05 ноября 2021

Молитва к Матери Земле.

Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба или Заколдованная Богиня" (ООО «Урайская типография», г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область) на стр. 86 приводит стихотворение Л. Башлыковой под названием "Камлание".

О, Великая Сорни Най - о, Богиня Мать,
Извини, что потревожили Тебя.
Много воды утекло
С той поры, когда
Последний раз
Камлал перед тобой шаман.
Люди позабыли своих богов.
Прости их.
Сегодня наш народ
Нуждается в житейской мудрости.
Человек разучился любить тайгу.
Лесов, урманов нет - вырубили.
Гари кругом.
Зверь ушёл или погиб в огне пожаров.
Пусть звуки моего камлания
Эхом отдадутся в каждом сердце.
Чтоб знали и помнили, что есть
Такой маленький народ - манси,
С большим сердцем и душой ребёнка.
Болит, болит душа манси за
Загубленную тайгу, за реки и озёра.
Богата ты, Земля моя,
Нефтью и газом.
И рвут тебя на клочья злые вороны.
Оставляя после себя выжженные леса,
Загрязнённые реки, затуманенные лица озёр.
Стонет, стонет земля моя,
Трудно стало зверя добыть, рыбу поймать,
И мы, родные дети твои,
Стали ходить в пасынках.
О, Богиня - мать,
О, Великая Сорни Най.
Прими от нас запоздалые дары,
Принесённые от чистого сердца,
Всели в нас надежду на лучшее.

04 ноября 2021

Священная роща манси.

Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба, или Заколдованная Богиня" (тираж 50 экз.!) описывает священную рощу манси, которая, кажется, существует и поныне.

О. Кошманова

"Кельсина, Кельсино, Кельсинэ. Была некогда такая деревня, старая мансийская деревня на берегу реки, на 120 км. от устья Конды. Сегодня такой деревни не существует...

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы.

Рядом с деревней стоит многовековой “заверованный” кедрач.

Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он “заверован”. Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут!

Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Но те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это своим здоровьем.

Название деревни Кельсина - мансийское. Слово Кельсина - Кельсинэ, на русском языке означает «дом женщины». Только вот какой? Вряд ли ради простой женщины так назовут деревню. Значит, не простая была она.

Вблизи деревни много ягодных боров. Носят они названия Мало-Павинский, Больше-Павинский. Есть и Старухин бор. И бор этот считается как бы “священным”. Приходя в него, каждый должен положить дар в определённом месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора.

Параллели между легендами об амазонках и преданиями о Золотой Бабе.

Наблюдается интересная параллель между легендами об амазонках и преданиями о т. наз. "золотой бабе". 

Как мы знаем, из древнегреческого эпоса "Илиада" следует, что амазонки воевали с греками на стороне троянцев. Следовательно, греки времён Гомера полагали, что амазонки жили где-то на восточных берегах Эгейского моря, на территории Анатолии. Однако позднейшие греческие авторы говорили, что они обитали близ рек Фермодонт и Ирис. 

река Ирис на карте

Плутарх сообщал, что амазонки находились на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур, а в некоторые эпохи — до Дербента. 

Место обитания амазонок на карте 1770 года

Собака — друг человека. И не друг неандертальца.

Очень интересное различие между Homo Sapiens и Homo Neanderthalensis, которое я раньше не замечал: неандертальцы, в отличие от кроманьонцев, не смогли одомашнить волка. Пэт Шипман говорит, что «волки-собаки» были одомашнены — или прибились к Homo Sapiens — более 36 тысяч лет назад, когда кроманьонцы и неандертальцы  жили в непосредственной близости; именно этот период, благодаря использованию Homo Sapiens собак на охоте, отмечен вымиранием или резким сокращением числа крупных животных, на которых и те, и другие охотились.

О мегаизвержении примерно 40 000 лет назад я уже писал. Наверно действительно после этого природного катаклизма наступили очень тяжёлые времена... Но, спрашивается, почему же человек смог приручить волка, а неандерталец — не смог? Не говорит ли это о звериной сущности неандертальцев? Человек может приручить зверя, а зверь зверя — не может. 

Да, и здесь необходимо ещё раз подчеркнуть роль женщины в одомашнивании диких животных. Конечно, это женщины "сюсюкались" со щенками-волчатами. Невозможно представить мужчин в этой роли. А это значит, что женщина представляет собой человека разумного par excellence. 


 

03 ноября 2021

Племена — это административная выдумка государств.

Владимир Кабо, русскоязычный знаток № 1 австралийских аборигенов, отмечал, что на самом деле у коренных обитателей Австралии никогда не было племён. Племенное деление аборигенов — это искусственное, кабинетно-бюрократическое новшество XIX века, никак не соответствующее реалиям традиционного общества. На самом деле, у аборигенов есть семьи и "большие семьи" (линиджи), роды и экзогамные фратрии, у них имеются языковые и культовые различия, разные тотемы, но что такое племена, они не знают. 

В. Кабо приводит один характерный пример, свидетельствующий о "землячестве" всех аборигенов. Иногда, - говорит он, - недалеко от родового стойбища появляется какой-нибудь одинокий абориген, блуждающий по Австралии, и живёт там на виду у семьи, греется у костра по ночам, а днём уходит на охоту. Через несколько дней кто-нибудь из членов рода (обычно мужчина) отправляется поговорить с "земляком", и после этого разговора бродяга либо присоединяется к роду, либо отправляется дальше. Никакого разделения на "наших" и "чужих"... Все — дети Матери-Земли в равной степени.

Интересно, что Джеймс Скотт в своём исследовании "Против зерна: глубинная история древнейших государств" говорит примерно о том же касательно так называемых "варваров" европейской истории.

Загадка парных погребений в «позе объятий».

С. В. Сотникова в статье "Об отражении близнечного культа в погребальном обряде андроновского населения" касается чрезвычайно интересной темы парных разнополых захоронений андроновской эпохи (синташтинские, петровские, алакульские), в которых мужчина и женщина захоронены лицом друг к другу в «позе объятий».

Интерпретация парных разнополых погребений, относящихся к эпохе бронзы, вызывает споры среди исследователей.

М.И.Артамонов исходил из представления об одновременности совершения погребений мужчины и женщины и интерпретировал их как захоронение мужчины вместе с насильственно умерщвлённой для него неполноправной женой или наложницей. Такие захоронения, по мнению М.И.Артамонова, возникали в условиях перехода от матрилокального брака к патрилокальному и были связаны с похищением женщин. В Северном Причерноморье эта ситуация совпадает со временем срубной культуры. Но позднее, с развитием власти мужчин, к жёнам также стало предъявляться требование если не насильственной, то, по крайней мере, добровольной смерти. 

Тут, в качестве примера "добровольной смерти", можно указать на погребение в украинском селении Петриково, относящееся к высоцкой археологической культуре, то есть к 1100 — 600 годам до нашей эры.

Ещё одна версия сжигания поселений Трипольской культуры.

О том, что носители неолитической культуры Кукутени-Триполья сжигали свои дома примерно через 70 лет после их постройки и переходили на новое место, где строили новые дома, я писал неоднократно. И при этом приводил различные "объяснялки" сей странной практики. Здесь вкратце изложу все гипотезы:

1. Дома сжигались потому, что срок "жизни" деревянного дома примерно равняется средней продолжительности человеческой жизни. То есть, трипольцы сжигали свои дома просто потому, что легче, проще и дешевле построить новый дом, чем ремонтировать старьё.  За 70 лет деревянный дом без каменного фундамента неизбежно перекосится и будет выглядеть как-то так:

2. Дома сжигались по санитарно-гигиеническим соображениям: за 70 лет деревянный дом превращался в скопище всякого рода "комменсалов" - мышей, блох, жучков-паучков и т. д. Дом становился "нечистым" в прямом и переносном смысле. 

кадр из фильма "Вий", 1967 г.

02 ноября 2021

К вопросу о Тэртерийских табличках.

Тэртери́йские табли́чки — три глиняные таблички с пиктографическими знаками, найденные в 1961 году в Румынии, примерно в 30 км от города Алба-Юлия, близ села Тэртэрия (из Википедии).


Исследовательница Мария Гимбутас, специализирующаяся на культуре и религии доиндоевропейской Европы, выразила мнение, что найденные пиктограммы являются древнейшей в мире формой письменности.

Мария Гимбутас

Я с большим уважением отношусь к Марии Гимбутас, но в данном отношении я с нею не согласен. Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.

Рабсила как "приводной ремень" государственности.

Джеймс Скотт в своём исследовании "Против зерна" касается очень интересной темы рабства в древнейших государствах Месопотамии. 

Прежде всего, надо сделать замечание, что патриархальными государственниками-рабовладельцами были пришлые завоеватели, "черноголовые" шумеры, а рабами у них были местные, автохтонные субареи, носители матриархальной убейдской культуры. Большинство исследований рабства в Месопотамии описывают пленников войны как тех, кто не говорил ни на аккадском, ни на шумерском.

Буквальное значение слова «паразит» согласно исходному греческому корню — «рядом с зерном». Шумеры, как мыши-паразиты, "подселились" к процветающим протогородам субареев, а затем установили в них свою власть. Но так как местный народец не шибко размножался в неволе, шумерам постоянно приходилось совершать набеги на близлежащие селения с целью "доукомплектования" рабсилы. Как правило, деревни при этом уничтожались, чтобы пленникам было некуда вернуться.

"Предметом заботы Урука Четвёртой династии, как позже и других центров государственности, была численность населения. Навязчивой идеей всех древних царств было её максимальное увеличение — обычно эта идея стояла за завоеванием территорий. Именно население — земледельцы, ремесленники, солдаты и рабы — было богатством государства", - говорит Д. Скотт.

01 ноября 2021

Взгляд на безумный мир людей глазами слонихи.


У меня до сих пор стоит перед глазами картина из детства: я с мамой пришёл посмотреть на животных в московский передвижной зверинец рядом с ж.-д. вокзалом в Липецке. Было это примерно в 1975-м году. Зрелище белого медведя, сидящего в луже собственной мочи в металлической клетке размером 2 х 2 метра, произвело на меня очень тягостное впечатление... 

Райские кущи в тени дубовой рощи.

Люди, как род в семействе гоминиды отряда приматов, появились на Земле не ранее того, как в природе образовалась соответствующая кормовая база. После последнего ледникового периода расширяющийся «дубовый пояс» со временем создал собственную почву, тень, сопутствующие растения и запас желудей, который стал настоящим подарком для десятков млекопитающих, включая свиней и Homo sapiens. Автор блога Old European culture в статье "Acorns" говорит, что первой культивируемой крахмальной пищей в Евразии были жёлуди, и что именно переработка желудей могла положить начало тому, что мы сегодня называем сельским хозяйством. 

"Белки, олени, кабаны любят есть жёлуди, иногда до такой степени, что жёлуди составляют 25% их осеннего рациона. Из-за этого дубравы стали идеальным местом охоты для первобытных охотников, которые охотились с обожжёнными на огне копьями из дуба или ясеня, как вот это. 

Но люди не собирались смотреть, как все эти животные лакомятся желудями, не попробовав их сами... Жёлуди едят люди, по крайней мере, со времён позднего палеолита и до наших дней" (Источник).

В неолитических земледельческих сообществах жёлуди могли играть роль эрзац-хлеба на плохие времена, зарезервированного для чрезвычайных ситуаций, например, когда запасов зерна не хватало до следующего урожая.

С темой желудей связаны дуб и свинья. Они являются основополагающими, базовыми элементами неолитического хозяйства, их роль трудно переоценить, ими пропитана и пронизана вся земледельческая культура и мифология. Поэтому я расчитываю написать несколько статей на эту тему, а этот пост пусть будет своего рода "введением".

О появлении государственности в Междуречье ок. 3300 г. до н.э.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" пишет:

"Если приравнять цивилизацию к государству, а архаичную цивилизацию — к осёдлости, земледелию, домашней усадьбе, орошению и городам, то придётся признать, что наша историческая хронология в корне неверна. Все эти достижения неолита существовали задолго до того, как мы обнаруживаем нечто похожее на государство в Месопотамии. <...> Осёдлое население, выращивающее одомашненные зерновые культуры, и небольшие города примерно с тысячей жителей, занимающиеся торговлей, были исключительным достижением неолита и возникли примерно за два тысячелетия до появления первых государств в 3300 г. до н.э. <...> Протогородской комплекс представлял собой исторически новую и уникальную концентрацию рабочей силы, пахотных земель и продовольствия, которая, будучи «захвачена» (хотя и слово «паразитирование» не является преувеличением), могла превратиться в мощный узел политической власти и привилегий".

