05 апреля 2025

Параллели между "дворцом" в Кноссе и неолитическими хенджами (2).

В продолжение записи "Параллели между "дворцом" в Кноссе и неолитическими хенджами (1)".

Джеймс Уитли в своей монографии "Кносс: миф, история и археология", сравнивая крито-минойские "дворцы" со староевропейскими хенджами, замечает с сожалением:

"Чего нам не хватает в Кноссе в этот период (1950 - 1490 гг. до н. э.), так это любого количества костей животных — костей крупных домашних животных, таких как овцы, козы, свиньи или крупный рогатый скот — которые могли бы предполагать забой для "пира". <...> Тем не менее, огромные площади "дворца" (включая западные склады) были отведены под хранение продуктов питания в больших пифосах".

Фото с раскопок А. Эванса

 "Среди сосудов для питья представлено огромное разнообразие чашек".

Минойские керамические чаши, изготовленные около 3800 лет назад.

От себя я ещё добавлю, что в Кносском дворце археологи обнаружили первую в мире одноразовую посуду.

Чашка, показанная здесь рядом с современным одноразовым стаканчиком, была сделана минойцами. Фотография: Trustees of the British Museum/PA

"Тысячи конических глиняных чаш без ручек были обнаружены на археологических раскопках на острове и в Кносском дворце", - говорится на сайте The Guardian. Там же сообщается, что эти чашки использовались для питья вина.

Вполне возможно, что центральный двор ритуального комплекса в Кноссе представлял собой аналог неолитических хенджей. Именно на дворе происходило то, ради чего собирались люди во "дворце". Некоторые интерпретировали эти собрания как нечто вроде "праздников урожая". Возможно, "прыжки через быка" (таврокатапсии) были связаны с этими сезонными сборищами. Пастухи пригоняли стада домой на зиму и показывали своё удивительное искусство. Я знаю, что центральный двор 
— не самое лучшее место для проведения таврокатапсий, но, так или иначе, на дворе происходило что-то важное; может быть, ритуальные танцы типа радений, с экстатической одержимостью и пророчествами... Таврокатапсии могли проводиться и в каком-то ином месте. Ходили же афиняне пешком в Элевсин (или Элефсис), который был расположен в 20 км от Афин. Кстати, там же они могли готовить "шашлыки", - сначала выпивали, а потом закусывали. 

Тема совместных трапез чрезвычайно важна для понимания "механизмов" общежития в до-государственных обществах. О степени её важности можно судить хотя бы по тому, что "вечеря любви" (по сути, аналог архаических совместных трапез) занимает в Евангелии центральное место.


Очевидно, совместные трапезы в архаических обществах являлись важнейшим "механизмом", соединяющим людей  в одну общину. "По тому узнают все, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", - говорил Иисус Христос. Отсюда совместные трапезы ранних христиан назывались "вечерями любви".

В общем, сегодня сделан большой шаг вперёд в постижении матриархата. Найден один из важнейших регуляторов социальной напряжённости внутри матриархальных обществ. 

Может быть, спросят: а почему это коллективные трапезы должны относиться к феноменам матриархата? Ну, наверно, потому что они по духу диаметрально противоположны патриархальной "пирамиде власти", где одни едят, а другие работают.

Царская монархия в изображении революционной сатиры. 1901 год.

Очевидно, в крито-минойском обществе все трудились, а при наступлении праздника все трудящиеся собирались на пир. А кто не работал, тот и не ел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий