10 января 2022

Гриффонада.

На улице идёт снег, и, глядя из окна на мириады совершающих свой жизненный цикл снежинок, я продолжаю "штудировать" заинтересовавшую меня тему грифонов.

Сохранились изображения грифонов на крито-минойских ларнаках (гробах, по-нашему). Это свидетельствует о том, что грифоны, во-первых, существа потустороннего мира, а, во-вторых, они, возможно, являются "переносчиками" души умершего в загробный мир.

 

Часто грифоны изображались парами, как на верхнем изображении, где два грифона запряжены в колесницу.

А здесь, по-моему, два грифона указывают крыльями на то, что невидимо, - то есть, на Богиню.

Грифоны по обе стороны от богини (?), у которой лабрис над головой.


О связи священного дерева с Богиней в крито-минойской культуре я уже говорил. Поэтому здесь может быть не "богиня на дереве", а "богиня-дерево", как ашера в Палестине.


Несомненно, здесь что-то написано, но у нас нет "ключей" для прочтения этого текста, а "гадать на кофейной гуще" - занятие бесполезное.

А тут мы видим грифона, сидящего на алтаре (?) между Богиней и адорантами, что может свидетельствовать о посреднической роли грифонов.

В Древнем Египте образ грифона имел местные специфические черты. 

На этом изображении на циппе (надгробном украшении) птолемеевского периода IV в. до н.э. мы видим ту же пару грифонов, как и на крито-минойском ларнаке, только здесь стоящий в колеснице стреляет из лука. Надо обратить внимание и на пару крокодилов; их аналоги существуют и в крито-минойской изобразительной традиции. 

09 января 2022

О морали родового общества.

В статье "Тайна ритуала скифов: недавнее открытие воронежских археологов" написано:

"В 2015-2016 гг. археологи обнаружили у села Казачье на Дону недалеко от Липецка древнее поселение со следами скифской культуры. [Там археологи] нашли колодец, которым жители пользовались в 8-7 вв. до нашей эры. Недавно в нём обнаружили останки трёх мужчин. Всем мужчинам более 50 лет, на теле двоих - следы заживших при жизни травм позвоночника и костей - скоре всего, они были старыми воинами. Их возраст необычен для скифов, мужчины этого народа редко доживали до 28-30 лет, и по их понятиям умершие были древними стариками". 

Если мужчины скифов редко доживали до 28-30 лет, то, значит, как правило, они умирали в возрасте 25 лет или раньше. 

Выходит так, если послушать автора сей статьи. 

А почему они умирали так рано? 

— Козе понятно: они же - дикари!

Так, наверно, ответил бы автор. 

В современной цивилизованной России у мужчин ожидаемая продолжительность жизни - 65,4 года (Источник), - ну не может же быть, чтоб и скифы жили столько же! 

Я, конечно, не могу сказать, какова была средняя продолжительность жизни скифских мужчин, но 25 лет - это, по-моему, явный "перебор". 

Общество, в котором мужчины редко доживают до 28-30 лет, представляется неким "гадюшником", клубком змей, которые кусают и жалят друг друга. Типа, вышел из дома на двор по нужде, и не вернулся, - только рука торчит из нужника. 


Мысли, навеянные полотном художника.

Гуго Мерле. "Сумасшедшая из Этреты". 1871 год.


Полотно французского художника изображает босоногую неопрятную женскую фигуру у колодца, сжимающую бревно как младенца. 

Может ребёнок утонул в колодце, а его мать сошла с ума от горя? Как бы там ни было, но эта картина относится к числу "душераздирающих". И здесь с предельной откровенностью показано, что, вообще говоря, жизнь — это боль. Мёртвые не болеют; а живых невыносимая боль иногда сводит с ума.

И, наверно, стремление к обогащению есть бессознательное бегство от боли. "Маммона,  спаси и сохрани от страданий", - такова "молитва" всех богатеев. Большие деньги действительно способны сделать жизнь комфортной; по нынешним временам, можно даже никуда не выходить из собственного дома, - всё привезут и доставят. 



Источник: https://womanadvice.ru/bog-bogatstva-u-grekov

Грифоны у скифов и древних славян.

Во время летних полевых работ 2021 года Донской археологической экспедицией ИА РАН была обнаружена могила, указывающая на пребывание скифов на среднем Дону. В кургане Девица V, Воронежской области археологами было найдено захоронение, которое явно имело отношение к скифскому периоду (IV во. до н.э.). Главной находкой экспедиции оказалась серебряная накладка длиной 34,7 см, шириной в средней части 7,5см с изображением скифских богов.


По мнению исследователей в центре композиции изображена крылатая фигура Владычицы зверей и покровительницы человеческого и животного плодородия – богини, известной в литературе как Аргимпаса, Кибела, Великая богиня и т.д. Верхняя часть её тела обнажена. На голове – убор типа короны с рогами, с двух сторон её окружают фигуры крылатых орлиноголовых грифонов (Источник). 

Грифоны хорошо нам известны по крито-минойской культуре. Мы видим их там, где присутствует Богиня; или они указывают на предполагаемое присутствие Богини, если она не изображена. 

Detail of the griffin fresco from the throne room, palace of Knossos, Crete, 1700-1450 bce

Грифоны в т. наз. "тронном зале" кносского дворцово-храмового комплекса

Грифон рядом с Богиней на изображении крито-минойской культуры

Материнское право как составная часть ius naturale.

онятие права нисколько не ограничивается жизнью человека, но распространяется и на всё творение. Весь мир подвластен одному и тому же закону материи. Общность права объединяет людей и животных, покоясь на их естественном родстве. Постулировавшееся ещё Пифагором и Эмпедоклом непрестанное переселение душ из одного организма в другой свидетельствует о том, какое единство усматривали в те времена во всём одушевлённом творении и сколь естественной должна была представляться общность единого великого физического природного закона. Лучше всего об этом пишет Плутарх во втором трактате «О мясоедении», где основные положения обоих названных философов представлены как продолжение древнейших греческих воззрений. Всё это нельзя представлять себе как пустую абстракцию. Древнее ius naturale — в отличие от того явления, которое в наше время известно под тем же именем — не является бессодержательной философской спекуляцией. Это историческая реалия, ступень в развитии культуры — более древняя, чем сугубо государственно-оформленное право; это выражение самой изначальной религиозной идеи, памятник пережитого человечеством опыта, явление столь же историческое, как и материнское право, которое само составляет одну из его частей", - говорит И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 175).

Это к вопросу о примордиальной, первоначальной, или, как её ещё называют, изначальной Традиции (с большой буквы). Как говорит И. Бахофен, ius naturale — это "выражение самой изначальной религиозной идеи". А материнское право является первым "оформлением" этой идеи. 


08 января 2022

И. Бахофен о связи свободы и равенства с материнским принципом.

"Оба Диоскура носят яйцевидные шапки: каждый — по половине того яйца, из которого они родились (Лукиан, Диалоги богов, 26; Стаций, Фиваида, IV 236; G. В. Passen, Thesaurus gemmarum, 1750, tab. 80). Тем самым они свидетельствуют, что являются сыновьями своей матери и причастны материнской справедливости. Подражанием их pileus [1] является головной убор рабов, надев который, те получают свободу. Как только на бритую голову раба возлагается яйцевидная шапка, невольник возвращается к свободной жизни, которая φύσει [2 есть достояние всех рождённых праматерью. 

С вещественно-материнским прародительским яйцом связывается идея свободы и равенства всех людей. Всем лишившимся этой свободы aequitas праматери возвращает их естественно-материальное право. В храме Феронии, плодоносящей матери, стоит каменный трон, на который усаживались рабы, чтобы вновь получить свою природную aequalitas [3] (Сервий, Коммментарии к «Энеиде», VII, 799; VIII, 564) от богини, которая в образе Fides и Fidonia [4] оставалась им верной матерью вопреки всей букве статей государственного права — invida iura, malignae leges [5] (Овидий, Метаморфозы, Χ, 32). За это вольноотпущенники воздвигают ей храм (Тит Ливии, История Рима от основания города, XII, 1. — Ср. Ульпиан, Дигесты, XI, 7.2 рг).

Природное равенство как дар материнской aequitas проявляет свою связь с яйцом также и в цирке. Символически цирк знаменует собою не что иное, как орфически-вакхическое праяйцо. Цирк предстаёт местом естественной свободы и именно потому, как свидетельствует Макробий (Сатурналии, I, 11) и Цицерон (О дивинации, I, 26; II, 66), появление в нём ludorum praesul [6], которого хозяин только что подверг наказанию, воспринимается как кощунственное нарушение естественного права яйца. По той же самой причине византийский ипподром считается местом, как нельзя более подходящим для манумиссии (Амлшан Марцемин, История, XXII, 7). В соответствии с той же логикой рабы не допускались к Megalensia magnae matris [7] (Цицерон, Об ответах гаруспиков, 11 и 12) — играм, которые у схолиаста к «Сатирам» Ювенала (XI, 191, в издании Cramer, Anecdota Graeca, p. 452) носили также название Circenses [8]. В Херонее, как сообщает Плутарх (Римские вопросы, 16), рабам под страхом побоев возбранялось входить в храм Левкофеи, а в Риме — в храм Матери Матуты. Вещественной Матери представляется невыносимым кощунством уже сама демонстрация ограничений личной свободы, идущих вразрез с её природным законом.

Птицы — древнейшие порождения прародительского яйца, свобода — их изначальное состояние: они в буквальном смысле этого выражения «свободны как птицы». Точно так же и всех мифологических Праматерей, появившихся на свет из яйца, древние представляли себе в образе птиц. Впрочем, в изображении Аристофана птичий город Тучекукуевск предстаёт вольной Икарией, не связанной никакими традиционными устоями и писаными законами, воплощением совершенной демократии, борющейся за присущую птицам естественную свободу.

Очередная порция афоризмов.

1. Любовь есть некое неистовство (Платон).

Ну да: сначала пять минут неистовой "горячки", а потом пять лет "охлаждения" на зоне...

2. Монстры – это мы. Глубоко внутри у нас сохранилась часть мозга рептилии, которая убивает, и ей всё равно (Джон Карпентер).

Это в продолжение предыдущей темы.

3. Душа каждого человека связана с душой мира точно так же, как любой родник - с потоком подземных вод (Янн Мартел «Жизнь Пи»). 

Красиво сказано, однако я сомневаюсь, что именно у каждого человека есть душа; как-то плохо сочетается "мозг рептилии, которая убивает", с душой, "нежной как цветок".

4. Когда Иван Грозный отменял опричнину, он прежде всего запретил упоминать, что она была: за упоминание — батоги (Михаил Гаспаров о традициях исторической памяти. Записи и выписки).

5.

Археологи нашли первую жертву эгейского цунами 1612 года до н. э.

В 2001 году в курортном городе Чешме, расположенном на Эгейском побережье Турции в 80 километрах от Измира, археологи обнаружили остатки древнего поселения, получившего название Чешме-Багларараси. По всей видимости, оно возникло в эпоху ранней бронзы, то есть в III тысячелетии до нашей эры, и было важным портом своего времени.

Около 3600 лет назад произошло невероятно мощное извержение вулкана (отнесённое к категории 7 из 8 по индексу взрывоопасности) на острове Тера или Тира (ныне Санторини), расположенном в Эгейском море. По оценкам специалистов, взрыв был в сто раз сильнее того, который разрушил Помпеи. Было выброшено от 40 до 80 кубических километров горной породы, газово-пепельная колонна достигала середины стратосферы на высотах 38 — 39 километров. Есть теория, что эта катастрофа стала источником мифа о гибели Атлантиды.


Одна из самых больших загадок извержения Теры — отсутствие жертв. По оценкам экспертов, более 35 тысяч человек погибли в результате цунами, спровоцированного извержением другого вулкана — Кракатау. Аналогичное количество жертв приписывают и цунами в Эгейском море. Однако до сих пор не было обнаружено ни одной жертвы цунами, вызванного взрывом Теры. Это связано с тем, что цунами, как правило, уносит в море обломки и тела, не оставляя очевидных "улик" на берегу. И по этой причине остатки жертв эгейского цунами до сих пор не были найдены — ни одного тела.

Теперь же на месте раскопок, известном как Чешме-Багларараси, остатки одной из жертв исторической катастрофы были наконец обнаружены. Здесь археологи нашли слой древнего мусора, оставшийся после цунами и не смытый обратно в море из-за стены. В этом-то мусоре исследователи и нашли скелет молодого, здорового человека с признаками травмы тупым предметом. Рядом в обрушившемся дверном проёме были также останки собаки. Радиоуглеродная датировка материала, окружавшего эти останки, позволяет предположить, что и человек, и собака умерли в 1612 году до н.э., что теперь позволяет точно датировать извержение Теры. (По другим источникам, радиоуглеродный анализ показал, что это событие произошло или около 1612–1573, или около 1565–1501 годов до нашей эры.)  


07 января 2022

Рим создал армию, которая "угробила" Рим.

Ричард Лахман в своей монографии "Государства и власть" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) всего на десяти страницах (29-41) изложил то, что Эдуард Гиббон растянул на шесть томов «Истории упадка и разрушения Римской империи».

"Ключевым институтом римлян была армия, то же самое касалось и всех остальных древних империй. Высшие чины Римской республики и императоры более поздних веков по большей части были выходцами из военной среды [1]. Армия была тем институтом, который гарантировал, что завоёванные территории так и останутся завоёванными, что дань будет течь в Рим, а состоятельные граждане империи смогут эксплуатировать провинции и вести с ними торговлю.  

I Рейх

Римляне не скупились на насилие. Действительно, владеть территориями получалось у них отчасти потому, что применение крайнего насилия порождало память о терроре, которая способствовала тому, что побеждённое население долгое время после завоевания оставалось в повиновении. Одним из наиболее впечатляющих примеров является распятие 6 тысяч мятежных рабов после поражения Спартака в 71 году дон.э., которое стало залогом того, что Римской империи никогда больше не пришлось столкнуться с большим восстанием рабов. Терроризм действовал как надо.

В Римской империи было мало администраторов, и даже с учётом универсальной латинской грамотности элит по всей империи и наиболее передовой в древнем мире системы дорог


сообщение между провинциальными администраторами и столицей было медленным и неравномерным. Поэтому основным органом администрирования была армия. Каждый легион отвечал за то, чтобы на подчинённой ему территории не возникало мятежей, а также чтобы она выплачивала дань Риму.

Римские легионы ок. 14 г. н. э.

Римские легионы ок. 400 года н. э.

Почему древние греки прикрывались головой горгоны Медузы?

Фрагмент рельефа с изображением Ахилла, стоящего над поверженной амазонкой. Греция, архаический период, ок. 600 г. до н. э. Материал: терракота. Сейчас выставлен в Музее Метрополитен.

Однако совершенно непонятно, почему на щите Ахилла мы видим изображение горгоны Медузы - существа, в общем-то, враждебного древним грекам. Ведь горгоны являются остатками доолимпийского пантеона, которые (под воздействием «олимпийцев») в сознании древних греков постепенно превратились в чудовищ. Персей убил Медузу, и из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. 

«Персей» с головой горгоны.
.

