При чтении нижеследующей летописи (взятой из книги "Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии". - М., "Художественная литература", 1977) мне представилась картина сорвавшейся с цепи пушки на корабле во время шторма.
Эта "чушка" бьёт по бортам корабля, щепки и доски летят во все стороны, она всё вокруг ломает, калечит и убивает людей.
******************************************************************************
Так говорит Табарна Хаттусилис, Великий царь, царь страны Хатти, человек города Куссара. В стране Хатти он царил, сын брата Тавананны. В город Санвитту он пошёл, но его не стал разрушать, а только опустошил область этого города. Я оставил своих воинов, чтоб они стояли постоем в двух местах этой области, и загоны для скота, какие были в тех краях, я отдал воинам, стоявшим там постоем.
Потом я пошёл походом на город Цальпу, и я его разрушил, и я взял его богов и три крытые повозки и отдал их Солнечной Богине города Аринны.
А изображение быка из серебра и серебряный кулак — знак власти — я отдал храму Бога Грозы. А остальные изображения богов, всего их было девять, я отдал храму богини Меццулы.
На следующий год я пошёл в город Алалху, и его я разрушил. Потом я пошёл в город Уршу, а из города Уршу я пошёл в город Иккали, а из города Иккали я пошёл в город Тасхинию. И на обратном пути из Уршу эти страны я опустошил и взял из них имущество, и дом свой этим имуществом я наполнил до избытка.
На следующий год я пошёл в Арцаву, и я взял у них быков и овец. Но потом в мою страну вошёл враг-хуррит. И со мною все страны враждовали. И только один город Хаттусас остался. Великий царь — Табарна — Солнечной Богине города Аринны угоден. И меня Богиня Солнца Аринны, как дитя своё, на колени свои клала, и за руку она меня держала. И передо мной в бой Богиня Солнца Аринны устремлялась, мне споспешествуя. И я пошёл к городу Ненассе. Когда люди города Ненассы только завидели меня издали, то ворота они отворили.
Потом я пошёл для сражения в страну города Ульмы. Дважды люди города Ульмы выходили, чтобы биться со мной, и дважды я их разбивал. И страну города Ульмы я опустошил. И на его месте я посеял сорную траву. И семь божеств я взял для храма Солнечной Богини города Аринны, среди них серебряного быка богини Никатити и божество горы Аранхапила. А какие боги ещё остались, тех я отдал храму богини Меццула. Когда же из страны города Ульмы я возвращался, я пошёл в страну города Саллахсувы. И область города Саллахсувы сгорела в огне, и жители его стали моими рабами. И в Хаттусас, в мой город, я вернулся.
На следующий год я пошёл для сражения в город Санахвит. Пять месяцев осаждал я город Санахвит. На шестой месяц я его разрушил. Великий царь в сердце своём возликовал. Богиня Солнца города Аринны охраняет всю страну. И все те мужественные подвиги, которые царь совершил, и всё, что в походах добыто, я посвятил Богине Солнца города Аринны.
...Я пошёл в город Аппаю. И свои боевые колесницы в страну города Уммаи я повернул. И на месте этого города я посеял сорную траву. И я взял у них быков п овец.
И я вошёл в город Парманну. А царь Пармаппы возглавил царей других городов. И он сравнял друг с другом пути всех городов. Когда они только завидели меня издали, то ворота города они отворили. В то время Богиня Солнца небесная меня за руку держала. И в область города Алалхи я пошёл. И город Алалху я разрушил.
А на следующий год я пошёл в город Царуну. И город Царуну я разрушил. Я пошел в город Хассуву, и люди Хассувы вышли мне навстречу для битвы, и войска страны города Хальпы были с ними, чтобы им помогать. Опи вышли для сражения со мной. И я победил их у горы Адалур. Всего лишь через несколько дней после этого я пересёк реку Пурану, и страну Хассуву я, как лев, растоптал своими ногами. Прах её потом я собрал и имуществом этой страны я наполнил город Хатти.
Серебру и золоту этой страны не было счёта. Изображения Бога Грозы — господина Армарука, Бога Грозы — господина города Хальпы, божества Аллатум, Адалур, Лилури, двух быков из серебра, три статуи из серебра и золота я опечатал золотом в двух хурритских святилищах, где задние стены были из серебра и золота. И дверь из серебра и золота я опечатал золотом.
Один стол, отделанный золотом, три серебряных стола... из серебра, один трон с ручками, выложенными золотом, одно ложе, украшенное золотом, одну золотую постель, эти вещи из Хассувы я передал Богине Солнца города Аринны. Изображение дочери богини Аллатум, статую богини Хебат, три статуи из серебра, две статуи из золота — вот те изображения, которые я передал храму богини Меццулы.
Одно серебряное копьё, один скипетр из золота, пять серебряных орудий, три доли ляпис-лазури, одну долю золота — всё это я передал храму Бога Грозы.
Город Хассуву я победил за один год. И они выбросили прочь Тавапнагу. А Великий царь голову его отрубил. И к городу Ципасне я пошёл. И ночью я поднялся к городу Ципасне. И я вступил с ними в бой. И их связанными я увёл. И в страны Божество Солнца вошло.
И я, царь Табарна, в город Ципасну вошёл. И на город Хахху я, как лев, посмотрел свирепым взглядом. И город Ципасну я разрушил, и богов из него взял, и передал их Богине Солнца города Аринны. И в город Хахху я пошёл. В городе Хаххе трижды у ворот я выдерживал бой, и город Хахху я уничтожил. Имущество же из него взял и в город мой Хаттусас отослал: две повозки были нагружены серебром.
Одну крытую повозку, одну постель из серебра, один золотой стол, один серебряный стол, этих богов города Хаххи, одного быка из серебра, один корабль, нос которого выложен золотом, Великий царь Табарна унёс из города Хаххи и передал Богине Солнца. Великий царь Табарна снял руки рабынь этого города с мельничных жерновов, и снял руки рабов этого города с серпов, и освободил их от несения повинностей и служб, развязал их пояса и передал их Богине Солнца города Аринны, моей госпоже. И я сделал эту свою статую из золота и её установил перед Богиней Солнца города Аринны. И стену внизу и вверху в её храме я серебром выложил.
Одну повозку с серебром царь города Тиманы Великому царю послал в дар, а я её передал Богине Солнца города Аринны. Две статуи из алебастра я передал Богине Солнца города Аринны.
Никто раньше не пересекал реки Пураны. А я, Великий царь Табарна, перешёл её вброд, и моё войско за мною следом перешло её вброд. Саргон тоже переходил её когда-то. Он поразил войска народа Хаххи, но городу Хаххе он ничего не сделал, и он его не сжёг в огне, и дыма от тех городов он не поднял к небесному Богу Грозы.
А я, Великий царь Табарна, уничтожил города Хассуву и Хахху, и я предал их огню, и дым от них поднял к небесному Богу Грозы. А царя города Хассувы и царя города Хаххи я впряг, как упряжных быков, в колесницу.
Так кончается таблица о мужественных деяниях Хаттусилиса.
**************************************************************************************
По сравнению с этим царём Хаттусилисом даже Чикатило выглядит как святой.
А сколько было таких бесноватых царей в истории человечества?! — Как донов Педро в Бразилии, и не сосчитаешь!
Особенно доставляет, конечно, как этот моральный урод выставляет себя в летописи эдаким служителем богини Солнца и тащит ей награбленные вещи, изображая богиню хозяйкой воровской «малины».
Комментариев нет:
Отправить комментарий