Проф. Андрей Зубов говорит, что на микенских табличках из Пилоса
"встречается имя «Божественная Мать», Матере тейя. Естественно, «матере» – это, как вы понимаете, «мать», «тейя» – божественная, от теос, бог. Её же, видимо, именуют Сито Потинийя – Владычица хлеба. Потинийя – «Госпожа». «Сито» – это греческое слово, обычный термин, и эпитет «Хлебная» прилагался в классическую эпоху к Деметре. Поэтому, кстати говоря, мы знаем, как ставится ударение. Отсюда и наше слово «сито».
По определению Ф. Шахермайера, автора замечательной книги «Минойская культура древнего Крита» (Fr. Schachermeyr. Die minoische Kultur des alten Kreta. Stuttgart,1964), и по определению А. Тойнби (A. Toynbee. Hellinism. The History of Civilisation. London, 1959), микенская культура – это «культура-сателлит» минойской. То есть это спутник минойской культуры. Но, как очень хорошо говорит Тойнби, черты лиц этих двух культур сходны, а выражения лиц - разные.
Действительно, все основные позиции одни и те же – дворец, дворцовые святилища, Богиня-Мать. Всё это очень похоже. А выражения лиц разные. «В микенском искусстве природа чаще всего обращена к человеку своей трагической, внушающей ужас и отчаяние стороной», – отмечает Ю.В. Андреев, очень тонкий ценитель и знаток микенской религии (Ю.В. Андреев. В ожидании «греческого чуда», с.17).
Когда мы бродим по залам великолепного археологического музея Афин или музея в Микенах, то мы видим эту другую сторону культуры. Крит дворцовой эпохи, то есть до 1450-го года, не знал крепостей. На Крите не было крепостей, что вообще удивительно для древних цивилизаций. Но мы знаем, что стенами Крита были его корабли, был его флот - дубовые борта минойских галер защищали остров. Флот был столь велик и могуч, что ни один внешний агрессор не мог достичь цветущих долин и великолепных дворцов Крита - ни египтяне, ни переднеазиатские народы, ни народы Балкан. Поэтому на критских фресках мы видим сцены танцев, сбора цветов – то есть совершенно открытых священнодействий. Это мир гармонии, красоты и покоя, который нам очень нравится. На фресках из Акротири (остров Тира) изображены играющие обезьяны. Мы видим красивых женщин, которые смотрят на те или иные представления, пусть даже религиозного характера. Мир красив.
| Глиняные фигурки танцующих женщин. Палекастро. XIV в. до Р.Х. Гераклеон. Археологический музей. Зал X |
| Минойская фреска из Кносского дворца. XVI-XV вв. до Р.Х. Гераклеон. Археологический музей. Зал XV |
Ахейские же города материковой Греции выглядели совсем иначе, чем минойские. Над каждым городом главенствовал акрополь (акрополис) – верхний город, представляющий собой цитадель, сложенную из циклопических глыб. В Микенах сте́ны акрополя достигают в основании толщины в 10 метров. В Тиринфе (это город, расположенный недалеко от Микен) - даже 11,5 метров.
| Цитадель Тиринфа (реконструкция). XIV-XIII вв. до Р.Х. |
Микенцам было от кого защищаться. Обожжённые камни стен, остатки обугленных деревянных конструкций говорят о том, что войны были частым явлением в микенском мире. Династы воевали друг с другом и с местным покорённым населением - мы знаем об этом по Гомеру, – достаточно вспомнить поход на Трою. То есть, если на Крите было, видимо, гомогенное население, и там не было феодального комплекса, когда феодал укрывался в замке от своих крестьян, от своих смердов, и если он выезжал, то только в таком микрозамке, то есть в тяжёлых доспехах, окружённый своей охраной (тоже в доспехах), чтобы его не тронули. На Крите же жить было легко и свободно".
Интересно, что одновременно с цитаделями появляются и храмы. А. Зубов говорит, что "главные места совершения священнодействий на Крите – это открытая, доступная всем публичная площадка дворца, часто в виде амфитеатра, или же это просто вершины гор".
| Пещера богини Илифии на Крите близ Гераклеона. Служила святилищем от неолитической эпохи до римского времени |
| Пещера Мартсалос на Крите, ныне используется как православный храм |
То есть, в до-микенскую эпоху в Элладе существовали святилища, которые не принадлежали какому-либо правителю. В микенскую же эпоху эти святилища приходят в запустение, и появляются храмы внутри цитаделей. А. Зубов пишет, что "священнодействия совершались во дворце, но не на открытых площадках, а внутри самих дворцов, под крышей, в мегароне, в царском доме, в доме ванакса. И в Пилосе, и в Микенах священный участок располагался внутри дворца. То есть это были священнодействия не для всех, не под открытым небом, но под защитой стен - и крепостных, и дворцовых. Это ясно говорит о том, что это была не религия для всех, это была не публичная религия. Был народ, который, видимо, отчасти был порабощён, как в Спарте илоты, и не участвовал в этих священнодействиях. И были высшие слои общества – воины, цари, жрецы, отделённые от остального народа, которые в этих священнодействиях участвовали".
Это очень похоже на кастовую систему, созданную арийскими оккупантами в Индии. Там у них брахманы были только из среды чистокровных и чистопородных ариев, а шудры – наиболее многочисленная, бесправная и эксплуатируемая группа – из потомков коренного населения. Это практически неотличимо от разделения на спартиатов и илотов. Вот как глубоко коренятся истоки германского национал-социализма, с его разделением людей на "истинных арийцев" и "унтерменшей".
Комментариев нет:
Отправить комментарий