27 марта 2025

Корейские древности.

Медведь был одним из почитаемых тотемов в корейской мифологии. Вероятно, с культом медведя было связано поклонение пещерам в Древней Корее, так как превращение медведицы Уннё в женщину произошло именно после пребывания в пещере.

"В фигуре медведицы мы, вероятно, имеем дело с очень древним пластом корейской идентичности, восходящей к докорейским палеоазиатским корням, так как к северу от Корейского полуострова мы видим обширную зону, где доминировал культ медведя (нивхи, айны, юкагиры и т.д.). Этот пласт имеет прямое отношение к культуре Великой Матери. Медведь — типичный феминоид, и показательно, что в корейском шаманизме (мусок) центральной фигурой является именно женщина-шаман (муданг). Именно женщины способны осуществлять шаманские обряды, исцеления и быть одержимыми духами. Те случаи, когда шаманами у корейцев становятся мужчины, они обычно облачаются в женское платье. Такой же институт женского шаманства мы встречаем у многих палеоазиатов. Показательно также, что институт женского шаманизма возводит своё происхождение к Богине Гор, Даэмо, Великой Матери. Она в древние времена спустилась с небес и стала женой земного человека — Побу Хвасана. От их брака родились семь дочерей, которые и стали родоначальницами женщин-шаманок или жриц (муданг). В другой версии легенды Даэмо или Чил Конджу (Седьмая Принцесса) была заточена своим отцом в каменном гробе и брошена в пруд, откуда её спас царь-Дракон. Так в общую структуру входят Великая Мать (Даэмо, Сунмо, Ямо, Шенмо и т.д.), женские правительницы (принцессы), медведица, камень, горы, вода и собственно институт женского жречества" (Цит. по: Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Жёлтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока. Китай. Корея. Япония. Индокитай. — М.: Академический проект, 2018. С. 242).

Против "матриархального монотеизма".

Я пришёл к выводу, что в до-государственных архаических обществах не имелось культа "Великой Матери", единой Богини-Матери. Ну, может быть, такая концепция имела место быть, но культа не существовало. Существовали лишь культы родовых богинь. 

В русском православии имеется представление о Богородице, Матери Иисуса Христа, но — что примечательно — не имеется единой иконы Богородицы. Наоборот, существует много "местночтимых" икон. Например: "Местночтимая икона Божией Матери «Велятичская» получила своё название от деревни Велятичи, где находилась несколько столетий. Её спасла от безбожников простая крестьянка – верующая Сечихо - Хватик Феврония Дмитриевна. После её смерти икона в тайне хранилась в доме её дочери Павловец Марии Михайловны и её мужа Павловца Петра Михайловича. А теперь она хранится у младшей дочери Февронии Дмитриевны в г. Минске. Феврония Дмитриевна завещала передать Чудотворный Образ в церковь Велятич, когда она вновь будет построена. Эта Святая Велятич верила, что разрушенная безбожниками церковь в Велятичах будет вновь построена ( возродится как “Феникс из пепла”). И её пророчество сбылось. Церковь в Велятичах была торжественно открыта 25 июня 2000 года Митрополитом Минским и Слуцким Патриаршим Экзархом Всея Беларуси Филаретом. После открытия церкви в Велятичах в тот же день случилось чудо. Ничего не предвещало дождя. Но как только церковь открыли пошёл сильный дождь – ливень, как бы смывая грехи жителей Велятич, которые допустили разрушения Святого Храма и надругательства над Святынями, а некоторые даже и участвовали в этом сатанинском деле. Но родственники Февронии Дмитриевны не спешат передавать Чудотворный Образ в Велятичскую церковь, хотя после открытия церкви уже прошло 9 лет. Наверное, ещё не пришло время, а может они чувствуют, что сатанисты ещё живы и могут повернуть ход истории и в Велятичах!????" (Источник).

26 марта 2025

Ещё одна ниточка связи Месопотамии с Индо-Хараппой.

Гуффа или куффа — историческая разновидность примитивных речных плавсредств круглой формы, использовавшихся в Месопотамии и в бассейне реки Инд. Сведения о существовании этого типа судов дошли до наших дней благодаря древнегреческому историку Геродоту и сохранившимся рельефным изображениям, найденным в древнеассирийском городе Ниневия.


Как правило, корпус гуффы изготавливался плетением из ивовых прутьев, уплотнялся природным битумом или асфальтом, а затем обтягивался шкурами животных. Эти суда чаще всего использовались для транспортировки людей и грузов вниз по течению рек, а также для рыболовства в прибрежных районах.

23 марта 2025

"Приключения Буратино" как матриархальная сказка.

"«Золото́й клю́чик, и́ли Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка советского писателя Алексея Толстого, представляющая собой литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Хотя изначально Толстой планировал просто выпустить свой собственный перевод оригинала, в дальнейшем он увлёкся оригинальной идеей и создал собственный сюжет" (из Википедии).

Попробуем расставить все точки над "i" и определить who is who в сюжете А. Толстого.

Владелец кукольного театра Карабас-Барабас — это пародия на царя, а сам кукольный театр — пародия на государственный нарратив в Стране Дураков. 

Карабас-Барабас и "цепные псы" его режима

К этимологии реки Дон.

"Русское слово Дон имеет скифо-сарматское происхождение и содержится в названиях многих рек, в основном в Восточной Европе. На сегодняшний день сохранилось в осетинском языке (потомке скифо-сарматского) в значении вода, река. Название происходит от арийского корня *dānu-: авест. dānu «река», др.-инд. dānu «капель, роса, сочащаяся жидкость». Русское название реки произошло от скифо-сарматского слова dānu того же корня" (из Википедии).

Получается, что славяне (по крайней мере, восточные) произошли от сарматов недорезанных? — В принципе, я согласен с такой постановкой вопроса и ранее уже писал об этом. Кстати, древние греки верили, что где-то в низовьях Дона обитали амазонки. Донские воительницы встречались и в отечественных былинах, где они сражались с русскими богатырями. Имеются в виду поляницы, девы-воительницы, которые очень напоминают сарматских "амазонок". 

Случайно ли совпадение арийского корня *dānu- с именем кельтской богини Дану (валл. аналог Дон)? Дану считалась покровительницей фей, ну а феи — те же русалки, типа Мелюзины. Роман Вальтера Скотта "Айвенго" начинается описанием природы у реки Дон - границы между Англией и Шотландией. "В той живописной местности весёлой Англии, которая орошается рекою Дон, в давние времена простирались обширные леса, покрывавшие большую часть красивейших холмов и долин, лежащих между Шеффилдом и Донкастером...".

22 марта 2025

Рабари.

Говорят, у народа рабари, проживающего в засушливых регионах западной Индии, преимущественно в штатах Гуджарат (Gujarat) и Раджастан (Rajasthan), сохранился матриархат. Хотя, с чисто формальной точки зрения, современное общество рабари патриархально. Молодожёны часто переезжают в семью жениха, и большие, многопоколенные семьи являются обычной социальной структурой среди рабари. Однако в этой социальной структуре женщины занимаются административными и денежными делами, а мужчины — выращивают и пасут домашний скот: коров, овец, верблюдов. Это очень похоже на структуру берберов в Северной Африке. 

Татуировки у женщин рабари напоминают аналогичные тату у берберских женщин.


20 марта 2025

Осторожно: патриархальные богини!

В своё время, на Ближнем Востоке существовали воинственные богини — Астарта (Иштар) и Анат. Надо сразу отметить, что почитание Астарты распространилось в Египте в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э. Очевидно, у гиксосов Астарта была кормилицей и покровительницей царей. Известно, что сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги — жрицами. К Астарте обращались как к госпоже — владычице царей. Считалось честью и обязанностью выстраивать для неё храм.

Я думаю, что воинственность Астарты не являлась её изначальным атрибутом. Есть такая поговорка: с кем поведёшься, от того и наберёшься. От человека, с которым общаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему. Ну и Астарта, пообщавшись с ближневосточными царями, приобрела их манеры поведения, у неё отросли клыки, как у саблезубой тигрицы, и с клыков закапала кровь...



Почему неандертальцы не смогли приспособиться?

"Причины вымирания неандертальцев и иных палеоантропов в настоящее время не прояснены до конца. Достоверно известно, однако, что в поздний период своего существования в Европе (около 40—39 тысяч лет назад они выживали на пределе своих физических возможностей. Численность неандертальцев в конце их существования не превышала 4000 человек по всему миру одновременно. Для изучения семейного поведения учёные использовали современные небольшие изолированные группы охотников-собирателей. Результаты показали, что для вырождения таких малых популяций достаточно внутренних демографических факторов, таких как инбридинг (близкородственное скрещивание), эффект Алли (снижение выживаемости индивидов при сокращении численности популяции) и влияние ежегодных случайных колебаний рождаемости, смертности и соотношения полов. Математическое моделирование показало, что у неандертальцев, ставших очень малочисленными, просто не было никаких шансов выжить и без какой-то конкуренции с кроманьонцами", - сообщает Википедия (Источник).

В связи с этим возникает вопрос: почему неандертальцы не развивались, а деградировали? Где же здесь эволюция? Я не вижу никакой эволюции. 

«Выживает тот, кто приспосабливается», – считал Дарвин, называя этот процесс «естественным отбором». «Только животные, имеющие высшие свойства, то есть самые приспособленные особи данного вида, отбираются естественным образом для того, чтобы передать эти новые свойства, и после нескольких тысяч поколений новый вид полностью вытеснит старый».

19 марта 2025

Неандертальцы и львы.

"Исследователи из Нью-Йоркского университета (США) говорят, что неандертальцам было не чуждо сострадание. В своей недавней работе команда показала, что понятие «Брось меня, командир» было незнакомо древним людям [1]: они заботились о раненых, вне зависимости от степени тяжести травмы или болезни. Причём, по мнению учёных, делали это не из корыстных побуждений и личных интересов.

Ведущий автор исследования археолог Пенни Спайкинс (Penny Spikins) отмечает: судя по останкам, найденным разными командами, множество неандертальцев при жизни имели патологии, травмы и проблемы со здоровьем. Причём в некоторых случаях специалисты заключали, что болезни или травмы были перенесены задолго до смерти. И, чтобы встать на ноги, доисторическим пациентам [1] требовалось не просто лечение, но и особый уход – соблюдение гигиены, снижение лихорадки, наблюдение за состоянием здоровья, иногда даже массаж.

Учёные приводят яркий пример: они работали с останками мужчины [1], которому на момент смерти было от 25 до 40 лет. Эксперты выяснили, что при жизни он страдал от дегенеративного заболевания позвоночника и плечевого пояса. Как минимум в течение последнего года жизни болезнь явно прогрессировала, то есть этот неандерталец не был способен трудиться (охотиться или создавать инструменты) наравне с остальными сородичами. Тем не менее его не изгнали из племени [1] и не «добили»: судя по захоронению останков, он до конца жизни оставался полноправным участником своего сообщества и умер своей смертью" (Источник).

Схема родовой "вертикали власти".

Картинка из Адаевская, Т. И. Первобытное общество : электронное учебное пособие / Т. И. Адаевская. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 74.

Иерархическая структура первобытного стада вместе с половыми подструктурами. Стрелками показаны отношения власти и влияния.

Схема напоминает родовую структуру ирокезов. У ирокезов хозяйство и стол были общими, распределением пищи занимались женщины – и никто не оставался голодным. Землёй владели женщины, имя и право собственности переходили по женской линии. Женщины доминировали в деревне и отвечали за духовное руководство племени. И за общее тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племён и Лиги были мужчины, но назначали их опять же женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей. Реальной силой и властью ирокезской республики были её женщины – настоящие серые кардиналы Конфедерации...

18 марта 2025

Про круги на полях.

