14 апреля 2025

Эгалитарная Старая Европа.

"Майзельс (Maisels) утверждал, что цивилизация в долине Инда вообще не была социально стратифицирована. "Цивилизация Инда... примечательна вдвойне: во-первых, потому что это было единственное сложное общество как античности, так и современного мира, которое функционировало без социальной стратификации и государства; и, во-вторых, в том, что должно быть связанным явлением, потому что это было аграрное общество, в котором деревни не были угнетены городами".

Этот подход, очевидно, подходит и для оценки социальной структуры Дунайской цивилизации, но, к сожалению, Майзельс не проводит эту связь.

Культурные области Дунайской цивилизации

На основании того, что мы знаем сегодня, мы можем предположить, что Дунайская цивилизация тоже была эгалитарным обществом. Этот вывод подтверждается определёнными фактами и условиями в археологических слоях неолита и медного века в Юго-Восточной Европе. Отсутствуют показатели, типичные для иерархических социальных систем: по-видимому, нет дифференциации между богатыми и бедными в дизайне и содержании могил; отсутствуют знаки отличия правителей; и в поселениях нет величественных зданий (например, дворцов или домов для членов элиты). Несмотря на их разногласия по другим аспектам, среди археологов существует консенсус в том, что общество Старой Европы не было иерархически структурированным. Только с приходом степных кочевников впервые произошли радикальные социальные изменения" (Цит. по: Харальд Хаарман. Тайна Дунайской цивилизации. Открытие древнейшей цивилизации Европы).

Хорошо сохранившийся неолитический нож. Лезвие изготовлено из кремня и прикреплено к деревянной рукояти берёзовым дёгтем. 3800-3500 гг. до н.э. Нож найден в свайном поселении в Ванген-Хинтерхорне, Боденское озеро, Германия.

Оба — и Майзельс, и Хаарман — совсем упустили из виду крито-минойскую цивилизацию, которая тоже была эгалитарным обществом, и притом не менее сложным, чем цивилизация в долине Инда. Впрочем, Хаарман позже вспомнил про ближневосточную культуру Халаф, расцвет которой пришёлся на период между 5200 и 4000 гг. до н. э. Для такого рода культур он предложил термин "ойкуменная модель цивилизации", в пику "государственной модели цивилизации". Термин "ойкумена" происходит от древнегреческого слова oikoumene, которое относится к миру, населённому людьми со схожим менталитетом, культурой и языком. В модели ойкумены цивилизующие институты развивались без необходимости в центральной политической власти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий