18 апреля 2025

Крито-минойский монотеизм?

Нанно Маринатос, американский археолог греческого происхождения, специалист по минойской религии и иконографии, пишет: "Я изучала фрески на протяжении многих десятилетий, но только недавно мне стало очевидно, что рання точка зрения сэра Артура Эванса о существовании монотеизма в минойскую эпоху была по существу правой. Действительно, Акротири предоставил доказательства не многобожия, а существования одной-единственной Великой Богини женского пола".

Я примерно месяц назад высказывал противоположную точку зрения. Но кто — я, и кто — Нанно Маринатос?! Было бы в высшей степени опрометчиво с моей стороны, не прислушаться к мнению маститого археолога. Тем не менее, я пока воздержусь от перемены своей точки зрения. На мой взгляд, мнение Маринатос недостаточно обосновано и доказательно. 

17 апреля 2025

Кимвалы

Кимва́л (греч. κύμβαλον, лат. cymbalum), употребляется преимущественно во множественном числе, кимва́лы — парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок. В античности кимвалы — принадлежность оргиастических обрядов в культах Диониса и Кибелы. 

Delapoer Downing (1885–1902). Конец утомительного дня.

Здесь, на картине, мы как раз видим кимвалы с красными шнурками (для надевания на руки) и утомлённую девушку, плясавшую весь день в религиозном шествии . 

Балканско-древнеэгейский культурный дрейф.

По словам Харальда Хаармана, вторая волна арийской экспансии (см.: "Вторая волна арийской экспансии (ок. 3500 г. до н. э.)") привела к тому, что "между 4300 и 4100 гг. до н. э. сотни малых и крупных поселений в долине нижнего Дуная и восточной Болгарии были заброшены". <...> "Прерывание непрерывности поселений не обязательно означает разрыв с традициями предков, поскольку люди, которые оставили свои дома, поселились в других местах и продолжали жить со своими мировоззрениями и обычаями". <...> "Население выжило и оказало влияние на создание более поздних цивилизованных обществ". 

"Отсутствие одного из характерных маркеров староевропейского искусства и религии, статуэток, интерпретируется как признак перемен, охвативших общество Старой Европы. С началом бронзового века появление статуэток в археологических слоях резко сократилось и вскоре полностью прекратилось. Однако эта традиция, должно быть, каким-то образом сохранилась в культурной памяти староевропейцев, потому что вскоре после этого статуэтки стали производить снова, сначала на Кикладах, а вскоре и на минойском Крите".

Образ кикладской «озябшей» богини. Ноги слегка согнуты, руки прижаты к телу, лицо обращено к небу, как у позднейших греческих менад Диониса.

16 апреля 2025

О вождях культуры Варна.

Википедия сообщает, что в могиле №43 Варненского могильника "судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно вождь или жрец" (Источник).


Помнится, я спорил с Википедией и говорил, что это никакой не вождь, а кузнец. Я исходил из того, что в староевропейских общинах Гумельницкой культуры (
а культура Варна является локальным вариантом культуры Гумельницкой) не было вождей и вождеств, не было "вертикали власти"; это было эгалитарное общество. Но оказалось, что я был неправ. Признаю свою ошибку; лежачего не бьют.

Харальд Хаарман рассказывает об интенсивных торговых отношениях Старой Европы со Степью. "Для людей из Степи представлялись два варианта, чтобы обеспечить преимущества, предлагаемые движением товаров из Старой Европы в долгосрочной перспективе. Один из них заключался в интенсификации социальных отношений с земледельцами. Альтернативой был политический контроль над движением товаров и торговыми путями, по которым передавались товары и технологические знания. Этот курс был выбран небольшими группами степных кочевников, которые утвердились в качестве элиты среди староевропейцев в пограничном регионе".

Фесмофории.

Х. Хаарман говорит, что древнегреческом образе Деметры сохранились черты Великой Богини Старой Европы. Согласно мифической традиции, "светловолосая Деметра" (греч. ksanthe Demeter; "Илиада" V, 500) хотела оставаться независимой и не иметь ничего общего с богами Олимпа. Это, очевидно, указывает на её догреческое происхождение.

