06 апреля 2025

"Сопливый" царь Артура Эванса.

 Когда Артур Эванс раскопал этот трон во "дворце" Кносса, 

Символика в гипсовом престоле, а - гипсовый престол в Престольном святилище, б - горная вершина на изображении горного святилища на ритоне из Като-Закро.

Гарриэт Бойд написала в своём дневнике, что Эванс сразу назвал каменное сиденье «троном Ариадны», а углубление напротив – «ванной Ариадны». Широкое формованное сиденье трона, как объяснил Эванс, скорее всего, было предназначено для женских бёдер, а не для мужских.

"Вход в Тронный зал осуществляется через тёмный  вестибюль, без окон и с довольно низким потолком, и в нём царит мрачная, безрадостная и клаустрофобная атмосфера. Кажется, оно едва ли достаточно велико, чтобы служить тронным залом в каком-либо известном смысле этого слова. Размеры Тронного зала составляют всего 6 на 4 метра, то есть размер средней европейской гостиной комнаты в квартире. Трудно представить себе великого царя города-государства, не говоря уже о верховном царе, который обладал властью над большей частью Эгейского моря, довольствуясь тронным залом такого крошечного размера" (Цит. по: Каслден, Родни. Кносский лабиринт. Новый взгляд на "дворец Миноса" в Кноссе).

Plan of the Throne Room Suite (after Evans, Palace of Minos IV, figure 877)

Тронный зал. "Эванс установил над адитоном световое окно с колоннадой, чтобы свет проникал с верхнего этажа, но нет никаких оснований полагать, что это было частью первоначального проекта", - говорит Родни Каслден. 

"Эванса терзали мучительные сомнения относительно этой тёмной камеры", - продолжает Родни Каслден. - "Отсутствие по-настоящему роскошных комнат на нижнем этаже заставило его предполагать их наличие на несохранившихся верхних этажах. В южной части Западного крыла Эванс обнаружил плохо сохранившийся участок около 14 квадратных метров, где минойское здание было разрушено в результате возведения более позднего греческого храма. Эванс разобрал остатки храма, который, по его мнению, был храмом Реи, и использовал камень, чтобы построить впечатляющую лестницу, ведущую на второй этаж.

Эти "Южные Пропилеи" — одна из самых неудачных реконструкций Эванса.


То, что он создал, совершенно отличается по ориентации и замыслу от оригинальной минойской архитектуры. На фотографиях раскопок очень чётко видно, что на месте нынешней лестницы не было никакой лестницы, поэтому лестницу строить не следовало. Однако, возможно, худшим аспектом реконструкции является совершенно вводящее в заблуждение предположение, которое внушается посетителю: предположение, что здесь находился грандиозный церемониальный вход на верхний этаж дворца, где, если бы только время и судьба сохранили всё в первозданном виде, нас ждали бы великолепные царские апартаменты. Эванс изо всех сил старался показать, что над тёмными подвалами на первом этаже западного крыла могли располагаться целые анфилады покоев поистине роскошных размеров".

Итак, мы видим, что крито-минойский царь буквально держится на соплях, которые Артур Эванс развесил на своих раскопках в Кноссе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий