15 марта 2023

О настенных росписях Чатал-Хююка.

В неолитическом поселении Чатал-Хююк имела место быть практика раскрашивания черепов покойников.

Скелет мужчины в возрасте от 35 до 50 лет с киноварью на черепе

"Чаще всего в ритуальных обрядах жителей Чаталхёюка использовалась красная охра. Следы этого природного красителя были найдены на скелетах взрослых мужчин и женщин, а также детей. Реже в погребальных ритуалах использовались киноварь и сине-зелёный краситель, причём эти краски не использовались при погребении детей. Киноварь применялась для похорон взрослых мужчин, а сине-зелёная краска была обнаружена на останках взрослых женщин" (Источник).

Я знал об этом раньше, а вот информация, которую я не знал до сего дня.

"Однако подобные практики применялись не ко всем умершим – учёные выяснили, что пигментами обрабатывались кости примерно шести процентов населения города. Чуть чаще (в 11% случаев) захоронения сопровождались окрашенными предметами быта.

Роспись на стенах внутри одного из зданий

Существует какая-то связь между количеством захоронений в жилище и слоями живописи, найденными на стенах над могилой. «Это означает: когда кого-то хоронили, они также рисовали на стенах дома», — говорит старший научный сотрудник и антрополог Марко Милелла из Бернского университета в Швейцарии".

А это уже отсылает нас к верхнепалеолитическим росписям пещер. 


Почему на этом "параде зверей" одни рисунки перекрывают другие? Скорее всего, изображения зверей наносились не в один приём, а по отдельности, после смерти определённых членов первобытной общины. Здесь надо понимать зверей как символические изображения духов умерших людей. Все они отправляются в "иное живленьице", каждый в своё время, но, глядя на эту картину sub specie aeternitatis, можно увидеть её как бесконечный поток животных, переправляющихся через реку Стикс. Ну, собственно, мы сейчас и смотрим на эту картину, как боги, sub specie aeternitatis.

Комментариев нет:

Отправить комментарий