31 октября 2021

Парадоксы одомашнивания.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" приводит удивительные факты:

"По сравнению с дикими предками, размер мозга овцы уменьшился на 24% за десятитысячелетнюю историю её одомашнивания; у хорьков (одомашненных намного позже) мозг на 30% меньше, чем у диких чёрных хорьков; у свиней (sus scrofa) мозг на треть меньше, чем у их предков. На новом рубеже одомашнивания — аквакультуры — даже у выращенной в неволе радужной форели мозг меньше, чем у дикой форели".

Не говорит ли это о "поглупении" домашних животных, сравнительно с их дикими предками?

"Другое общее и поразительное морфологическое изменение домашних животных — неотения: относительно раннее достижение половозрелости и сохранение во взрослом возрасте большей части морфологических (особенно это касается черепа) и поведенческих черт, характерных для молодняка у диких предков".

То есть, у домашних животных более педоморфная конституция телосложения; они, по сути, так и остаются "детьми" в мире животных, никогда не становясь "взрослыми" особями.

Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) говорит, что первые государства на аллювиальных равнинах Месопотамии возникли не ранее чем 6 тысяч лет назад — через несколько тысячелетий после появления первых форм земледелия и осёдлого образа жизни в регионе. "Первые небольшие социально дифференцированные, собирающие налоги и окружённые стенами государства неожиданно возникли в долине Тигра и Евфрата лишь примерно в 3100 году до н.э., спустя более четырёх тысячелетий после первых одомашненных зерновых и элементов осёдлости".

Естественно, нам интересно знать, как люди жили более четырёх тысячелетий в долине Междуречья до образования первых "регулярных" государств. Д. Скотт относит их появление к периоду после 2100 г. до н. э., а те первые государства, возникшие ок. 3100 г. до н. э., были скорее полисами. "Государства возникали в последние столетия IV тысячелетия до н. э., прекрасным подтверждением чему является мощнейшее территориально-политическое образование Третьей династии Ура на юге Месопотамии примерно в 2100 году до н. э. До этого существовали политические формы с большим населением, торговлей, ремесленниками и, видимо, даже городскими собраниями, но сложно сказать, насколько эти признаки достаточны для строгого определения государственности".

30 октября 2021

Древние этруски и современные итальянцы

 ДРЕВНИЕ ЭТРУСКИ (геном из останков 2500-летней давности) 



Расстояние между популяциями условно изображено на графике.

ETR2, ETR5, ETR9 - древние этруски

TSI - современные итальянцы из Тосканы

IBS - современные испанцы и португальцы

CEU - современные белые американцы из штата Юта

GBR - современные британцы

FIN - современные финны

Этруски довольно близки к современному населению Тосканы. Однако, надо учитывать и то, что этруски ок. 500 г. до н. э. уже имели большую примесь индоевропейской "крови". 

Немного шокирует близость этрусков к современным испанцам и португальцам. Тут есть о чём задуматься. Архаическая Иберия полна тайн и загадок...

Амазонка и Ахилия.

 

Рельеф с женщинами-гладиаторами: Амазонка и Ахилия. Мрамор. Галикарнас. I-II вв. н. э. Лондон, Британский музей.

Римское государство, вместо петушиных боёв, на потеху забулдыгам, устраивало бои гладиаторов. В качестве "изюминки" на этих зрелищах выступали гладиаторы-карлики или гладиаторы-женщины.

К вопросу о появлении пустыни Сахара.

Есть такое мнение, что пустыня Сахара появилась из-за того, что люди разводили коз и овечек, которые буквально сожрали всю растительность, и с исчезновением буша (кустарников) началось наступление песков.

