26 ноября 2023

Эректус Ричарда Д. Ферле.

Как всем известно, нацистские чиновники использовали штангенциркуль для отличения "истинных арийцев" от "унтерменшей".


Похоже на то, что тем же методом пользуется и Ричард Д. Ферле, судя по картинке на стр. 128 из его книги "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (
Москва: ACT, 2014):


Как пишет автор, "у жителей тропической Африки имеется «выраженный прогнатизм». Выступающие вперёд челюсти обычно сочетаются с покатым лбом, указывающим на меньший объем префронтальной коры, отвечающей за планирование и контроль действий. Поэтому отсутствие прогнатизма считается указанием на меньшую близость к животным предкам и более высокий интеллект".

Я ржунимагу! Оказывается, интеллект у человека "отрастает" сам собой, подобно волосам на голове. Главное — иметь "правильную", "истинно-арийскую" черепную коробку. 

Не, ну а что вы хотели от автора, который судит о человеке по его скелету?! На стр. 34 он пишет про ископаемый череп гоминиды Homo habilis, жившей 2,3—1,5 млн л. н.: "Лицо примитивное...". Не морда, как у всех животных, а именно лицо, которое является наиболее индивидуальной частью тела человека разумного. Само это слово образовано из общеславянской основы ликъ и связано с понятием "личность". Личность же обладает уникальным, неповторимым мировоззрением. Поэтому далеко не каждый человек — личность. А. С. Пушкин — личность, а какой-нибудь Вася Пупкин, не имеющий собственного мнения и держащий нос по ветру, — отнюдь не личность. Зато Homo habilis — личность, согласно Ричарду Д. Ферле, хотя многие учёные, согласно Википедии, не отличают его от австралопитека, то есть "южной обезьяны".

Ребёнок-альбинос из тропической Африки.

Прикольная антропология Ричарда Д. Ферле.

Читаю у Ричарда Д. Ферле (Эректус бродит между нами. Покорение белой расы. - Москва: ACT, 2014. С. 81):

"Как человеку, так и другим групповым животным в норме присуща врождённая способность испытывать эмоции социального контроля, такие, как чувство вины, стыда, смущения, подавленности и угрызений совести в ответ на сигналы других индивидов об одобрении или неодобрении их поведения".

И не знаю, - то ли плакать, то ли смеяться. Боже мой, какая же "каша" в голове у этого «свободного мыслителя»! Позиционирует себя чуть ли не единственным светочем современной антропологии и спасителем белой расы, но при этом не видит никакой разницы между человеком и животным. Животные у него, как люди, стыдятся и испытывают угрызения совести. Значит, они обладают совестью, а, следовательно, и сознанием (так как совести не может быть без сознания)! Кто-нибудь, покажите Ричарду эту картинку, демонстрирующую, что у животных нет ни стыда, ни совести.

«Иван царевич» для острых ощущений, «Иван дурак» для оплаты счетов?

Ричард Д. Ферле в монографии "Эректус бродит между нами" пишет:

"Если бы женщине и её детям не требовался мужчина для выживания, она могла бы выбрать статного и обаятельного мужчину, который, вероятно, покинул бы её вскоре после совокупления. Иными словами, она может выбрать «подлеца» и, если бы могла поступить так, не снижая шансов на выживание себя самой и своих детей, она, скорее всего, так бы и поступила. Статные, обаятельные «подлецы», таким образом, оставляют больше потомства и передают сыновьям свои аллели подлого поведения.

С другой стороны, если женщина неспособна прокормить себя и своих детей, она будет более практичной и изберёт мужчину, который, вероятно, останется с ней после секса и возьмёт на себя заботу о ней и её детях, «отца». Так что «Иван царевич» для острых ощущений, «Иван дурак» для оплаты счетов. Конечно, было бы прекрасно, если «Иван дурак» оказался также молодым, здоровым, романтичным и с хорошими генами, но эти качества ничего не значат, если он не будет обеспечивать её саму и её детей. Сегодня женщина может избрать мужчину, не имеющего возможности или не желающего способствовать её выживанию, и социальное государство заставит этого человека и других людей (налогоплательщиков) обеспечивать её и её детей, но до возникновения общества всеобщего благоденствия женщина, неразумно избравшая такого мужчину, была обречена на нищенское существование и раннюю смерть".

Это вряд ли. На предыдущей странице автор сам говорит, что «в Африке 80 процентов повседневной работы выполняют женщины». Африканские женщины самодостаточны, и без мужчин они не пропадут. К тому же, женщины в архаических обществах, занимаясь собирательством, довольно часто приносят домой больше пищи, чем мужчины-охотники. Маршалл Салинз в "Экономике каменного века" пишет о бушменах: "Женщина за один день собирает достаточно еды, чтобы кормить свою семью три дня, и остальное время проводит, отдыхая, занимаясь рукоделием, навещая другие стоянки или принимая гостей с других стоянок". Ну и, конечно, женщины занимаются наведением марафета, как это делают, например, представительницы прекрасного пола народа химба в Намибии.

