? Пессинунт (др.-греч. Πεσσινούς, лат. Pessinus) — центр культа Кибелы — распололагался не во Фригии, а в Галатии!


"Галатия получила своё название от галатов, пришедших сюда в III веке до н. э.. На востоке её называли «Галлия», а римские писатели называли её жителей «галлы»" (из Википедии). 

Вот я и думаю: если галлы так легко убивали себя, то тем более легко они могли отрезать свой член.

Мне кажется, галлы Кибелы — вовсе не от реки Галла.   

Месопотамские жрецы носили женские одежды?

Рriest, alabaster, c. 2700 bce, Early Dynastic period, Khafajeh, Iraq.

Месопотамская женщина, держащая в руке красный бубен. Сердолик, стеатит и алебастр. ~ 2500 г. до н.э.

О Минотавре и фараоне Менесе.

Интересную версию о связке древнегреческого мифа о Минотавре с "деяниями" первого фараона Neith-Hotep (Narmer) выдвинул Лемурий на ветке "Культ быка" форума "Новый Геродот".

В Древнем Египте "было 2 фараона:
Последний Фараон 0 Династии Mni (Menes) и
Первый Фараон I Династии Neith-Hotep (Narmer)

http://www.nemo.nu/ibisportal/0egyptintro/2aegypt/index.htm
http://www.nemo.nu/ibisportal/0egyptintro/2egypt/index.htm

Первый Фараон I Династии Neith-Hotep (Narmer) прославился своей жестокостью при покорении городов и его имя историки долгое время вычёркивали из списка. Покорение городов этим жестоким правителем изображали именно так (см. рельеф) - объединение под знаком БЫКА.

The Bull’s Palette, now in the Museum of Louvre, descends presumably from Abydos. Commemorates either defeat of Beduins from desert or, as others suggest, capture of some cities of Upper Egypt (Asyut, Koptos, Hermopolis, Panopolis). Banners may have symbolized allied cities under the ruler named Bull. The palette has been dated to period either of Narmer’s rule or immediately before him. Height 27,5 cm.


Вот Вам и прототип Минотавра. Жестокий сын фараона Mni (Menes) в образе быка. А, кстати, вот и его "лабиринт"."

The giant mastaba of Naqada once called the tomb of Menes, but more probably the burial of the wife of Horus Aha, queen Neith-hotep.

Я люблю смелые гипотезы. Тем более что египетское культурное влияние заметно в Элладе даже невооружённым глазом, - взять хотя бы статуи куросов, или признание Геродота о том, что имена почти всех божеств заимствованы из Египта. 

От себя я тут ещё добавлю, что первый египетский царь своим поведением напоминает бесноватого Саула, первого еврейского царя.

Аmar «телёнок».

Некто под ником Analogopotom, ссылаясь на Милитарев А.Д. «Шумеры и афразийцы». ВДИ 1995г., на ветке "культ Быка" форума "Новый Геродот" приводит названия телёнка и жертвенного быка из древних афразийских языков:

8. Шумерский - amar «телёнок», «детёныш (животного)». Из афразийского (омотский, и кушитский?) с протетическим а- по гармонии гласных. Ср.:
афразийский - mar «телёнок, корова»:
египетский (поздн.) mr-t «(чёрная) корова»;
восточно-кушитский: рендилле mar, арборе maar «телёнок»;
омотские: волайта mārā, дорзе mar, мале marro «телёнок»;
центрально-чадские: матакам mari «бык», мафа maray «жертвенный бык».

s дополняет: омар (хуррит. , сирийск.) - телец; но хебату, хеба (курд.) - корова.

Везде присутствует лексема *mr- (или *mrt-). Эта лексема входит в состав таких слов как "смерть", "умирать".


Интересно, что это — случайное совпадение или ещё одно свидетельство существования единого доисторического праязыка?

В арабском языке marbut - "мусульманский святой", "отшельник", "аскет", букв. "связанный"... Вспоминается связанный бычок с саркофага из Агия Триады, приготовленный для жертвоприношения... 

28 августа 2023

Ещё о египетских бычках.

(Вдогонку к предыдущему тексту.)

Судя по всему, белые бычки, без единого пятна, предназначались в жертву Исиде (Геродот 2,39-41), а чёрный бык с белым круглым пятном на лбу отождествлялся с богом Аписом.

"Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка" (из Википедии).

В той же статье Википедии, чуть ниже, сообщается нечто иное:

"Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно «быком преисподней». Отсюда следует то утверждение Плутарха, что Апис являлся одухотворённым изображением Осириса. В то же время для народа он был, по словам Страбона, самим богом, идентичным Осирису". 

Как Апис может быть одновременно и Ка (душой) Птаха, и Ка Осириса?

Наверно, это из-за того, что в Древнем Египте имелось несколько религиозных центров и в каждом из них жрецы культивировали свою, местночтимую традицию. Ну и, наверно, на это наложилось ещё египетское "старообрядчество": "староверы" поклонялись Апису как душе Птаха, а "нововеры" — как душе Осириса. 

Так или иначе, но бычок Апис жил как фараон. Википедия сообщает, что по нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где откармливали в течение 40 дней. Надо полагать, что и по истечении сорока дней он ни в чём не нуждался. Это ж, почитай, сам бог!

Апис на саркофаге XXI династии

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. Апис должен был быть чёрным со светлыми отметинами: на лбу — в виде треугольника, на спине — в виде летящего скарабея (жука-навозника) или коршуна.

Это напоминает мне поиски нового далай-ламы в Тибете. 

И, как я уже говорил, примерно таким же образом должны быть устроены поиски нового царя (или президента). В Конституции должны быть прописаны чёткие параметры кандидата на трон — "чтоб не пил, не курил...", и т.д., — и по этому списку требований монахи должны проверять каждого жителя государства. Затем они совершают поездку в какую-нибудь богом забытую деревню, а Иван-царевич, национальный лидер, лежит там на печи и ничего не подозревает. Монахи на месте сверяют все приметы Ивана с Конституцией, и говорят ему: "Извольте, батюшка-Иванушка, в Кремлёвские палаты на царствование!"   

О жертвоприношениях быков Богине-Матери.

Как не люблю я писать про жертвоприношения животных [1], а всё же приходится. Ибо, во-первых, сии жертвоприношения совершались древними египтянами, а не каким-то папуасским племенем мумба-юмба, во-вторых, это были жертвоприношения быков к культе Исиды, и, в-третьих, об этом сообщает сам «отец истории» Геродот.

" 40. Способ потрошения и сжигания жертв у них различен для разных животных. Я имею в виду здесь [культ Исиды], которую они считают величайшей богиней и в честь неё справляют самое главное празднество [2]. При жертвоприношении Исиде они обдирают тушу быка и совершают молитву, а затем вынимают целиком желудок, но внутренности и жир оставляют в туше. Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею. После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, мёдом, изюмом, винными ягодами, ладаном, смирной и прочими благовониями. Наполнив тушу всем этим, они сжигают её, обильно поливая маслом. Перед принесением жертвы они постятся, а при сжигании жертв все участники предаются скорби. Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся [несожжёнными] частей жертв.

41. «Чистых» [лишён­ных осо­бых при­мет] быков и телят егип­тяне при­но­сят в жерт­ву повсюду. Напро­тив, коров при­но­сить в жерт­ву им не доз­во­ле­но: они посвя­ще­ны Иси­де. Ведь Иси­да изо­бра­жа­ет­ся в виде жен­щи­ны с коро­вьи­ми рога­ми (подоб­но изо­бра­же­нию Ио у элли­нов), и все егип­тяне точ­но так же почи­та­ют боль­ше всех живот­ных коров" (Источник).

Итак, если верить Геродоту, древние египтяне приносили "чистых" быков в жертву Исиде. Исиде, образ которой неразрывно связан с египетским идеалом женственности и материнства! Удивительно и поразительно. 

Но в таком случае выходит, что аналогичные жертвоприношения быков совершались и на древнем Крите, и на Ближнем Востоке, и вообще везде, где имел место быть культ Богини-Матери [3]. Ибо именно ей бык предназначался в жертву. 

В той же книге Геродот сообщает, что египтяне "коров бро­са­ют в реку, а быков вся­кий пре­да­ёт зем­ле перед сво­им горо­дом, при­чём один или два рога тор­чат над зем­лёй как могиль­ный знак".

Оторопь берёт, если вспомнить святилища Чатал-Хююка.

Жуть!

-------------------------------------------------------------------

[1] Потому что не вижу никакого смысла в них.

[2] Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе.

[3] Кстати, у индийского матриархального племени тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного. 

27 августа 2023

Пляски на костях.

Ю. В. Андреев, имея в виду западный двор «старого дворца» в Фесте и «агору» в Маллии, говорит, что все элементы этих строительных комплексов были сгруппированы вокруг обнесённой оградой площадки, вероятно, использовавшейся как место для устройства ритуальных танцев. Также неподалёку от Кносса найдены площадки круглой формы, которые считают именно танцевальными. И далее Ю. В. Андреев сообщает, что "уже в эпоху ранней бронзы такие площадки, хотя, конечно, сильно уступающие по своим размерам той же «агоре» Маллии или «западному двору» Феста, устраивались в некоторых толосных некрополях на равнине Месара. Согласно предположениям Брэнигена, они предназначались в основном для ритуальных танцев, посвященных «змеиной богине», и в этом плане могут расцениваться как форма, предшествующая более поздним дворцовым дворам, использовавшимся преимущественно для тех же самых целей".

В данном контексте особый интерес представляет дольмен «Джубга» с площадкой (или "двориком") у входного отверстия фасадной плиты.

 

Об архаичности культуры минойского Крита.

Ю. В. Андреев пишет:

"Вплоть до конца XVIII в. до н. э., т. е. до начала периода «новых дворцов», критская культура продолжала сохранять во многом ещё довольно-таки архаичный облик древнейших земледельческих культур эпохи неолита и ранней бронзы. Это особенно бросается в глаза, если сравнивать её с синхронными культурами Египта, Анатолии и Сирофиникийского побережья. Основными структурными ячейками минойского общества в этот период, как и в III тыс. до н. э., продолжали оставаться различные формы гентильных объединений — от племени до большой семьи. Об этом свидетельствует длительное выживание обычая коллективных захоронений, так же как и коммунальных жилищ, характерных для предшествующей эпохи. Показательно, что даже самые крупные архитектурные сооружения СМ периода, такие как «старый дворец» Феста, «квартал М» в Маллии, гробница Хрисолаккос в той же Маллии, сравнительно недавно открытый погребальный комплекс в Арханесе (близ Кносса), в сущности, представляют собой не что иное, как гипертрофированные формы древних клановых жилищ и усыпальниц. Родовые и большесемейные общины, по всей видимости, могут считаться тем «строительным материалом», из которого в конце III - начале II тыс. до н. э. начали формироваться первые дворцовые государства".

А если Кносс — не дворец, а ритуальный комплекс? Сам же Ю. В. Андреев называет его гипогеем и говорит, что его "связь с обрядовой практикой минойцев не вызывает особых сомнений".

Стало быть, до эпохи «новых дворцов», то есть до 1700 года до н. э., на Крите не было государства. Вопрос лишь в том, успело ли сформироваться государство из «строительного материала» древних клановых жилищ за 250-летний период до вторжения греков-ахейцев ок. 1450 года до н. э. 

Я полагаю, что минойская цивилизация до последних своих дней сохраняла архаичный облик древнейших земледельческих культур эпохи неолита, а государство на Крите — дело рук ахейцев-завоевателей. 

Похожую картину мы наблюдаем у древних славян: приходят норманны (они же варяги, они же русы), и превращают территорию их проживания в «Гардарики» (корень garð-, родственный праславянскому *gȏrdъ и индоевропейскому *gʰórd-, имеет значение «ограда, забор, укрепление»), то есть страну заборов-острогов, куда сводится дань, собранная с подданных государя.

Я нигде не вижу на минойском Крите "форму социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти" (так Википедия определяет патриархат). Нет ни царей (кроме одного мифического Миноса из позднейшей древнегреческой мифологии), ни царских дворцов и усыпальниц, как в Египте. Ну, а если там не видно патриархата, вполне здравомысленно называть социальную систему минойцев матриархатом (пока не будет доказано обратное). 

минойские одежды

Знак древа или знак зерна? (2)

В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл" и "Знак древа или знак зерна?".

Символика ромба — моя запись 2017 года. Из неё следует, что "чистый" ромб символизирует девственность, а ромб с точкой посередине - зачатие, беременность, материнство.

"Расшифровывается данный знак довольно однозначно: ромб, разделённый на четыре части - это возделанное поле, а точки - ростки культурных растений или посеянное зерно" (Источник). "Женщина уподоблена земле, рождение ребёнка уподоблено рождению нового зерна, колоса" (Источник). 

Стало быть, традиционным изображением зерна является точка (или точки) в центре ромба-нивы.


Автор блога Old European Culture в записи "Arjoune venus" демонстрирует статуэтку ранней культуры Халаф из поселения Арджун в Сирии:
 

На этой грубо обработанной речной гальке изображена женская фигура с большими глазами с ресницами и длинными волосами, а внизу мы видим квадрат с точками. Подпись Square Vulva не совсем верна, потому что вульва изображена чуть ниже, в виде треугольника. Ну да ладно, не будем придираться к мелочам. 

26 августа 2023

"Сука богов".

У Иоганна Бахофена в его "Материнском праве" можно найти много указаний на то, что собаки были особенно близки богиням матриархальных культов. Автор блога Old European Culture в статье "Dog Rider" тоже обращает внимание на это обстоятельство. "Знаете ли вы, - спрашивает он, - что Ишат, ханаанская богиня огня и засухи, была известна как "сука богов" ("the Bitch of the Gods")?" (Источник) Также он рассказывает про "Суку богов" из индийской мифологии. Она является матерью двух собак, которые принадлежат Яме (богу смерти) и охраняют вход в подземный мир...

И. Бахофен обращал внимание на собак в контексте своей теории о "первобытном гетеризме" или первобытном промискуитете, то есть в контексте предполагаемой эпохи беспорядочных половых связей. Я уже неоднократно выступал против этой теории. Главным моим доводом против промискуитета является наблюдение современных реалий: женщина, которую "трахают" все, кому не лень, как правило, деградирует настолько, что становится неспособной прокормить и воспитать своих детей. Если допустить всеобщий промискуитет, это будет означать всеобщее вырождение и конец рода человеческого. Я не знаю, почему Бахофен не видел этого. Может быть, потому что в его время не было таких спившихся и "опустившихся" женщин, как сейчас; может быть, потому что он жил в рафинированных, аристократических условиях, да притом в христианской семье и в христианском окружении. Во всяком случае, он, по-моему, не осознавал, что промискуитет = хаос, а хаос = разложение. Надо ли здесь ещё говорить о трупном разложении? 

Значицца так: по Бахофену, Богиня благоволит промискуитету, поэтому женщины, дабы удоблетворить Богиню и чтобы не злить её, приносили ей жертвы в виде временного промискуитета. 12 лунных месяцев они вели себя как добропорядочные жёны, верные своим мужьям, а на тринадцатый месяц они превращались в "сук" и отдавались каждому "кобелю". Потому, дескать, и собаки были особенно близки богиням матриархальных культов.