Как отмечает Д. Б. Прусаков: «раннеголоценовые западные «пусты­ни» Нижней Нубии и Египта, включая оазисы, отличались богатейшим животным миром, существование которого было бы невозможно без обильной растительности, в том числе древесной. Найденные кости и наскальные рисунки указывают на носорога, бегемота, слона, жирафа, крупный и мелкий рогатый «скот», эквидов (лошадиные), страуса, сре­ди которых промышляли хищники – крокодил, лев, каракал (пустын­ная рысь). На отдельных наскальных изображениях… видны «стада» в сопровождении «пастухов». К этому первобытному «пасторализму» некоторые исследователи приурочивали распространённые в бывших египетских саваннах россыпи больших тяжёлых камней с боковыми выемками или отверстием посередине, полагая, что эти «якоря» пред­назначались для привязывания пасущегося одомашненного скота… 

В ходе потепления раннего голоцена в среднем к VIII тыс. до н. э. увлажнение климата Африки создало та­кие естественные условия жизни в Сахаре и Сахеле (области саванн) к югу от неё, которые по качеству далеко превзошли всё, что могла дать людям пойма Нила.

Крито-минойские корабли.

Критские двух- и трёхмачтовые суда в своём большинстве, как правило, не превышали 15–16 м в длину и располагали 30-вёсельным гребным движителем. 

(Цит. по: Н. П. Писаревский, "Морское дело Греции II тыс. до н. э. в исследованиях современных зарубежных учёных".) 

Пережитки матриархата у монголов.

М. М. Содномпилова в статье "«Река начинается с родника, а родство – с дяди по матери»: группа нагасанар в монгольском социуме" говорит:

Брат матери нагаса является ключевой фигурой в системе социальных отношений в традициях всех народов монгольских народов, архаичных ритуальных практиках, показывает его высокий социальный статус в родственных взаимоотношениях, который даже превосходит статус родного отца ребёнка. 


Дядя по матери был ключевой фигурой в обрядах жизненного цикла, которые проводились по случаю рождения племянников/племянниц, их замужества или женитьбы. Нагаса имел ряд серьёзных обязательств по отношению к своим племянникам, детям сестры и, судя по многим бытовавшим в традиции некоторых монгольских групп обрядам, к самой сестре. Особенно тесными были взаимоотношения дяди и племянника, соответствующие отношениям зятя и тестя в период господства материнского родового уклада. Пережитки этих отношений, выраженные в форме разных обязательств дяди по отношению к племяннику, а также в фольклоре, сохранялись в традиции бурят в начале ХХ в. Обязательства нагаса начинались с рождения у сестры ребёнка. В традиции бурят посторонним строго запрещалось заходить в дом, где находился новорожденный. В этих целях у входа устанавливали разнообразные знаки запрета. При этом у агинских бурят исключение делалось для нагаса. «Агинские буряты говорят: “Нагасын тэнгэри ехэ” – “Небо дяди высокое”, что означает “Покровительство дяди большое”» [Гомбожапов, 2006, с. 68]. Сохранение этого обычая, вероятно, является реликтом социальных отношений, существовавших в эпоху матриархата.

29 октября 2021

Россия — баба, охочая на чужеземца.

Россия — мать-сыра земля, т.е. водо-земля по составу стихий. И она — «бесконечный простор». Россия — огромная белоснежная баба, расползающаяся вширь: распростёрлась от Балтики до Китайской стены, «а пятки — Каспийские степи» (по образу М. Ломоносова). 

Россия-баба ищет мужика, который бы её продраил по вертикали да крепко обнял-охватил обручем с боков, чтобы она не расползалась: заставой богатырскою, пограничником Карацупой, железным занавесом — бабу в охряпку... И этот мужик — чужеземец. Приглашает Россия варяга на порядок-форму и закон, из грек — правостояние православия, половца и турка с Юга притягивает, татаро-монгола с Востока. Потом немцы с Петра правили, грузин Джугашвили... 

Даже стратегия русских войн — от охоты России-бабы на чужеземца. Она его приманивает (поляка, француза, немца), затягивает в глубь себя: всегда не на границах ему отбой, а взасос его вовлекает — и уж тут, во глубине России, самый оргазм битв: летят головушки и тех, и других, орошают её топкое лоно огненной кровушкой, как спермою: им — смерть, а ей — страсть да сласть. Так ведь ещё в «Слове о полку Игореве» битва как свадьба видится, как смертельное соитие. Если германская тактика — «свинья», «клин» = стержень, то русская — «котёл», «мешок» — как вагина, влагалище.

(Георгий Гачев. Национальный Эрос в культуре)

О социальном перевороте на Иберийском п-ве в конце III тыс. до н. э.

António Carlos Valera в статье "Social change in the late 3rd millennium BC in Portugal: the twilight of enclosures" говорит, что самые древние ронделы на территории совр. Португалии датируются третьей четвертью 6-го тысячелетия до н.э. Однако в период позднего неолита (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и далее, ронделы, окружённые рвами, начинают становиться более многочисленными, особенно на южных равнинах Алентежу. В период энеолита, в первой половине III тысячелетия до н.э., количество рондел увеличивается ещё больше. Во второй половине III тысячелетия до н.э., и особенно в течение последней четверти, строительство рондел, уменьшилось, хотя некоторые из старых ещё действовали и некоторые новые были построены. Начиная с конца III тысячелетия до н.э. и далее, однако, эти традиционные неолитические и энеолитические ограждения перестали строиться, и подавляющее их большинство были заброшены или больше не использовались.


То же самое происходит и с погребальной архитектурой по всей стране. Старые мегалитические гробницы используются повторно, но новые монументальные сооружения больше не строятся. 

Несколько слов об экофеминизме.

Экофеминизм признаёт идею о том, что исторически, женщины больше обеспокоены экологическими проблемами, чем мужчины. 

Грета Тунберг

Французская писательница-феминистка Франсуаза д'Эбонн считается основательницей экофеминизма. 

Франсуаза д'Эбонн

Её работа "Феминизм или смерть" считается важной вехой в экологической философии и феминистском движении начала 1970-х годов. В книге она говорит об особой связи женщин с природой и призывает женщин к экологическому активизму.

О матрилинейности у кхаси, джайнтия и гаро.

Северо-восточная Индия - одно из тех немногих мест в мире, где до сих пор практикуется матрилинейная культура. Кхаси, джайнтия и гаро, самые ранние этнические общины штата Мегхалая,  представляют собой гомогенные, однородные группы, поскольку младшая дочь становится хранительницей наследия предков. Младшая дочь считается оченьь важным человеком в семье, поскольку именно она должна заботиться обо всей семье - своих родителях, детях и разведённых братьях, если таковые имеются. Если в семье нет детей-девочек, родовое имущество переходит к племяннице по материнской линии, так как по обычаю племени имущество должно оставаться в роду матери. Допускается усыновление ребёнка женского пола, предпочтительно из своего клана для продолжения семейного рода.

Племя кхаси придерживается аграрной культуры и образа жизни. Они практикуют сменную обработку земли и выращивание товарных культур выращивание. Они выращивают такие товарные культуры, как лист бетеля, орех бетеля, апельсин, кукурузу, просо и сладкий картофель. Хотя мужчины и женщины одинаково делят свои обязанности во время сбора урожая, больше ответственности лежит на женщинах. Женщины берут на себя контроль над финансами семьи и торговлей продуктами.

Любопытно, что кхаси хоронят своих мёртвых в "Джохатхамприом" - земле для погребения, а остатки костей собираются и хранятся в доме клана. Это напоминает неолитические практики погребения на Ближнем Востоке.

27 октября 2021

Траурные мысли.

+1 123 (за сутки) умерли в России от коронавируса (Источник).