Древнейшим и важнейшим центром её культа был Элевсин. Замечание в "гимне Деметре" (2, 273-274), согласно которому ритуалы были организованы не людьми, а самой богиней, и, таким образом, были только продолжены греками, можно интерпретировать как указание на большую древность культа Деметры. Эти ритуалы "чрезвычайной древности" (Burkert 1985: 13), включая один, значение которого, даже по мнению греков классического периода, терялось в тумане доисторических времён: трёхдневный праздник, называемый Фесмофорией, который проводился в месяце Боэдромион (соответствующем сентябрю/октябрю) сразу после Великих мистерий Деметры. 

Геродот утверждает, что этот обряд был введён в Греции для пеласгийских женщин дочерьми Даная, мифического царя Ливии. Геродот также утверждает, что знания о Фесмофориях были почти утрачены после этнической чистки пеласгов дорийцами на Пелопоннесе. Он приписывает сохранение этой практики аркадийцам, которые пережили чистку.

15 апреля 2025

Менструальные хижины?

Среди других примеров догреческого субстрата, Харальд Хаарман указывает на thalamos — "комната, помещение".

"В древнейших греческих постройках домов таламос был отдельно стоящим круглым зданием во дворе", - сообщает Х. Хаарман.

Кажется, при раскопках на Крите были обнаружены миниатюрные модели таких строений.

Глинянная фигурка с изображением женщины, сидящей внутри некого дома или святилища, на крыше которого сидят животные.
  

Может быть, эти "святилища" на самом деле являлись менструальными хижинами?

"В более поздние периоды таламос использовался для других целей, а именно как кладовая", - добавляет Х. Хаарман. - "С догреческим субстратным словом таламос связано слово толос, которое обозначает ротонду с конической крышей".

Ну, толосы в крито-минойской культуре — это прежде всего круглые гробницы, здания, скажем так, ритуального характера (если принять во внимание регулярные поминки усопших родственников).

Мелкая торговля — дело женское.

Я задал вопрос в поисковике Яндекс: "челноками в 90-е годы были в основном женщины"?

Ответ пришёл незамедлительно: "Да, в 90-е годы челноками были в основном женщины. По некоторым данным, они составляли около 80% от всех челноков. В основном это были женщины интеллигентных профессий, например врачи и учителя".

"В начале 90-х годов, когда Советский Союз распался и границы открылись, многие люди потеряли работу и стали заниматься челночным бизнесом.

Одной из самых известных категорий челноков были женщины, которые отправлялись в Турцию, Польшу, Китай и возвращались с огромными клетчатыми сумками, набитыми самыми разными товарами: одеждой, сигаретами, алкоголем, детскими игрушками, парфюмерией, бытовой химией.

Они сами продавали товар на рынках, совершая при этом 2-3 поездки в месяц, каждая из которых приносила 100-200 долларов дохода.

Окончание этого движения пришлось на конец 90-х годов. Единичных торговцев стали сменять магазины и фирмы. Многие отошли от дел, а более предприимчивые стали торговать уже на других условиях" (Источник).


14 апреля 2025

Старая Европа глазами Марии Гимбутас.

Мария Гимбутас классифицировала общество Дунайской цивилизации как "матристическое" или "матрифокальное". Доказательством этого является тот факт, что статуэтки в подавляющем большинстве женские, и что божества, предположительно, тоже были женскими. Выводы Гимбутас подняли много шума. Спорным вопросом является концепция матриархата, против которой Гимбутас всегда решительно выступала: "Действительно, мы не находим в Старой Европе, как и во всём Старом Свете, системы автократического правления женщин с эквивалентным подавлением мужчин". Тем не менее, её критиковали, потому что она якобы "упорно отстаивала раннюю фазу матриархального общества" (Hodder, 2006: Чатал-Хююк - Рассказ леопарда. Раскрывая тайны древнего 'города' Турции).

Мария Гимбутас подверглась резкой критике за свои заявления, особенно со стороны историков-"царебожников". Эти "царебожники" предприняли интенсивные усилия по выявлению иерархических структур в обществе Старой Европы. Х. Хаарман говорит, что за исключением некоторых недоказанных (потому что недоказуемых) гипотез, все их попытки потерпели неудачу. К удивлению как сторонников теорий Гимбутас, так и скептиков, первоначальное яростное неприятие существования эгалитарного общества в конечном итоге превратилось в полную противоположность. Бывший заядлый критик концепции Гимбутас выразил своё удивление тем фактом, что археологические следы в поселениях Дунайской цивилизации не обнаруживают никаких признаков социальной иерархии, и что даже в мегапоселениях более позднего периода, в городах трипольской культуры, не прослеживается никакой дифференциации между богатыми и бедными домохозяйствами (Chapman, 2009: Дома, домохозяйства, деревни и протогорода в юго-восточной Европе).

Эгалитарная Старая Европа.

"Майзельс (Maisels) утверждал, что цивилизация в долине Инда вообще не была социально стратифицирована. "Цивилизация Инда... примечательна вдвойне: во-первых, потому что это было единственное сложное общество как античности, так и современного мира, которое функционировало без социальной стратификации и государства; и, во-вторых, в том, что должно быть связанным явлением, потому что это было аграрное общество, в котором деревни не были угнетены городами".

Этот подход, очевидно, подходит и для оценки социальной структуры Дунайской цивилизации, но, к сожалению, Майзельс не проводит эту связь.

Культурные области Дунайской цивилизации

13 апреля 2025

Средиземноморский генотип и пеласги.

Средиземноморский генотип

Харальд Хаарман в своей монографии "Тайна Дунайской цивилизации" связывает средиземноморский генотип с пеласгами и приводит многочисленные примеры из догреческого субстрата. Приведу здесь небольшой пассаж из его работы.

"... Греческое слово anassa 'госпожа (правительница)' также принадлежит к догреческому заимствованному слою. Это выражение показывает, что первоначальное значение (т. е. значение слово из староевропейского периода) изменилось; в иерархическом обществе Греции слова anassa стало обозначать элитный социальный статус, который не существовал в эгалитарном обществе Дунайской цивилизации. Можно было бы подумать об изначальном значении anassa в языке староевропейцев как 'глава матриархального клана'.

Одно из центральных понятий греческой общественной жизни, парфенос, тоже имеет староевропейское происхождение. Парфенос относится к молодой незамужней девушке. Название храма Афины на Акрополе, Парфенон, означает "дом девственниц". Для этого выражения не может быть выведено индоевропейское корневое слово, и предполагается, что оно имеет пеласгическое происхождение. 

В обществе Старой Европы молодая незамужняя женщина, очевидно, играла роль, равную по важности роли старшей женщины как хранительницы семьи и дома. Молодая женщина, как гарант преемственности последующих поколений семьи и клана, представляла будущее, тогда как статус старшей женщины (и матери) основывался на её роли как представителя клана в его нынешнем составе. В контексте погребальной культуры поразительно, что могилы молодых женщин и пожилых женщин в частности богаче ритуальными предметами (например, статуэтки) и артефактами с символическим значением (например, ткацкие принадлежности), чем другие могилы. "Самыми почитаемыми членами староевропейского общества были пожилые женщины, ... и девушки, которые, скорее всего, были членами наследственной линии или жрицами" (М. Гимбутас)."

Очевидно, данная староевропейская традиция дожила до времён Римской империи в форме почитания весталок.  

Сказ про Арравело, царицу-оскопительницу.

"У народов Сомали, относящихся к кушитской группе, существует чрезвычайно распространённое предание, которое отчасти параллельно истории о царице Савской. Его героиней выступает царица Арравело, которая правила древним царством, располагавшимся в Сомали, а по некоторым версиям, древним кушитским (или эфиосемитским) народом харла, жившим в области Харарге в Восточной Эфиопии. История про царицу Арравело является самой знаменитой темой в сомалийском эпосе, затмевающей предания о великих правителях и героях.

