08 ноября 2021

Народный правитель Хосе Гаспар Родригес де Франсия.

В. П. Казаков в статье "Парагвай: от либерализма к эгалитаризму" рассматривает идеологию и политику Верховного диктатора Парагвая Х.Г. де Франсии.


"Майская революция в Асунсьоне в 1811 г. покончила с колониальным гнётом Испании и провозгласила создание независимого парагвайского государства на принципах либерализма".

Х.Г. де Франсия представляет интерес в том смысле, что он в своих преобразованиях страны вовсе не нуждался в "старорежимной" госбюрократии. Не доверял он и местной олигархии, тесно связанной с властями Аргентины. Ему удалось настоять на проведении выборов в конгресс на основе всеобщего избирательного права.

"Подавляющее большинство депутатов принадлежало к народным низам: крестьянам и ремесленникам. Таким образом, в представительном органе власти произошёл социальный сдвиг в сторону народного представительства, которое стало опорой Франсия сначала как консула, а затем диктатора".

"Выборы на конгрессе 1814 г. проходили по тем же правилам, что и на предыдущем и дали такие же результаты: решительное преобладание среди депутатов сельских жителей. Сторонники Франсии развернули кампанию с целью убедить депутатов заменить консулат единоличным управлением Франсии. Подавляющее большинство депутатов высказалось за передачу всей полноты власти гражданину Хосе Гаспар де Франсии в ранге Верховного диктатора республики сроком на пять лет".

"Франсия рассматривал созданный им режим как народный, а себя позиционировал как выразителя народных интересов. Народная диктатура избавила Парагвай от гражданских войн, охвативших практически все испано-американские страны. Их причину  Франсия видел в отсутствии в этих странах народных правительств".

07 ноября 2021

О пчёлах и людях.

 

Судя по фильму, живу я в апокалиптическое времечко. Пока ещё есть "точка возврата", но, боюсь, что люди начнут "шевелиться" лишь тогда, когда будет пройдена "точка невозврата". 

Кстати, о людях. "Лю́ди (лат. Homo) — род в семействе гоминиды отряда приматов" (из Википедии). Если таковы все люди, то надежды на "точку возврата" нет никакой.

"Живая" и "мёртвая" вода царей Аккада.

Автор блога Old European culture в записи "Buffalo licking a jar" приводит изображение оттиска аккадской цилиндрической печати, ок. 2217-2193 гг. до н. э., в настоящее время хранящейся в музее Лувра. 

На печати представлена удвоенная сцена водопития буйвола из источника, изливающегося в виде двух разнонаправленных потоков воды из сосуда, который держит в руках "божественный Шаркалишарри, принц Аккада" (так гласит надпись, расположенная по центру печати).

"Два вытекающих из кувшина потока это две великие месопотамские реки, Тигр и Евфрат. А сам кувшин - символическое изображение их истока... Абзу...", - так комментирует изображение автор блога Old European culture. 

Меня такое толкование не устраивает. Я вижу здесь нечто иное...

О «служении мужу как богу».

"Индуизм учит, что рождение в образе человека, в высокой касте, в качестве мужчины, в хорошей семье обусловлено наилучшей кармой индивидуальной души, является плодом её прежних деяний. Женская жизнь — это вариант искупления за грехи прошлого рождения. С точки зрения дхармашастр, женщины любой джати/касты созданы для того, чтобы с их помощью «мужчины могли возродиться в своих детях», и становятся признанными членами общества лишь как жёны своих мужей и как матери сыновей. Девочки рождаются в касте/джати отца и получают соответствующий социальный статус, который важен только для поиска брачных партнёров для них и не налагает необходимости соблюдать дхарму отца. С момента появления признаков физиологической зрелости девушки становятся глубоко осквернёнными, равными по статусу шудрам. Не дожидаясь, пока такое произойдёт, отец может и должен «подарить» свою дочь будущему зятю*: в этом состоит закон социальных связей кастового типа, и он же приводит к обычаю так называемых «детских браков». Кастовое общество архаично по своей природе. Таким образом, женщина становится «замеченной» этим обществом только после инициации в него посредством брачного обряда, когда она делается нераздельной частичкой существа своего супруга. Обретя статус замужней женщины, она получает женскую дхарму, которая формулируется в словах «служение мужу как богу», и обязанность участвовать в ритуалах со своим супругом — в помощь ему; это становится одной из главных её забот на весь период жизни в супружестве", - пишет Е.Н. Успенская в статье "Дхарма ("закон жизни") женщины высокой касты".

Здесь особенно интересно то, что с наступлением физиологической зрелости, то есть с приходом "Машки", девушка приравнивается к шудрам, "псам смердящим". Чтобы выбраться из этого состояния и обрести какие-то "права человека", она должна выйти замуж за человека (=мужчину) и преданно служить человеку. 

К вопросу о сарматском матриархате.

"А. П. Смирнов [1] интересовался социальным строем восточных соседей скифов – савроматов. Интересны его работы по вопросу наличия матриархата у этих племён. Письменные и археологические источники создали почву для появления в XX в. точек зрения, по которым савроматы выделяются из общего массива кочевых племён благодаря культовой сфере, статусу женщин, принимавших участие в войнах, порою более высокому, чем у мужчин [Бесчастнов Н. А. Источники особого положения женщин у савроматов: Материалы XXXVIII Урало-Поволжской археол. студ. конф. Астрахань, 2006. С. 232–234].

А. П. Смирнов не соглашался с тезисом известного специалиста по савроматской археологии К. Ф. Смирнова [2] о наличии матриархата в савроматском обществе. С точки зрения учёного, материнский род нельзя устанавливать по наличию в погребениях вооружённых женщин, как это делал К. Ф. Смирнов. Материнский род, доказывал А. П. Смирнов, характеризуется другими чертами: руководящей ролью женщин в хозяйственной жизни, равенством членов рода, матрилокальным браком, счётом родства по линии матери и соответствующими правами наследования, значительной ролью женщины в области религии. Анализируя археологический материал, сведения письменных источников, данные этнографии, А. П. Смирнов убедительно показал, что перечисленные выше явления в савроматском обществе не наблюдались [Смирнов А. П. К вопросу о матриархате у савроматов // Проблемы скифской археологии. Сер. МИА. М., 1971. № 177.С. 187–189].

По мнению А. П. Смирнова, матриархата не было и у предков савроматов – племён, оставивших срубную и андроновскую археологические культуры. «Все памятники срубной и андроновской культур свидетельствуют о прочно сложившихся патриархальных отношениях» [Там же. С. 189]. Учёный считал, что «гинекократия» у савроматов являлась не пережитком матриархата, а приспособлением общества к строю военной демократии, когда свободное взрослое мужское население было занято грабительскими походами, а руководство всем хозяйством, забота о безопастности кочевого дома и стада обеспечивались женщинами. В этих условиях, по мнению учёного, и должны были сформироваться женские отряды, что нашло отражение в сведениях древних авторов, в легендах об амазонках и в произведениях вазовой живописи [Там же].

06 ноября 2021

О «женском» языке эме-саль у шумеров.

У шумеров существовал особый «женский» язык. Он назывался эме-саль. Семиты-аккадцы называли такой язык лишан-целитим, что переводится как «скособоченный». Женский шумерский язык отличался от обыденного в плане произношения. К тому же он сохранил в себе некоторые архаичные черты. Некоторые ученые считают его просто диалектом шумерского языка. Известно, что многие тексты с речами шумерских богинь составлены на языке эме-саль. 

Как я уже говорил, шумеры в долине Междуречья – народ пришлый, народ завоевателей. Откуда они приплыли к городу Эриду, можно лишь гадать.

Эриду на карте

Но, как говорит Заурбек Ужахов, "названия многих шумерских городов содержат в себе корень «ур» – Ур, Ниппур, Урук, Шуруппак. В шумерском языке этому корню объяснения нет, а вот в дравидийском языке слово «ур» означает «поселение», «город»" (Источник).

О морском погребении у кереков.

В. Леонтьев в своём исследовательской работе "Этнография и фольклор кереков" описывает, в числе прочих погребальных обрядов, захоронение в море.

"Для покойника шили специальную одежду, в ней не должно было быть прорех и дыр. <...> Одежду из оленьих шкур сшивали сухожилиями, узлов не вязали. <...> Покойника наряжали в специальную кухлянку "лумий?ан" с пришитым капюшоном, на пояс привязывали лодочку, если его хоронили в море, а также личные вещи, а женщине - обязательно игольницу, бусы, серьги и посох.

После совершения всех обрядов и одевания, покойного плотно опутывали по рукам и ногам ремнями, капюшон затягивали, оставляя открытым только нос. Перед спуском в море прокалывали ножом бок, чтобы труп в воде не вздулся. К кромке припая покойника несли на специальных ремнях или же везли на нарте. Опускали тело в воду осторожно, чтобы лицо не захлестнула вода, головой вперёд, и отталкивли от кромки. Меховая одежда из оленьей шкуры долго держала труп на поверхности воды. Кереки считали, что покойник поплыл к своим предкам".

Художник Александра Дворникова.

Интересно... Очень интересно...

Я думаю, что не одни только кереки додумались хоронить своих умерших в море. Наверно, в древности и в других местах "сплавляли" покойников вниз по течению рек. А индусы и до сих пор "сплавляют" их по водам священной реки Ганг...