"Таким образом, - говорит Д. Скотт, - в тот период было возможно и даже распространено осёдлое земледелие — на аллювиальных равнинах, с использованием орошения — но без каких бы то ни было форм государственности. Однако никогда не существовало государства без аллювиального зернового земледелия".

хорошо сказано

Если девушка не пьёт, не курит, не ругается матом, спит дома ночью, любит природу, хочет прожить с мужем всю жизнь и иметь с ним много детей... это не современная девушка - это современная богиня! (Источник)
 

Где бы ты ни была и что бы с тобой не случилось, помни - ты носительница облика Великой Богини. Роняя своё достоинство, ты унижаешь всех женщин - и Матерей и Муз...........

Таис Афинская (Источник)

31 октября 2021

Иберийские "лапти".

 

Обувка человека эпохи неолита. Этим вещам уже, как говорят, 6 тысяч лет. Нашёл артефакт в 19 веке испанец Manuel de Góngora. Судя по плетению "косичек", изготовлением этой обувки занималась женщина.

Из чего были сплетены эти иберийские "лапти", я не знаю, но они напоминают мне русские лапти — обувь из лыка, которую носили деревенские жители, то есть крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».


Говорят, что люди обувались в лапти ещё в каменном веке. По крайней мере, на общинных стоянках той далёкой эпохи находили крючки из костей животных, используемые при плетении лаптей.

Между прочим, в СССР кое-где ходили в лаптях ещё в середине XX века, о чём свидетельствует нижеследующая фотография.

СССР. 1952 год. Рынок в Краснослободске, Мордовия .
 


Парадоксы одомашнивания.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" приводит удивительные факты:

"По сравнению с дикими предками, размер мозга овцы уменьшился на 24% за десятитысячелетнюю историю её одомашнивания; у хорьков (одомашненных намного позже) мозг на 30% меньше, чем у диких чёрных хорьков; у свиней (sus scrofa) мозг на треть меньше, чем у их предков. На новом рубеже одомашнивания — аквакультуры — даже у выращенной в неволе радужной форели мозг меньше, чем у дикой форели".

Не говорит ли это о "поглупении" домашних животных, сравнительно с их дикими предками?

"Другое общее и поразительное морфологическое изменение домашних животных — неотения: относительно раннее достижение половозрелости и сохранение во взрослом возрасте большей части морфологических (особенно это касается черепа) и поведенческих черт, характерных для молодняка у диких предков".

То есть, у домашних животных более педоморфная конституция телосложения; они, по сути, так и остаются "детьми" в мире животных, никогда не становясь "взрослыми" особями.

Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) говорит, что первые государства на аллювиальных равнинах Месопотамии возникли не ранее чем 6 тысяч лет назад — через несколько тысячелетий после появления первых форм земледелия и осёдлого образа жизни в регионе. "Первые небольшие социально дифференцированные, собирающие налоги и окружённые стенами государства неожиданно возникли в долине Тигра и Евфрата лишь примерно в 3100 году до н.э., спустя более четырёх тысячелетий после первых одомашненных зерновых и элементов осёдлости".

Естественно, нам интересно знать, как люди жили более четырёх тысячелетий в долине Междуречья до образования первых "регулярных" государств. Д. Скотт относит их появление к периоду после 2100 г. до н. э., а те первые государства, возникшие ок. 3100 г. до н. э., были скорее полисами. "Государства возникали в последние столетия IV тысячелетия до н. э., прекрасным подтверждением чему является мощнейшее территориально-политическое образование Третьей династии Ура на юге Месопотамии примерно в 2100 году до н. э. До этого существовали политические формы с большим населением, торговлей, ремесленниками и, видимо, даже городскими собраниями, но сложно сказать, насколько эти признаки достаточны для строгого определения государственности".

30 октября 2021

Древние этруски и современные итальянцы

 ДРЕВНИЕ ЭТРУСКИ (геном из останков 2500-летней давности) 



Расстояние между популяциями условно изображено на графике.

ETR2, ETR5, ETR9 - древние этруски

TSI - современные итальянцы из Тосканы

IBS - современные испанцы и португальцы

CEU - современные белые американцы из штата Юта

GBR - современные британцы

FIN - современные финны

Этруски довольно близки к современному населению Тосканы. Однако, надо учитывать и то, что этруски ок. 500 г. до н. э. уже имели большую примесь индоевропейской "крови". 

Немного шокирует близость этрусков к современным испанцам и португальцам. Тут есть о чём задуматься. Архаическая Иберия полна тайн и загадок...

Амазонка и Ахилия.

 

Рельеф с женщинами-гладиаторами: Амазонка и Ахилия. Мрамор. Галикарнас. I-II вв. н. э. Лондон, Британский музей.

Римское государство, вместо петушиных боёв, на потеху забулдыгам, устраивало бои гладиаторов. В качестве "изюминки" на этих зрелищах выступали гладиаторы-карлики или гладиаторы-женщины.

К вопросу о появлении пустыни Сахара.

Есть такое мнение, что пустыня Сахара появилась из-за того, что люди разводили коз и овечек, которые буквально сожрали всю растительность, и с исчезновением буша (кустарников) началось наступление песков.

Как отмечает Д. Б. Прусаков: «раннеголоценовые западные «пусты­ни» Нижней Нубии и Египта, включая оазисы, отличались богатейшим животным миром, существование которого было бы невозможно без обильной растительности, в том числе древесной. Найденные кости и наскальные рисунки указывают на носорога, бегемота, слона, жирафа, крупный и мелкий рогатый «скот», эквидов (лошадиные), страуса, сре­ди которых промышляли хищники – крокодил, лев, каракал (пустын­ная рысь). На отдельных наскальных изображениях… видны «стада» в сопровождении «пастухов». К этому первобытному «пасторализму» некоторые исследователи приурочивали распространённые в бывших египетских саваннах россыпи больших тяжёлых камней с боковыми выемками или отверстием посередине, полагая, что эти «якоря» пред­назначались для привязывания пасущегося одомашненного скота… 

В ходе потепления раннего голоцена в среднем к VIII тыс. до н. э. увлажнение климата Африки создало та­кие естественные условия жизни в Сахаре и Сахеле (области саванн) к югу от неё, которые по качеству далеко превзошли всё, что могла дать людям пойма Нила.

Крито-минойские корабли.

Критские двух- и трёхмачтовые суда в своём большинстве, как правило, не превышали 15–16 м в длину и располагали 30-вёсельным гребным движителем. 

(Цит. по: Н. П. Писаревский, "Морское дело Греции II тыс. до н. э. в исследованиях современных зарубежных учёных".) 

Пережитки матриархата у монголов.

М. М. Содномпилова в статье "«Река начинается с родника, а родство – с дяди по матери»: группа нагасанар в монгольском социуме" говорит:

Брат матери нагаса является ключевой фигурой в системе социальных отношений в традициях всех народов монгольских народов, архаичных ритуальных практиках, показывает его высокий социальный статус в родственных взаимоотношениях, который даже превосходит статус родного отца ребёнка. 


Дядя по матери был ключевой фигурой в обрядах жизненного цикла, которые проводились по случаю рождения племянников/племянниц, их замужества или женитьбы. Нагаса имел ряд серьёзных обязательств по отношению к своим племянникам, детям сестры и, судя по многим бытовавшим в традиции некоторых монгольских групп обрядам, к самой сестре. Особенно тесными были взаимоотношения дяди и племянника, соответствующие отношениям зятя и тестя в период господства материнского родового уклада. Пережитки этих отношений, выраженные в форме разных обязательств дяди по отношению к племяннику, а также в фольклоре, сохранялись в традиции бурят в начале ХХ в. Обязательства нагаса начинались с рождения у сестры ребёнка. В традиции бурят посторонним строго запрещалось заходить в дом, где находился новорожденный. В этих целях у входа устанавливали разнообразные знаки запрета. При этом у агинских бурят исключение делалось для нагаса. «Агинские буряты говорят: “Нагасын тэнгэри ехэ” – “Небо дяди высокое”, что означает “Покровительство дяди большое”» [Гомбожапов, 2006, с. 68]. Сохранение этого обычая, вероятно, является реликтом социальных отношений, существовавших в эпоху матриархата.

29 октября 2021

Россия — баба, охочая на чужеземца.

Россия — мать-сыра земля, т.е. водо-земля по составу стихий. И она — «бесконечный простор». Россия — огромная белоснежная баба, расползающаяся вширь: распростёрлась от Балтики до Китайской стены, «а пятки — Каспийские степи» (по образу М. Ломоносова). 