 

К тому же, не надо забывать и про то, что женщина в архаическом обществе всегда может расчитывать на материальную помощь со стороны как родичей, так и общины. Если охотники приносят в деревню добычу, пища распределяется по всей деревне как в муравейнике, никто не остаётся без куска мяса. 

Итак, вышеприведённый пассаж Ричарда Д. Ферле можно оценить на "пятёрку" за остроумие, а за соответствие историко-этнографическим реалиям — на "двойку".  

О скифских "амазонках" (2).

Елена Фиалко в статье "Паноплия скифских воительниц" приводит примеры, которые не оставляют сомнений в причастности скифских женщин к боевым действиям:

"В погребении 1 кургана 13 группы БОФ наконечник стрелы застрял в колене женщины. В погребении 1 кургана 30 Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник остался в черепе покойницы. Ещё в одной из могил Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник стрелы пронзил пятый поясничный позвонок амазонки. По мнению антропологов, он причинил женщине серьёзную травму, которая, вероятно, и привела к её смерти. Приведенные артефакты являются прямыми свидетельствами участия этих женщин в военных столкновениях".

Автор перечисляет оружие из погребений амазонок — луки и стрелы, копья и дротики. Судя по всему, на вооружении амазонок была и праща; каменные «пули» округлой формы, размером от грецкого ореха до куриного яйца и даже яблока, были найдены в 18 погребальных комплексах амазонок от одного до пяти в наборе. Оружие ближнего боя не характерно для амазонок. Оружие рукопашного боя - мечи и кинжалы, клевцы, чеканы (и тем более ударное оружие) – женщины практически не использовали. Ни разу в погребениях не найдено боевого топора, хотя на произведениях изобразительного искусства амазонки часто держат в руках именно лёгкие топоры.


Ну, да, я уже говорил на сей счёт, что
"слабому полу" гораздо сподручнее стрелять из лука, чем махать топором (см.: Топоры сарматских "амазонок").

25 ноября 2023

Ох, уж эти сказочники! (2)

Ричард Д. Ферле пишет в своей монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014):  

"Признаки, способствующие репродуктивному успеху, подвергаются «положительному» отбору, а препятствующие репродуктивному успеху, — «отрицательному», или «отсекающему» отбору. <...> По мере совершения естественным отбором своего чародейства популяция становится всё более и более адаптированной к той среде обитания, где она оказалась в случае миграции". 

При чтении о "популяции", которая "становится всё более и более адаптированной к той среде обитания, где она оказалась в случае миграции", в моём воображении сразу возник образ паразитов.


В отличие от человека, они размножаются со страшной силой; про них можно сказать, что они обладают всеми признаками репродуктивного успеха. 

Из этого выходит, что глисты — гении естественного отбора. Но есть ещё и супергении. Это — вирусы. Глисты хотя бы размножаются, а вирусы не "заморачиваются" этим делом; "перекодированные" вирусом клетки сами создают себе подобных.

Вот что говорит Александр Белов по этому поводу:

"Самыми маленькими живыми обитателями планеты по праву считаются вирусы, они представляют из себя куски клеточной ДНК и РНК, перешедшие к свободному существованию. Вирусы не дышат, не питаются, не размножаются самостоятельно, как все остальные живые организмы, а при неблагоприятных условиях умеют превращаться в кристаллы. Единственный шанс существования вирусу даёт живая клетка. Пробравшись внутрь её, вирус избавляется от своей одежды — белкового скафандра. И нить ДНК или РНК, содержащая наследственную программу вируса, встраивается в ДНК или РНК клетки, которая сама начинает усиленно штамповать копии вируса — своего врага. Затем эти копии одеваются в белковую одежду внутри клетки и, скапливаясь в цитоплазме клетки, разрывают её оболочку и выходят наружу. По 100, 1000, а иногда по 10 тыс. экземляров одновременно. Клетка, приютившая их и давшая им жизнь, естественно, гибнет. Поскольку эти самые маленькие существа не могут жить без клетки, своей родительницы, то закономерно предположить, что появились они после того, как появилась клетка, но никак не раньше её!"

То есть, вирусы — дети эволюции! Они появились в результате естественного отбора! Но почему-то ни Дарвин, ни другие учёные эволюционисты никогда не показывают нам, как, каким образом и откуда происходят паразиты. Спрашивается: почему? Наверно, потому, что у людей возникло бы отвращение к теории эволюции, если б им внушали, что люди и глисты в равной степени являются продуктом естественного отбора.

Ох, уж эти сказочники!

