О. Ю. Артёмова в своей монографии
"Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским
этнографическим данным)" (М., "Наука", 1987) говорит, что ведущий австралийский этнограф А. Элькин характеризует социальные кланы австралийских аборигенов как "экзогамные, обычно матрилинейные экстерриториальные группы, члены которых живут в разных местах племенной территории, но считают друг друга родственниками и верят, что происходят от одного или нескольких общих предков, хотя не могут проследить свои родственные связи генеалогически" (с. 28).
Далее О. Ю. Артёмова пишет:
"По Элькину, социальные кланы в традиционных условиях были только матрилинейными. Высказывалось мнение, что эти группы, характеризующиеся однолинейной филиацией и экзогамией, являются пережиточной формой существовавшего прежде у аборигенов и утратившего своё социально-экономическое значение материнского рода. Однако поскольку эти матрилинейные группы в том обществе аборигенов, которое застали европейцы, играют иную роль, чем патрилинейные роды, постольку мы предпочитаем не называть их родами и за неименем лучшего пользуемся термином "матрилинейный клан". Эти матрилинейные кланы, не имея собственной территории, не участвуют ни в организации отношений людей к главному средству производства - земле со всем, что на ней растёт и обитает, ни в организации общин - ведущих социально-экономических групп. Функции матрилинейных кланов заключаются в основном в том, чтобы определённым образом организовывать отношения между родственниками по женской линии. Подобно тому, как род выделяет "самых главных" среди классификационных родственников по мужской линии, матрилинейный клан выделяет "самых главных" людей среди тех, к кому абориген обращается, употребляя классификационные термины родства по женской линии. И если для мужчин род имеет гораздо большее значение, чем матрилинейный клан, то для женщин, напротив, матрилинейный клан важнее, чем род. Ведь выйдя замуж, женщина больше уже не принимает участия в жизни своего рода (хотя и не теряет связей с сородичами), а для членов рода мужа она всегда остаётся в известном смысле посторонней. Матрилинейный же клан экстерриториален (в нём нет локализованного ядра), и с переменой места жительства ничего не меняется в положении человека в этой группе".
Берндты в отличие от Элькина считают, что у аборигенов были не только матрилинейные, но и патрилинейные кланы. Но если патрилинейные кланы были "привязаны" к определённой территории, а матрилинейные кланы были экстерриториальными, то понятно, что матрилинейные кланы имели гораздо больший потенциал выживания. Патрилинейные кланы можно сравнить с современными государственниками-имперцами, которые воюют за земли, чтобы установить на них своё господство. Матрилинейные же кланы я бы сравнил с цыганами или евреями, живущими в "рассеянии"; они имеют структуру ризомы (см.: Ризома) и, подобно грибам, "прорастают" на любой территории.