Россия-баба ищет мужика, который бы её продраил по вертикали да крепко обнял-охватил обручем с боков, чтобы она не расползалась: заставой богатырскою, пограничником Карацупой, железным занавесом — бабу в охряпку... И этот мужик — чужеземец. Приглашает Россия варяга на порядок-форму и закон, из грек — правостояние православия, половца и турка с Юга притягивает, татаро-монгола с Востока. Потом немцы с Петра правили, грузин Джугашвили... 

Даже стратегия русских войн — от охоты России-бабы на чужеземца. Она его приманивает (поляка, француза, немца), затягивает в глубь себя: всегда не на границах ему отбой, а взасос его вовлекает — и уж тут, во глубине России, самый оргазм битв: летят головушки и тех, и других, орошают её топкое лоно огненной кровушкой, как спермою: им — смерть, а ей — страсть да сласть. Так ведь ещё в «Слове о полку Игореве» битва как свадьба видится, как смертельное соитие. Если германская тактика — «свинья», «клин» = стержень, то русская — «котёл», «мешок» — как вагина, влагалище.

(Георгий Гачев. Национальный Эрос в культуре)

О социальном перевороте на Иберийском п-ве в конце III тыс. до н. э.

António Carlos Valera в статье "Social change in the late 3rd millennium BC in Portugal: the twilight of enclosures" говорит, что самые древние ронделы на территории совр. Португалии датируются третьей четвертью 6-го тысячелетия до н.э. Однако в период позднего неолита (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и далее, ронделы, окружённые рвами, начинают становиться более многочисленными, особенно на южных равнинах Алентежу. В период энеолита, в первой половине III тысячелетия до н.э., количество рондел увеличивается ещё больше. Во второй половине III тысячелетия до н.э., и особенно в течение последней четверти, строительство рондел, уменьшилось, хотя некоторые из старых ещё действовали и некоторые новые были построены. Начиная с конца III тысячелетия до н.э. и далее, однако, эти традиционные неолитические и энеолитические ограждения перестали строиться, и подавляющее их большинство были заброшены или больше не использовались.


То же самое происходит и с погребальной архитектурой по всей стране. Старые мегалитические гробницы используются повторно, но новые монументальные сооружения больше не строятся. 

Несколько слов об экофеминизме.

Экофеминизм признаёт идею о том, что исторически, женщины больше обеспокоены экологическими проблемами, чем мужчины. 

Грета Тунберг

Французская писательница-феминистка Франсуаза д'Эбонн считается основательницей экофеминизма. 

Франсуаза д'Эбонн

Её работа "Феминизм или смерть" считается важной вехой в экологической философии и феминистском движении начала 1970-х годов. В книге она говорит об особой связи женщин с природой и призывает женщин к экологическому активизму.

О матрилинейности у кхаси, джайнтия и гаро.

Северо-восточная Индия - одно из тех немногих мест в мире, где до сих пор практикуется матрилинейная культура. Кхаси, джайнтия и гаро, самые ранние этнические общины штата Мегхалая,  представляют собой гомогенные, однородные группы, поскольку младшая дочь становится хранительницей наследия предков. Младшая дочь считается оченьь важным человеком в семье, поскольку именно она должна заботиться обо всей семье - своих родителях, детях и разведённых братьях, если таковые имеются. Если в семье нет детей-девочек, родовое имущество переходит к племяннице по материнской линии, так как по обычаю племени имущество должно оставаться в роду матери. Допускается усыновление ребёнка женского пола, предпочтительно из своего клана для продолжения семейного рода.

Племя кхаси придерживается аграрной культуры и образа жизни. Они практикуют сменную обработку земли и выращивание товарных культур выращивание. Они выращивают такие товарные культуры, как лист бетеля, орех бетеля, апельсин, кукурузу, просо и сладкий картофель. Хотя мужчины и женщины одинаково делят свои обязанности во время сбора урожая, больше ответственности лежит на женщинах. Женщины берут на себя контроль над финансами семьи и торговлей продуктами.

Любопытно, что кхаси хоронят своих мёртвых в "Джохатхамприом" - земле для погребения, а остатки костей собираются и хранятся в доме клана. Это напоминает неолитические практики погребения на Ближнем Востоке.