И с тех пор этой мёртвой головой прикрываются как греческие боги и богини,

Афина Паллада в эгиде с головой Медузы.

так и греческие герои.

Мозаика I в. до н. э., изображающая Александра Македонского с головой Горгоны на нагрудной пластине доспехов.

Ситуация чем-то напоминает лагерную практику советских "зэков", когда они делали на груди и спине наколки Сталина и Ленина. Байки о портретах Ленина и Сталина в советских тюрьмах рассказывали новоприбывшим. Некоторые и правда верили, что охранники не станут стрелять по вождям.

О принципе коллективной ответственности в архаических обществах.

"Аборигены воспринимают друг друга и самих себя в неразрывном единстве с другими членами коллектива. <...> Наряду с постоянной взаимопомощью одним из наиболее ярких проявлений этой слитности, "спаянности" людей в австралийских коллективах, в особенности близких родственников, является характерный для аборигенов принцип коллективной ответственности: вина аборигена ложится на его близких сородичей, а их вина переносится на него. Так, при осуществлении мести, убивая отца, могут убить и детей, вместе с мужем могут убить жену; если виновного не находят, могут удовлетвориться местью его брату или племяннику, и т. п." (Цит. по: Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. - М., "Наука", 1987, с.36-37). 

Да, об этом не стоит забывать, когда мы находим следы неолитических "разборок" в Старой Европе. 

Массовые захоронения, относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики.

Захоронение в Тальхейме (примерно 5000 год до н. э.) представляет собой яму, в которую не положены, а свалены тела 34 мужчин, женщин и детей с проломленными головами. 

Реконструкция одного из орудий убийства в Тальхейме.

И реконструкция самого убийства во всех деталях.

Венера в законе.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 158-162) приводит высказывания античных авторов, свидетельствующих о связи Афродиты и схожих материнских божеств с правом и правосудием.

"Об Афродите Сирийской в происходящей из Англии надписи, опубликованной в Henzen-Orelli, Inscriptionum Latinarum selectarum amplissima collectio, vol. III, nr. 5863, сказано: Дева на небе во Льве, подательница колосьев, родоначальница справедливости, основательница городов. - Церера, Богиня Сирийская, взвешивающая на весах жизнь и справедливость. К этому высказыванию можно присовокупить и сообщение Кассия Диона (Римская история, XLIII, 21), согласно которому Цезарь создал свой форум, предназначенный для отправления правосудия, возле храма Афродиты, матери рода Юлиев. В связи с этим важным представляется известие Плутарха в собранных им изречениях римских полководцев (в Hütten VIII, 141), что Сципион Африканский в покорённой им Бафии (Бадахос?) вершил суд в храме Афродиты. Характер Юстиции носит афродитическая Сирийская богиня также в изображении Гигина (Мифы, 197): с Луны в Евфрат падает яйцо; рыбы выкатывают его на берег, голубки высиживают его. Отсюда вырисовывается образ теллурической Праматери, о которой сказано: "И справедливостью, и честностью превосходит прочих". О Венере Овидий (Фасты, IV, 86) говорит так: "И дарует закон небу, земле и породившим [её] волнам". В «Ночном празднестве Венеры» сказано (7): "На высоком троне завтра будет суд она [т. е. Диона] вершить" и (там же, 50): "Будет суд вершить богиня, сядут Грации вблизи" (аллюзия на consilium [1], заседающий совместно с отправляющими правосудие магистратами). Аммиан Марцеллин (Деяния, XLI, 11) именует Немезиду — столь близко родственную Афродите Рамнунтскую Матерь — causarum et arbitra regum [2].

Особого внимания заслуживает миф об основании сирийского города Бейрута, школа юриспруденции которого была знаменита ещё в императорскую эпоху и который Григорий Назианзин, сам изучавший здесь право, называет "славный город Финикии, жилище авсонийских законов" (Сократ Схоластик, Церковная история, IV, 27). Миф этот сообщает столь сведущий в азиатских религиях Нонн (Деяния Диониса, XLI, 85 и след.). Афродита-Берое предстаёт здесь матерью теллурических бездн, царицей напоённого влагой ночного неба, но при этом она является также и источником и носительницей права, учредительницей мира на земле, владычицей великой гармонии, которой исполнены небо, земля и все элементы материального творения — свойство, присущее также и праву. Без сомнения, само право было жреческим занятием, его изучение было связано со святилищами Афродиты, как медицина — с храмами Трикка и Эпидавра. Отсюда и выражение justitiae sacerdos [3], которое использует уроженец Тира Ульпиан в Дигестах (D.I.1.1.1)". 

06 января 2022

Безмозглая эволюция.

Учёные выяснили, почему африканские слоны стали рождаться без бивней

ФОТО : Shutterstock/FOTODOM / Oriol Querol

"Стремительные эволюционные изменения начали происходить в 1977 – 1992 годах, когда велось интенсивное браконьерство ради слоновой кости. В это время в Мозамбике шла гражданская война. Во ходе военного конфликта обе стороны зависели от продаж добытых костей, так как для боевых действий были нужны деньги. И это сократило популяцию слонов примерно на 90%. Именно из-за повального уничтожения животных, считают исследователи, многие самки современных слонов уже с рождения не имеют бивней, так как это повышало их шансы выжить в прошлом".

