08 марта 2022

Великая тайна воды.

"В традиционной патриархальной символике "воды" аналогичны женскому началу: их общий древний символ — перевёрнутый треугольник ▼, очертаниями напоминающий женский лобок и вульву", - говорит Юлиус Эвола, и тут с ним можно согласиться.

Я давно уже заметил, что вода "дружит" с камнем: ключи бьют из-под камней, и в углублениях на камне (т. наз. «божии следки», т. е. следы ноги Божьей Матери) собирается целительная "живая вода". А камень, в свою очередь, "дружит" со змеями; змеиные мотивы встречаются довольно часто на каменных стенах мегалитических сооружений. В качестве примера, я приведу здесь пару изображений мегалитов Гёбекли-Тепе.

Гораздо чаще на стенах дольменов можно увидеть волнистые линии, и там совершенно невозможно понять: то ли это змеи, то ли это стекающие струи воды.

Связь воды со змеями принципиально важна. Потому что вода - это "кровь" Земли, кровь женщины - древней богини Геи. Интересно, что первенцами Геи, появившимися на свет в первый миг творения, были титаны и титаниды. Ещё более интересно, что Ономакрит представил титанов «виновниками страстей Диониса». 

Матриархальные корни Мирового Дерева.

В. Тёрнер в своей монографии "Символ и ритуал" (1983) пишет:

"Так, я показал [2, с. 21—36], что дерево мудьи, или молочное дерево (Diplorrhincus mossambicensis),— центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Замбии — на своём нормативном полюсе представляет женственность, материнство, связь матери с ребёнком, девочку-неофита, проходящую посвящение в зрелую женственность, специфический матрилинидж, принцип матрилинейности, процесс изучения «женской мудрости», единство и прочность общества ндембу, а также все ценности и достоинства, присущие различным отношениям — семейным, правовым и политическим,— контролируемым матрилинейными родственниками".

Просто поразительно, насколько это описание близко культуре Древнего Египта!

Богиня предлагает Воды Жизни писцу Пэй 19-й династии

Где - Замбия, и где - Египет? Между ними - тысячи километров, а мифология - одна и та же. Я уже говорил о том, что смоковницы (или фиговые деревья) и финиковые пальмы почитались священными деревьями на Ближнем Востоке. Из-за чего? Из-за того, что они, как матери-кормилицы, питают своими плодами и людей, и животных. Тут уже заключена целая натурфилософия. Можно написать "евангелие от растения". Кстати, наш культуролог В. Гачев как раз и написал монографию под таким названием.

А что там в Микронезии?

Федеративные штаты Микронезии. 

В данный регион входят вулканические острова Яп [1] и группа атоллов к востоку от них. Несколько последних десятилетий среди населения атоллов возникла тенденция переселяться на Яп. Дело в том, что сначала немецкие колонизаторы, а затем японцы и сменившие их американцы построили на Япе патриархальную "вертикаль власти". Организация промышленных предприятий (заготовка копры, добыча фосфатов) означала переход к ним значительной части земли и знакомство населения с товарно-денежными отношениями. Вследствие этого произошёл раскол туземного традиционного общества на богатых и бедных. На Япе образовалась каста "тузов", которые стали обращаться с жителями атоллов как с "шестёрками", которых можно "бить". В терминах традиционного этикета эти роли позиционировались как «родители — дети». Но это не меняет сути дела: родители тоже бьют своих детей. 

А. А. Лебедева в статье "Современные этносоциальные процессы на западе Каролингских островов" сообщает:

"Прибывшие отрабатывают право на своё проживание, расчищают посадки своего вождя, оказывают ему различные услуги. Так, когда патрон одной из моих информанток с атолла Фаис лежал в больнице, она готовила ему еду (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 14). В качестве натуральной платы самыми распространёнными и ценимыми предметами остаются тканые лава-лава — несшитая поясная одежда, изготавливаемая женщинами (The Cambridge history of the Pacific Islanders 2008: 103; Petrosian-Husa 2005: 15; Лебедева 2018: 24; Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 14). Если посчастливится устроиться на работу, могут платить и деньги, но случается это редко. Рынок труда на Япе очень невелик, учитывая игрушечные размеры острова и немногочисленные места административных служащих, учителей, врачей, заняты преимущественно самими япцами. Считается, что встречные «обязанности» вождя по отношению к подопечным — оберегать их, разрешать конфликты, но из контекста ясно, что они номинальны (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 18).

В действительности положение приезжих более чем шаткое. Это видно уже из того, что они не строят дорогих, рассчитанных на долгое время домов, их жилища из максимально дешёвых и доступных материалов. Так, в деревне ифалукцев дома состоят из столбового каркаса, обшитого кровельным железом. Крошечные хижины фаисцев порой представляют собой просто спальное место, защищённое стенами и крышей (рис. 1). Земля не является их собственностью, и, строго говоря, даже не арендована. Они проживают здесь по соглашению, которое может быть расторгнуто в любой момент. В любой момент им могут сказать “убирайся!”» (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 15, 18)."

Рис. 1. Хижина в компаунде фаисцев. Фото А. А. Лебедевой

07 марта 2022

Сардинская "чаша Грааля"?

Этот с виду простой глиняный горшок (олла) на самом деле не так-то прост: учёные считают, что жители острова Сардиния эпохи нурагов использовали подобные сосуды для дистилляции - то есть, для перегонки алкогольных напитков.


Тут, очевидно, должен быть ещё один горшок, который устанавливался сверху. Эта технология мне хорошо известна, так как моя бабка была самогонщицей и я с раннего детства всё видел своими глазами. Ещё и снег зимой таскал для охлаждения, чтобы лучше происходила конденсация паров. 

Горшок на фотографии происходит из нурага Настаси (или Анастаси) и относится к XIV-XII векам до н.э. Нураги - это большие каменные башни, которые сардинцы строили со второй половины II тысячелетия до н.э. до VIII века до н.э. Вокруг этих башен образовывались деревни. Но вот точное предназачение нурагов пока неясно.

Сардинские нураги

Кажется, жители этих нурагов были любителями "зелёного змия"...

Интересный вопрос: а в какой мере арийское нашествие на Старую Европу было спровоцировно наличием спиртных напитков у неолитических земледельцев? Где-то я читал, что анты и склавены "ломанулись" на территорию Византии в VI веке из-за того, что у греков было много "бухла", то есть вина из винограда. На севере же делали "мёд" из диких ягод, но он бродил слишком долго и его было слишком мало. Может быть, и в более древние времена мужики двигались с севера на юг в поисках "чаши Грааля" с нескончаемой выпивкой?

Путь Бобра.

В погребении рубежа X-XI веков, открытого археологами в Васильках Владимирской области, были обнаружены модели бобровых лап.
 
Лапы находятся в собрании Исторического музея в Москве.

Их вылепили из глины, но обжигать не стали. Это значит, что их изготовили только для погребальной церемонии. Зачем же их положили в могилу? Точного ответа на этот вопрос нет.
 
Попробую я погадать на кофейной гуще... Как известно, в семье бобров царит матриархат, то есть главой семьи является исключительно самка. Если в тех местах, где археологи нашли эти лапы [1], существовал культ бобра, то - вполне возможно - этот культ был матриархальным. И, далее, представляем себе этот культ по аналогии с христианством. Иисус Христос говорил: "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь" (Ин. 14:6). Примерно то же самое мог говорить и бобр. Иисус говорил ученикам: "следуйте за Мной". И бобриное "спасение" могло заключаться в пути по его следам. Эти-то следы мы и видим в погребении. Они свидетельствуют о том, что умерший (или умершая) при жизни подражал(а) бобрам. У бобров есть чему поучиться. Бобр - добр. Бобры являются вегетарианцами. Вегетарианство - это уже начало духовной жизни. Бобры - "трудоголики", они строят плотины и живут в домиках-хатках посреди своих плотин. Активный образ жизни бобров приходится на вечернее время суток и ночь. И ведьмы (те, кто "ведают" силу трав и заклинаний) тоже днём спят, а по ночам бдят.
 
Конечно, моё толкование бобриных лапок весьма и весьма спорно. Но другого-то и вовсе нет! Учёные лишь предполагают, что это предмет культа, хотя и очень загадочный. Дальше этого расплывчатого определения они не идут. Я сделал шаг вперёд, на свой страх и риск.
 
--------------------------------------------------------------------------
 
[1] Территория распространения таких предметов в Восточной Европе ограничена лишь Ярославской и Владимирской областями. В Западной же, за исключением единичных экземпляров в Швеции, подобные находки были сделаны на Аландских островах в Балтийском море.

06 марта 2022

Эгалитарные хороводы.

Laura Shannon в статье "Language of the Goddess in Balkan Women’s Circle Dance" обращает внимание на женские ритуальные танцы.

Adrienne Stein. «Канун дня святого Иоанна»

Она справедливо замечает, что существуют "мужские" и "женские" танцы. Мужские танцы, как правило, соревновательные. Женские танцы, наоборот, лишены соревновательного духа [1]. Все движения в них - простые и лёгкие, так что эти танцы доступны абсолютно всем, даже детям. В "женском" танце главное - не победа, а участие. В "женском" танце, точнее говоря - в хороводе, осуществляется, во-первых, инкорпорация всех членов общины в единое "тело", и, во-вторых, в центре круга образуется священное пространство, а свято место, как известно, пусто не бывает. 

"Круги танцующих фигур - чаще всего женских - изображались на протяжении тысячелетий в наскальной живописи и фрагментах керамики в Европе и на Ближнем Востоке. Изображения танцующих женщин появляются уже уже в 14 000-12 000 гг. до н.э., с заметным изобилием в период с 7 000 до 4 000 гг. до н.э, что полностью совпадает с распространением сельского хозяйства", - говорит Laura Shannon.

Божественный андрогинизм.

Мария Гимбутас утверждает, что, что главное божество Старой Европы - Великая Богиня - представляется андрогинной и, будучи андрогином, это божество является верховным творцом, который создаёт всю жизнь из себя самого (в отличие от индоевропейской Матери Земли, которая должна быть оплодотворена мужским божеством, чтобы породить жизнь). 

В качестве иллюстрации здесь можно обратиться к образу древнеегипетского божества Атум, которое воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Мягко выражаясь, Атум "сочетался" со своей рукой, или, грубо говоря, подрочил и "кончил" себе в рот, а затем выплюнул изо рта близнецов влагу — Тефнут и воздух — Шу, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут, а от них — Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

"Венера" из Ренанкура.

Исключительно интересная фигурка "венеры" найдена в слое с органическими остатками, которые были радиоуглеродно датированы 23 000 лет назад, на доисторической стоянке Ренанкур в Амьене, на севере Франции.

У этой "венеры" из Ренанкура есть удивительная "причёска", представленная сеткой из тонких надрезов, похожих на те, что имеются у "венеры" из Брассемпуи (Ланды), также известной как "Дама с капюшоном".

Venus de Brassempouy- 24000-26000 B.P.

28 февраля 2022

Патриархат.net

"Патриархальная семья с самого начала формируется как некая суверенная держава, во внутреннюю жизнь которой не вправе вмешаться никто. В точке своего возникновения эта семейная община, объединив в себе несколько поколений родственников, а вмести с ними и многих, кто не связан кровными узами, возникает как абсолютно самостоятельное, независимое начало, которое вынуждено исключительно собственными силами обеспечивать свое существование. Собственно, это и есть социум в миниатюре, самостоятельный социальный организм, над которым (первоначально) нет никакой другой формы организации", - говорит Е. Д. Елизаров в своей монографии "Великая гендерная эволюция".

Назовём это описание "классическим патриархатом". Такой патриархат имел место быть в самой ранней истории греков и римлян. Домохозяин - царь и бог, и никто ему не указ. 

Понятное дело, что с появлением государства такой "классический патриархат" совершенно исчез. Ну какой ты, нахер, патриарх, если какой-нибудь полоумный император Калигула убивал всех, в ком подозревал наличие ума, здравого мышления. Чтобы сохранить свою жизнь, патриархам надо было играть унизительную роль шутов гороховых. 

То, что мы имеем сегодня, нельзя назвать ни патриархатом, ни матриархатом. Если отцов и матерей государство лишает родительских прав и отбирает у них детей, это значит, что сами отцы и матери - лишь номинальные хозяева детей, над которыми возвышается настоящий Хозяин - Левиафан. Ситуация напоминает современное землевладение, по которому единственным и полноправным хозяином всей земли является государство, а люди владеют землёй лишь с "санкции соответствующих органов", которые выдают разрешительные "бумажки" на владение земельным участком, при соблюдении определённых условий, в частности, ежегодной уплаты налогов в государственную казну.  

Пришлось согласиться с "МД-шниками".

С высказываниями представителей "Мужского движения" о том, что современная Россия является "матриархальной" страной, можно согласиться лишь в одном отношении. В России женщины численно преобладают над мужчинами. На начало 2020 года в России на тысячу женщин в среднем приходится 866 мужчин. Стало быть, и электорат состоит в основном из женщин. Так что, власть в России выбирают они. Они же и в школах работают, где, как правило, размещаются избирательные участки. Как пишет автор блога "Жизнь обычной школы" в статье "Почему учителя всегда работают на избирательных участках?", "Покорность и пластичность, которые у большей части педагогического сообщества вырабатываются из-за неуверенности и запуганности, сделали из педагогов идеальных членов и секретарей разных избирательных кампаний!"

Источник картинки.

 

27 февраля 2022

Примета времени.

Валерий Соловей говорит (11:22), что "спрос на оккультные услуги в Москве колоссален, и вы с удивлением обнаружите, что в первом ряду — это чиновники, а точнее — их жёны, жёны чиновников". 

Значит, скоро грядут большие перемены. "Красному калению" в политике всегда предшествует "белое каление" в оккультизме. Тут можно вспомнить "оккультный бум" в России накануне февральской революции 1917 года и аналогичный "оккультный бум" в СССР накануне "перестройки".  


 

Гопники — арии — пассионарии...

"Зачем гопнику работать и развиваться, если он всегда может всё отобрать или на крайний случай уничтожить соседский дом? Гопнику нужно хорошее оружие. Больше он ничего делать не умеет и не хочет" (mubarizoruc)

Очевидно, это сказано про древних ариев, которые, оседлав лошадей и вооружившись "до зубов", устремились в культурно развитую матриархальную "Старую Европу". 

Причём, здесь надо чётко отличать гопников от мужчин традиционных обществ. Взять хотя бы саамов в качестве характерного примера. Их мужчины столетиями и тысячелетиями совершали сезонные миграции с оленями по "кругу" и никогда не выходили за пределы этого "круга". А почему арийские пастухи, вместо хождения по "кругу", устремились на запад по прямой линии? Говорят, типа, что произошли там, в евразийских степях, какие-то климатические изменения, то-ли похолодало, то ли, наоборот, стало слишком сухо, и они "снялись" со своих насиженных мест в поисках лучших пастбищ для скота. Интересно, что в 80-х годах XX века жесточайшая засуха погубила 90 % рогатого скота племени химба, но химба никуда не ушли со своих насиженных мест в пустыне Калахари. Химба умирали от голода, но при этом никого не грабили. Наверно Лев Гумилёв сказал бы, что химба - не пассионарии. Ну, а что такое эти "пассионарии"? Может быть это специальный научный термин, который Гумилёв придумал для обозначения гопников?

Антропологический этюд.

Вот вопрос: а могут ли такие няшки-милашки существовать вне весьма специфичного культурного окружения?


Или поставим вопрос несколько иначе: могли ли существовать такие экземпляры рода человеческого, допустим, 100 000 лет назад? Или 1 000 000 назад? 

Очевидно, что нет. 

Современная антропология определяет человека исключительно по "мясу", даже по строению скелета, и в этом отношении она не видит никакого различия между человеком и обезьяной. Но мы-то видим это различие! Пролегает бездонная пропасть между этими "инопланетянками" ангелоподобной внешности и обезьянами. Хотя, например, профессор Моррис Гудмэн, руководитель исследований ДНК шимпанзе при университете Уэйна в Детройте) полагает, что, согласно данным генетического анализа, к роду Homo следует причислять также обыкновенного шимпанзе и бонобо (Homo troglodytes и Homo paniscus соответственно). 

Каннибализм как терроризм.

Вообще говоря, я крайне скептически и критически отношусь ко всем сообщениям о каннибализме. Ну, наверно, потому что подавляющая часть этих сообщений исходит не из академических трудов по этнографии, а, так сказать, из "непроверенных источников". Но вот - в серьёзной монографии Е. Д. Елизарова "Великая гендерная эволюция" - читаю: 

"В июне 2013 телевизионный эфир потрясли кадры, на которых боец сирийской оппозиции поедает внутренности своего врага, правительственного солдата".

Поверим Елизарову и допустим, что это были не постановочные кадры. Предположим, что там имел место акт ритуального каннибализма. Но меня совершенно не устраивают "объяснялки" этого людоедства. Обычно говорят, что каннибалы верят в то, что если они съедят сердце своего врага, то они сами станут таким же храбрыми. Это, типа, магия такая. Но здесь концы не сходятся. Боец сирийской оппозиции наверняка питал глубочайщее отвращение к своим врагам. Наверно, вкушать "ливер" своих врагов не пришло бы в голову даже умирающим от голода ленинградским блокадникам. Тем более, бойцы Красной армии не стали бы есть "требуху" эсесовцев, чтобы впитать в себя арийский дух. Короче, магия тут работает.

Остаётся лишь два варианта истолкования каннибализма. 

Согласно первому варианту, к которому я более склоняюсь, публичный каннибализм (а Д. Елизаров привёл пример именно публичного каннибализма, снятого на видеокамеру, чтобы демонстрировать это urbi et orbi («городу (Риму) и миру»)) - это один из способов устрашения врагов. Боец сирийской оппозиции боится, очень боится правительственных солдат. И он, поедая внутренности одного из них, посылает другим недвусмысленный "месседж": "берегитесь, мрази, не попадайтесь мне на глаза, иначе и вас постигнет та же участь!" 

26 февраля 2022

Патриархальная семья как "бизнес-проект".

Недавно в статье "Семья в исторической ретроспективе" я говорил о том, что патриархальная семья — это основной институт частной собственности в первую очередь. В этом отношении показательно, как говорит Гаврила в фильме "Бумбараш": "Вон у меня — дом, мануфактура, статуэтки, корова, картины, телёнок, свечки, гуси, поросёнок, жена…". То есть, семья — это summum bonum (лат. "высшее благо") патриарха, его микрогосударство, в котором он - царь и бог. 

А что на сей счёт говорит этимология?

"Этимологические справочники говорят, что в русском языке слово «семья» представляет собой форму существительного, образованного от праславянского «сЪмь» («работник», «слуга», «домочадец», даже «раб»). Суффикс uj-а > ьj-а сообщает корню собирательный смысл, благодаря чему в исходном значении она объединяет в себе два признака: «живущих вместе» и автономную «административно-хозяйственную единицу». Оба признака нейтральны по отношению к родству, к крови, объединяемые ими лица могут быть совершенно чужими друг другу" (Источник).

Похоже на то, что в патриархальной семье родовые отношения отступают на задний план, а на первое место выходит своего рода "бизнес-проект". Я недавно смотрел видеоролик про одного финского предпринимателя, который на своём хуторе построил большую птицеферму, и там у него всё автоматизировано, остаётся лишь яички собирать с конвейера да складировать их перед погрузкой в автофуру, которая приезжает два раза в неделю. Вместе с тем финном проживает одна молодая русская женщина, которая помогает ему в бизнесе. Кажется, она просто сожительствует с ним, но, в принципе, довольна своей жизнью и своим положением в финской семье. Может быть, там у них нет никакой любви, но ей выгодно жить с ним, и ему выгодно иметь молодую помощницу. Наверно, раньше, в старой крестьянской России, было очень много такого рода браков. На невесту смотрели как на лошадь, чтоб она была молодая, сильная, здоровая, чтоб от неё была польза в хозяйстве. 

25 февраля 2022

"Мазки" фаллосом на картине микенской культуры.

"В одном из святилищ микенской цитадели сохранилась живопись – очень интересная фреска, которая изображает, как две богини стоят лицом друг ко другу, а между ними две маленькие человеческие фигурки - одна черная, другая белая, но совсем схематично нарисованные. По всей видимости, это души умерших или сами умершие. И, наверное, одна присуждается ко второй смерти, а другая – к новой жизни. Это изображение открыто и описано Нанно Маринатос. Под ними на скамье находится тоже женщина, возможно, царица, в длинной одежде, и она как бы совершает некий обряд почитания вот этим двум великим богиням. Это похоже на Крит, но это новая форма", - говорит проф. А. Зубов в лекции 72 "Религия микенского мира". 

Фреска из святилища микенской цитадели. Археологический музей Микен

Хотя ахейское общество считается патриархальным, но, как видно, религиозные культы в нём - "старообрядческие", матриархальные. Это напоминает нам эпоху Петра Первого в России, где были православные храмы и монастыри, однако правящая элита уже не разделяла эту "хрестьянскую" веру. У них были свои, превратно понятые "европейские ценности".


Можно видеть, как новые патриархальные ценности "прорезаются" в микенской культуре. 

"Окукливание" минойской культуры в микенской Греции (2).

Греки-ахейцы, покорив земли Эллады, не были культуртрегерами, они не принесли с собой культуру. Очевидно, ахейское общество представляло собой аналог позднейшей татарской орды, а ордынцы, как мы знаем, собственно-ордынского культурного наследия после себя не оставили. Их столицу — Сарай — строили зодчие, которых татарам удалось "заарканить" в Хорезме. Таким же образом ахейцы использовали строителей из числа местных пеласгов и жителей Крита для сооружения своих храмов и дворцов. Крито-минойский стиль этих построек сразу бросается в глаза.

Тронный зал мегарона в Микенах. Реконструкция. (R. Castleden. The Mycenaeans. London: Routledge, 2005. P. 174)

Этот тронный зал удивительно напоминает трёхчастные крито-минойские святилища. В Пилосе сохранилась живопись тронного зала, как и в Кноссе.

Фреска из дворца Нестора. Пилос
 
Грифон. Фреска из «Тронного зала» дворца в Кноссе

"Но всё это, в отличие от Кносса, закрыто. В Кноссе тронный зал открыт, дворец не имеет стен, в него можно войти. Наверное, там была какая-то охрана, но, по крайней мере, он не был отсечён от мира. А здесь те же сюжеты, но в отсечённом от мира пространстве", - говорит проф. А. Зубов в Лекции 72 "Религия микенского мира".

Я не могу себе представить религиозных головорезов, тем более поклоняющихся божествам покорённых племён. Другое дело — местные женщины, которые "по старинке" и по традиции продолжали исполнять культы своих предков. Скорее всего, именно для них и строились все эти копии древних святилищ. Но, что очень важно, - строились они внутри цитаделей царей-ванаксов, дабы "освящать" царскую власть. Для этой же цели "утилизировались" и служительницы Богини. А. Зубов подчёркивает, что потния – это и Великая Богиня, и супруга царя. Наверно имелось в виду, что царь находился как бы "под юбкой" у Богини, и она простирала свой "покров", свой омофор над его царством. Таким образом, всякий восставший против царя приравнивался к богопротивнику.  

24 февраля 2022

Алмазы рождаются в жерле вулкана.

"Если бы мужчины знали, как сложно этому миру достаются люди, они бы никогда не затевали войны !!!" (Юра Иванов)

"Нам нужен матриархат! Чесслово. Не шучу. Достали они уже! Какие-то всё войны, войны, убийства людей. Вы охренели, мужики?!" (Галя Царёва)


 

"Окукливание" минойской культуры в микенской Греции.

Проф. Андрей Зубов говорит, что на микенских табличках из Пилоса 

"встречается имя «Божественная Мать», Матере тейя. Естественно, «матере» – это, как вы понимаете, «мать», «тейя» – божественная, от теос, бог. Её же, видимо, именуют Сито Потинийя – Владычица хлеба. Потинийя – «Госпожа». «Сито» – это греческое слово, обычный термин, и эпитет «Хлебная» прилагался в классическую эпоху к Деметре. Поэтому, кстати говоря, мы знаем, как ставится ударение. Отсюда и наше слово «сито».

По определению Ф. Шахермайера, автора замечательной книги «Минойская культура древнего Крита» (Fr. Schachermeyr. Die minoische Kultur des alten Kreta. Stuttgart,1964), и по определению А. Тойнби (A. Toynbee. Hellinism. The History of Civilisation. London, 1959), микенская культура – это «культура-сателлит» минойской. То есть это спутник минойской культуры. Но, как очень хорошо говорит Тойнби, черты лиц этих двух культур сходны, а выражения лиц - разные.

Действительно, все основные позиции одни и те же – дворец, дворцовые святилища, Богиня-Мать. Всё это очень похоже. А выражения лиц разные. «В микенском искусстве природа чаще всего обращена к человеку своей трагической, внушающей ужас и отчаяние стороной», – отмечает Ю.В. Андреев, очень тонкий ценитель и знаток микенской религии (Ю.В. Андреев. В ожидании «греческого чуда», с.17). 

Когда мы бродим по залам великолепного археологического музея Афин или музея в Микенах, то мы видим эту другую сторону культуры. Крит дворцовой эпохи, то есть до 1450-го года, не знал крепостей. На Крите не было крепостей, что вообще удивительно для древних цивилизаций. Но мы знаем, что стенами Крита были его корабли, был его флот - дубовые борта минойских галер защищали остров. Флот был столь велик и могуч, что ни один внешний агрессор не мог достичь цветущих долин и великолепных дворцов Крита - ни египтяне, ни переднеазиатские народы, ни народы Балкан. Поэтому на критских фресках мы видим сцены танцев, сбора цветов – то есть совершенно открытых священнодействий. Это мир гармонии, красоты и покоя, который нам очень нравится. На фресках из Акротири (остров Тира) изображены играющие обезьяны. Мы видим красивых женщин, которые смотрят на те или иные представления, пусть даже религиозного характера. Мир красив.  

Глиняные фигурки танцующих женщин. Палекастро. XIV в. до Р.Х.
Гераклеон. Археологический музей. Зал X

Минойская фреска из Кносского дворца. XVI-XV вв. до Р.Х.
Гераклеон. Археологический музей. Зал XV

23 февраля 2022

Мужикизм Юлиуса Эволы.

"Согласно традиционному символизму, сверхъестественный, сверхприродный, спиритуальный принцип всегда рассматривался как «мужское начало», как «мужчина»", - говорит Юлиус Эвола в главе "Мужчина и женщина" из книги "Восстание против современного мира".

Я считаю фантасмагорическими, оторванными от реальности, такие фразы, в которых даётся характеристика большим категориям населения. Когда берутся в целом, например, русские (или евреи, немцы, "белые", "красные", католики, православные, либералы, фашисты и т. д.), и они наделяются одинаковыми свойствами, это всегда выглядит как бред сивой кобылы. Потому что русские — очень и очень разные, и нельзя всех "грести под одну гребёнку". Также и евреи, и все другие представители больших категорий населения.

То же можно сказать и о мужчинах. Все они чрезычайно разные; некоторые из них отличаются друг от друга как небо от земли; бывают такие "кадры", гуманитарное расстояние между которыми больше, чем расстояние между иными людьми и обезьянами; многие мужчины, грубо говоря, и срать рядом не сядут. 


Глядя на этого мужика, слова Эволы о том, что сверхъестественный, сверхприродный, спиритуальный принцип всегда рассматривался как «мужское начало», как «мужчина», представляются не соответствующими реальности. Увы, но не вижу я вокруг себя мужчин-брахманов. Они, безусловно, есть, но их доля среди общего количества мужчин исчезающе мала. Поэтому мне кажется, что Ю. Эвола здесь выдаёт желаемое за действительное. Ну с чего он взял, что духовность всегда была присуща только мужчинам? Это его голословное заявление ни на чём не основано. Оно похоже на политический лозунг. "Согласно традиционному символизму"... Хм... А откуда идёт его "традиционный символизм"? Из патриархальных арийских Вед. Но арии были не "всегда".

О первобытной соборности бушменов.

«...смысл соборности – «все важны». Не все равны, а все важны, что даже самый, на первый взгляд, лопух на самом деле может очень круто помочь.
[...] Вместе – значит все независимо ни от чего. Вот кто-то здоровый бычара, а кто-то слабее. И что, бычара прогонит слабого? Нет, он не должен так делать, он должен знать, что если придёт беда, то слабый ему поможет.»
Источник - kot_begemott
 

У Редьярда Киплинга есть интересное стихотворение — "Боги азбучных истин". Там есть такие строки:

Проходя сквозь века и страны в обличье всех рас земных,
Я сжился с Богами Торжищ и чтил по-своему их.
Я видел их Мощь и их Немощь, я дань им платил сполна.
Но Боги Азбучных Истин — вот Боги на все времена!

Я не знаю, сыграет ли в ящик современная техногенная цивилизация и как скоро это случится, но если, в конце концов, после всех катаклизмов останется на Земле "святой остаток" (как в фильме "Прекрасная зелёная"), то, наверно, оставшиеся люди будут чтить Богов Азбучных Истин. И в этом смысле они уподобятся первобытным бушменам, которые чтут тех же Богов. Боги Азбучных Истин суть Альфа и Омега, начало и конец. А в середине алфавита — гниль одна. Какая ныне буква на дворе? Омикрон? Далеко ли ещё до Омеги?
 

22 февраля 2022

Тёмный лик.

Помнится, ещё в прошлом веке, в году примерно 1986-м, я впервые увидел Библию. Книга была примерно 100-летней давности, дореволюционного издания, изрядно "зачитанная" и потрёпанная, с потемневшими и пожелтевшими страницами. Кажется даже, что от неё исходил какой-то специфический запах, как будто он неё "пахло" церковью... Не сказать, чтобы это был запах Святого Духа, но, определённо, какой-то дух от неё исходил... 

Был у меня в те времена один знакомый пенсионер, который подрабатывал переплётом книг. Тогда по рукам ходило много "самиздатовской" литературы, и он превращал пачку машинописных листов в аккуратного вида книжку, с твёрдыми обложками вместо папки канцелярской. Ну и вот - чёрт меня дёрнул - решил я отдать Библию этому мужику, чтоб он привёл её в "божеский вид"...

Лучше б я этого не делал. Потому что Библия, после того как она была обрезана со всех сторон, совершенно утратила свой прежний дух. Раньше издали было видно, что это — священное Писание, а теперь, после "реставрации", по внешнему виду эта книга ничем не отличалась от других книжек. В моих глазах она сильно упала в цене. И я, притом же, ещё и заплатил свои деньги переплётчику, за то что он, "обновив" книгу, лишил её прежней "ауры".

Этот случай я вспомнил, когда прочитал о том, как знаменитая «Чёрная Мадонна» в ходе реставрации Шартрского собора стала белой...

