25 ноября 2023

О скифских "амазонках".

Н. А. Берсенева в статье "Женские погребения с оружием: реалии жизни или отображение социальной идентичности? (по материалам саргатской культуры)", ссылаясь на данные Е. Е. Фиалко, говорит, что в целом 25 % скифских погребений с оружием являются женскими. В хуннских могильниках Забайкалья «почти в половине из выделенных кластеров женских захоронений встречаются предметы вооружения».

Главным вопросом, занимающим исследователей, по-прежнему является следующий: участвовали ли женщины в реальных боевых действиях и в какой форме: на регулярной или случайной основе?

В пользу прямого участия в военных столкновениях скифских и сарматских женщин высказываются антропологи. На основании анализа среднедонских антропологических коллекций М. В. Добровольская предположила, что «амазонками» были женщины с гормональными нарушениями — «мужеподобные». Серьёзные травмы, которые могли быть получены во время боя, отмечены у женщин старше 40 лет.

Есть и иное мнение. Основываясь на исторических и этнографических данных, многие авторы полагают, что захоронение женщин с «мужскими» артефактами говорит об их повышенном статусе. Средневековых королев хоронили с оружием и в доспехах, что также было показателем их высокого положения. Исследователи считают, что оружие здесь скорее является статусным символом, нежели свидетельствует о действительном занятии или военных успехах той части мужчин или женщин, которая была погребена с ним. 

Н. А. Берсенева говорит, что на трёх женских черепах из могильников саргатской культуры зафиксированы следы военных столкновений, в том числе раны, нанесённые стрелами и холодным оружием, но из-за почти тотального разграбления могильников не удаётся выявить взаимосвязь между боевыми травмами и присутствием предметов вооружения в саргатских женских погребениях.

"Как же всё-таки следует интерпретировать это явление? Непосредственное участие некоторых женщин саргатской культуры в военных столкновениях можно признать доказанным на основании данных палеоантропологии и наличия предметов вооружения в женских захоронениях. При этом, судя по присутствию «комплекса лучника» в погребениях, женщины могли быть не только пассивными жертвами насилия, но и равноправными участниками боя".


В то же время, Н. А. Берсенева делает оговорки, что "масштабность их участия [в боевых действиях] следует всё же оценить как незначительную", что "существование каких-либо женских регулярных формирований археологическими источниками не подтверждается".

Интересно, а как оно может быть подтверждено, если даже от масштабной Куликовской битвы 1380 года почти ничего не сохранилось?

Комментариев нет:

Отправить комментарий