Странная эта штука – эволюция. По сути, она ничем не отличается от флуктуации.

Цитирую: 

Флуктуа́ция (от лат. fluctuatio — колебание) — любое случайное отклонение какой-либо величины (Источник). 

Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание), в широком смысле — синоним развития; процессы изменения (преим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная Э., прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс) (Источник).

В ситуации со слонами, которые стали рождаться без бивней, мы видим как раз пример регресса. Потому что слоны XXI века лишились тех бивней, которые были у слонов XX века. Без бивней слоны "упростились", как упростился бы человек, лишившись части своих органов. Или кто-то всерьёз считает, что бивни так же нужны слонам, как собаке - пятая нога?

Царская забава.

Череп молодой женщины (20 лет) из сопроводительного захоронения в царском кургане раннескифского времени Аржан-2 в Туве, 7 век до н.э. Раскопки 2002 года. Убита четырьмя ударами боевого чекана, скорее всего первый удар сверху и затем три практически в лоб, возможно, уже лежащей на земле (Источник). 

Да, вот такие они скифы... 

Наверно Александр Блок не знал об этом, когда он в 1918-м году писал про русских:

"Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!"

А если знал?!
 

О связи справедливости и юстиции с женским принципом.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 148-158) говорит о связи двоицы, с одной стороны, с женским принципом, и, с другой стороны, - с идеей справедливости и с юстицией, основанной на идее справедливого воздаяния за совершённое преступление.

"Базовым числом iustitia, как отмечает Фавоний (Диспут о «Сне Сципиона», V, 1), является женское число два. Ab hoc (numéro) iustitia, naturalis virtus, librata partium aequalitate diluxit [1]. Здесь число «два» как обозначение справедливости возводится к librata aequalitas partium [2], то есть, к делимости на равные половины. Та же мысль повторяется и у Макробия, Комментарий к «Сну Сципиона», I, 5: "Пифагорейцы почитают восемь символом справедливости, потому что это число — первое из всех, которое делится на две такие равные части, то есть четыре и четыре — которые, в свою очередь, можно разделить на две одинаково равные части. Получение его происходит тем же способом, то есть, умножением дважды двух на два. Такое число, — которое может быть составлено и разложено на множители и делители, равные вплоть до монады, которая уже не может быть арифметически поделена, — в силу этого равенства при делении по праву считается символом справедливости". Таким образом, число восемь, благодаря непрерывной делимости самого себя и всех своих частей вплоть до двойки, словно бы рождено быть выражением справедливости. Как numerus pariter par [3] (Исидор Севилъский, Этимологии, III, 5, 3), ίσάκις ίσος [4] ([Псевдо-]Аристотель, Большая этика, I, 1,6) восьмерица есть aequitas [5] и iustitia [6], a δικαιοσύνη [7]  по Аристотелю (Метафизика, I, 5, 2) есть πάθος των αριθμών [8]. Само слово δίκαιος [9] Аристотель (Никомахова этика, V, 4, 9) производит от δίχα, διχάζω [10], понимая его, в первую очередь, как делимость на две равные части.

Древние авторы нередко подчёркивают женский характер чётных и мужской нечётных чисел, причём такие представления в особенности приписываются пифагорейцам. Так, у нас имеется два свидетельства Плутарха (Римские вопросы, 102 и О «Е» в Дельфах, 7-8), где указывается на римский обычай нарекать имена девочкам на восьмой, а мальчикам — на девятый день от рождения и называть женщин двумя, а мужчин — тремя именами, а также отмечается супружеский характер числа пять (2+3).  

Идеи материи, принимающего начала, с одной стороны, а с другой — справедливости и безукоризненно равного разделения, являются лишь различными аспектами одного и того же материнства, так что iustitia и aequitas [11]  предстают как врождённые свойства женского природного принципа.

Диада есть число совершенно равных частей, не оставляющее ни малейшего остатка. Отсюда следует, что право, основанное на двоице, необходимым образом должно быть правом талиона. Любому злодейству в нём соответствует кара, и весы правосудия не успокаиваются до тех пор, пока обе их чаши полностью не уравновесят друг друга. 


К событиям в Казахстане.

Тут ключевое слово несправедливость. Чувство справедливости имеется даже у обезьян. Проводили эксперимент: сначала всем обезьянам давали по морковке, и они все с удовольствием поедали эти морковки; но затем одних обезьян стали угощать бананами, а другим продолжили скармливать морковки; и обезьяны "взбунтовались", они не стали есть морковки, - подавай им тоже бананы!

Согласно определению Википедии, "лю́ди — род в семействе гоминиды отряда приматов" (Источник). У людей всё то же самое. Лишь самые святые люди, типа св. Василия Блаженного, добровольно выбирают нищету, голодают, и при этом нисколько не завидуют тем, кто жируют. Но таких святых — раз, два, и обчёлся. Мало, очень мало среди казахов юродивых. Никто не хочет питаться "морковками", всем подавай "бананы"... 

Несправедливость рождает ненависть. Ну а ненависть, распаляясь, переходит в бунт.

P. S. 

Как говорит бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, грабежи и перестрелки в Алма-Ате устроили провокаторы.