Ричард Д. Ферле пишет в своей монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014):

"История начинается около 60 млн лет назад в тропиках Азии. Ранние приматы («просимианы») обитали на деревьях, где были защищены от большинства хищников. Некоторые из просимиан цеплялись за деревья вертикально и имели вертикальную осанку. Они поддерживали себя и карабкались за счёт сильных задних лап, и использовали более ловкие передние лапы для захватывания ветвей и пищи, и передвигались с ветки на ветку, раскачиваясь на передних конечностях: они были «брахиаторами». Руки становились длиннее, так как их удлинение позволяло раскачиваться сильнее и передвигаться эффективнее...".

Далее я продолжу от себя в том же духе:

"Затем между пальцев появились перепонки, которые позволяли "планировать" при прыжках «брахиаторов» с одного дерева на другое. Со временем перепонки увеличивались в размерах, пока не превратились в крылья". 


Смешно? — Ничего смешного. Я лишь продолжил нарратив Ричарда Д. Ферле. Он сказал "А", а я добавил "Б" из той же азбуки.

Этот нарратив в антропологии идёт ещё с XIX века. Я с ним много раз встречался. Прогрессивные изменения в организме обезьян объясняются post factum, с точки зрения современного человека. Но, спрашивается, откуда слепой природе знать, что такое прогресс? И почему природа, в которой царят энтропийные и стохастические процессы, должна на протяжении миллионов лет лепить из "дерьма" (просимиана) "конфетку" (человека разумного)?

Ещё в школе я читал популярное объяснение того, как получилась человеческая рука. Элементарно, Ватсон: человеку надо было хватать и крепко держать дубинку, - вот поэтому у него большой палец на руке отделился от фаланговых пальцев, противопоставив себя остальным пальцам. Но здесь явно нарушена логика, "телега" стоит впереди "лошади". Разве обезьяны не хватаются за камни и палки? Так почему же у них за столько миллионов лет эволюции большой палец не стал под углом к остальным пальцам?  

О скифских "амазонках".

Н. А. Берсенева в статье "Женские погребения с оружием: реалии жизни или отображение социальной идентичности? (по материалам саргатской культуры)", ссылаясь на данные Е. Е. Фиалко, говорит, что в целом 25 % скифских погребений с оружием являются женскими. В хуннских могильниках Забайкалья «почти в половине из выделенных кластеров женских захоронений встречаются предметы вооружения».

Главным вопросом, занимающим исследователей, по-прежнему является следующий: участвовали ли женщины в реальных боевых действиях и в какой форме: на регулярной или случайной основе?

В пользу прямого участия в военных столкновениях скифских и сарматских женщин высказываются антропологи. На основании анализа среднедонских антропологических коллекций М. В. Добровольская предположила, что «амазонками» были женщины с гормональными нарушениями — «мужеподобные». Серьёзные травмы, которые могли быть получены во время боя, отмечены у женщин старше 40 лет.

Есть и иное мнение. Основываясь на исторических и этнографических данных, многие авторы полагают, что захоронение женщин с «мужскими» артефактами говорит об их повышенном статусе. Средневековых королев хоронили с оружием и в доспехах, что также было показателем их высокого положения. Исследователи считают, что оружие здесь скорее является статусным символом, нежели свидетельствует о действительном занятии или военных успехах той части мужчин или женщин, которая была погребена с ним. 

Н. А. Берсенева говорит, что на трёх женских черепах из могильников саргатской культуры зафиксированы следы военных столкновений, в том числе раны, нанесённые стрелами и холодным оружием, но из-за почти тотального разграбления могильников не удаётся выявить взаимосвязь между боевыми травмами и присутствием предметов вооружения в саргатских женских погребениях.

"Как же всё-таки следует интерпретировать это явление? Непосредственное участие некоторых женщин саргатской культуры в военных столкновениях можно признать доказанным на основании данных палеоантропологии и наличия предметов вооружения в женских захоронениях. При этом, судя по присутствию «комплекса лучника» в погребениях, женщины могли быть не только пассивными жертвами насилия, но и равноправными участниками боя".


В то же время, Н. А. Берсенева делает оговорки, что "масштабность их участия [в боевых действиях] следует всё же оценить как незначительную", что "существование каких-либо женских регулярных формирований археологическими источниками не подтверждается".

Интересно, а как оно может быть подтверждено, если даже от масштабной Куликовской битвы 1380 года почти ничего не сохранилось?

О поселениях ЛЛК в Чехии.

Up to 2004, a total of 361 LBK sites were known in East Bohemia.

К 2004 году только на территории Восточной Богемии (выделена жёлтым цветом) было обнаружено 361 поселение носителей культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК), а вообще на территории Чехии количество обнаруженных поселений ЛЛК перевалило за тысячу. В Богемии поселения ЛЛК датируются периодом 5450-4950 гг. до н.э. Об этих поселениях рассказывает Markéta Končelová в статье "Структура расселения культуры ЛЛК в Восточной Чехии – географические закономерности и культурная преемственность".

Как видно, территория совр. Чехии семь тысяч лет назад имела высокую плотность земледельческого населения. Интересно, когда было больше деревень на территории Чехии — 7000 лет назад или в 2023 году?

24 ноября 2023

К вопросу о "шардана" на Сардинии.

Н. А. Красновская говорит, что на протяжении всего I тысячелетия до н. э. наиболее значительную роль в истории Сардинии играли иолеи. В русских переводах античных классиков эта этническая общность получила следующие написания: иолаяне, иолаи, илионцы. Римляне Помпоний Мела (II,132), Солин (46,12), Силий Италик (XII,344) то связывают иолеев (илиенсов) с Илионом, т. е. с Троей, то называют их "древнейшим" или "известнейшим" народом острова. Современная историческая наука, однако, считает, что иолеи переселились на остров из Африки. Находки скелетов, относящиеся к позднему неолиту, принадлежат людям средиземноморской расы.  Антропологи считают их родственными северным африканцам. В происхождении древнейшего населения Сардинии из Африки М. Л. Вагнер видит объяснение, почему античные авторы иногда называли его сардо-ливийцами.

Так, а кто же были те сарды, которых связывают с "шардана" из египетского списка "народов моря"?

В египетских источниках XIV-IX вв. до н. э. шардана фигурируют как враги Египта, нападавшие на морские пути и порты египтян. "Однако, - пишет Н. А. Красновская, - в надписи Рамзеса II о шардана говорится как о наёмниках, служивших в египетском войске. Другие источники указывают даже на то, что при фараонах XIX династии шардана стали чуть ли не главыми царскими телохранителями. <...> Шардана фигурируют то как враги, то как наёмники фараонов". 

Я прежде уже проводил параллели между шардана и средневековыми норманнами. Одни варяги нанимались на службу к византийским василевсом (см.: Варяжская стража), а другие варяги "ломились" в Константинополь, чтобы пограбить византийские владения (см.: Русско-византийская война (907)). В этом смысле, "народы моря" можно назвать "норманнами Бронзового века".

Как о завербованных на службу к фараонам, мы узнаём о шардана следующее. Они составляли отборную гвардию, принимавшую участие в войнах, которые Египет вёл с азиатскими странами. В мирное время эти наёмники вели праздный образ жизни в специальных стоянках на берегах Нила. В одном египетском источнике XII в. до н. э. описывается времяпрепровождение шардана после окончания одной из военных кампаний Рамзеса III. "Шардана... в своих лагерях спали, вытянувшись на спине. Им не надо было больше бояться, - заявляет сам нанимавший их фараон, - ни нубийских воинов, ни сирийских врагов. Оружие, луки рядами висели в помещениях складов. Они были сыты, пьяны, полны ликования, женщины и дети находились вместе с ними, они больше не оглядывались назад, сердце их было успокоено, я был рядом с ними, гарантируя им защиту и еду".

Сардиния нурагическая.

"Расцвет нурагической культуры на Сардинии приходится на VIII-VI вв. до н. э. (Хотя самые ранние нураги появились ещё в середине II тысячелетия до н. э.)", - пишет Н. А. Красновская в монографии "Происхождение и этническая история сардинцев" (М., "Наука", 1986).

Интересно, что расцвет нурагической культуры по времени совпадает с расцветом культуры этрусков. "Культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., ... Около 525 года до н. э. этрусская экспансия достигла апогея... После 509 года до н. э. этруски утратили былое господство" (Википедия).

"Некоторые современные учёные полагают, что первые нураги были построены пришельцами из Ливии, задолго до того, как северные берега Африки были колонизованы финикийцами. <...> Некоторые археологи заявляют, что "древние африканские традиции ощущаются уже в самом стиле нурагов", - сообщает Н. А. Красновская.

А по-моему, сардинские нураги имеют иберийские корни.

Крепости культуры Мотильяс (2200-1500), Ла-Манча

Считается, что носители культуры Мотильяс принадлежали к одному из доиндоевропейских народов, позднее влившихся в состав культуры иберов.

Нураги были распространены по всей Сардинии, но особенно их много на северо-востоке острова. Именно здесь сосредоточены нураги наиболее сложной конструкции, возможно, поздние сооружения. Ранние же нураги простой формы встречаются чаще всего в юго-западной части Сардинии. Ракое распределение нурагов итальянские историки связывают с отступлением или бегством строителей этих необычных сооружений перед лицом финикийских и карфагенских завоевателей в лучше защищённые области.


23 ноября 2023

"История звёздных девочек" (2).

