В своё время, на Ближнем Востоке существовали воинственные богини — Астарта (Иштар) и Анат. Надо сразу отметить, что почитание Астарты распространилось в Египте в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э. Очевидно, у гиксосов Астарта была кормилицей и покровительницей царей. Известно, что сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги — жрицами. К Астарте обращались как к госпоже — владычице царей. Считалось честью и обязанностью выстраивать для неё храм.
Я думаю, что воинственность Астарты не являлась её изначальным атрибутом. Есть такая поговорка: с кем поведёшься, от того и наберёшься. От человека, с которым общаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему. Ну и Астарта, пообщавшись с ближневосточными царями, приобрела их манеры поведения, у неё отросли клыки, как у саблезубой тигрицы, и с клыков закапала кровь...
Мы видим сейчас, как быстро, прямо на глазах, меняется идеология, и то что недавно считалось "белым", теперь называется "чёрным". Наверно, подобные процессы происходили и в Ассирийской империи. Появился небывалый прежде воинственный образ "имперской" Астарты...
![]() |
Взятие Дапура, изображённое на стенах Рамессеума, Рамсес считал одним из своих славнейших деяний. |
Богиня Анат была представлена на египетских изображениях сидящей на троне. Щит и копьё в одной и топор в другой руке. В праздничные моменты, когда Рамзес стоял перед принятием важного решения, он призывал в свидетели «победоносную Анат». И, наконец, Пьер Монте несколько лет назад нашел в руинах Таниса, немного восточнее дельты, очень красивую иероглифическую надпись, где Рамсес зовётся вскормленным Анат-Астартой.
Интересно, что в стихах Рас-Шамра богиня никогда не появляется одна, как повелительница Библоса. Она появляется постоянно в сопровождении молодого бога, или вернее, Анат сопровождает всегда одного и того же бога, который общеизвестен под именем Баал, то есть «хозяин». Тоном, не терпящим возражения, Анат приказывает людям служить Баалу. Анат и сама, при каждой возможности постоянно и с усердием служит Баалу, который является одновременно её братом и её супругом, или в первую очередь братом и после супругом, так как перед именем Анат очень часто стоит слово Бетулат, что означает «девственница».
Шарль Виролло в статье "Великая Богиня в Вавилоне, Египте и Финикии" далее сообщает:
"Мужчины и женщины, которым Анат отдала приказ, сперва с полной силой служили и чтили Баала. Но позже, по причинам, которые нам вследствие многочисленных пробелов в текстах не известны, усердие в поклонении стало убывать. Культу Баала не уделялось должного внимания, возможно он был даже совсем заброшен. И тогда Богиня впадает в неистовую ярость. Она убивает жителей города. Жители города и побережья уже нашли свою погибель, но есть ещё другие богохульники, да ещё и в храме самой Анат. Служители храма виноваты, пожалуй, в самом большом преступлении, так как их обязанность в том, чтоб служить богам и обеспечивать их едой и питьём. И вот мы видим, как Анат уверенно приближается к своему дому, и там, за неимением другого оружия, собирает убранство храма, стулья, столы и скамьи, и кидает их в головы неверных служителей не переставая, пока её жажда мести полностью не удовлетворена. Она стоит по колено в крови. Она радуется от всей души или, чтоб передать выражение поэта, её печень наполнена смехом и сердце радостью. И под конец Анат умывает руки в крови, которую она сама пролила рекой.
Такой была Анат, если надо было отомстить за гордость Баала. Гордость же Баала была постоянно под ударом, и становится понятным, что египтяне со времён завоеваний и великих войн от Тутмоса до Рамзеса возвели ханаанскую богиню в царицу войн".
Конечно, на всём протяжении бронзового и железного веков на Ближнем Востоке существовали и другие, простонародные образы Богини. И, возможно, простонародный образ Астарты отличался от царского образа как небо от земли.
Во всяком случае, надо провести чёткое разделение между государственным культом и простонародными культами. Я полагаю, что образ воинственной Астарты культивировался государством в военное время, а в мирные периоды то же государство абсорбировало патриархальный концепт т. наз. "богинь плодородия". Так или иначе, воинственные богини и "богини плодородия" входили в патриархальные пантеоны. Соответственно, никакого отношения к матриархату они не имеют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий