Сегодня утром я нашёл пару интересных планов древнеегипетских гробниц.
Источник картинки |
Слева — какая-то мастаба из Саккары или Гизы. "Почему эти мастабы были искусно спроектированными зданиями, а царские гробницы в Абидосе - маленькими, грубыми и неряшливыми по своему дизайну, до сих пор остаётся неразгаданной тайной египтологии", - пишет автор статьи. Автор полагает, что там покоились тела чиновников. "Во времена первой династии в Саккаре было построено множество больших могил мастаба, но их содержимое (в некоторых уникальных случаях нетронутое почти 5.000 лет) не указывает с уверенностью на то, что памятник был усыпальницей царя. Были найдены имена высокопоставленных чиновников и царей, и если владельцами были чиновники, то гробницы были намного больше и более тщательно продуманы, чем гробницы царей в Абидосе. Нам это не кажется логичным, но мы не знаем, что думают по этому поводу египтяне, поэтому пока этот вопрос остаётся без ответа".
Справа, насколько я понимаю, — тоже мастаба, но более грубо построенная. "В крайнем правом углу находится необычная гробница царя Хасехемви из Абидоса 2-й династии с погребальной камерой, впервые построенной полностью из камня", - сообщает автор. Честно говоря, я не нашёл тот угол, о котором говорит автор. Но это не важно. Важно то, что в древнейшие времена египетской истории царей особо не выделяли и хоронили так же как чиновников. Очевидно, если мы могли бы заглянуть ещё дальше вглубь истории, мы могли бы обнаружить коллективные родовые гробницы, где вообще всех хоронили одинаковым способом.
Планировка древнеегипетской мастабы напоминает мне анфиладу "складов" в западной части "дворца" в Кноссе.
Если, как говорит Ю. В. Андреев, крито-минойская культура сохранила многие архаические черты, присущие эпохе неолита, то, по логике вещей, и "дворец" в Кноссе надо рассматривать как естественное развитие неолитического поселения в Чатал-Хююке. А там, как известно, люди хоронили умерших под полами жилищ, и танцевали на крышах домов. "На основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV, XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66)" (Источник).
И ещё одно изображение из той же статьи "Dawn of Egyptian Culture":
Гробница царя расположена в самом дальнем углу от входа. А вот эти все длинные, продолговатые помещения, - зачем они вырубались в камне? Объём вырезанной породы: около 4.000 кубических метров.
"Во времена второй династии египтяне с блестящим мастерством работали с твёрдым камнем. На восточном берегу Нила, напротив Саккары, десятки могил богатых жителей Мемфиса, не принадлежавших к царской семье, были захоронены в гробницах, где фундаменты были сложены из больших блоков камней прекрасной формы. Примечательно, что в те времена самым твёрдым металлом, известным египтянам, была медь, а бронза только входила в обиход, и для вырубки коренной породы им приходилось использовать орудия из твёрдого камня (долерита). Это был единственный способ, которым они могли работать в течение тысячи лет (!), когда, наконец, в обиход вошли инструменты, изготовленные из нового твёрдого металла - железа".
К сожалению, я не узнал от автора ничего удобовразумительного насчёт этих многочисленных комнат. Только интересный факт, что Саккара, некрополь столицы Мемфиса, использовался в качестве могильника ещё до основания самого города. Очевидно, последовательность такая: сначала появляется святилище, затем там появляется коллективная гробница, строится храм, а город появляется как "пристройка" к храму.
Комментариев нет:
Отправить комментарий