26 августа 2023

Кносский гипогей.

"Уже давно известно удивительное пристрастие минойцев ко всевозможным подземным или надземным, но обязательно изолированным и не освещаемым помещениям. Их формы и размеры могли сильно различаться между собой (достаточно сравнить хотя бы огромный кносский гипогей с так называемыми «криптами» в богатых домах того же Кносса и других критских поселений), хотя их связь с обрядовой практикой минойцев не вызывает особых сомнений", - говорит Ю. В. Андреев.

Ну да, кносский "дворец" напоминает катакомбы Рима, использовавшиеся как места погребений в период раннего христианства. В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского (лат. hypogeum) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare). Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!».

Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт, раскрашенная чёрно-белая фотография, 1903 год

Если связь кносского гипогея с обрядовой практикой минойцев "не вызывает особых сомнений", то остаётся лишь удивляться тому упорству и упрямству, с которым некоторые историки стараются представить сей гипогей в виде царского дворца. Интересно, как они представляют себе жизнь царя в полуподвальных помещениях?

  

Для Минотавра жить в тёмном лабиринте — привычное дело, но почему царь должен уподобиться Минотавру?

Немецкий профессор геологии Штутгартского университета Ганс Георг Вундерлих уверен, что Кносский дворец  был местом культа мёртвых. Он считает, что так называемая ванна царицы на самом деле была её саркофагом, что большие раскрашенные глиняные сосуды были предназначены не для зерна и масла, как до сих пор считали, а являлись урнами и хранили в себе останки умерших. Что углубления, похожие на ванны, которые можно встретить в так называемых «кладовых», на самом деле являлись кюветами, в которых препарировали трупы, готовя их к мумификации.

Камнем преткновения, который заставил Вундерлиха так решительно пересмотреть представления о Кносском дворце, стал гипс, множество деталей кносской постройки, сделанных из гипса. Вундерлих, геолог, обнаружил, что в этом дворце лестницы так же, как и все полы ванных помещений, сделаны из гипса.

Глубоко озадаченный этим обстоятельством, он не мог сразу понять, почему минойцы, люди, по мнению археологов, высокоцивилизованные, использовали в строительстве дворца гипс - материал мягкий и легко разрушаемый водой? Почему они не применили вместо него мрамор или известняк?

Вундерлих стал исследовать дворец дальше и обнаружил много странных вещей. Почему, например, в Кносском дворце не было ни одной кухни? Почему так называемые жилища царя Миноса и его царицы находятся в тёмном подвале, вместо того, чтобы быть на верхнем этаже, полном света и воздуха? При дворце нет никаких конюшен и нет никаких построек, где должны были бы стоять колесницы.

Почему, наконец, эти огромные глиняные сосуды, якобы предназначенные для зерна и масла, так замурованы, что из них практически ничего нельзя достать?

Вундерлих выдвинул гипотезу: лестницы построены из мягкого податливого гипса потому, что строители не ожидали какого-либо оживлённого движения по ним. Огромные амфоры не служили хранилищами запасов, а в помещениях, находившихся в подвале, никто никогда не жил. Кухни, конюшни и дворы для колесниц здесь были не нужны, ибо дворец не предназначался для живых людей.

Кносский дворец был дворцом смерти, его помещения - это склепы, где сохранялись тела умерших минойцев. Дворец был разрушен грабителями могил (Источник). 

Вполне возможно, что этими грабителями были греки-ахейцы. После захвата Крита около 1450 года они могли использовать какое-то время кносский гипогей в качестве апартаментов для своих вождей-ванаксов. В то время гипогей, по-видимому, был незначительно изменён и приспособлен под нужды завоевателей. На это указывает одновременное появление элитных гробниц, индивидуальных захоронений и наличие микенского греческого линейного алфавита "Б".

Комментариев нет:

Отправить комментарий