Мария Гимбутас классифицировала общество Дунайской цивилизации как "матристическое" или "матрифокальное". Доказательством этого является тот факт, что статуэтки в подавляющем большинстве женские, и что божества, предположительно, тоже были женскими. Выводы Гимбутас подняли много шума. Спорным вопросом является концепция матриархата, против которой Гимбутас всегда решительно выступала: "Действительно, мы не находим в Старой Европе, как и во всём Старом Свете, системы автократического правления женщин с эквивалентным подавлением мужчин". Тем не менее, её критиковали, потому что она якобы "упорно отстаивала раннюю фазу матриархального общества" (Hodder, 2006: Чатал-Хююк - Рассказ леопарда. Раскрывая тайны древнего 'города' Турции).
Мария Гимбутас подверглась резкой критике за свои заявления, особенно со стороны историков-"царебожников". Эти "царебожники" предприняли интенсивные усилия по выявлению иерархических структур в обществе Старой Европы. Х. Хаарман говорит, что за исключением некоторых недоказанных (потому что недоказуемых) гипотез, все их попытки потерпели неудачу. К удивлению как сторонников теорий Гимбутас, так и скептиков, первоначальное яростное неприятие существования эгалитарного общества в конечном итоге превратилось в полную противоположность. Бывший заядлый критик концепции Гимбутас выразил своё удивление тем фактом, что археологические следы в поселениях Дунайской цивилизации не обнаруживают никаких признаков социальной иерархии, и что даже в мегапоселениях более позднего периода, в городах трипольской культуры, не прослеживается никакой дифференциации между богатыми и бедными домохозяйствами (Chapman, 2009: Дома, домохозяйства, деревни и протогорода в юго-восточной Европе).
Тот же эксперт по символической археологии, который руководил раскопками в Чатал-Хююке с 1993 года, фактически определил неолитический социальный порядок в Чатал-Хююке как эгалитарный с центральным положением женщин — в основном в соответствии с теорией Гимбутас (Hodder 2004: Женщины и мужчины в Чатал-Хююке, в Scientific American, январь 2004, стр. 76-83). То, что Ходдер называет "центральной, но сбалансированной ролью женщин" в Чатал-Хююке, Гимбутас описывает как "гиноцентрическое" (в центре мать/женщина) для Старой Европы.
Домохозяйства староевропейских поселений указывают на семью как на основную социальную единицу, и она, вероятно, включала членов трёх поколений (бабушек и дедушек, родителей, детей). Это предположение подтверждается конфигурацией домов, которые были расположены блоками или вокруг центральных дворов. Жилые комплексы отдельных кланов могли состоять всего из нескольких домов, но они также могли включать большее количество построек с жилыми и хозяйственными помещениями, а также мастерскими и хлевами для скота. Некоторые из домов были так тесно сгруппированы, иные жилые комплексы (одно- и двухэтажные) производят впечатление современных кондоминиумов.
![]() |
Кондоминиум Парца, Банат. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий