16 марта 2023

Немного о грифонах.

Минойский бронзовый кинжал с инкрустированным грифоном (1450-1375 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона, Крит.  

Судя по изображению грифона, это ритуальный (или церемониальный) нож. Как мы знаем, повсюду — от этрусских до алтайских могильников — грифон присутствует в погребальной обрядности. По всей видимости, на другой стороне ножа должен быть ещё один грифон, так как они всегда выступают в паре. 

Пектораль из кургана Толстая Могила — золотая царская пектораль IV века до нашей эры.

Древняя мифологема о двух грифонах угадывается в современном поверье о том, что у каждого человека на правом плече сидит ангел, а на левом - чёрт, и в момент смерти человека они вступают в борьбу за его душу.

Сирийская "голубка" против римского "орла".

"Евн — раб из Апамеи в Сирии, стал лидером первого сицилийского восстания рабов в 135—132 годах до н. э. Евн занял видное положение в движении благодаря своей репутации чудотворца и пророка. Он утверждал, что получает видения от богини Атаргатис, которую он отождествлял с сицилийской Деметрой. Одно из его пророческих предсказаний было то, что восставшие рабы успешно захватят город Энна.

Евн участвовал в штурме Энны. Диодор Сицилийский рассказывал, что вождь рабов стоял в первых рядах штурмующих, пуская огонь изо рта. По захвате Энны, Евн был коронован. Он носил тиару и другие царские знаки отличия. Впоследствии он взял себе имя Антиох, которое носили сирийские цари из династии Селевкидов, и назвал своих последователей, насчитывавших около 70 тысяч человек, «сирийцами». Его армия потерпела поражение от римского консула Публия Рупилия. Евн был взят в плен и вскоре умер от болезни, по словам Плутарха, в Риме" (Источник).

Памятник Евну в городе Энна, Сицилия.

Интересный раб. Поднял восстание против рабовладельцев под знаменем Богини. Священной птицей Атаргатис была голубка. А священной птицей римского Юпитера — орёл. Голубка против орла...

Хотя римский орёл "заклевал" сирийскую голубку, но наше сердце отнюдь не на стороне победителя. Римляне распяли Иисуса Христа, но наше сердце на стороне Распятого...

Тсантса.

Такие высушенные до размера кулака головы носят название тсантса.

Источник картинки

В 1940-х годах канадскому музею в Чатеме (Онтарио) подарили необычный экспонат – сушёную голову размером 8,3 сантиметра. До последнего времени учёные сомневались, реальная ли это голова человека или подделка. Теперь исследователи, используя клиническую компьютерную томографию и микро-КТ с высоким разрешением, определили, что она и впрямь настоящая. Когда-то голова принадлежала женщине из племени перуанских индейцев. 

Усохшие головы, или тсантсы – это культурные артефакты, которые делали некоторые коренные народы Эквадора и Перу, прежде всего хиваро, примерно вплоть до середины ХХ века. Эта практика имела трофейный характер. Убитым неприятелям индейцы южноамериканских Анд отрезали головы, делали разрез на затылке и филигранно снимали кожу, наполняя её горячим песком. Такой метод позволял уменьшать «головы» до необычайно маленьких размеров. При этом лицо сохраняло своё прежнее подобие. Европейцы активно интересовались такими артефактами и были готовы покупать их за большие деньги. Поэтому, возможно, ту женщину из племени перуанских индейцев тупо убили, чтобы сделать из её головы тсантсу с целью продажи европейцам.

"Считалось, что тсантсы содержат дух и знания человека, которому принадлежала голова, и поэтому они обладают сверхъестественной силой, которую можно передать владельцу", - говорится в статье

Инки-террористы.

Поздняя империя инков простиралась от Колумбии на севере до Чили на юге. Как они удерживали власть над такой обширной территорией и разрозненными племенами туземцев? Одно из исследований утверждает, что инки запугивали врагов отрубленными головами своих жертв, которые были насажены на копья (Источник).

Исследователи выяснили, что три черепа принадлежали молодым женщинам в возрасте от 16 до 30 лет, а четвертый – 12-летнему подростку. Антропологи Франсиско Гарридо и Каталина Моралес проанализировали четыре отрубленных и фрагментированных черепа, датируемых эпохой позднего горизонта, которые были захоронены изолированно среди мусора и без тел в долине Копьяпо на севере Чили. По словам исследователей, на этих обезглавленных головах видны изменения, включая отверстия в своде черепа и следы дефлешинга на нижней челюсти. Команда предполагает, что эти следы указывают на то, что черепа, скорее всего, были установлены в качестве "трофейных голов, использовавшихся в ритуальных демонстрациях власти над местными подданными новых имперских провинций". Так инки держали в страхе всю свою империю.

Возможно, предполагают исследователи, что Иглесия Колорада представляла собой очаг сопротивления правлению инков, расположенный на отдалённой окраине империи. Современные захоронения в деревне не содержали керамики инков в могилах, что, по словам исследователей, "может быть интерпретировано как форма сопротивления господству". На этом фоне, возможно, местные власти инков или их представители выбирали слабых членов деревни - женщин и детей, чьи кости обнаруживали признаки болезни и недостатка питания, - чтобы использовать их в качестве инструментов устрашения. "Отбор особей женского пола, испытывающих дефицит питания, в предпочтение молодым мужчинам с хорошим состоянием здоровья, может быть связан с заинтересованностью государства в том, чтобы не портить трудовую структуру населения, которое выполняло принудительные работы на гомпод-инков.

15 марта 2023

Традиционные трусы - стринги из тюленьей кожи и меха «Наатсит».

Меховые стринги эксимоски, жившей в XIX веке. Экспонат на фото, который выставляли в Копенгагене, был найден во время экспедиции в Гренландию в 1892 году.

Источник картинки

 

О настенных росписях Чатал-Хююка.

В неолитическом поселении Чатал-Хююк имела место быть практика раскрашивания черепов покойников.

Скелет мужчины в возрасте от 35 до 50 лет с киноварью на черепе

"Чаще всего в ритуальных обрядах жителей Чаталхёюка использовалась красная охра. Следы этого природного красителя были найдены на скелетах взрослых мужчин и женщин, а также детей. Реже в погребальных ритуалах использовались киноварь и сине-зелёный краситель, причём эти краски не использовались при погребении детей. Киноварь применялась для похорон взрослых мужчин, а сине-зелёная краска была обнаружена на останках взрослых женщин" (Источник).

Я знал об этом раньше, а вот информация, которую я не знал до сего дня.

"Однако подобные практики применялись не ко всем умершим – учёные выяснили, что пигментами обрабатывались кости примерно шести процентов населения города. Чуть чаще (в 11% случаев) захоронения сопровождались окрашенными предметами быта.

Роспись на стенах внутри одного из зданий

Существует какая-то связь между количеством захоронений в жилище и слоями живописи, найденными на стенах над могилой. «Это означает: когда кого-то хоронили, они также рисовали на стенах дома», — говорит старший научный сотрудник и антрополог Марко Милелла из Бернского университета в Швейцарии".

А это уже отсылает нас к верхнепалеолитическим росписям пещер. 


Почему на этом "параде зверей" одни рисунки перекрывают другие? Скорее всего, изображения зверей наносились не в один приём, а по отдельности, после смерти определённых членов первобытной общины. Здесь надо понимать зверей как символические изображения духов умерших людей. Все они отправляются в "иное живленьице", каждый в своё время, но, глядя на эту картину sub specie aeternitatis, можно увидеть её как бесконечный поток животных, переправляющихся через реку Стикс. Ну, собственно, мы сейчас и смотрим на эту картину, как боги, sub specie aeternitatis.

О памятнике Чингизхану.

Статуя Чингизхана в Монголии — крупнейшая конная статуя в мире.

И за что же такая честь патриархальному деятелю, за какие "деяния"?

В достопамятном произведении "Сокровенное сказание монголов" рассказывается и о том, как Великий хан Чингисхан поступил с татарскими племенами:

§ 154. Покончив с казнями главарей и сбором пленных Татар, Чингисхан созвал в уединенной юрте Великий семейный совет, для решения вопроса о том, как поступить с полоненным Татарским народом. На совете поговорили и покончили с этим делом так:

Искони был Татарский народ
Палачом наших дедов-отцов.
Отомстим же мы кровью за кровь.
Всех мечом до конца истребим:
Примеряя к тележной оси,
Всех, кто выше, мечу предадим,
Остальных же рабами навек
Мы по всем сторонам раздарим. (Источник)
 

Какой урок подрастающим поколениям! Души, дави, гноби народы, и в твою честь установят памятник. 

Как же не быть войнам и смертоубийствам на земле, когда убийца прославляется?!

"Мягкая сила" пива.

"Новое исследование, опубликованное в журнале Antiquity, предполагает, что древняя южноамериканская цивилизация уари добавляла в пивной напиток психоактивные вещества, чтобы поддерживать социальную сплочённость и налаживать новые связи с окружающими сообществами.

Цивилизация уари процветала в перуанских Андах примерно с 500 по 1000 год нашей эры. Раскопки выявили свидетельства того, что уари варили большое количество похожего на пиво напитка, известного как чича. 


Алкогольный напиток является обычным для ряда древних цивилизаций региона, однако добавление в него галлюциногенного вещества стало для учёных открытием. Наряду со следами растений, из которых варили чичу, при раскопках были обнаружены следы семян южноамериканского дерева Anadenanthera colubrina, известного в Перу как вилка (wilca). Известно, что эти семена содержат психоактивное вещество под названием буфотенин.

По словам Мэтью Бивера, ведушего автора исследования, пиршества уари, безусловно, имели социальные, экономические и политические мотивы. Предоставление соседним сообществам такого рода психоделических переживаний могло создать мощную динамику, которая заставила бы гостей чувствовать себя перед уари своего рода должниками. «Гости пира могут оказаться в долгу перед хозяином, который накормил их и напоил – не у всех есть средства, чтобы расплатиться. Таким образом, они будут социально обязаны каким-то образом отплатить хозяину, что означает его реальную власть. Используя пиры и излишки, вы можете создавать отношения, благодаря которым одни люди становятся должниками других – в таких ситуациях есть реальная сила», – уверен М. Бивер" (Источник).

14 марта 2023

Львиная чудь.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух...

Пишут, что "в Якутии обнаружили пещерного львёнка, пролежавшего в вечной мерзлоте 28 тысяч лет" (Источник).

Бляха-муха! Кто бы мог подумать?! Львы — в Якутии! Пещерные львы на юге Франции (я имею в виду пещеру Шове с наскальными доисторическими рисунками), - это понятно: там тепло, да и от Африки не далеко. Но львы — в Якутии, "на краю света" (Н. Лесков), "у чёрта на куличках", "во глубине сибирских руд" (А. Пушкин), в условиях вечной мерзлоты! Невероятно!

Львы Шове

Люди населяли эту пещеру в период от ≈ 37 000 до 33 500 лет назад


Керамика и пиво.

"Учёные из США и КНР обнаружили свидетельства ритуального употребления пива в Китае 9 тыс. лет назад. Исследователи нашли следы брожения пива в керамических сосудах в захоронении Цяотоу в восточной провинции Чжэцзян. "Анализ остатков веществ в горшках из Цяотоу показал, что эти керамические сосуды использовались для пива, в самом общем смысле - ферментированного напитка из риса, злака, называемого иовлевы слёзы, и неопознанных корнеплодов", - цитирует издание одного из соавторов исследования, ассистент-профессора американского Дартмутского колледжа Ван Цзяцзин" (Источник).

Источник картинки

Вырисовывается "троица" или триада - зерно, пиво и керамика. Три источника и три составные части т. наз. "неолитической революции".

Интересно, что керамика распространялась с востока на запад. Говорят, что самые древние китайские горшки датируют 20-19 тыс. лет назад, одна из находок на притоке Амура датирована 15,5 тлн. Неужели на Востоке стали пить пиво раньше, чем в Гёбекли-Тепе?

Из книги Джин Манко «Как заселялась Европа»

Храмоведческое.

О двух столбах  — Боаз и Яхин, — которые стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме, уже говорилось в записи "Гера — герой — Геракл — герма". На нижеследующем изображении мы видим этот храм в разрезе с одной из колонн.


А вот часть колонны в форме идола богини Хатхор, которую обнаружили египетские археологи, работавшие на раскопках храмов вдоль западного рукава Нила в губернаторстве Кафр-еш-Шейх.

Источник картинки

Интересно, что такого рода колонны заметны на реконструкциях крито-минойских трёхчастных святилищ.


Многие древнеегипетские храмы являются "репликантами" тех древнейших святилищ.

Карнак. Храм Амона. Поперечный разрез гипостильного зала (реконструкция)
 

Этимологический этюд, порождённый бессонницей.

Болгарский учёный В. Георгиев писал о хеттском влиянии на фракийцев, в частности о проникновении имени хетто-хурритской богини Hebat во фракийские имена с элементом Hepta-/Epta-. В. Томашек считал возможным возвести фрак. Επτ(α)- к и.-е. *sept-, др.-инд. sapti 'конь, скакун'.

Интересно с этой точки зрения взглянуть на имя кельтской богини Эпоны. Обычно её имя производят от от *epos «лошадь». И что при этом получается? Богиня "Кобыла"? Звучит не этично-эстетично, типа как бог "Осёл". А вот в имени Hebat слышится Ева - "Жизнь".

У кельтов была схожая с Эпоной богиня Рианнон. Но имя Рианнон, как считается, происходит от прото-кельтского корня *rīganī, означающего «королева», в сочетании с усиляющим суффиксом -on. Согласно профессору Проншес Мак Кана из Университетского колледжа в Дублине и специалисту по кельтским наукам в Гарвардском Университете, Рианнон происходит ‘от Божественная — или Священная — Королева *Rīgantonā’. В ответ на вопрос «Кем была Рианнон?», Проншес Мак Кана утверждает: «Рианнон воплощает богиню верховной власти, которая, выбирая себе супруга, таким образом делает его законным королём территории, которую она олицетворяет».