После изложения мифа авторы статьи — James Howe и Lawrence A. Hirschfeld — рассказывают о брачных обычаях индейцев куна, проживающих на островах Сан-Блас.

Родители незамужних девушек присматривались к урожаям молодых людей, и выбирали зятьёв в значительной степени на основе того, насколько они трудолюбивы и продуктивны. Когда союз был заключён, группа молодых людей устраивала засаду и нападала на выбранного жениха. После потасовки, они тащили его в дом выбранной для него невесты, выкрикивая "suiii!" (муж), когда они прибывали на место. (Традиционным термином для церемонии бракосочетания является kakaleti, или "перетаскивание".) В доме невесты жениха бросали в ожидающий его гамак, невеста немедленно забиралась на него сверху, и пара энергично раскачивалась взад-вперёд.

Да, уж... Какие же скучные и "пресные" наши русские свадьбы по сравнению с этим описанием! Это же "Кавказская пленница", только наоборот!


В "Кавказской пленнице" невесту похищают и доставляют жениху, а у индейцев куна жениха хватают и доставляют невесте. Жених получает увесистую порцию тумаков от кунаков семьи невесты, потом его несут к дому тёщи, бросают на гамак невесты, а невеста прыгает на него верхом и качается в гамаке как на качелях взад-вперёд. Потрясающий сюжет для кинематографа! Дарю голливудским сценаристам бесплатно.

Увы, кроме этого свадебного обычая взять из статьи больше нечего. Многостраничный анализ мифа оказался скучным и безвкусным. Я бы заострил своё внимание на связи явлений НЛО и "звёздных девочек" (которых можно сравнить с феями) с трудовой аскезой и "самоизоляцией" братьев. По сути, миф изображает их как монахов-подвижников, а "звёздные девочки" являются им как награда с небес за их подвиги. Мораль сей "басни" в шутливой форме выразил Николай Фоменко на "Русском радио":

— Ищешь женщину? Ищи лучше деньги, а женщина сама тебя найдёт.

22 ноября 2023

"История звёздных девочек" (1).

James Howe и Lawrence A. Hirschfeld в статье "The Star Girls' Descent: A Myth about Men, Women, Matrilocality, and Singing" проводят структурный анализ мифа из племени Сан-Биас Куна в Панаме, по-разному называемого "История звёздных девочек", "История звездных девушек, которые спустились (The Story of the Star Girls Who Came Down)", или "История Инанатили".

У супружеской пары, живущей в деревне Соккуптион на одноимённой реке в Дарьенском районе, было четверо сыновей. Когда мальчики подросли, отец искупал их в ванне с водным настоем каких-то магических трав, превратив в трудолюбивых производителей, которые приносят домой огромное количество дичи и выращивают урожай в изобилии. Естественно, все семьи в округе, у которых были дочери, хотели заиметь таких чудо-мальчиков в качестве своих зятьёв. Но когда будущие тёщи приходили просить о них, родители мальчиков всегда отвечали отказом: "Позвольте мне вам кое-что сказать. Мы растили своих мальчиков с пелёнок... Мы растили их не для кого-то другого... Мы растили их не для того, чтобы кто-то другой хорошо питался от их трудов".


Чтобы удержать мальчиков от желания жениться, их родители давали им пить чаи из трав, которые делали их равнодушными к женщинам. Однако после того, как медикаментозное лечение продолжалось в течение нескольких лет, мальчики сочли отталкивающими даже своих собственных мать и сестру. "В конце концов, они больше не могли пить в присутствии матери, они оставляли чашку нетронутой". Мальчики решили сбежать. Однажды они, как обычно, отправились на работу в лес, но не вернулись вечером, вместо этого продолжив путь в течение двух дней к верховьям реки Соккупти. Там они построили себе дом и снова принялись за свою работу. Скоро, в дополнение к собранному урожаю, мальчики настреляли столько дичи, что у них была отдельная коптильня для каждого вида мяса, и мяса было так много, что шкуры, которые они снимали с животных и бросали в воду, перекрыли реку подобно плотине.

21 ноября 2023

Интересная фолк-хистори про два Китая.

Иероглиф, обозначающий “фамилию”, - СИН (рис. 1). С правой стороны у нас есть иероглиф, обозначающий ”рождение". С левой стороны иероглиф, обозначающий “женщина”. Смысл в том, что женщина даёт ребёнку семейное (=родовое) имя.

Рис. 1. Иероглиф "фамилия"

Как объясняют этимологи, это происходит из тех времён, когда Китай был матриархальным родовым обществом и детей называли по роду их матерей. Примечательно, что двадцать процентов китайских фамилий сегодня всё ещё имеют женский корень [1], а это означает, что если мы проследим их семейную линию достаточно далеко назад, то увидим переход к матриархальным родословиям [2].

