17 апреля 2025

Балканско-древнеэгейский культурный дрейф.

По словам Харальда Хаармана, вторая волна арийской экспансии (см.: "Вторая волна арийской экспансии (ок. 3500 г. до н. э.)") привела к тому, что "между 4300 и 4100 гг. до н. э. сотни малых и крупных поселений в долине нижнего Дуная и восточной Болгарии были заброшены". <...> "Прерывание непрерывности поселений не обязательно означает разрыв с традициями предков, поскольку люди, которые оставили свои дома, поселились в других местах и продолжали жить со своими мировоззрениями и обычаями". <...> "Население выжило и оказало влияние на создание более поздних цивилизованных обществ". 

"Отсутствие одного из характерных маркеров староевропейского искусства и религии, статуэток, интерпретируется как признак перемен, охвативших общество Старой Европы. С началом бронзового века появление статуэток в археологических слоях резко сократилось и вскоре полностью прекратилось. Однако эта традиция, должно быть, каким-то образом сохранилась в культурной памяти староевропейцев, потому что вскоре после этого статуэтки стали производить снова, сначала на Кикладах, а вскоре и на минойском Крите".

Образ кикладской «озябшей» богини. Ноги слегка согнуты, руки прижаты к телу, лицо обращено к небу, как у позднейших греческих менад Диониса.

И далее Х. Хаартман говорит о миграции староевропейского населения с материка на острова Эгейского моря. "Это не была массовая миграция. Скорее, это была миграция небольших, но влиятельных групп, которые восстановили культурную и социальную структуру старого общества, как только они прибыли в новое окружение. Они взяли с собой на свою новую родину знакомые культурные ценности и идеи староевропейского аграрного общества". 

"После потрясений, вызванных арийской иммиграцией в Юго-Восточной Европе, на Кикладах возродилась староевропейская культурная традиция. Во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. кикладская культура, которая до этого была довольно незаметной, пережила значительный подъём. В 3-м тысячелетии до н. э. то, что было захолустьем Старой Европы, превратилось в процветающий культурный ландшафт. Существует хронологическая прогрессия от культуры Старой Европы к культуре Киклад. Развёртывание культурной жизни на Кикладах является возрождением, продолжением и дальнейшим развитием древнего наследия, перенесённого из материковых регионов Балкан в Эгейское море".

И в заключение Х. Хартман делает, на мой взгляд, довольно слабую попытку связать крито-минойский лабрис с культурным дрейфом из Старой Европы. На самом деле, мы видим лабрис в ближневосточных неолитических культурах Чатал-Хююка и Халафа. Мне кажется, лабрис пришёл на Крит вместе с переселенцами из Анатолии, задолго до культурного дрейфа из Старой Европы.

Впрочем, Х. Хартман делает весьма ценное замечание, проводя параллель между бабочкой и двулезвийным (двусторонним) топором. Он говорит, что если обыкновенный двулезвийный топор ещё можно представить в виде оружия, то двойной двулезвийный топор не функционален ни как инструмент, ни как оружие.

Бронзовый лаврис из дворца в Като Закро. 2-я половина XVI в. до н. э.

Здесь единственным важным аспектом является внешняя форма, которая стилизует чешуйчатый вид двухслойных крыльев бабочки. Ну и, конечно, Хартман приводит несколько крито-минойских изображений лабриса в виде бабочки.


В качестве послесловия, я напишу здесь пару мыслей, которые пришли мне на ум после ознакомления с работой Х. Хаартмана.

Как известно, классические греки, жители Аттики, называли пеласгов "пеларгами" (буквально "аистами"). Не отразилась ли в этом названии историческая память о том самом "дрейфе" носителей культуры Дунайской цивилизации с территории Юго-Восточной Европы на острова Эгейского моря?

Этот "дрейф" напоминает мне аналогичный средневековый культурный дрейф на острова. После падения Западной Римской империи и варваризации общества, недорезанные учёные люди спасались бегством в Ирландию и Венецию ("от дураков — подальше"). Это привело к культурному расцвету Ирландии, которая одно время была известна в Европе как "остров святых и учёных". 

К тому же, ирландское общество было ещё и самым свободным обществом в Европе. Там, как и в Шотландии, долго держалась клановая система, и каждый лидер клана был царём и богом на своей земле. Родовое устройство сохранялось чуть ли не до XVll века. Английские Тюдоры разрушили древнюю гэльскую аристократию Ирландии, но свободолюбивый дух ирландцев очень ярко проявился даже в XX веке. Я смотрел несколько ирландских фильмов на историческую тематику, и там у них все ирландцы как наши Стеньки Разины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий