14 марта 2023

Этимологический этюд, порождённый бессонницей.

Болгарский учёный В. Георгиев писал о хеттском влиянии на фракийцев, в частности о проникновении имени хетто-хурритской богини Hebat во фракийские имена с элементом Hepta-/Epta-. В. Томашек считал возможным возвести фрак. Επτ(α)- к и.-е. *sept-, др.-инд. sapti 'конь, скакун'.

Интересно с этой точки зрения взглянуть на имя кельтской богини Эпоны. Обычно её имя производят от от *epos «лошадь». И что при этом получается? Богиня "Кобыла"? Звучит не этично-эстетично, типа как бог "Осёл". А вот в имени Hebat слышится Ева - "Жизнь".

У кельтов была схожая с Эпоной богиня Рианнон. Но имя Рианнон, как считается, происходит от прото-кельтского корня *rīganī, означающего «королева», в сочетании с усиляющим суффиксом -on. Согласно профессору Проншес Мак Кана из Университетского колледжа в Дублине и специалисту по кельтским наукам в Гарвардском Университете, Рианнон происходит ‘от Божественная — или Священная — Королева *Rīgantonā’. В ответ на вопрос «Кем была Рианнон?», Проншес Мак Кана утверждает: «Рианнон воплощает богиню верховной власти, которая, выбирая себе супруга, таким образом делает его законным королём территории, которую она олицетворяет».

В начале III в. до н. э. последовало вторжение кельтских племён на Балканы, где они столкнулись с фракийцами. Может быть, именно в то время кельты переняли у фракийцев Эпону, схожую с их богиней Рианнон? Тем более что образ т. наз. "фракийского всадника" контаминирует с женским божеством.


Ну а само это женское божество - Эпона, про которую говорится, что она "изображалась молодой женщиной, сидящей или стоящей верхом на лошади" (Источник), - имеет ближневосточные иконографичные параллели.

Ханаанская "Царица Небесная" Иштар верхом на лошади, XIII век до н. э.

Комментариев нет:

Отправить комментарий