Насколько я понимаю, теперь уже больше не будут объявлять общенациональный траур по погибшим. Потому что, если будет объявлен траур, например, по погибшим 500 пассажирам самолёта, разбившегося в авиакатастрофе, то возникнет закономерный вопрос: чем те 500 разбившихся пассажиров отличаются от 1123 погибших от коронавируса за вчерашний день? почему мы должны печалиться о смерти одних, и не обращать внимание на смерть других? 


Что было раньше: rāj или rājа?

Ра́джа (санскр. राज, IAST: rāja — «правитель») — индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя (в современных индийских языках, прежде всего, хинди, произносится чаще без последней «а» — rāj). Происходит, видимо, от санскритского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать» (из Википедии). 

Rāj - «правитель» — это, типа, как латинский rex. Тогда rājа - «правительница», по-латыни будет regina. 

Интересно, что же было раньше, — rāj или rājа, rex или regina?

Пока ещё никем не доказано, что индо-хараппская культура была патриархальной. Следовательно, можно предположить, что до вторжения ариев в городах долины Инда правили «блестящие» раджи-женщины. 


"Трёхступенчатый матриархат" у жирафов.

Самые высокие наземные существа преподнесли учёным сюрприз. В 1990-х жирафов считали не образующими постоянных связей, взаимодействующими между собой случайным образом. В 2000-х статус поменялся на «социально отчуждённых» – учёные видели, что жирафы придерживаются стадного образа жизни, но не понимали, по какому принципу они объединяются. Последние исследования этолога Бристольского университета Зои Мюллер показали – социальная жизнь жирафов, на самом деле, очень сложная и насыщенная.


Прорыв в изучении этих животных произошёл благодаря появлению дешёвых экшн-камер, что позволило собрать множество материалов об их жизни. Выяснилось, что жирафы придерживаются трехступенчатого матриархата, когда пара старших самок образует костяк семьи, их дочери рожают детёнышей и затем всё стадо занимается их воспитанием. Детёныши могут оставаться с матерью до 15 лет, однако самцов в подростковом возрасте изгоняют – они будут жить сами по себе, и лишь иногда приглашаться в стаю для спаривания с подросшими самками.

Хенджи задолго до Стоунхенджа.

Автор блога Old European culture в статье "Henges - Rondel enclosures" говорит, что мегалитический Стоунхендж (графство Уилтшир, Англия) первоначально представлял собой круглое ограждение из насыпей и рвов диаметром около 110 метров, с большим входом на северо-востоке и меньшим - на юге. Оно было датировано примерно 3100 годом до нашей эры.

Такие же хенджи строились и в Центральной Европе более чем за 1500 лет до появления хенджа в Англии. Эти сооружения называются ронделами.

В Центральной Европе известно около 120-150 неолитических земляных сооружений такого типа. По-немецки они называются Kreisgrabenanlagen ("круговые рвы"), или, по-другому, - "ронделы" (по-немецки Rondelle; иногда также "ронделоиды", поскольку многие из них не имеют даже приблизительно круглой формы). Они распространены в основном в бассейнах Эльбы и Дуная, на территории современных Германии, Австрии, Чехии, Словакии, а также прилегающих частей Венгрии и Польши. Они датируются первой половиной 5-го тысячелетия до н.э. и связаны с поздней культурой линейно-ленточной керамики и её локальными преемниками - культурами накольчатой керамики (среднедунайской) и ленгьельской (моравской расписной посуды). Самым известным и древним из этих круговых сооружений является Госецкий круг, построенный около 4900 года до нашей эры.

26 октября 2021

Любопытное дополнение насчёт таврокатапсии.

Игры с быком. Кносская (минойская, вверху) и тиринфская (микенская) фрески.

"Такие же изображения прыжка через быка обнаружены на вазе, найденной археологами при раскопке древнехеттского поселения на холме Хюсейндеде в Центральной Анатолии (провинция Чорум, Турция) и на цилиндрической печати в Алалахе, древнего аморейского города-государства, основанного около 2000 до нашей эры под названием Алахтум, находившегося в 25 километрах к востоку от современной Антакьи (город на юго-востоке Турции на месте древней Антиохии)". О. Логинов.