P.P.S. Не успели первые подразделения российских миротворцев прибыть в Казахстан, как президент Токаев "объявил о восстановлении конституционного порядка в Казахстане" (Источник). 

И что это было? По кратковременности всех событий это напоминает бунт в какой-нибудь колонии для заключённых. В Беларуси протесты продолжались гораздо дольше. Или это был "бунт" в кавычках? Поживём - увидим. 

P.P.P.S. Очевидно, под шумок народных протестов в восточной сатрапии произошёл дворцовый переворот. Мажордом Токаев стал ханом. 

P.P.P.P.S. После того, как объявился - не запылился Назарбаев, версия о дворцовом перевороте оказалась неверной. По всей видимости, в Казахстане осуществляется то, о чём сказал Лукашенко: "Должен вам сказать, что этот год будет непростым. Мир изменится серьезнейшим образом. Мир изменится в плане объединения народов и государств в союзы. Таким государствам, как мы, в одиночку не просто будет трудно выжить, - будет невозможно".


 

05 января 2022

К вопросу о монгольских "амазонках".

maximus101 в записи "Тюркские амазонки" приводит отрывки из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. 

Плано Карпини, "История монголов":
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
«Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые».


Ещё в детстве я прочитал трилогию Владимира Яна «Чингисхан» 1939, «Батый» 1942, «К „последнему морю“» 1955. До сих пор помню поразившую меня сцену казни:

"Нукеры со смехом поставили одного из дравшихся на голову. Ноги в старых, заплатанных жёлтых сапогах с длинными острыми каблуками мелькнули в воздухе. Пыхтя и отбиваясь, схваченный кричал, что он не виноват, а виноват Бури, кипчак, сын свиньи и шакала.
 
Два дюжих монгола прижали пятки наказанного к затылку. Раздался сухой треск. Пронзительный крик оборвался. То же повторилось с другим драчуном, который кричал, что он Бури-бай, сын петушиного сторожа Назара-Кяризека. Ещё короткий пронзительный крик, треск, и казнённые с раскрытыми, удивлёнными глазами остались лежать на снегу".

О матрилинейных кланах австралийских аборигенов.

О. Ю. Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным)" (М., "Наука", 1987) говорит, что ведущий австралийский этнограф А. Элькин характеризует социальные кланы австралийских аборигенов как "экзогамные, обычно матрилинейные экстерриториальные группы, члены которых живут в разных местах племенной территории, но считают друг друга родственниками и верят, что происходят от одного или нескольких общих предков, хотя не могут проследить свои родственные связи генеалогически" (с. 28).

Далее О. Ю. Артёмова пишет:

"По Элькину, социальные кланы в традиционных условиях были только матрилинейными. Высказывалось мнение, что эти группы, характеризующиеся однолинейной филиацией и экзогамией, являются пережиточной формой существовавшего прежде у аборигенов и утратившего своё социально-экономическое значение материнского рода. Однако поскольку эти матрилинейные группы в том обществе аборигенов, которое застали европейцы, играют иную роль, чем патрилинейные роды, постольку мы предпочитаем не называть их родами и за неименем лучшего пользуемся термином "матрилинейный клан". Эти матрилинейные кланы, не имея собственной территории, не участвуют ни в организации отношений людей к главному средству производства - земле со всем, что на ней растёт и обитает, ни в организации общин - ведущих социально-экономических групп. Функции матрилинейных кланов заключаются в основном в том, чтобы определённым образом организовывать отношения между родственниками по женской линии. Подобно тому, как род выделяет "самых главных" среди классификационных родственников по мужской линии, матрилинейный клан выделяет "самых главных" людей среди тех, к кому абориген обращается, употребляя классификационные термины родства по женской линии. И если для мужчин род имеет гораздо большее значение, чем матрилинейный клан, то для женщин, напротив, матрилинейный клан важнее, чем род. Ведь выйдя замуж, женщина больше уже не принимает участия в жизни своего рода (хотя и не теряет связей с сородичами), а для членов рода мужа она всегда остаётся в известном смысле посторонней. Матрилинейный же клан экстерриториален (в нём нет локализованного ядра), и с переменой места жительства ничего не меняется в положении человека в этой группе".

Берндты в отличие от Элькина считают, что у аборигенов были не только матрилинейные, но и патрилинейные кланы. Но если патрилинейные кланы были "привязаны" к определённой территории, а матрилинейные кланы были экстерриториальными, то понятно, что матрилинейные кланы имели гораздо больший потенциал выживания. Патрилинейные кланы можно сравнить с современными государственниками-имперцами, которые воюют за земли, чтобы установить на них своё господство. Матрилинейные же кланы я бы сравнил с цыганами или евреями, живущими в "рассеянии"; они имеют структуру ризомы (см.: Ризома) и, подобно грибам, "прорастают" на любой территории.

