"Майзельс (Maisels) утверждал, что цивилизация в долине Инда вообще не была социально стратифицирована. "Цивилизация Инда... примечательна вдвойне: во-первых, потому что это было единственное сложное общество как античности, так и современного мира, которое функционировало без социальной стратификации и государства; и, во-вторых, в том, что должно быть связанным явлением, потому что это было аграрное общество, в котором деревни не были угнетены городами".
Этот подход, очевидно, подходит и для оценки социальной структуры Дунайской цивилизации, но, к сожалению, Майзельс не проводит эту связь.
![]() |
Культурные области Дунайской цивилизации |
На основании того, что мы знаем сегодня, мы можем предположить, что Дунайская цивилизация тоже была эгалитарным обществом. Этот вывод подтверждается определёнными фактами и условиями в археологических слоях неолита и медного века в Юго-Восточной Европе. Отсутствуют показатели, типичные для иерархических социальных систем: по-видимому, нет дифференциации между богатыми и бедными в дизайне и содержании могил; отсутствуют знаки отличия правителей; и в поселениях нет величественных зданий (например, дворцов или домов для членов элиты). Несмотря на их разногласия по другим аспектам, среди археологов существует консенсус в том, что общество Старой Европы не было иерархически структурированным. Только с приходом степных кочевников впервые произошли радикальные социальные изменения" (Цит. по: Харальд Хаарман. Тайна Дунайской цивилизации. Открытие древнейшей цивилизации Европы).
Оба — и Майзельс, и Хаарман — совсем упустили из виду крито-минойскую цивилизацию, которая тоже была эгалитарным обществом, и притом не менее сложным, чем цивилизация в долине Инда. Впрочем, Хаарман позже вспомнил про ближневосточную культуру Халаф, расцвет которой пришёлся на период между 5200 и 4000 гг. до н. э. Для такого рода культур он предложил термин "ойкуменная модель цивилизации", в пику "государственной модели цивилизации". Термин "ойкумена" происходит от древнегреческого слова oikoumene, которое относится к миру, населённому людьми со схожим менталитетом, культурой и языком. В модели ойкумены цивилизующие институты развивались без необходимости в центральной политической власти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий