Проф. Андрей Зубов говорит, что на микенских табличках из Пилоса
"встречается имя «Божественная Мать», Матере тейя. Естественно, «матере» – это, как вы понимаете, «мать», «тейя» – божественная, от теос, бог. Её же, видимо, именуют Сито Потинийя – Владычица хлеба. Потинийя – «Госпожа». «Сито» – это греческое слово, обычный термин, и эпитет «Хлебная» прилагался в классическую эпоху к Деметре. Поэтому, кстати говоря, мы знаем, как ставится ударение. Отсюда и наше слово «сито».
По определению Ф. Шахермайера, автора замечательной книги «Минойская культура древнего Крита» (Fr. Schachermeyr. Die minoische Kultur des alten Kreta. Stuttgart,1964), и по определению А. Тойнби (A. Toynbee. Hellinism. The History of Civilisation. London, 1959), микенская культура – это «культура-сателлит» минойской. То есть это спутник минойской культуры. Но, как очень хорошо говорит Тойнби, черты лиц этих двух культур сходны, а выражения лиц - разные.
Действительно, все основные позиции одни и те же – дворец, дворцовые святилища, Богиня-Мать. Всё это очень похоже. А выражения лиц разные. «В микенском искусстве природа чаще всего обращена к человеку своей трагической, внушающей ужас и отчаяние стороной», – отмечает Ю.В. Андреев, очень тонкий ценитель и знаток микенской религии (Ю.В. Андреев. В ожидании «греческого чуда», с.17).
Когда мы бродим по залам великолепного археологического музея Афин или музея в Микенах, то мы видим эту другую сторону культуры. Крит дворцовой эпохи, то есть до 1450-го года, не знал крепостей. На Крите не было крепостей, что вообще удивительно для древних цивилизаций. Но мы знаем, что стенами Крита были его корабли, был его флот - дубовые борта минойских галер защищали остров. Флот был столь велик и могуч, что ни один внешний агрессор не мог достичь цветущих долин и великолепных дворцов Крита - ни египтяне, ни переднеазиатские народы, ни народы Балкан. Поэтому на критских фресках мы видим сцены танцев, сбора цветов – то есть совершенно открытых священнодействий. Это мир гармонии, красоты и покоя, который нам очень нравится. На фресках из Акротири (остров Тира) изображены играющие обезьяны. Мы видим красивых женщин, которые смотрят на те или иные представления, пусть даже религиозного характера. Мир красив.
Глиняные фигурки танцующих женщин. Палекастро. XIV в. до Р.Х. Гераклеон. Археологический музей. Зал X |
Минойская фреска из Кносского дворца. XVI-XV вв. до Р.Х. Гераклеон. Археологический музей. Зал XV |
Ахейские же города материковой Греции выглядели совсем иначе, чем минойские. Над каждым городом главенствовал акрополь (акрополис) – верхний город, представляющий собой цитадель, сложенную из циклопических глыб. В Микенах сте́ны акрополя достигают в основании толщины в 10 метров. В Тиринфе (это город, расположенный недалеко от Микен) - даже 11,5 метров.
Цитадель Тиринфа (реконструкция). XIV-XIII вв. до Р.Х. |
Микенцам было от кого защищаться. Обожжённые камни стен, остатки обугленных деревянных конструкций говорят о том, что войны были частым явлением в микенском мире. Династы воевали друг с другом и с местным покорённым населением - мы знаем об этом по Гомеру, – достаточно вспомнить поход на Трою. То есть, если на Крите было, видимо, гомогенное население, и там не было феодального комплекса, когда феодал укрывался в замке от своих крестьян, от своих смердов, и если он выезжал, то только в таком микрозамке, то есть в тяжёлых доспехах, окружённый своей охраной (тоже в доспехах), чтобы его не тронули. На Крите же жить было легко и свободно".
Интересно, что одновременно с цитаделями появляются и храмы. А. Зубов говорит, что "главные места совершения священнодействий на Крите – это открытая, доступная всем публичная площадка дворца, часто в виде амфитеатра, или же это просто вершины гор".
Пещера богини Илифии на Крите близ Гераклеона. Служила святилищем от неолитической эпохи до римского времени |
Пещера Мартсалос на Крите, ныне используется как православный храм |
То есть, в до-микенскую эпоху в Элладе существовали святилища, которые не принадлежали какому-либо правителю. В микенскую же эпоху эти святилища приходят в запустение, и появляются храмы внутри цитаделей. А. Зубов пишет, что "священнодействия совершались во дворце, но не на открытых площадках, а внутри самих дворцов, под крышей, в мегароне, в царском доме, в доме ванакса. И в Пилосе, и в Микенах священный участок располагался внутри дворца. То есть это были священнодействия не для всех, не под открытым небом, но под защитой стен - и крепостных, и дворцовых. Это ясно говорит о том, что это была не религия для всех, это была не публичная религия. Был народ, который, видимо, отчасти был порабощён, как в Спарте илоты, и не участвовал в этих священнодействиях. И были высшие слои общества – воины, цари, жрецы, отделённые от остального народа, которые в этих священнодействиях участвовали".
Это очень похоже на кастовую систему, созданную арийскими оккупантами в Индии. Там у них брахманы были только из среды чистокровных и чистопородных ариев, а шудры – наиболее многочисленная, бесправная и эксплуатируемая группа – из потомков коренного населения. Это практически неотличимо от разделения на спартиатов и илотов. Вот как глубоко коренятся истоки германского национал-социализма, с его разделением людей на "истинных арийцев" и "унтерменшей".
Комментариев нет:
Отправить комментарий