О божественном происхождении законодательства.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (138-148) пишет:

"Исида именуется учредительницей права и всякого законодательства.  То, что имеет божественное происхождение, не может подвергаться произвольным изменениям со стороны человека: положение, на которое как на божественное основание государственного права неизменно ссылается римский патрициат в ответ на учения, выдвигаемые плебейством (Ливий, История Рима от основания города, XXXVIII, 48; Цицерон, Тускуланские беседы, IV, 1; его же, О природе богов, III, 5).  Хотя отправление правосудия и находится в руках мужчины, однако источником права, из которого он черпает, является мать.  Мать (поскольку Осирис считается также её сыном, Лактанций, Божественные установления, I, 21) становится выражением высшей Justitia [1], которая с любовью и беспристрастностью разделяет свои дары всем между всеми рождёнными ею детьми. Праматерь предстаёт здесь пред нами такой же, какой мы её уже видели ранее в других её проявлениях: как носительницу мира, примирения, справедливости. Исида полагает конец войне — занятию мужчины, — даруя вместо неё мирный источник средств к существованию: мореплавание и торговлю. Она же является и учредительницей права, которое упорядочивает торговлю и позволяет всякому спокойно наслаждаться своими богатствами. Диодор (Историческая библиотека, 1,14) говорит: "Они говорят, что Исида также установила законы, в соответствии с которыми люди поступают правосудно друг с другом и под страхом наказания удерживаются от противозаконного насилия и бесчинства. По этой же причине древние эллины называли Деметру Законодательницей, поскольку законы впервые были установлены ею". Этим объясняется тот культовый обычай, о котором упоминает Апулей (Метаморфозы, XI, 10; Vol. 1, р. 262. по изд. Ed. Bipont). Во время процессий в честь Исиды четвёртый жрец несёт искажённое изображение левой руки, именуемый iustitiae manus: "Четвёртый показывал символ справедливости в виде левой руки с протянутой ладонью, — она слаба от природы, ни хитростью, ни ловкостью не одарена и потому скорее, чем правая, может олицетворять справедливость: он же нёс и закруглявшийся, наподобие сосца, золотой сосудик, из которого совершал возлияние молоком". Здесь также наглядно прослеживается отмеченная выше связь между правом и питающей материнской природой. Тот же самый жрец несёт и manus aequitatis [2], и наполненный молоком золотой сосуд в форме женской груди. Материнство проявляет себя здесь двояким образом: оно вскармливает своих детей молоком и с величайшей справедливостью распределяет между ними земные блага. Как mater [3] она есть также и aequitas [4]: одно понятие здесь переходит в другое; в выборе левой руки Апулей видит выражение умонастроения, чуждого всякой calliditas [5], всякой solertia [6]. В этом образе он, несомненно, раскрывает перед нами господствовавшее тогда понимание этой символики, а не выражает своё частное мнение. Однако изначально выбор левой руки имел более общее значение. Левая сторона есть сторона женская, правая — мужская". 

Далее И. Бахофен пускается в многостраничное истолкование символики левой руки, что мы, конечно, пропускаем, ибо и без Бахофена давно всем известно о соотнесённости левой стороны с женским принципом. 

"Солнечные девы" Мачу-Пикчу.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 132) сопоставляет "институт солярных дев" у древних египтян и инков. "И хотя в случае с Фивами Страбон упоминает лишь об одной такой деве, в то время как в Куско число подобных ей перуанских дев превышало полторы тысячи, это частное обстоятельство не имеет значения для понимания самой идеи". "Солярные девы, которые совместно вели целомудренную жизнь в великом храме Солнца в посвящённом этому светилу городе Куско, были истинными супругами своего божества. Прекраснейшую из них Инка — сын Солнца и его жреческо-царственный представитель на Земле — избирал себе в невесты. Эта отдача себя царю занимает в солярном царстве перуанских инков то же место, что и гетеризм фиванской солярной девы".

Интересно взглянуть на Мачу-Пикчу под этим углом зрения. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль города — в нём не более 200 сооружений.
Полагают, что в нём проживало до 1 200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти, возделывали новые земли и возводили города на террасах. В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.

Может быть, Мачу-Пикчу был своего рода женским "монастырём" с "солнечными девами"? 

Учёные предполагают, что Мачу-Пикчу был построен в качестве императорской резиденции-святилища. Но одно не противоречит другому. Великий Инка в обществе "солнечных дев" — такая картина представляется мне вполне реальной. Не сидеть же императору одному в своей высокогорной резиденции, как в тюрьме. Надо же кому-то развлекать и ублажать его царственную плоть. И, кажется, у императора инков имелось несколько подобных резиденций с "солнечными девами". Известен сходный с Мачу-Пикчу высокогорный город Чокекирао.

Мачу-Пикчу

 

04 января 2022

Жалящая пчела, или Фурия на троне.

"Право женщины есть право праматери Исиды, которая уступает первенство своему сыну Осирису, пока тот пребывает среди живых, однако после его смерти выходит на передний план и начинает действовать самостоятельно. В женских руках царская власть вновь возвращается к своему первоисточнику. Убийство сына-супруга нарушает право матери, ибо всё, что имеется у него: и жизнь, и власть, — он получил от неё. И потому теперь она восстаёт на месть — она, женское природное начало, к которому с исчезновением мужчины возвращается всё, чем он был наделён. С этой точки зрения женщина-регент занимает место мужчины, её месть — это месть Матери-Земли за нанесённое ей бесчестье. Она сберегает царство для нового мужчины-правителя и хочет передать ему его в полной сохранности — таким, каким прежде обладал её супруг", - пишет И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права".