В начале III в. до н. э. последовало вторжение кельтских племён на Балканы, где они столкнулись с фракийцами. Может быть, именно в то время кельты переняли у фракийцев Эпону, схожую с их богиней Рианнон? Тем более что образ т. наз. "фракийского всадника" контаминирует с женским божеством.


Ну а само это женское божество - Эпона, про которую говорится, что она "изображалась молодой женщиной, сидящей или стоящей верхом на лошади" (Источник), - имеет ближневосточные иконографичные параллели.

Ханаанская "Царица Небесная" Иштар верхом на лошади, XIII век до н. э.

13 марта 2023

Реабилитация сарматов?

С. В. Полин в своей монографии "От Скифии к Сарматии" (Киев, 1992) производит ревизию сложившихся у историков представлений об агрессивном вторжении сарматов в причерноморские степи и говорит, что сарматы тут вообще "не при делах", что скифы "самоликвидировались" как "бесы" из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".  

"Судя по археологическим данным, - говорит С. В. Полин, - в начале III в.до н.е. степи Северного Причерноморья, ранее достаточно плотно заселённые, опустели. Прекратили функционирование степные могильники. В это время у скифов вообще прекратилась традиция сооружения курганов. Население, резко сократившееся по численности, сосредоточилось у речных долин Нижнего Дона, Днепра, предгорного Крыма и Нижнего Дуная. В III-II вв. значительно сокращается число поселений, возникших в IV в.до н.е. Эта тенденция прослеживается по всему Северному Причерноморью. К III-II вв. до н.э. в степном Северном Причерноморье по сравнению с V-IV вв. до н.в. (2076 погребений по данным на 1980 г.) исследователи относят поразительно малое количество погребений. В Крыму оседание скифского населения, возникновение поселений, прослеживаемое в восточной части с конца V в.до н.э., также прерывается в начале III в. до н.э. - начало II вв. до н.э. очень слабо отражены в материалах позднескифских городищ Крыма. В итоге поиска скифских памятников III - начала II вв. до н.э. в степном Северном Причерноморье приходится констатировать их отсутствие. Сходная ситуация прослеживается и в Причерноморской леcостепи. В начале III в. до н.э. прекращается жизнь на городищах и поселениях Днепровского Право- и Левобережья, Среднего Подонья. 

Однако продвижение сарматов на восток через Дон ранее середины II в. до н.э. не фиксируется.

Во второй половине III в.до н.э. в Нижнем Подонье существовал только Танаис. В городе практически не обнаружено следов застройки III в. до н.э.  В Среднем Подонье в начале III в. до н.э. также отмечено прекращение существования городищ и могильников населения скифского времени. Но древнейшие сарматские погребения этой территории датируются II-I вв.до н.э.  Таким образом, археологические памятники Подонья, как Нижнего, так и Среднего, свидетельствуют о появлении сарматов в этом регионе не ранее середины II в.до н.э. и следовательно, об их непричастности к событиям в Северном Причерноморье в III -начале II вв.до н.э.

К моменту переселения сарматов в Северное Причерноморье около середины II в.до н.э. скифы давно покинули степные территории и сосредоточились в Малых Скифиях на Нижнем Дунае, в Крыму и на Нижнем Днепре, превратившись из кочевых скотоводов в осёдлых земледельцев. Фактически сарматы занимали свободные степные пространства, далеко обходя территории, заселённые скифами". 

Они сражались за «Пять добродетелей».

В середине XX века во Вьетнаме существовала чрезвычайно интересная буддистская секта хоахао (полное название — Буддизм из деревни Хоахао).

Основатель секты — Хюинь Фу Шо, по прозвищу «Безумный Будда». Считается, что он предсказал начало Второй мировой войны, победу Германии над Францией и японское вторжение в Индокитай (и якобы даже будущую войну с США). Доподлинно установлено лишь то, что летом 1940 года он действительно массово распространял информацию о скором вторжении японцев, что заставило многих его последователей-крестьян бросить родные деревни и бежать в горы.

В юности Хюинь Фу Шо тяжело болел, поэтому среднюю школу смог закончить только благодаря взяткам, которые давал учителям отец. После окончания школы его отец послал его в ученики к буддийскому отшельнику, имевшему репутацию мистика и целителя. Пробыв несколько лет в учениках, Хюинь Фу Шо вернулся домой в мае 1939 года, полностью излечившись от болезни, что, как он говорил, стало результатом его просветления. Вернувшись в деревню, он стал проповедовать, причём проповеди велись не в храмах, а в школах.