Тризна.

Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, что ацтеки принимали теонанакатл (божественный гриб) по случаю коронации Монтесумы в 1502 году, для празднования этого события. "Сырые грибы были поданы гостям, которых, как писал Дюран (1964), они словно лишили рассудка, приведя в состояние, намного худшее, чем если бы они выпили огромное количество вина. Участники пира были настолько пьяны, что многие расстались из-за этого с собственной жизнью. У них были видения и откровения, связанные с будущим, и летописцу казалось, что сам дьявол говорит с ними в их безумии".

Интересно, а не вкушали ли древние русы [1] какие-нибудь "божественные грибы" на поминальных тризнах? Дело в том, что вслед за ритуальным пиршеством устраивались игрища. Кое-что об этих игрищах мы знаем от древних римлян, которые превратили их в гладиаторские бои. А у этрусков игрища с военной тематикой были составной частью поминальной тризны. Об этом же говорит и этимология слова "тризна". У И. И. Срезневского под тризной подразумевается «борьба, состязание; страдальство, подвиг; награда; поминки». Некоторые исследователи (А. Мейе, П. Перссон, Ф. Ф. Фортунатов) считали исходным *trizna и сближали её с древнеисландским словом strið, означавшее «спор, война, беспокойство, мука».

25 октября 2021

Рождение - смерть - возрождение в одном символе "М".

Автор блога Old European culture в статье MAMA приводит изображение горшка с лицом, помещённым над тем, что выглядит как заглавная буква М...

Это сосуд из Железовце (Želiezovce), локального ответвления (группы поселений) культуры линейно-ленточной керамики (5500-4500 гг. до н.э.). На раскопках поселений ЛЛК (или LBK) встречаются и другие сосуды с подобной символикой.

Некоторые из горшков имеют два лица, обращённых в противоположные стороны. И снова над заглавной буквой М... 


О преемственности изобразительных форм.

Автор блога Old European culture в статье "So Indoeuropean" приводит изображения двух сосудов.

Neolithic Lengyel culture (5000-3400 BC)

 
Chalcholitic Baden culture (3600–2800 BC)

О духах Матери-Земли (на африканском материале).

ESENIA, автор блога "Gollandia", в статье "Дух Земли" говорит, что в современной Африке существует нигерийский культ духа Земли - Ала.

Дух Земли Ала, современный рисунок

Дух Земли Ала почитает племя игбо и другие племена языковой семьи Нигер-Конго. Ритуалы связаны с танцами, целью которых является пророчество в состоянии транса.


Проблема в том, - говорит ESENIA, - что научные исследования не разделяют толком, где - дух, а где - бог. Ту же Ала европейцы называют богиней-матерью Земли; но сами африканцы считают её духом и относят к категории духов аруси.

24 октября 2021

Сила слабых.

Источник - Marcus Brutus

"Можно указать на одно неоспоримое преимущество феминной половины перед мужской: где сильной половине нужно добиваться с трудом и часто провально в попытке достичь желаемого совершенства, женщина получает это одной возможностью своей имманентной природы. Это перевешивает всё; где мужчины одержимы вещами и идеями, постоянно испытывая фрустрацию, ощущение незаконченности и ограниченности конечного результата, там женщина достигает полноты и совершенства в своём деле. Это magnum opus, чудо, живой результат божественного события, приближающего её к акту Творца. Поэтому и невозможно говорить о равноправии полов, так как нельзя восполнить разрыв этого события, "священнодействия", которого лишена другая сторона. На этом понимании строился культ минойского матриархата и перед этим отступала любая возможность противодействия. Можно предположить, что все восстания и деяния маскулинности - лишь мстительность и попытка приблизиться к ремесленной полноте, что им не присуща по природе. Матери не нужно ничего доказывать или силой добывать признание в других глазах; всё это она уже имеет в полной мере, и нужно только проявить творческую заботу о самом ценном своём произведении. И как органична она в своём самопожертвовании, заботе и внимании, - даже самый талантливый зодчий не может осуществить такой уровень присутствуя и участия к своему проекту.