Да, я это давно уже подметил, что в Древнем Египте женщины у власти находились, как правило, в переходные, междинастические периоды, после гибели фараонов и пресечения династий. 

По мнению Бахофена, женщина в таком случае предстаёт хранительницей царства до прихода законного мужчины-наследника, мстительницей, покровительницей и защитницей.

"В мифе о Нитокрис такое понимание проявляется самым недвусмысленным образом. Первейшая забота этой правительницы — это месть убийцам её брата-супруга, ибо в этом убийстве она усматривает преступление против своего материнства. Подобно тому как Исида восстаёт против убийц Осириса, Нитокрис мстит убийцам своего мужа. Согласно египетскому преданию, она топит врагов в подземном лабиринте, после чего сама запирается в покоях, наполненных пеплом (Геродот, История, II, 100). В этом рассказе она проявляет себя как Эриния или Пэна, как Земля, преследующая злодея и поднимающаяся на месть за поруганное материнство. Она воздаёт за преступление, совершённое над мужчиной, оставаясь и после его смерти неусыпной защитницей и хранительницей его прав. Потому падение VI династии датируется не гибелью её брата-царя, а лишь её собственной смертью".

Тут приходит на ум параллель с восстанием Боудикки. Правда, её муж Просутаг умер своей собственной смертью, но римляне разграбили его казну и обесчестили его дочерей. 

Боудикка с дочерьми

О том, чего нет.

Сегодня на улице "мороз и солнце, - день чудесный". Всё по Пушкину. Пушкин - "наше всё". 

Я обратил внимание на то, что солнце после зимнего солнцестояния как будто становится иным, "весёлым", словно оно "играет". Невольно вспоминаются слова из песенки в фильме "Мой добрый папа": "Солнце смеётся, солнце смеётся, солнце смеётся, пляшет день...". Помню, бабка мне говорила, что солнце "играет" на Пасху. 

Ходил я в магазин за продуктами, и по дороге думал о том, как коронавирус показал и доказал, что в современной России нет никакого капитализма. При капитализме спрос рождает предложение. Многие люди хотели бы вакцинироваться иностранными вакцинами, но, цитирую, "российские власти запретили использование иностранных вакцин на территории нашей страны, поэтому получить такое лекарство будет невозможно" (Источник). Я более чем уверен, что спрос на вакцину Pfizer есть, но предложения нет. Значит, нет свободного рынка. А если нет свободного рынка, то нет и капитализма.

Свободного рынка нет, потому что продукция российских предприятий неконкурентноспособна на мировом рынке. Помню, зашёл я в магазин (дело было в 90-е годы), чтобы купить "пальчиковые" батарейки. И был очень удивлён тем, что китайские батарейки стоили в два раза дешевле, чем елецкие. Елец - в часе езды от Липецка, а Китай - "у чёрта на куличках". По идее, китайские батарейки должны были бы стоить дороже, но они оказались дешевле, и намного дешевле. Это невероятно, уму непостижимо, но так оно и есть.  
 

Восхождение на царство через брачное ложе.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 88-96) пишет:

"В народном почитании Исида занимает первое место. Женскому природному началу подобает большая честь, нежели мужскому: ведь женщина есть изначальное, первичное — мужчина по отношению к ней находится в положении сына. Исида наделена достоинством матери. Она превосходит Осириса, как мать превосходит сына. Само имя Осириса некоторыми истолковывается как Hysiris, «сын Исиды» (Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 34). Все свои отличительные качества Осирис принял от матери, от неё происходят сама его жизнь и власть. В том же положении находится и царица по отношению к царю. Она превосходит его в силу присущего ей достоинства божественной матери, от которой происходит всё, в том числе, и сам царь, и весь его народ. Религиозное почитание обращено по преимуществу к ней, и её божественному авторитету обязан повиноваться во всех отношениях даже царь. Однако она не правит сама: власть, источник которой покоится в ней самой, она осуществляет через своего сына. Эта концепция объясняет мнимое противоречие между высшей властью и почитанием царицы и тем фактом, что страной управляет не она, а царь, который в первую очередь и выступает в качестве правителя. В половых отношениях с царицей содержится доказательство власти, внешним знаком которой является царский венец. Тот, кто живет с царицей — матерью царских детей, — самим этим фактом возводится в царское достоинство. Таким образом, царица, хотя и не правит сама, является, тем не менее, источником власти. Именно в силу этого обстоятельства она стоит выше царя и пользуется большей честью, чем тот. Такое представление во всём согласуется с основной идей религии Исиды. Женщина господствует в силу своего материнства, а оно, в свою очередь, предполагает смешение полов. Мать — источник всякой жизни и власти для мужчины: акт овладения женщиной заключается в телесной близости. Поэтому Авессалом совокупляется с жёнами царя на кровле своего дома, чтобы продемонстрировать всему народу своё вступление в царское достоинство. В том же духе действует и Феникс, вступая в связь с возлюбленной своего отца [1]".

Тут на ум сразу приходит вавилонский зиккурат, дворец-храм, который имел вид ступенчатой пирамиды.