В статье "Matriarchal China and Its Downfall" говорится о древней войне между двумя формами земледелия. Архаичное подсечно-огневое земледелие предполагало постоянные миграции матриархальных земледельцев. Это было несовместимо с патриархальным сельским хозяйством, которое предполагало осёдлое население с системой водоканалов для поливного земледелия. Патриархальные земледельцы были небольшой, сплочённой и однородной группой "государственников", в отличие от матриархальных "анархистов", которые представляли буквально сотни языков и культур. Автор условно именует матриархальных земледельцев "даосами", а патриархальных - "конфуцианцами". Первые культивировали коммунальные формы собственности, у вторых появилась частная совственность. 

Матриархаты контролировали обширную территорию джунглей вдоль прибрежной равнины, которая была непригодна для патриархального земледелия. Патриархаты правили на возвышенностях, где их опыт в ирригации для обеспечения почвы водой и питательными веществами был наиболее эффективным. Но взгляд на современную карту Китая не объясняет всей истории. Потому что карта Китая сегодняшняя резко отличается от карты Китая всего несколько тысяч лет назад.

Ну и затем автор статьи рисует совершенно фантастическую картину, как патриархальные земледельцы якобы совершили "крупнейшее массовое убийство в истории планеты" путём отвода девяти крупнейших рек Китая в
густонаселённую область матриархальных кланов. "Таким образом, в течение нескольких дней невообразимого хаоса доминирующие матриархальные кланы древнего Китая были сметены в море, и баланс сил перешёл к патриархальным кланам. И так закончилась власть матриархальных кланов Китая". 

Это, конечно, знакомая всем нам фолк-хистори. Начало было хорошее, а конец - дурной. 

Впрочем, у автора статьи местами складно получается. Он говорит, что на месте Восточно-Китайского моря в позднем плейстоцене была суша, а остров Тайвань представлял собой группу гор, возвышающихся над широкой равниной.


Известно, что племена аборигенов Тайваня вплоть до Нового времени придерживались матриархата. Автор статьи полагает, что это были "последние из могикан" матриархальных земледельцев Китая.

По-моему, эта фолк-хистори представляет собой попытку объяснения "политики двух Китаев" как противостояния патриархального (континентального) и матриархального (островного) Китаев.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Early China, 1983, p.341.

[2] Kwang-Chih Chang, 1968, p.163. A male was known by the name of his town or his SHIH, but a female was known by the name of her clan (during the Shang).

О женском шаманизме.

"Выжимки" из статьи "Женское шаманство в Арктике: самое древнее?"

Реконструкция одеяния шамана (женщины). 7–6,5 тыс.лет до н.э. Германия

Василий Филиппович Трощанский, автор книги «Эволюция чёрной веры (шаманства) у якутов», считал, что
женское шаманство древнее мужского: «Женщины более склонны к неврозам, они первые должны были начать шаманить». Трощанский выдвинул гипотезу перехода от женского к мужскому шаманству через кузнечное ремесло: 

«По мере того, как шаманки стали употреблять во время камлания особые костюмы, которые обвешиваются различными металлическими изображениями, побрякушками и цепями, звание кузнеца становилось всё более значительным, ответственным и даже опасным, так как приготовление изображений разных абасыларов тем самым ставило кузнецов в известные отношения к ним, связывая судьбу кузнеца с судьбой шаманки. Таким образом, получилась некоторая общность между кузнецами и шаманками, а затем произошло слияние кузнечного ремесла с шаманским искусством».

О древности разделения шаманства на мужское и женское, по его мнению, говорит и лингвистический анализ шаманской терминологии: для обозначения шаманов и шаманок в большинстве сибирских традиций существуют разные термины. В алтайской языковой семье – это «оюн» для мужчин и «удаган» для женщин. «…В то время как у якутов, монголов, бурят, тунгусов, алтайцев шаманки носят общее имя, шаманы в своих названиях отличаются, и мы должны заключить, что во время расселения этих племён у них были шаманки, но не было шаманов». Автор доказывает связь женщин с шаманизмом, проводя лексические параллели с шаманством других тюркоязычных народов: «По словам Г. Потанина, киргизский шаман (баксы) …а в якутском языке баксы значит хозяйка дома... Следовательно, и тут мы видим связь между домохозяйкой и шаманством».

Другим доказательством гипотезы В.Ф. Трощанский считает существование шаманского травестизма: «Что чёрные шаманы ведут своё начало действительно от шаманок, явствует из того, что у шамана на переднике бывают нашиты два железные круга, изображающие груди, что они расчёсывают волосы на две стороны, заплетают их в косы, как женщины, а перед камланием распускают. У колымских якутов шаман в маловажных случаях берёт верхнюю одежду у девушки и в ней шаманит».