Mail Online сообщает о том, что отец и сын, Терри (46 лет) и Джек (20 лет) из Солсбери рассказали о кропотливом процессе создания кругов на полях, размеры которых варьируются от 250 до 1600 футов. Мужчины якобы оставляют замысловатые фигуры на полях уже 15 лет. Сначала они рисуют свои проекты на бумаге, а затем проводят инструктаж для обученной команды энтузиастов и отправляются в поля по всему Уилтширу. Они используют рулетки, маркеры и доски, чтобы разровнять урожай, а затем тратят до пяти часов на создание фигур глубокой ночью (Источник).

Брешут они как собаки, эти Терри и Джек! Потому что есть примеры появления кругов на полях в разных местах практически одновременно. Цитирую: "Новые «круги на полях» обнаружились в конце мая — начале июня практически одновременно сразу в трёх разных местах. Рисунок на поле обнаружили во Франции, в 30 километрах от Тулузы, рядом с деревней Тарабель. Рисунки появились в ночь с 29 на 30 мая. Поле расположено вблизи деревни и если бы, кто-то умышленно создавал это, то его бы заметили. Местные жители считают, что к появлению этого рисунка имеют отношение НЛО. Ещё три рисунка, называемые обычно «круги на полях» (хотя они могут иметь сложную форму) обнаружились в Англии. Два — в графстве Уилтшир — были найдены 28 мая и 30 мая. Ещё один рисунок — в Графстве Дорсет — нашли 31 мая" (Источник).

А. Бэшем про ариев.

Экспансия индоевропейцев.

Народ, вторгшийся в Индию, называл себя «ärya», словом, которое мы обычно передаём как «арии» или «арийцы». Оно было также самоназванием древних иранцев и сохранилось в слове «Иран», от него происходит и «Эйре», название самой западной страны, которой достигли древние индоевропейцы [речь идёт об Ирландии]. Это были высокие, довольно светлокожие люди, в большинстве длинноголовые. Они приручили лошадей и впрягали их в лёгкие повозки на колёсах со спицами. Колесницы превосходили быстроходностью влекомые [быками и] ослами неуклюжие телеги с четырьмя сплошными колёсами. Они мигрировали группами в западном, южном и восточном направлениях, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку. Они приносили с собой патрилинейную систему родства, почитание небесных божеств, умение пользоваться конными колесницами. Некоторые [арийские] племена переместились на территорию Европы, и от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Другие пришли в Анатолию, и в результате смешения их с местными жителями возникла великая империя хеттов. Некоторые двинулись на юг, к Кавказу и Иранскому плоскогорью, откуда совершали многочисленные набеги на цивилизации Ближнего Востока. Касситами, завоевавшими Вавилон, предводительствовали люди этого племени. В XIV в. до н. В Северо-Восточной Сирии появился народ, называвшийся митанни, цари которого носили индоиранские имена. Как и митанни, вожди других племён, проникшие на территорию Сирии и Палестины, носили индоиранские имена.

17 марта 2025

Немного о Мехргархской культуре.

Мехргархская культура в настоящее время рассматривается как предок хараппской цивилизации.

Наиболее ранним поселением в Мехргархе была большая деревня, датируемая около 7000 — 5500 годами до нашей эры. Как установили археологи, захоронения мергарцев очень схожи с тем, как хоронили умерших жители Чатал-Хююка.

Одна из самых известных и часто встречающихся находок на месте стоянки — «мергарская женщина». 

Женская фигурка из Mehrgarh около 3000 г. до н.э. Пример женской фигурки — акцент сделан на причёске и женской груди. Такие фигурки в Мехргархе покрывали слоем красной охры, волосы красили в чёрный цвет, ожерелье красили в жёлтый цвет.

Глиняные фигурки и посуда Мергара - культуры, предшествующей хараппской цивилизации

Дурак ты, Демокрит, и речи у тебя дурацкие!

"Древнегреческий философ-материалист Демокрит представлял собой прошлое человечества звероподобным. По его мнению, люди в древности напоминали зверей и подобно зверям боролись друг с другом за средства к существованию, и только эта борьба вывела их из животного состояния" (Цит. по: Адаевская, Т. И. Первобытное общество : электронное учебное пособие / Т. И. Адаевская. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 26).

Достаточно лишь взглянуть на нижеследующую картину, чтобы убедиться в лживости Демокрита.

Индейцы встречают Колумба. Старинная гравюра

16 марта 2025

А. Бэшем о гибели Хараппской цивилизации.

Сегодня преобладает точка зрения, согласно которой Хараппская цивилизация погибла из-за изменения климата в регионе.

Книга А. Л. Бэшема "Чудо которым была Индия" вышла в свет в Лондоне в 1969 году, и эти сведения можно считать устаревшими, однако я приведу их здесь, потому что они вполне соответствуют общей картине экспансии скотоводческих пастушеских племён, которую никто не отменял.

"Первоначально цитадель Хараппы была защищена укреплённой башнями стеной шириной 40 футов у основания, высотой 35 футов. С течением веков эта стена была реконструирована и укреплена ещё лучше, хотя нет свидетельств о том, что городу серьёзно угрожали какие-нибудь враги. Однако к концу существования Хараппы её укрепления были усилены, а одни ворота замурованы совсем. Ей грозила опасность с запада.

Белуджистан к западу от реки Инд, на территории совр. зап. Пакистана

Как цари переворачивают всё с ног на голову.

Merlin Stone в своей монографии "When god was a woman" (New York, 1976) говорит о себе, что она постоянно находилась за чтением археологических журналов и изучением текстов в университетских библиотеках.

"Читая, я вспоминала, что где-то на жизненном пути мне сказали — и я приняла эту идею — что солнце, великое и могущественное, естественно почиталось как мужское, в то время как луна, туманный, нежный символ сентиментальности и любви, всегда почиталась как женское светило. К моему большому удивлению, я обнаружила отчёты о богинях солнца в землях Ханаана, Анатолии, Аравии и Австралии, и к тому же богини солнца у эскимосов, японцев и индийских кхаси имели подчинённых им братьев, символом которых являлась луна.

Я где-то усвоила идею, что земля в древности неизменно идентифицировалась как женщина, Мать-Земля, та, которая пассивно принимает семя, в то время как небо было естественно и неотъемлемо мужским, его неосязаемость символизировала якобы исключительную мужскую способность мыслить абстрактными концепциями. Это я тоже принимала без вопросов — пока не узнала, что почти все женские божества Ближнего и Среднего Востока носили титул Царицы Небесной, а в Египте не только древняя богиня Нут была известна как "небесная", но и её брат-муж Геб символизировался как земля".

Нут — богиня неба, её также называли «огромной матерью звёзд, рождающей богов». 

15 марта 2025

О священных убежищах.

В архаических обществах имелось удивительное учреждение, которого нет в современном мире. Я имею в виду убежища в священных рощах и святилищах. Там можно было найти спасение от преследований. Увы, далеко не всегда общество наказывает в строгом соответствии с тяжестью преступления. Вот один из примеров: в США женщина получила пожизненное заключение за то, что дала 13-летнему ребёнку потрогать свою грудь (Источник). Ну, или так: сожгут какого-нибудь "еретика" на костре, а потом причисляют его к лику святых, - как это было в отношении Жанны д'Арк. Я уж не говорю про миллионы безвинно пострадавших от политических репрессий при тоталитарных режимах.

Любопытно, что подобные убежища существовали даже у австралийских аборигенов, что указывает на всеобщность этого феномена в архаических обществах. В 1899 году Спенсер и Гиллен обнаружили примитивную форму таких убежищ у племён центральной Австралии. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (т. XXXIV, 1902 г.) сообщает, что "у этих племён имеются священные места, обыкновенно какие-нибудь уединённые пещеры, дающие полную безопасность всякому преследуемому. Это места, где хранятся их величайшие святыни, так назыв. чуринга (churinga), таинственные палки и камни, служащие обиталищами душ отошедших и ныне живущих поколений (у австралийцев, как у многих других первобытных племён, существует вера в множественность душ, так что одна из душ может жить вне человека в одной из churinga). Всё вокруг этих хранилищ считается священным и неприкосновенным: преступно сорвать травку, отломать ветку, преследовать зверя, а тем более человека, ищущего там спасения".