Ната Алексеева в статье "Время собачьих свадев" опровергает эту концепцию Бахофена. Она пишет:

"Встретив собачью свадьбу, когда одну “даму” сопровождает несколько кавалеров, не думайте,  что все они получат “доступ к телу”. У собак не бывает “групповой” любви. Сука – собачья самка – вопреки мнению обывателей, разборчива и капризна. Она, как правило, не соглашается на спаривание с любым партнёром и попытки кобеля – собачьего самца – насильно овладеть ею, чаще всего не имеют успеха. Из всех сопровождающих суку повяжет, скорее всего, один – опытный, смелый, подходящий по размерам. Остальные – праздная публика: кто-то учится на чужом примере, кто-то охраняет “новобрачных”, кто-то лишь создаёт музыку свадьбы, то есть  лает, рычит, повизгивает для порядка… Вообще, “гулять” круглый год способен кобель, а сука по своей  сути  куда как целомудреннее. Её инстинкт продолжения рода просыпается два раза в году, во время течки, которая продолжается примерно 21 день. Причём, “в охоте” она бывает всего лишь несколько дней. За эти короткие 5-6 дней она должна найти того, кто станет отцом её детей-щенков. Так велит заложенный на генетическом уровне Инстинкт, которому собаки подчиняются слепо и безрассудно". 

Как видим, никакого промискуитета у собак нет. Зато есть нечто иное: сука выбирает кобеля. Очевидно, именно из-за этой особенности собаки оказались в почёте у матриархальных богинь. Они, богини, ставили собак в пример женщинам и говорили им: "вы должны быть истинными суками". "Вы, как заправские суки, должны выбирать мужчин и ни в коем случае не допускать, чтобы мужчины "покрывали" вас по собственному желанию". "Лишь только это произойдёт, ваша власть над мужским полом сразу прекратится".  

Кносский гипогей.

"Уже давно известно удивительное пристрастие минойцев ко всевозможным подземным или надземным, но обязательно изолированным и не освещаемым помещениям. Их формы и размеры могли сильно различаться между собой (достаточно сравнить хотя бы огромный кносский гипогей с так называемыми «криптами» в богатых домах того же Кносса и других критских поселений), хотя их связь с обрядовой практикой минойцев не вызывает особых сомнений", - говорит Ю. В. Андреев.

Ну да, кносский "дворец" напоминает катакомбы Рима, использовавшиеся как места погребений в период раннего христианства. В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского (лат. hypogeum) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare). Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!».

Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт, раскрашенная чёрно-белая фотография, 1903 год

Если связь кносского гипогея с обрядовой практикой минойцев "не вызывает особых сомнений", то остаётся лишь удивляться тому упорству и упрямству, с которым некоторые историки стараются представить сей гипогей в виде царского дворца. Интересно, как они представляют себе жизнь царя в полуподвальных помещениях?

  

Для Минотавра жить в тёмном лабиринте — привычное дело, но почему царь должен уподобиться Минотавру?

25 августа 2023

Самый древний идол Ашеры.

Алиса Гаджиева сообщает, что "в Израиле нашли самый древний идол богини плодородия" (Источник).  

"Археологи раскопали недалеко от Эйлата кладбище, возраст которого — не менее 7500 лет. Место, которое изначально считали просто кладбищем, скорее всего, было также древним святилищем. Археологи изучили 11 простых могил и 20 тумулусных гробниц — так называют захоронения в виде кургана с погребальной камерой.

Остатки гробниц VI-V тысячелетий до нашей эры / ©Uzi Avner

Кладбище использовали более тысячи лет, в VI-V тысячелетиях до нашей эры (примерно 5450-4250 годы до нашей эры). Радиоуглеродное датирование провели по найденным на нём остаткам древесного угля.

По мнению учёных, простые могилы представляют собой первоначальное захоронение, а после того, как тела разлагались в них, кости помещали в тумулусы вместе с погребальным инвентарем. Осмотр останков показал, что так поступали со всеми членами общины старше пяти лет.

К востоку от основной части могил и гробниц нашли две площадки, вымощенные камнями. В центре одной из них находились остатки ствола можжевелового дерева. Сохранившаяся длина деревянного идола невелика — примерно 30 сантиметров. Вокруг Эйлата можжевельник не растёт: вероятно, ствол был принесён на это место с гор, расположенных на территории современной Иордании.

Это не первая находка остатков ствола можжевельника в местах, имеющих явно культовое назначение. Известно, что можжевельник — один из символов богини плодородия Ашеры.

Этот кусок ствола можжевелового дерева археологи интерпретировали как идола богини / ©Uzi Avner