Возвращаясь вновь к неврозам, можно здесь привести цитату из статьи Н. А. Виташевского «Из области первобытного психоневроза»:

«У якутов мужчины редко мэнэрячат, старухи же почти поголовно. Эмеряченье на северо-востоке Сибири распространено почти исключительно среди одних женщин». «Дьявол (абасы) вселяется в меня и давит, большой дьявол», - так объясняла якутка-эмирячка причину своих припадков. Окружающие верили, что она во время своих приступов, «когда в неё вселяется дьявол», может предсказывать будущее». 

20 ноября 2023

Летопись Хаттусилиса I.

При чтении нижеследующей летописи (взятой из книги "Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии". - М., "Художественная литература", 1977) мне представилась картина сорвавшейся с цепи пушки на корабле во время шторма. 


Эта "чушка" бьёт по бортам корабля, щепки и доски летят во все стороны, она всё вокруг ломает, калечит и убивает людей. 

****************************************************************************** 

Так говорит Табарна Хаттусилис, Великий царь, царь страны Хатти, человек города Куссара. В стране Хатти он царил, сын брата Тавананны. В город Санвитту он пошёл, но его не стал разрушать, а только опустошил область этого города. Я оставил своих воинов, чтоб они стояли постоем в двух местах этой области, и загоны для скота, какие были в тех краях, я отдал воинам, стоявшим там постоем.

Потом я пошёл походом на город Цальпу, и я его разрушил, и я взял его богов и три крытые повозки и отдал их Солнечной Богине города Аринны.

А изображение быка из серебра и серебряный кулак — знак власти — я отдал храму Бога Грозы. А остальные изображения богов, всего их было девять, я отдал храму богини Меццулы.

На следующий год я пошёл в город Алалху, и его я разрушил. Потом я пошёл в город Уршу, а из города Уршу я пошёл в город Иккали, а из города Иккали я пошёл в город Тасхинию. И на обратном пути из Уршу эти страны я опустошил и взял из них имущество, и дом свой этим имуществом я наполнил до избытка.

О дольменах Западного Кавказа.

В. И. Марковин обращает внимание на сходство дольменов Западного Кавказа и Северной Африки.

"В африканских дольменах — скорченные захоронения. Из металлических изделий следует отметить бронзовые круглые височные кольца, одинарные и свёрнутые в несколько раз, и мелкие спиральки (найдены в Рокнии). Необходимо отметить полнейшее сходство именно этих бронзовых африканских изделий с находками, сделанными в ряде западнокавказских дольменов, которые могут быть приблизительно отнесены к середине II тысячелетия до н. э.

Африканские дольменные захоронения сопровождаются керамикой, среди которой выделяются чаши с клювовидными носиками и сосуды с выступами - ручками. Следует подчеркнуть некоторое сходство формы указанных сосудов, особенно снабжённых ручками (они отходят от края устья), с западнокавказской дольменной керамикой. Итак, налицо отдельные черты сходства дольменов Северной Африки и Западного Кавказа и особенно инвентаря, обнаруженного в них. Мимо этих фактов пройти нельзя". 

Я, от себя добавлю ещё одну удивительную параллель между Западным Кавказом и Северной Африкой. Это легенды про амазонок. По древнегреческим преданиям, амазонки обитали в Ливии и на Кавказе.

Далее В. И. Марковин говорит, что дольмены распространены по всему Средиземноморью и указывает на место их сосредоточения на восточном берегу реки Иордан.

19 ноября 2023

Несколько слов о женских украшениях в дольменах.

В. И. Марковин говорит, что при раскопках дольменов Западного Кавказа археологи обнаруживают женские украшения, что свидетельствует о женском поле погребённых носителей дольменной культуры.

"Среди металлических украшений могут быть выделены височные кольца (подвески), спиральки и бусы. <...> Как правило, чисто золотые височные кольца (серьги) относят к III тысячелетию до н. э. и даже к более раннему времени. <...> Более массовыми находками являются бронзовые височные кольца-подвески. <...> Такие височные подвески, очевидно, являлись в древности излюбленным украшением. <...> Многим захоронениям в дольменах сопутствуют спиральки, свёрнутые из тонкого листка металла, которые могли служить для украшения причёски. В длину они достигают до 10,5 см при диаметре в 0,5 - 0,7 см. <...> Здесь необходимо отметить тот факт, что круглые подвески и спиральки довольно часто встречаются в североафриканских дольменах (Рокния, Алжир). <...> Иногда в дольменах встречаются литые бронзовые бусы, но это такой материал, который может быть отнесён к самому позднему времени [существования дольменной культуры]".

Спиральки дольменной культуры напомнили мне про аналогичные спиральки, которые археологи откопали в Дании (см.: Bronze Age treasure found in Denmark).


Кстати, на территории совр. Дании тоже имеются дольмены (см.: Дольмены Поскэр и Агри).

В дольменах сидели мумии?

В. И. Марковин в монографии "Дольмены Западного Кавказа" (М., "Наука", 1978) утверждает, что отверстия в дольменах служили для ритуального кормления покойников.

"В двух портальных дольменах (№ 74, 75) бассейна р. Кизинка слева возле отверстия (если заглянуть внутрь) были найдены обломки сосудов и по одному листовидному бронзовому ножу. Скорее всего, то были приношения пищи, а ножи были приложены к ней. Аналогичным образом в портальном дольмене Богатырской поляны (по нумерации Е. Д. Фелицына № 23) у входа находилось два сосуда, в составном дольмене "Е" (Зацепина поляна, ст. Баговская) также у входа стояла прикрытая плошка с каким-то белым веществом".  

Впрочем, В. И. Марковин тут же признаётся, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что их функции были многообразными.

Далее В. И. Марковин замечает, что "носителям местной дольменной культуры нужна была уверенность в сохранении праха предков, уверенность в их помощи". Это вполне очевидно, - вопрос лишь в том, каким образом носители дольменной культуры получали эту помощь от предков. Тут Марковин не говорит ни слова. Он лишь жалуется, что поселения носителей дольменной культуры почти совсем не исследованы.

Затем В. И. Марковин обращает внимание на дольмен в Джубге, который имеет у входа "двор" в виде площадки 5,25 х 4,40 м. И он говорит, что подобные круговые конструкции "встречаются не так уж редко". 

"В портальной части дольменов обычно встречаются следы приношений в виде костей, керамики и пр. Ясно, что здесь у их фасадов совершались какие-то ритуальные церемонии. Для этого, очевидно, и были предназначены эти площадки". 

18 ноября 2023

Слабый пол сильных духом.

"У многих народов Америки почти каждый человек имел духа-покровителя, охранявшего и предостерегавшего его мистическим образом, а в некоторых обществах считалось, что отсутствие покровительства духов делало человека практически беззащитным перед лицом опасностей реальных и сверхъестественных. Например, у племён Великих равнин каждый мужчина по меньшей мере один раз в жизни проходил через церемонию «поиска видений», сопряжённую с длительным постом и самоистязанием, во время которой он молился, призывая сверхъестественных существ стать его духами-покровителями, а потому грань между шаманом и обычным человеком у этих народов была очень призрачной, а порой стиралась полностью", - пишет Ю. В. Стукалин (Наделённые силой. Тайны индейских шаманов. - М. : ЭНАС, 2010).

"Ты шаман, сверхчеловек
Со сверхъестественной историей,
Ты мифический герой
Мужественный, с волей.

Телепатия твоя
Чудо техника ума.
Этим чудом обладаешь,
Многим людям помогаешь
", - продолжает Инна Дабалаева (Источник).

Ну, а если допустить, что в архаических обществах (пусть не во всех, но хотя бы в некоторых) "сверхчеловеками" становились только женщины? Вот вам и матриархат, причём без всяких кавычек.

Кажется, у нас есть и пример такого общества. У саамов шаманством занимаются женщины. Председатель саамской общины «Кола» Светлана Матрёхина говорит, что саамские шаманы, нойды, как правило женщины. И добавляет: "У нас, мурманских саамов, матриархат испокон веков" (Источник).

Торгово-купеческий "матриархат"?

В совместной работе "Mitochondrial origin of the matrilocal Mosuo people in China" китайские антропологи YAN LU, CHUANCHAO WANG, ZHENDONG QIN, BO WEN, SARA E. FARINA, LI JIN & HUI LI (Хуй Ли) говорят, что мосуо являются потомками древних племён цян, а древняя группа цян является предком всего китайско-тибетского населения. Некоторые учёные этнографы предполагают, что в прошлом матрилокальность практиковалось всеми китайско-тибетскими народами, включая китайцев-ханьцев (Zhong JW, Xiao F. 2008. The history of Chinese folklore (in Chinese). Beijing: People’s Press).  

Исследование показало, что ближайшими генетическими родственниками мосуо являются пуми

Geographic location of the Mosuo people and the ethnic groups around

Однако авторы статьи не могут сказать, почему только мосуо сохранили матрилокальную традицию. По идее, если матрилокальность практиковалась общими предками мосуо и пуми, то у пуми тоже должны наблюдаться пережитки матрилокальных браков. И, так как этих пережитков у пуми вроде бы не наблюдается, антропологи отсюда делают вывод, что мосуо начали практиковать матрилокальность не так давно, и возможной причиной отказа от патрилокальности были частые коммерческие поездки их мужчин.

P.S. Блин! Оказывается я раньше уже писал об этом! См.: О мтДНК-"ребусе" народа мосуо. Ну да ладно, удалять написанное не стану. Тут немного по-другому написано.