В 2017 году Шартрский собор открылся после десятилетней реставрации, но уже без Чёрной Мадонны. Дева Шартрская стала светлой. Многие посетители собора были возмущены и даже шокированы случившимся. В печати и в интернете появились статьи возмущённых верующих  под общим заголовком «Осквернение Шартра».

Вот такие дела... В религии не нужно слишком много света. Свет мешает воображению. А воображение в религии играет наиважнейшую роль. Ибо именно через воображение проявляются архетипы коллективного бессознательного. Неслучайно самые древнейшие святилища находились во глубине пещер. Да и православные христиане - сознательно или бессознательно - всегда строили свои храмы "пещероподобными", чтоб там поменьше света было и побольше тьмы.

Вход в коптскую церковь.


21 февраля 2022

Топоры сарматских "амазонок".

В статье С.А. Яценко "Сарматские женские погребения с топорами I–III вв. н. э." говорится о том, что "в женских могилах кочевых сарматов европейских степей в I – середине III в. н. э., особое место занимают топоры". <...> "Исследователи сарматов считают такой редкий у этих групп кочевников в римское время предмет, как топор, одним из атрибутов статуса или власти и предполагают его ритуальные функции".

То есть, надо полагать, что топоры сарматских "амазонок" являлись священным оружием. 

В статье "Амазонки и лабрисы" я уже касался этой темы, и там я сравнивал лабрисы амазонок с христианскими крестами. При желании, увесистым православным крестом и убить можно, если ударить аккурат по темечку, но ведь не для этого он предназначен. Так и лабрис: сей топор можно лишь сравнить с топором, которым царь Пётр "прорубил окно в Европу". Его сакральное, ритуальное значение совершенно затмило "хозяйственно-бытовое" применение. 

Скорее всего, топоры в погребениях сарматских "амазонок" выполняли ту же роль, что и в более древней крито-минойской культуре. Вот, например, лабрис является танцующим женщинам.

С.А. Яценко говорит, что "у дардов, говоривших на языке шина, шаманы ‘dayal’ ещё недавно были обычно женщинами, а их главным атрибутом являлся топор (он, как считалось, чудесным образом появлялся «из ниоткуда» при посвящении шаманки, а после её смерти сразу же бесследно исчезал)". Это просто поразительное совпадение! 

Исходя из этого, можно предполагать, что топор был не просто "одним из атрибутов статуса или власти" погребённых сарматских женщин, но атрибутом духовной власти. Вероятно, со священным топором (= лабрисом) уходили в мир иной шаманки. Тем более, что топоры не использовались сарматами как боевое оружие. Как пишет автор, "в сарматском и греко-сарматском искусстве топоры вообще не изображались. Для мужчин-сарматов топор как оружие не упоминается писателями античности, а среди сарматских трофеев в римском искусстве он представлен лишь однажды - у основания колонны императора Траяна в Риме (два однотипных экземпляра из взятой у дунайских роксоланов добычи)." 

Вот именно: "слабому полу" гораздо сподручнее стрелять из лука, чем махать топором.

 

Краткий курс истории Древней Руси.

Пишет историк А. Алексеев в журнале "Наука и жизнь" (№ 5, 2008):

"Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру — католическую, во главе с папой римским.

Только обитатели Дании и Скандинавии — норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.

Короли были и у норманнов — их называли конунгами. Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.

Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.

В 789 году дружина викингов, прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со змеями.

И тем не менее норманны настолько прижились в Англии — обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.

Доставалось от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии, Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845 году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на Северную Францию, другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и Париж. Так, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход (по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади — ноги по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия. Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.

Семья в исторической ретроспективе.

Что такое семья? От одного многодетного папаши-баптиста я слышал такое определение: "Семья — это СЕМЬ Я". Но, увы, личность отца, его "я" не клонируется и не передаётся детям. У Петра I, например, родился сын Алексей, который был диаметральной противоположностью отца. 

Н. Н. Ге. "Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе". 1871.

Говоря о семье, следует иметь в виду, что современная нуклеарная семья,
состоящая из родителей (родителя) и детей либо только из супругов, — явление в истории довольно-таки позднее. В России, например, переход от традиционной расширенной (или сложной) патриархальной  к нуклеарной семье произошёл лишь в XX веке под влиянием сталинской индустриализации и хрущёвской урбанизации. 


Дети "оторвались" от родителей и дедов с бабками, получив в городах "молодожёнки". Многопоколенные семьи постепенно сошли на "нет", и стали доминировать семьи, состоящие из 3 или 4-х человек.