Его проповеди были рассчитаны в первую очередь на бедных крестьян, которых привлекали высказываемые им идеи об отмене сложных и дорогостоящих церемоний и ритуалов, отказе от строительства храмов; Хюинь Фу Шо учил, что «личного спасения» (избавления от сансары — череды перерождений) можно добиться путём аскетизма, «домашнего» поклонения богам и простоты духовной жизни. Он получил известность своими путешествиями по Вьетнаму и проповедями прямо на улицах и площадях городов, собиравшими множество слушателей, и тем, что предлагал людям бесплатно лечить их травами и иглоукалыванием.

Особенности учения  — простота, якобы большее соответствие истинным проповедям Шакьямуни, чем в ортодоксальном буддизме. В качестве моральных стандартов признаются писания «Три устоя», «Пять добродетелей». Влияние амидаизма выражено в почитании предков, родителей, родины, «трёх сокровищ» (Будды, дхармы, сангхи). Предписания — запрещение алкоголя, опиума, торговли ими, азартных игр, плача на похоронах, платы злом за зло. Но не возбраняется посещение ортодоксальных пагод, уважение к ортодоксальным ритуалам, терпимость к другим религиям. Хоахао не используют жертвоприношения, в качестве приношений Будде допустимы лишь холодная вода, цветы и благовония. Культовая практика секты заключается в чтении молитв дважды в день - утром и вечером. Молитвы обращены к Амитабхе, Шакьямуни и бодхисаттве Гуаньинь, бодхисаттве, выступающем преимущественно в женском обличье, спасающей людей от всевозможных бедствий; подательнице детей, родовспомогательнице, покровительнице женской половины дома. 

Статуя Гуаньинь (Наньшань)

Немного о сарматах.

К. Ф. Смирнов не раз отмечал, что сарматы были тесно связаны с сако-массагетским миром. Стало быть, сарматы жили рядом с массагетами, в степях восточнее реки Урал.


"Движение ираноязычных племён сарматов к западу началось в IV в. до. н. э. и за Днепр они прорвались не позже III в. до н. э. 


Но массовое продвижение сарматских группировок к западу происходило в середине I в. н. э., когда их памятники появились на правых притоках Днепра, Роси, Росаве, Тясмине, возросло их число на территории Молдавии и в степях под Одессой, в западном Крыму, возникли сарматские поселения и в Верхнем Поднестровье. Появление сарматов в Среднем Поднепровье привело к исчезновению памятников зарубинецкой культуры, местное население, по-видимому, уходит отсюда и следы взаимодействия зарубинцев с пришельцами почти отсутствуют. Лишь на пространстве между Днепром и Доном в I-III вв. н. э. наблюдаются связи сарматов с местным населением, объединённым в одну из групп позднезарубинецкой культуры. В степях скифское господство сменяется сарматским. Волны сарматских переселений доходили до Дуная, и ещё в I в. до н. э. языги заселили земли между Дунаем и Тисой, где они столкнулись с Римом. Во II в. н. э. ощущалось давление сарматских племён на Боспорское царство, а затем они участвовали вместе с готами в разгроме городов Северного Причерноморья и Крыма. Сильное влияние сарматов ощущается в культуре позднескифских городов Нижнего Днепра и Крыма. После гуннского нашествия в конце IV в. часть сарматов-аланов была истреблена, часть влилась в гуннские орды и прошла с ними далеко на запад, часть вошла в состав соседних осёдлых народов. По мнению В.В. Седова, скифо-сарматское ираноязычное население вошло в состав Черняховских племён в качестве одного из основных этнических компонентов" (И. П. Русанова).

12 марта 2023

"Женские дома" в Трипольской культуре.

В архаических патриархальных культурах, как правило, имелись т. наз. "мужские дома". Любопытно, что своего рода "женские дома" существовали в матриархальной Трипольской культуре.

"Наиболее полно исследована культовая постройка у с. Сабатиновка на Южном Буге", - пишет И. П. Русанова. - "Это прямоугольная постройка (площадью 70 м2) с глинобитными стенами, внутри которой выделяются три части. В первой части постройки почти не было находок, только перед узким входом была сделана каменная вымостка и лежал костяной антропоморфный амулет. Пол второй части постройки был покрыт обожжённой глиной и в центре стояла печь, рядом с ней сосуды, в том числе курильница, миниатюрные сосудики и миска с костями быка. Здесь же лежало пять зернотёрок и пять женских статуэток. В третьей части помещения был сделан алтарь - возвышение размерами 2,75 х 6 м, сделанный из 4-5 слоёв обожжённой глины на высоту до 50 см. Вдоль алтаря стояло 16 глиняных креслиц с "рогатыми" спинками, на которых сидели женские фигурки.

