В. И. Марковин обращает внимание на сходство дольменов Западного Кавказа и Северной Африки.
"В африканских дольменах — скорченные захоронения. Из металлических изделий следует отметить бронзовые круглые височные кольца, одинарные и свёрнутые в несколько раз, и мелкие спиральки (найдены в Рокнии). Необходимо отметить полнейшее сходство именно этих бронзовых африканских изделий с находками, сделанными в ряде западнокавказских дольменов, которые могут быть приблизительно отнесены к середине II тысячелетия до н. э.
Африканские дольменные захоронения сопровождаются керамикой, среди которой выделяются чаши с клювовидными носиками и сосуды с выступами - ручками. Следует подчеркнуть некоторое сходство формы указанных сосудов, особенно снабжённых ручками (они отходят от края устья), с западнокавказской дольменной керамикой. Итак, налицо отдельные черты сходства дольменов Северной Африки и Западного Кавказа и особенно инвентаря, обнаруженного в них. Мимо этих фактов пройти нельзя".
Я, от себя добавлю ещё одну удивительную параллель между Западным Кавказом и Северной Африкой. Это легенды про амазонок. По древнегреческим преданиям, амазонки обитали в Ливии и на Кавказе.
Далее В. И. Марковин говорит, что дольмены распространены по всему Средиземноморью и указывает на место их сосредоточения на восточном берегу реки Иордан.
В. И. Марковин считает, что иорданские дольмены имеют определённые черты сходства с западнокавказскими: таковы их габариты, наличие пазов у боковых плит, бордюры вокруг отверстий, сильное выступление портальных частей.
Дольмен на территории Иорданского университета в Аммане |
"Окошко" дольмена закрывалось специальной каменной пробкой или крышкой, вытесанной по размеру (источник: ACOR) |
Кстати, иорданские дольмены находятся на одной высоте над уровнем моря, а именно там, где выпадает 220 мм осадков в год. К чему бы это? Все просто - без полива можно спокойно сельским хозяйством заниматься. Вот и раскинули древние люди сады - оливки, инжир, гранаты посадили. Значит, не кочевники то были, а вполне себе осёдлые земледельцы.
Также В. И. Марковин отмечает сходство дольменов на Сицилии и Сардинии с западнокавказскими. Он намекает на возможную миграцию по морю строителей дольменов. Может быть, он полагает, носители культуры дольменов приплыли в Колхиду примерно так же, как позже это сделали аргонавты.
Я так не думаю. Не отрицая морских контактов в период бурного дольменостроения на Западном Кавказе (2600 - 2100 гг. до н. э.), я всё же думаю, что дольмены — дело рук осёдлых земледельцев. Я склонен к мнению, что здесь мы имеем дело с распространением идей, а не народов. На Западном Кавказе идея строительства дольменов нашла благоприятную почву, а в других местах почва оказалась неблагоприятной.
То же можно сказать и о распространении матриархальных идей. У адыгов, проживающих на Западном Кавказе, сложились устойчивые представления о «страшинстве» женщин по отношению к мужчинам (см.: Почитание женщины у адыгов (черкесов)).
Комментариев нет:
Отправить комментарий