Предание об Арравело полно многочисленных деталей, обнажающих матриархальные глубины кушитской идентичности и, вероятно, всего афразийского горизонта, учитывая архаизм предания. Так, сообщается имя матери царицы Арравело Харамааньо, но имя отца, равно как и он сам, не упоминается. Это — черта, косвенно указывающая на партеногенез, свойственный циклу мифов о Великой Матери. Арравело была первой из трёх рождённых дочерей и в силу старшинства унаследовала право на царский престол.

Арравело сделала своё царство процветающим. При этом её главной идеей было установление радикального политического матриархата. Так, она приказала оскоплять всех пленников мужского пола, а женщинам повелела заниматься мужскими делами. Когда в Сомали наступила засуха, Арравело собрала женщин города Бураан и мобилизовала их на то, чтобы приносить в город воду и заниматься охотой, спасая горожан от голода и жажды и помогая пережить бедствие. Когда муж Арравело посетовал на то, что она занимается мужскими делами, она приказала всем женщинам Сомали жестоко подвесить мужей за гениталии и заставить заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством. После этого мужчины были покорены, а женщины взяли на себя ответственность за судьбу державы.

12 апреля 2025

Община без вождя.

В одном африканском племени есть правило. В племени есть человек на определённой должности. Название должности — "официальный лентяй". Этому человеку не надо заниматься никакой физической работой: всё, что он делает, это бездельничает. Более того, он может зайти в любую хижину и взять любую вещь, которая ему понравится. Может съесть всю еду в племени или плюнуть в общий котёл. Может любому дать в лоб и ему нельзя дать сдачи, ибо табу.

Но на самом деле этот официальный лентяй ничего подобного не делает и вовсе не из человеколюбия. Знаете почему?

Должность выборная на один год, ушлёпок думает о последствиях: в следующим году "официальным лентяем" может стать кто-то из тех, кого он обидел, и тогда тот его вообще будет бить каждый день! И всё племя старается не обижать друг друга, мало ли кто из них в следующем году может стать "лентяем".

В результате, не имея никакого репрессивного и контрольного аппарата, племя полностью обеспечивает себе внутренний порядок.

А вы говорите, дикари... (Источник).

Про слонов.

"Слонёнок при рождении слепой, и ощущать окружающий мир он в первое время может только при помощи своего хоботка. Слонятам повезло, что они существуют в матриархальном обществе, в котором главой группы являются самки. Мама-слониха и все самки стада помогают малышу и защищают, обеспечивая ему спокойную жизнь в диком Мире. Он долго находится под опекой. Только к десяти годам своей жизни набирает ту массу и размер, которые делают его неуязвимым для хищников. Окончательное формирование у этих животных происходит в 20-летнем возрасте" (Автор - Tamriko Gamari). 


11 апреля 2025

Китайская "фамилия" говорит о матриархате.

Автор паблика "Всячина о китайском" рассказывает о категории иероглифов с "женщиной", уходящей в глубокую древность.

姓 xìng фамилия; носить фамилию

Также переводится: 2) род; [происходить] из рода 3) состав семьи; дети, потомки 4) жизнь 5) называть; дать имя 6) Син (фамилия).

Обратите внимание, что "фамилия" состоит из двух элементов: женщина 女 + 生 shēng родиться, рожать. Последний компонент и смысловой и фонетический одновременно.

Впервые 姓 встречается в надписях на гадательных панцирях и костях Шан (1600-1045 гг до н.э.). С тех пор элементы в иероглифе не менялись. Как пишут сами китайские исследователи, этот иероглиф запечатлел тот этап в истории, когда кровное родство велось по материнской линии, матрилинейные и матрилокальные семьи всё ещё имели место, женщина почиталась как прародительница. Сначала знак использовался в качестве глагола "носить фамилию, "принадлежать роду".

Китайские фамилии, содержащие в себе элемент 女 ("женщина") относятся к древнейшим и, как правило, восходят к древним кланам Западной Чжоу (1045-771 гг до н.э.).

"Микенский" период на Крите.

"В настоящее время ортодоксальная точка зрения среди учёных состоит в том, что что период позднего Храма, 1470-1380 гг., был периодом, когда греки-микенцы заняли Кносс. 

Можно привести несколько аргументов в пользу микенского вторжения на Крит и микенского господства в Кноссе. Административные записи в то время велись на микенском греческом языке, а это означало, что правящая элита Кносса имела микенское происхождение. Похоже, что Лабиринт не получил серьёзных повреждений — ничего сложного в ремонте — так что захватчики планировали использовать город и Кносский храм в качестве своей штаб-квартиры для управления и контроля над Критом.

"Могилы воинов" позднеминойского II периода в Кноссе представляют собой совершенно новый тип захоронений с кинжалами, копьями, мечами и шлемами в качестве погребального инвентаря: гробницы состоят из целых арсеналов превосходного оружия. Они находятся недалеко от Кносса и считаются убедительным доказательством прибытия военного контингента с материка и превращения Кносса в микенский гарнизонный город.

Произошла смена стиля в отделке стен. На фресках этого периода в Кноссе изображены щиты в форме восьмёрки (в восточном крыле), подобные тем, что можно увидеть в Тиринфе, и грифоны (в Тронном святилище), подобные тем, которые можно увидеть по бокам более позднего микенского трона в Пилосе. Похоже, что эти художественные изменения можно интерпретировать как культурный имплантат, связанный с новой микенской элитой. Некоторые считают "Тронное святилище" в целом полностью микенским произведением из-за его совершенно чуждого, неминойского стиля" (Цит. по: Р. Каслден. Кносский лабиринт. Новый взгляд на "Дворец Миноса" в Кноссе).

10 апреля 2025

Крито-минойский "царь-жрец" под новым углом зрения.

 

"Царь-жрец" Артура Эванса.

The Guéréwol of the Wodaabe (Bororo), Fula

"Геревол — праздник выбора партнера у народности Вудабе (фульбе) в Нигере. На этом празднике молодые женатые и неженатые мужчины красятся и наряжаются, а также исполняют песни. Таким образом, по форме Геревол отдалённо напоминает конкурс красоты. Критериями красоты здесь выступают стройность, высокий рост, здоровые зубы и выносливость участников. Женщинам предоставляется право выбора понравившегося мужчины" (из Википедии). 

Кносс умер, но тело его живёт.

По сообщению Родни Каслдена, великий храм Артемиды в Эфесе, одно из семи чудес света, был построен Херсифроном и его сыном Метагенисом (Метагеном) примерно в 560–460 годах до н. э. Они были выходцами с Крита, родившимися и выросшими в Кноссе, в пределах видимости разрушающихся стен Лабиринта.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция.

Интересный пример того, как, казалось бы, мёртвая крито-минойская культура вдохновляет, "оплодотворяет" и творит многие века после своих "похорон". Это отчасти напоминает сюжет из древнеегипетского мифа, где мёртвый Осирис оплодотворил Исиду. 

09 апреля 2025

Крито-минойские бетили.

Родни Каслден пишет: "Артемида Эфесская, которой греки поклонялись примерно с 600 г. до н. э., была божеством эпифаний, то есть она обычно была невидимой, но могла появляться, чтобы верующие могли видеть и почитать её. Кибела тоже обычно была невидима, но иногда она проявлялась в каменном столбе, окружённом львами... Здесь существуют тесные связи с минойской богиней...".

Каменная колонна в гробнице в Арханесе, Крит.

Исследовали говорят, что такого рода колонны ничего не подпирали и были конструктивно излишними; видимо, они выполняли какие-то ритуальные функции.

Фото столба с вырезанными символами лабриса

Акрополь в Афинах и Лабиринт в Кноссе.

Родни Каслден приводит пример существования многовековой традиции, делая интересное сравнение между Акрополем в Афинах и Лабиринтом в Кноссе, хотя их разделяют тысяча лет и широкие воды Эгейского моря.

"Акрополь в Афинах занимает место поселения предков, небольшого убежища на вершине холма, и стал священным местом, когда город распространился по окружающей низменности. Лабиринт в Кноссе также стоит на месте поселения его предков: невысокий курган Кефала представляет собой телль эпохи неолита и ранней бронзы. У Акрополя был свой Панафинейский путь, подъездная дорога для процессий; в Лабиринте была своя Царская дорога и свой Коридор процессий. Главное святилище Акрополя, Парфенон, содержало колоссальную статую богини Афины высотой 10 метров, инкрустированную слоновой костью и золотом и стоившую тысячу талантов; в Лабиринте также было просторное Святилище Великой Богини с большой статуей божества в одном конце. У Афины, которую изображал Фидий, за золотым щитом был наполовину спрятан питон; многие фигурки богинь в Кноссе держали змей. За южным парапетом Акрополя находился Театр Диониса, место, предназначенное для религиозных драм; в Кноссе эту публичную церемониальную функцию выполняли Театральная площадь, а также Западный и Центральный дворы. Храмы и открытые пространства Акрополя были украшены множеством статуй, разных рельефов и живописных изображений; стены Лабиринта были столь же щедро украшены фресками.

Очевидно, было бы неразумно слишком углубляться в параллели и придавать им слишком большое значение. Минойский Крит ок. 1600 г. до н. э. и классическая Эллада в V веке до н. э. были двумя совершенно разными местами, но в афинском Акрополе есть отголоски кносского Лабиринта."

08 апреля 2025

Древнеегипетский Лабиринт.

На фресках времени царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону.

Minoans bringing tribute to Egypt from the tomb of Rekhmire the governor of Thebes and vizier under Tuthmosis iii and Amenhotep ii, ca 1400 bce

Это доказывает, вне всякого сомнения, что в бронзовом веке критяне и египтяне встречались и обменивались товарами и идеями. Египтяне бронзового века известны своим культом мёртвых и искусством мумификации. Можно предположить, что критяне разделяли эти знания и применяли их по-своему в Кноссе.

Оказывается...

Артур Эванс был не первым, кто раскопал "дворец" в Кноссе. Критский купец Минос Калокайринос с декабря 1878 года по февраль следующего года выкопал 12 пробных траншей в центре холма Кефалы. Однако в феврале 1879 года местный критский парламент вмешался, чтобы помешать Калокайриносу раскопать Кносс; опасались, что его находки могут быть вывезены с острова и размещены турками в Императорском музее в Стамбуле.

К сожалению, как это часто бывает у людей, "что имеем не храним, потерявши — плачем". Большая частная коллекция Калокайриноса, полученная им во время первых раскопок, была уничтожена во время боёв с турками в 1898 году, когда сгорел его дом недалеко от гавани Ираклиона. Его записи о раскопках тоже были утеряны.  

07 апреля 2025

О "мегароне царицы" во "дворце" Кносса.

Тёмную маленькую комнату, которая находится за стеной тронного зала (Throne Room), Артур Эванс назвал "мегароном царицы" (Room of the Woman's Seat). 


Родни Каслден в своей монографии "Кносский лабиринт. Новый взгляд на "дворец Миноса" в Кноссе" говорит, что на дно светового колодца царицы попадало очень мало света. Темнота и крайнее уединение этого места делали его скорее похожим на тюремную камеру, чем на царские апартаменты. Трудно представить себе, чтобы какая-либо царица добровольно подчинилась, не говоря уже о том, чтобы выбрать жить в таких угнетающих условиях.

Далее Р. Каслден отмечает, что точно такое же "полуподвальное" месторасположение имеют аналогичные комнаты и во "дворце" Феста. То есть, это не случайно, а вполне закономерно.