трипольская статуэтка на креслице с "рогатой" спинкой

Рядом находилось большое глинобитное кресло с диаметром сиденья 1 м [Макаревич М. Л. Об идеологических представлениях у трипольских племён // ЗОАО. - Т. I (34). - Одесса. 1960, с. 290-301]. По реконструкции Т. Г. Мовши обряды здесь выполняли семь женщин: пятеро из них растирали зерно, шестая топила печь и седьмая, восседая на глиняном кресле, руководила всеми действиями [Мовша Т. Г. Святилища трипольской культуры//СА.- 1971. №1, с. 204]. Б. А. Рыбаков назвал эту постройку "своеобразным женским домом, связанным с выпечкой ритуального хлеба", где производились заклинания природы по поводу урожая предстоящего года, совершались общественные церемонии [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М. 1981, с. 176]".

Одна из реконструкций трипольского дома.

Домашние жертвенники скифов.

И. П. Русанова говорит, что у скифов "жертвенники представляли собой столб из обожжённой глины или слоёв глины высотой и диаметром 1,0-1,25-1,5 м. Верхняя площадка жертвенников на Пастырском и Матронинском городищах имела мискообразное углубление и была покрыта 7-8 концентрическими кругами (рис. 143).

Такого типа жертвенники известны с эпохи бронзы. На поселении срубной культуры у с. Ильичёвка на Северском Донце в жилище жертвенник был сделан из песчанисто-меловой массы, имел диаметр 60 см и высоту 30 см. Рядом с ним стояло четыре сосуда и лежала каменная булава, глиняные хлебцы [Шаповалов, 1976, с. 54; Отрощенко, 1990, с. 6]. В полуземляночном жилище на поселении IX-VIII вв. до н. э. у с. Андрусовка на Тясмине жертвенник состоял из 2-3 слоёв глины, поднимался над полом на 0,95 см, диаметр его круглой площадки равнялся 1,2 м [Покровсъка, Петровсъка, 1961, с. 129-143]. Ещё в более древнее время возвышенные округлые или крестообразные жертвенники, покрытые концентрическими кругами, сделанными красной краской, встречались в жилищах трипольской культуры [Пассек, 1949, с. 89; Бибиков, 1952, с. 22-29; Мовша, 1960, с. 231-248]. Е. Т. Покровская отмечает традицию сооружения жертвенников с концентрическими кругами, сделанными красной краской, идущую от трипольской культуры и связанную с культурами Восточного Средиземноморья III-II тысячелетий до н. э. [Покровская, 1962, с. 79; 1973, с. 183]. На Крите имелись мраморные алтари, украшенные концентрическими кругами [Пассек, 1949, с. 89]".

Покопавшись в своей коллекции картинок, я нашёл вот этот мраморный крито-минойский крест. Может быть, он имел какое-то отношение к жертвоприношениям?

stone cross from the temple repository at Knossos

Скифы: «всё своё носим с собой».

"По Геродоту "у скифов нет ни городов, ни укреплений и свои жилища они возят с собой" [IV, 46], у них "не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса [1]. Ему они строят такие сооружения" [IV, 59] [2]. Святилища Аресу были воздвигнуты в каждой скифской области и представляли собой горы хвороста с четырёхугольной площадкой наверху, на которой водружён меч - кумир Аресу. Ему приносят в жертву коней и рогатый скот, а также одного человека из каждой сотни пленных. Пленных закалывают и отрубают у них правую руку [IV, 62]. Жертвенных животных скифы душат и затем варят их мясо [IV, 60]. При казни прорицателей - тоже жертвоприношении - их сжигают на возу с хворостом [IV, 69]", - сообщает И. П. Русанова. - "Из приведённых данных видно, что нет собственно надежды найти культовые места кочевников-скифов - их или вообще не было, или они археологически неуловимы, как кучи хвороста или сожжённые возы".

В данном отношении, скифы являются диаметральной противоположностью древних египтян. Первые не оставили после себя никаких "следов" святилищ или храмов, вторые "наследили" изрядно. 

Храм Амона в Карнаке.

Впрочем, скифы оставили после себя т. наз. зольники - насыпи из золы, мелких угольков и "кухонных отбросов". Подобные зольники встречаются и в античной Элладе. Так, в "Описании Эллады" Павсания (II в. н. э.) говорится о зольных холмах, сложенных из остатков жертвоприношений. Жертвенник Зевса - эсхар на вершине Ликейской горы, откуда был "виден весь Пелопоннес" состоял из золы и земли.

"Культовое назначение античных зольников в Северном Причерноморье, несмотря на присутствие в их насыпях "кухонных отбросов", не вызывает никаких сомнений у исследователей. М. М. Кобылина рассматривала зольники как наиболее простой тип жертвенников, на которых сжигались жертвы. 

11 марта 2023

Такой "матриархат" нам не нужен! (2)

И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э." говорит, что германские язычники, совершая жертвоприношения, бросали ценные для них предметы в болота.

"Жертвенных мест в болотах и торфяниках известно около 500 на территории Дании, Голландии, севернойГермании, Швеции. Наиболее выразительны большие жертвенные места. Самое известное из них расположено в Обердорле (Средняя Германия, около Мюльхаузена) на низком торфянистом берегу Святого озера. Наиболее интенсивно площадка использовалась во II - IV вв. Она имела прямоугольную форму с закруглёнными углами и с трёх сторон была ограждена плетнем и вертикально стоявшими брёвнами, открытой оставалась лишь сторона, обращённая к воде. Приблизительные размеры ограждения 15 х 14 м. В центре площадки находился примитивный деревянный идол женской богини - прямоугольный брус с головой, грубо вытесанным лицом, намеченной грудью и тоненькими ручками (рис. 58а).


Рядом стоял большой сосуд, лежали кости лошади и часть скелета 15-летней девочки. По всей площадке были разбросаны кости животных, в основном черепа и кости ног лошадей и рогатого скота, уголь, черепки сосудов, длинные палки с заострёнными концами (одна из них длиной 7 м), имевшими культовое назначение, верша из прутьев для ловли рыбы, связки льна, вёсла, руль и части деревянных лодок. В отдельных скоплениях лежали кости более чем 40 человек, но в основном, черепа, кости рук и ног, тогда как рёбра и позвонки отсутствовали. В пяти местах находились скелеты собак. К северу от огороженной площадки лежали части туш домашних животных без черепов, здесь же находился череп человека и был воткнут меч. Кости двух человек лежали к западу от ограды.

В Обердорле периодически в течение нескольких столетий приносили в жертву богам мясные части туш домашнего скота, головы и кости ног (вероятно, со шкурой) лошадей и коров, как символ целого животного, сосуды с едой, продукты сельского хозяйства (лён, зерно),здесь же оставлялись собаки, расчленённые части тел людей и их черепа. Всё это происходило перед изображением богини, вероятно, Нертус".

Жертвоприношения и магия.

"Какова цена вопроса?" - это у всех на слуху в постсоветском обществе. 

Говорят, это общество архаично в ментальном отношении; поэтому не будет большим преувеличением допущение, что и древние кельты мыслили теми же стереотипами.

Вот, допустим, вождь какого-нибудь племени столкнулся с вызовом, который требует неординарного решения. А если у вождя - "мякушка" в голове вместо мозгов? Что ему делать, если он, подобно Калигуле, истребил всех умных людей и, подобно Ивану Грозному, окружил себя мальчишками? 

В таком случае безмозглые "сильные мира сего" обычно прибегают к магии. Они дают чёрту "на лапу", пытаясь заручиться его поддержкой. 

Я полагаю, что все жертвоприношения во все времена и у всех народов производились исключительно с магической целью. Никакой религии здесь и близко нет. Это самая банальная "взятка", которую жертвователь даёт какой-то незримой силе, чтобы она, эта сила, "подсуетилась" и помогла ему решить его вопрос.

Понятно, что вопросы бывают разные, поэтому и жертвоприношения различны - от человеческих  до "на тебе, боже, что мне не гоже".

О практике жертвоприношений у кельтов.

Археологи откапывают кости людей в пещерах, шахтах и колодцах. Так, на горе Кифхойзер в Германии известно около 20 таких шахт, имеющих глубину 50-90 м, лишь иногда метров 15. И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э." говорит, что там "находились разрозненные кости людей: обломки 11 черепов, 19 костей рук и ног, рёбра, принадлежавшие мужчинам от 18 до 40 лет. Кости людей обнаружены и в других шахтах. В одной из них (глубина 15 м) лежали кости женщин и детей, скопившиеся там за долгое время" (со ссылкой на: Behm-Blancke G. 1962. Zur sozialokonomischen Deutung germanischer Siedlungen der romischen Kaiserzeit auf deutschen Boden // Aus Ur- und Fruhgeschichte. - Berlin. - S. 64-84). В Карлсхоле (Вюртемберг) известны четыре шахты, где вместе с костями животных, украшениями из золота, серебра и бронзы, черепками сосудов лежали остатки людей (в одной шахте не менее 50 человек, в других по 10 и 20) [Moser, 1968, s. 6, 7]. В Кнохенхоле, в шахте глубиной 35 м, среди человеческих костей находились бронзовые копья, сосуды, чертосская фибула, браслеты и другие раннелатенские вещи; в Дитерсбергхоле найдены кости не менее чем от 30 человек и вместе с ними многочисленные украшения и остатки хлеба; ну и так далее. "Во всех случаях в пещерах найдены разрозненные кости, черепа, части черепных коробок людей, явно не захороненных здесь, а принесённых в жертву", - говорит И. П. Русанова.