14 марта 2025

10 афоризмов.

1. Hard times create strong men, strong men create good times, good times create weak men, and weak men create hard times ("Тяжёлые времена создают сильных мужчин, сильные мужчины создают хорошие времена, хорошие времена создают слабых мужчин, а слабые мужчины создают тяжёлые времена"). 

2. " Нет на земле ужаснее напасти, чем идиот дорвавшийся до власти!!!" Л.Филатов

3. "До тех пор, пока люди будут преклоняться перед Цезарями и Наполеонами, Цезари и Наполеоны будут приходить к власти и приносить людям несчастья". О. Хаксли

4. Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него. Джонатан Свифт.

5. Нет, дорогой Антон Павлович, выдавливать из себя по капле придётся Хама. Потому что где Хам, там и раб. https://alexthunder.livejournal.com/1398723.html

6. Вне всякого сомнения, в XXI веке прогресс зайдёт так далеко, что Сталин и Гитлер будут казаться мальчиками из церковного хора. Эмиль Чоран, "Злой демиург".

7. Любое живое существо, за исключением человека, великолепно справляется со своей ролью: кошка знает как быть кошкой, собака — собакой и так далее. К птицам, рыбам и даже растениям тоже не возникает никаких вопросов. И только человек не знает, как быть человеком.

8. «Никто никогда не выиграет войну между полами — слишком много братаний с врагом». Генри Киссинджер

9. Я увидел, что такое смерть. Я просто неожиданно понял, что это. Наглядно понял, что нечто, что являет собой человек, — это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он всё равно там остаётся, но у него уже нет рамок. После этого — когда ты вдруг такие вещи понимаешь — становишься немного другим человеком. То есть ты уже не живой, не мёртвый, а какой-то вечный, что ли. Егор Летов

10. Нет такой вещи, как военное преступление. Сама война — уже преступление. Брюс Чатвин, "Тропы песен".

О двойственной природе близнецов.

Гиляки вплоть до XX века полностью сохранили родовую организацию. Ряд признаков организации рода (отсутствие вождей, отсутствие родовых наименований) свидетельствуют о том, что родовой строй у гиляков находился на самых архаичных стадиях своего существования. Поэтому в родовом обществе гиляков можно найти параллели к более древним, даже неолитическим проявлением общественной жизни.

Л. Я. Штернберг замечает: «Стружки рассматриваются гиляками, как объект волшебной силы, как священные. Культ заструженных деревяшек инау играет огромную роль в религии гиляков. В накидке из стружек хоронят обыкновенно избранников. Такой чести удостаиваются, например, женщины, родившие двойню, тройню, рассматриваемые как существа высшего порядка». 

Близнецы окружены у гиляков особой таинственностью и почитанием.

«Гиляки уверены, что один из близнецов родился от «горного человека», от «пальнивух’а», владетеля гор и лесов, могущественного, то милостивого, то грозного для бедного слабого человека. Поэтому ребёнка пальнивух’а необходимо отправить после его смерти к родителю. Так как нет возможности определить, который из двойни людского происхождения, то предпочитают поступить с обоими близнецами одинаково».

13 марта 2025

Муж-"половинщик".

Старинный морской путешественник Давыдов нашёл среди эскимосского племени кадьяков такие же брачные институты, как у алеутов. Давыдов пишет о них: „Некоторые женщины имеют двух мужей; первый — настоящий муж, который избирает второго с согласия жены. Последний является также работником, носит воду, дрова и исполняет другие работы. С женой он может спать только в отсутствии главного мужа, и при его возвращении он утеряет своё (супружеское) право. Такие мужья носят название „половинщиков".

Интересно описание Вениаминовым тлинкитов. Описывая участие „половинщиков" в супружеских правах, он положительно утверждает, что соучастником может быть только брат или родственник (Творения митрополита Инокентия, ч. III, стр. 629. [Подобное же явление отмечено Россом у центральных эскимосов]).