Существует дополнительная проблема с различием, проведённым Эвансом, проведённым Эвансом, между размещением мужчин и женщин в этих предполагаемых царских покоях. Относительно небольшие комнаты цариц подразумевают, что в минойском обществе женщины считались менее важными, чем мужчины. На самом деле археологические данные свидетельствуют об обратном. 


"Дворец мёртвых" Вундерлиха.

В 1970-х годах Ганс Вундерлих выдвинул альтернативную интерпретацию ритуального комплекса в Кноссе, порождённую понятным недовольством объяснением Эванса о здании как о царском дворце. Вундерлих указывал на такие особенности, как явная неэффективность планировки комнат и коридоров. Посетителям, входившим во "дворец" с запада, приходилось делать длинный крюк на юг и восток, чтобы попасть в центральный двор. 

Вундерлих утверждал, что ориентация здания противоречит классической традиции. Римляне ассоциировали восточные ворота, porta praetoria, с прибытием, хорошими новостями и удачей, однако восточный вход в Кноссе, похоже, был не более чем чёрной лестницей. У римлян западные ворота, porta decumana, ассоциировались с уходом, несчастьем и даже смертью; когорты традиционно выходили на битву через эти ворота Рима. Тот факт, что западный вход в Кносс, по-видимому, был более важным, подчёркивает связь со смертью. Исходя из этого, Вундерлих лабиринтный входной коридор как блокировку направления с запада, предотвращая проникновение злых сил во внутреннее святилище.

Особым дополнительным аспектом, который Вундерлих привнёс в Кносскую проблему, были его геологические знания. Особенно его озадачивал своеобразный выбор строительных материалов. Когда Вундерлих присмотрелся к сохранившейся облицовке стен и полов "дворца", он увидел, что это мягкий гипс. Основная проблема гипса в том, что он не пригоден для покрытия пола, так как быстро изнашивается под поступью обутых ног. Ещё труднее объяснить его использование на полах и стенах т. наз. "люстральных бассейнов", если понимать их как комнаты для ритуальных омовений; вода, пролившаяся из ванн, быстро разрушила бы гипсовые полы. Очевидно, "люстральные бассейны" имели какие-то иные функции.

06 апреля 2025

Лепили деревенские женщины?

"Хотя керамика Камареса в основном была найдена во дворцах, сейчас предполагается, что она производилась в сельских центрах", - пишет Оливер Дикинсон в своей монографии "Эгейский бронзовый век".  

Критские сосуды стиля Камарес. XIX-XVIII вв. до Р.Х.


"Сопливый" царь Артура Эванса.

 Когда Артур Эванс раскопал этот трон во "дворце" Кносса, 

Символика в гипсовом престоле, а - гипсовый престол в Престольном святилище, б - горная вершина на изображении горного святилища на ритоне из Като-Закро.

Гарриэт Бойд написала в своём дневнике, что Эванс сразу назвал каменное сиденье «троном Ариадны», а углубление напротив – «ванной Ариадны». Широкое формованное сиденье трона, как объяснил Эванс, скорее всего, было предназначено для женских бёдер, а не для мужских.

"Вход в Тронный зал осуществляется через тёмный  вестибюль, без окон и с довольно низким потолком, и в нём царит мрачная, безрадостная и клаустрофобная атмосфера. Кажется, оно едва ли достаточно велико, чтобы служить тронным залом в каком-либо известном смысле этого слова. Размеры Тронного зала составляют всего 6 на 4 метра, то есть размер средней европейской гостиной комнаты в квартире. Трудно представить себе великого царя города-государства, не говоря уже о верховном царе, который обладал властью над большей частью Эгейского моря, довольствуясь тронным залом такого крошечного размера" (Цит. по: Каслден, Родни. Кносский лабиринт. Новый взгляд на "дворец Миноса" в Кноссе).

Plan of the Throne Room Suite (after Evans, Palace of Minos IV, figure 877)

Тронный зал. "Эванс установил над адитоном световое окно с колоннадой, чтобы свет проникал с верхнего этажа, но нет никаких оснований полагать, что это было частью первоначального проекта", - говорит Родни Каслден.