Надо полагать, практика жертвоприношений в естественных расщелинах-шахтах в альпийских областях появилась очень рано; во всяком случае, пещеры использовались для этих целей со времени бронзы и гальштата. Затем, особенно со II в. до н. э. по I в. н. э., кельты стали строить священные колодцы в своих четырёхугольных святилищах. Надо сказать, это было критическое, "переломное" время в истории кельтского этноса, который находился в состоянии перманентной войны с Римской империей. Ну и вот, эти глубокие колодцы тоже использовались для жертвоприношений. Так, например, на святилище в Хольцхаузен (55 x 60 м) было выкопано три колодца, имеющие глубины 6,5 м, 18,35 м и 35,3 м. Жертвенный характер колодцев подтверждают сделанные в них находки. В колодцах не раз находили человеческие кости среди костей животных, черепков посуды, вперемежку с фибулами, браслетами и прочими побрякушками. Глубокие священные колодцы на святилищах не являлись источниками воды, так как через некоторые святилища или в их рвах текли ручьи.

10 марта 2023

Кельтские святилища.

И. П. Русанова в своей монографии "Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. -1 тыс. н.э." (Буковинский центр археологических исследований при Черновицком национальном университете им. Юрия Федьковича. - Черновцы: Прут, 2002) пишет, что...

"кельты устраивали небольшие святилища - круглые площадки, в центре которых стоял предмет поклонения - изображение божества, и которые были отделены от окружающего мира символической защитой - кольцевым рвом". "Во всех известных случаях непосредственно перед идолом не оставляли никаких жертв, все приношения (обломки посуды, кости животных) помещались кругом капища в кольцевом ровике".  

Это напоминает нам неолитические ронделы. Кстати, andvari5 в "По "городам" и весям Европы позднего каменного века" эти рвы однозначно толкует как оборонительные, фортификационные сооружения. Цитирую: "Первые попытки создания крупных поселений можно найти ещё до 5000 года до н.э.  Одно из них -  Околиште в Боснии, укреплённое рвами и палисадами".

Интересно, что в латенский период у кельтов могилы выдающихся людей продолжали ограждать особым кольцевым или квадратным ровиком.


Что касается больших святилищ, окружённых валом и рвом, на таких святилищах могло собираться много народа, там стоял храм и находился священный колодец. 

По этнографическим материалам в Англии до современности во время весенних праздников воспроизводили такие святилища: на горе вырывали круглый ров, в середине на площадке разжигали огонь, и все участники празднования целой процессией вместе со скотом шли кругами по дну рва.

Матриархальная семья у кереков.

В. В. Леонтьев в своей монографии "Этнография и фольклор кереков" (М., Издательство "Наука", 1983) реконструировал реконструировал состав жителей селения Гачгатагин (лагуна Лахтина) в бухте Угольной примерно в 1930 году.


Из приведённой схемы видно, что основу керекского селения составляла  матриархальная семья: Улнавыт - женщина и её младшие братья Апыкуйа  и Тан?омрын с жёнами и детьми. Главой  всей этой семьи был не Арат, а его жена Улнавыт, которую дети её братьев называли "ыллапил", а жёны братьев - "анинна" (старшая  сестра). На  лето  эта большая  семейная община  разбивалась  на малые семьи. Арат и Улнавыт с детьми переселялись  в Кайамамкут, Апыкуйа с Амчиктыной - в устье Майнаамамкут, Тан?омрын и Омрытваал  с детьми  оставались в устье горловины лагуны Лахтина. На зиму все снова собирались вместе и жили одной большой  семьёй. 3апасы рыбы, заготовленные  малыми семьями, переходили в коллективную собственность  и распоряжалась  ими Улнавыт. Орудия  промысла считались общей собственностью (в этой общине было одно ружьё, им мог пользоваться любой  мужчина семьи).

Главенство во всех вопросах семейной, хозяйственной и идеологической жизни в большой керекской семье принадлежало старшей женщине; в нашем примере - "старшей сестре" Улнавыт. Не случайно В. Г. Богораз отмечает, что "все старые женщины из племени кереков считаются очень искусными в колдовстве". Ведущая роль женщины в большой керекской семье нашла чёткое отражение и в фольклоре: герои сказок, прежде чем куда-либо пойти, спрашивают разрешения у бабушки - "ыллапил".

Родственные связи по материнской линии были очень крепкими и отчётливо сознавались родственниками, после смерти мужа жена вместе с детьми снова возвращалась в род своей матери. 

Как видно, керекская большая семья являлась социальной и производственной единицей, несколько таких семей составляли род. Наваринские кереки предпочитали брать жён из рода опукинских, т. е. хатырских кереков. (Это означает, что в древности у них практиковались экзогамные браки между двумя родами. В прошлом браки кереков с представителями других племён были редким явлением и не одобрялись сородичами.)