Это описание напоминает обычай «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и коллатеральные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Это «пуналуа» похоже на чукотское "товарищество по жене"( см.: Первобытная община как "товарищество по жене").

Пережитки матернитета у нивхов.

Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов Северо-Восточной Азии" сообщает о пережитках матернитета у гиляков. Он анализирует происхождение термина javind, который  является брачным термином для обозначения выхода замуж.

"Первоначальное значение его [этого термина] нетрудно выяснить из близких к нему этимологических форм. Прежде всего имеем ближайшую к нему форму, возвратный глагол p’avind = pi+avind, означающий — „себя содержать", „себя кормить" и, наконец, „жить" в хозяйственном смысле. Вот характерный пример:

— „гиляк один сам, т. е. (одинокий) жил" (в смысле хозяйственном). Если речь идёт о многих лицах, этот глагол приобретает значение „вместе жить", т. е. сообща кормиться, вести общее хозяйство. Отсюда наречие p’avind — вместе.

Далее имеем производную форму действительного залога ajvund—содержать кого-нибудь на своём иждивении, принять кого-нибудь на попечение, усыновить, кормить, — в форме среднего залога означает кормиться, пастись jaivun ехаn — (пасущаяся корова).

Наконец, javind, javend означает и „согревать" кого-нибудь (огнём), приютить.

12 марта 2025

Бык и медведь.

У меня возникло подозрение, что крито-минойская таврокатапсия имеет параллели с медвежьим праздником у айнов и нивхов. 

"По сведениям, которые представил информант Д. К. Човак, медведя заводили домой к хозяину — ызын, где привязывали к столбу карга цепями. Затем молодой парень надевал одежду из шкуры нерпы длиною ниже колен и рукавицы. В это время по два человека, слева и справа от медведя, злят его палками. Смелый парень должен улучить момент и, прыгнув, сесть медведю на шею, схватив его за уши. Такого парня называют танрла нивх, то есть ловкий человек. Если он допустит оплошность, то одежда из нерпичьей шкуры его надежно защитит. Обычно среди парней находятся несколько смельчаков, которые могут проделать этот трюк" (Источник).

Это описание напоминает знакомую картину.  

From TAUREADOR SCENES in TELL EL-DAB’A (AVARIS), 18th Dynasty

Л. Я. Штернберг указывает на чрезвычайно важную деталь "медвежьего праздника": "В смысле цементирования междуродовых отношений он играет едва ли не большую роль, чем олимпийские игры для племенного объединения греков".

Как работает механизм родовой жизни.

Л. Я. Штернберг рассказывает, как работает механизм родовой жизни, без всякой регламентации и органов принуждения.

"Вот умер семейный сородич. Необходимо обеспечить его семью, сохранить имущество до достижения совершеннолетия наследников и необходимо, во избежание споров, решить, к кому перейдёт вдова покойного. Нет судей, нет властей, но, через некоторое время после погребения покойника, сойдутся ближайшие сородичи, потолкуют, выслушают претендентов и на ком остановятся, тот будет мужем вдовы и отцом осиротевших.

Или: та или другая семья временно бедствует. Нет специального органа, который должен был бы позаботиться о ней: это лишнее, потому что в любом доме хотя бы самого отдалённого сородича она найдёт гостеприимство и помощь, пока не минет тяжёлое время. И никому не обидно, потому что редко кому не приходится время от времени пользоваться гостеприимством или оказывать его другому.

Вот необходимо устроить хлопотливый и дорогостоящий родовой праздник. Нет ни сборов, ни понуждений, ни организации приёма гостей и т. п. Каждый по совести готовит, сколько в силах, каждый вносит свою долю труда, а один кто-нибудь, кто побогаче, берёт на себя заботы по устройству. К нему все сносят приготовленные яства и закупки, к нему сходятся для участия в предпраздничных работах.

11 марта 2025

К вопросу о "неолитической войне" в Старой Европе.

Продолжение. Начало см.: О «неолитической войне» в Старой Европе

Как показывает Л. Я. Штернберг, у гиляков (нивхов) время от времени возникали конфликты из-за женщин. Либо муж убивал ёбаря своей жены, поймав его на месте преступления, либо отец вступал в "разборки" с лихим "джигитом", "умыкнувшим" его дочь. Конфликтов из-за территории, из-за земли, у гиляков никогда не было.

"У гиляков отсутствует даже сознание права собственности на территории, и не только по отношению к своим, но и к чужеплеменникам. Когда лет 50 тому назад на Сахалине появились бродячие тунгусы, которые стали охотиться на исконных территориях гиляков, никому в голову не приходило протестовать против этого, хотя тунгусы пришли небольшими группами и едва ли были в состоянии удержаться силой против многочисленных аборигенов" (Цит. по: Л. Я. Штернберг. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Л., 1933. С. 50).

Я думаю, что это наблюдение Штернберга за родовым обществом гиляков можно применить и к неолитическим обществам Старой Европы. Вряд ли 7000 лет назад существовало право частной собственности на землю. Даже существование вождей в ту эпоху стоит под большим вопросом. Поэтому, когда пишут нечто типа: "Племена эпохи неолита, вероятно, воевали за территорию, а также за такие ресурсы, как пища и кров", это бла-бла-бла пустопорожнее. Совсем не факт, что в эпоху неолита имелись племена.

Другое дело, конфликты из-за женщин. Но "умыкание" женщин связано с патрилокальными браками; если же на территории Старой Европы практиковалось матрилокальное проживание, особенно в "больших домах" носителей культуры ЛЛК, то никакие "умыкания" невозможны, а значит и поводы для конфликтов резко уменьшаются.

О "рыбных" культурах.

В продолжение статьи "Рыбный" матриархат на берегах Ладожского озера.

Похоже на то, что обилие рыбных ресурсов в реках и озёрах никак не способствуют установлению патриархального строя. 

"Море и реки так богаты этим продуктом, что при самом скудном инвентаре каждый при нормальных условиях может личными индивидуальными усилиями обеспечить своё существование. При добывании морских зверей, правда, необходимо сотрудничество нескольких человек, но всё дело так просто, что тут не может быть речи о хозяевах и работниках, ни о специальной организации: каждый исполняет то, к чему он более способен, артель к тому обыкновенно составляется из родственников, и никому и в голову не приходит делить добычу иначе, как по числу работников. Часть её уделяют даже и не принимающим участия в охоте, ибо разве родовые боги дают только одним, а не всем членам рода? То же и при охоте на лесных зверей, если она ведётся в компании, но обычно охотник, как и рыболов, может совершенно обойтись в своих промыслах без посторонней помощи. И, действительно, в сезон рыбной ловли гиляцкое население расходится во все стороны; каждый хозяин удаляется на своё излюбленное местечко. В сезон охоты каждый забирается в свой промысловый балаган и отсюда следит за своими ловушками, по неделям не видя постороннего человека. Таким образом, преобладающая форма труда индивидуальная. Каждый должен уметь делать всё, обладать всеми знаниями своего племени, быть личностью, равной со всеми, всесторонне развитой и подготовленной к жизни. А так как дары природы обильны, свободны и доступны усилиям каждого, то благосостояние человека зависит, следовательно, исключительно от его способностей и усердия. Неравенство, которое, при более сложных условиях, является источником раздоров и социальной розни, здесь не проявляет своих терниев. Богатый человек всем обязан исключительно лично своим талантам и добродетелям. Его накопления никого не могут ни порабощать, ни унижать. Кроме того, личные достоинства человека — дар богов [1], и избранник не может ни вызывать зависти, ни гордиться своими преимуществами. Его покровители, посылающие ему зверей в тайге и рыбу в воде, общие гении рода. Копить свои богатства, не делясь с сородичами, значило бы присваивать себе то, что принадлежит ему сообща со всеми, и высшее честолюбие такого человека — проявлять свою щедрость и благоволение окружающим. Всякая попытка монополизировать дары богов неминуемо должна повлечь за собою справедливую кару общих благодетелей рода" (Цит. по: Л. Я. Штернберг. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Л., 1933. С. 52-53).