«Русские в чистом виде»

В культурном отношении поморов вполне можно назвать «русскими в чистом виде». Потому что Поморье, Архангельская область — это такая «морозилка» средневековой русской культуры и средневекового культурного кода.

Снимок Николая Авенировича Шабунина. Мезень. Начало XX века

По большому счёту, именно здесь был открыт живой русский эпос. Совершенно случайно в середине XIX века русский фольклорист и этнограф Павел Рыбников, который попал в ссылку в Олонецкую и Архангельскую губернии, вдруг обнаружил, что все эти былины исполняются. Когда Рыбников после своей первой экспедиции предоставил записи этих былин, в академических кругах к нему отнеслись как к шарлатану. Мол, всё это очень красиво, русский эпос, мы все его жаждем, но он не может существовать до сих пор! Где ты его взял, скомпилировал, написал?

«Great Grand Family»

Е. В. Антонова в статье "К проблеме формирования Бактрийско-Маргианского археологического комплекса" говорит, что по наблюдениям археологов на раскопках Алтын-депе, "среди семей, населявших один квартал, одна занимала особое положение. Её члены совершали ритуалы в помещениях с очагами особых форм и нишами. В этих обычаях можно усматривать продолжение энеолитических традиций".  

Я здесь усматриваю возможную параллель к тому, о чём говорилось в записи "Немного о культуре Винча". А именно: при раскопках поздненеолитического поселения Црквине в окрестностях села Стублине в районе Обреновац примерно в 40 км к юго-западу от Белграда (Сербия) обнаружены группы от 5 до 12 строений, которые могут указывать на существование "больших семей" с матриархом во главе. 

О букраниях в культуре Винча (2).

Я остался недоволен своей вчерашней записью (О букраниях в культуре Винча). Справедливо сопоставляя букрании культуры Винча с аналогичными букраниями Чатал-Хююка, я упустил из виду, что в Чатал-Хююке быки не являются самостоятельными "акторами", они всегда находятся в "связке" с женским божеством. Ниже можно увидеть, что головы быков расположены под стилизованным изображением богини в позе роженицы.

Стало быть, можно предполагать, что и в жилищах носителей культуры Винча рогатые головы быков устанавливась как компоненты единой картины, которую мы не можем видеть из-за отсутствия изображений богини. 

Теория Чарльза Тилли о происхождении государства.

Чарльз Тилли (Charles Tilly, 1929-2008, доктор философии, преподавал в Гарварде) в своей теории государства утверждает, что современные государства произошли от сообществ, которые сегодня мы бы назвали организованными преступными группировками (ОПГ).

Увидеть сходство с организованной преступностью не сложно, если обратиться к «Повести временных лет» или какой-то другой старинной хронике, которая преподносится нам как описание ранней стадии развития современных государств.

Многие политические образования на карте Европы появились благодаря варягам, которые вначале грабили. Приплывали и грабили, увозили с собой добычу. Потом создавали форпост на каком-то особенно удачном пороге, где проплывало особенно много купцов и вместо того, чтобы грабить купцов и убегать, можно было сидеть и грабить, а не увозить с собой награбленное. Потом они постепенно начинали осваивать окружающую территорию. Как князь Игорь, отправляясь в полюдье. Различие между обычным грабежом и полюдьем заключалось в том, что второй вид грабежа был относительно регулярным, да ещё и сопровождался формированием некоего представления о том, сколько в этот раз будет награблено. Между данью и грабежом в своей примитивной форме разница в основном та, что жертва знает сколько именно будет украдено в следующий раз и может даже обидеться, если будет украдено немножко больше.