02 сентября 2023

Акротири.

Ю. В. Андреев говорит, что период акме Акротири примерно соответствует промежутку времени между 1550 и 1500 гг. до н. э. "Однако в процессе раскопок были открыты мощные керамические отложения и отчасти также строительные остатки, восходящие к среднекикладскому и даже к раннекикладскому II и III периодам, из чего следовало, что поселение в Акротири возникло задолго до 1550 г. до н. э. и уже по одной этой причине не может считаться просто минойской колонией на Фере, хотя некоторые авторы именно так его и воспринимают".

"Судя по уже имеющимся данным, застройка Акротири не была подчинена никакому продуманному, заранее составленному плану и развивалась в основном стихийно и беспорядочно, приспосабливаясь лишь к условиям местности и, видимо, также к потребностям отдельных домовладельцев. В этом отношении Акротири почти ничем не отличается от таких уже известных нам поселений минойского Крита, как Маллия, Палекастро, Гурния, и даже сам державный Кносс. Так же как и во всех этих поселениях, основу планировки Акротири составляют беспорядочно сгруппированные блоки жилых помещений, разделенные узкими изогнутыми проходами или улицами". 

Остаётся лишь удивляться, с какой настырностью Ю. В. Андреев повсюду пытается "протащить" свою идею о "державности" Кносса. Хотя стихийная и беспорядочная застройка свидетельствует как раз против наличия государственности и "державности" на Крите.

"Маринатос, Хр. Думас и другие археологи, участвовавшие в раскопках Акротири, особо подчёркивают, что среди обследованных ими построек нет ни одной, которая по своим размерам и особенностям архитектуры и внутренней планировки могла бы сойти за дворец". 

Означает ли это, что в поселении вообще не было никакого административного или административно-культового центра? - испуганно задаёт вопрос царебожник Ю. В. Андреев. - Как же без царя?! Без царя никак низзя!

Интересно, что на Акротири (без царя!) рядовые дома, по авторитетному заявлению Думаса, «обнаруживают высокий жизненный стандарт и степень художественного вкуса, которые обычно встречаются в богатых и культурных обществах». "Заметим попутно, - добавляет Ю. В. Андреев, - что до сих пор в Акротири не найдено ни одного дома, совершенно лишённого стенных росписей".

Фреска с обезьянами в музее Феры.

"Несмотря на очевидные различия в размерах (скорее всего, проистекающие из факта незавершённости раскопок) и в архитектурном оформлении, все дома Акротири отвечают, в общем, одним и тем же достаточно высоким стандартам, социальным, бытовым и эстетическим. Импозантная квадровая кладка фасадов, просторные внутренние помещения домов с их стенами, обмазанными хорошей штукатуркой и украшенными фресками, нисколько не уступающими по своим художественным достоинствам настенным росписям Кносса и Айя Триады, исключительное обилие богато декорированной керамики — все эти детали быта акротириотов создают впечатление какого-то из ряда вон выходящего благополучия и процветания".

Деталь минойской фрески из Акротири, 1650-1550 гг. до н.э.

Вполне возможно, что Акротири был гораздо больше до извержения на о. Санторин (Фера), и его львиная часть оказалась в жерле вулкана.

Но жизнь на острове "бьёт ключом" и поныне. "Турист пожрать туда, как бешеный, спешит..."

Санторин

В конце своей статьи про Акротири Ю. В. Андреев комментирует знаменитый "морской фриз".


Каким-то непостижимым для меня образом он умудрился рассмотреть на этой фреске из Акротири признаки морского пиратства и социального расслоения общества. Ну и он объясняет процветание акротириотов именно пиратством. Дескать, они грабили всю Эгеиду и свозили награбленное к себе на остров. 

А почему бы не объяснить благополучие акротириотов их созидательным трудом и разумно-справедливым общественным устройством? Существует же в русском языке поговорка "из грязи — в князи". Это парафраз народной мудрости: "посеешь в грязь, и будешь князь". Я, кстати, уже говорил про крестьян с русского Севера, живших до революции 1917-го года в огромных деревянных домах. И никаким пиратством они не промышляли.

Ещё один пример. Когда в 310 г. в африканские владения Карфагена вторглись греки сиракузского тирана Агафокла, они были поражены богатством этого края. Вот как передаёт их рассказы Диодор Сицилийский:
«Агафокл... повёл войско против так называемого Мегалополя, принадлежавшего карфагенянам. Находившаяся по дороге страна, через которую они проходили, изобиловала садами и различными посевами, была пересечена многоводными каналами, орошавшими каждое место. Поселения следовали одно за другим; они были застроены роскошно украшенными домами, показывавшими богатство их владельцев. Дворы же были наполнены всем предназначенным для наслаждения, как бы указывая на богатство местных жителей плодами, накопленными во время длительного мира".

Комментариев нет:

Отправить комментарий