Кереки.

Из монографии В. В. Леонтьева "Этнография и фольклор кереков" (Издательство "Наука", 1983 г.):

"Если у приморских чукчей и азиатских эскимосов были сложившиеся осёдлые поселения, то у кереков постоянных поселений не было, а имелись сезонные обжитые места: летние и зимние".
Отсутствие постоянных поселений есть указание на глубокую архаичность образа жизни кереков, а где архаичность, там должен быть и матриархат. 

В. В. Леонтьев полагает, что когда казак Семён Дежнёв совершил несколько промысловых походов за моржовой костью в устье р. Анадырь, он там встретился с кереками.

"Да прошлого ж 1652-го году на корге ходили мы в поход на коряцких людей, что оне от той корги жывут недалеко и на корху под нас тайно убойства для приходят и зверя морскова моржа промышляют для корму. И мы, яз, Семейка, с товарищы, на них ходили и дошли их 14 юрт в крепком острошке, и бог нам помог, тех людей разгромили всех и жен их и детей иных поимали. А сами оне ушли, и жен и детей лутчие мужыки увели, потому что оне люди многие, юрты у них большие: в одной юрте жывет семей по 10-ти" (Подлинные документы о плавании С. И. Дежнева. - В кн.: Русские арктические экспедиции XVII - XX вв. Л., 1964, с. 139). 

Семён Дежнёв тут выставлен полным отморозком. Откуда ни возьмись, объявляется такой "хер с горы" на Чукотке и заявляет, что все моржи принадлежат только ему, а кто станет охотиться на его моржей, тому — кирдык и "секир башка". Это всё равно как если бы у меня в саду поселился какой-нибудь БОМЖ и объявил, что теперь он хозяин всех фруктов, а я — никто, и звать меня — никак.

05 ноября 2021

Древнеримский амулет.

 

Источник картинки
Найденные в Норфолке, Англия, фаллические амулеты обычно носили римляне для защиты от порчи и "сглаза".

Можно сделать предположение, что христианский обычай ношения нательных крестиков появился в пику древнеримскому обычаю ношения фаллических амулетов.

В наше время никто не рискнёт появиться на людях с таким золотым амулетом на шее; времена уже не те... Могут и голову оторвать вместе с амулетом.

Откуда есть пошёл русский народ?

Советский академик Бромлей говорил, что признаком этноса является эндогамия — браки только внутри этноса.

Тогда, стало быть, где практикуется экзогамия, там нет и не может быть этноса. 

"На ранних стадиях социальной эволюции экзогамия была особенно жёстко санкционирована", - читаем мы в Википедии

Надо полагать, эндогамные браки появились не ранее образования государственных "междусобойчиков" знати. Жениться на дочерях богатых "тузов", и выходить замуж за "тузов", стало выгодно. Несмотря на очевидные недостатки эндогамии:

Всё могут короли, всё могут короли!
И судьбы всей земли вершат они порой,
Но, что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король!

В таком случае, фразеологизм "отец народа" приобретает особый смысл. Мало того, что князь Владимир один внёс в генофонд древлян такой же вклад, как все остальные древлянские мужики вместе взятые [1], так он (и его кровные родственники-Рюриковичи) фактически был организатором клана, который стал "ядром" Древней Руси.

Я думаю, спать на жене из рода Рюриковичей было заветной мечтой всех мужиков Киевской Руси. Породниться с Рюриковичами — это значило примерно то же, что "взять Бога за бороду". 

Именно отсюда "есть пошёл русский народ"... До Рюриковичей его не было. Он стал "накатываться", как снежный ком вокруг снежка, вокруг государствообразующего клана Рюриковичей.

------------------------------------------------------------------

[1] "Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц" (ПВЛ).

Мария Гимбутас и её "белые вороны".

У Марии Гимбутас был богатый друг и покровитель, Ллойд Котсен, который сделал состояние, будучи председателем совета директоров мыловаренной и косметической компании Neutrogena, и раздавал миллионы на благотворительность. 

Котсен присоединился к косметической фирме своего тестя и к 1967 году стал её президентом, превратив компанию в мировой бренд. В 1994 году компания была продана Johnson & Johnson за 924 миллиона долларов, из которых Котсен получил около 350 миллионов долларов. Котсен делал благотворительные пожертвования в области образования и археологии. Он пожертвовал миллионы Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, который переименовал свой институт археологии в его честь. При его финансовой поддержке был открыт Институт археологии, под "крышей" которого работала Мария Гимбутас, и он же спонсировал "Journal of Indo-European Studies", выходящий четыре раза в год.

Мария Гимбутас с Франклином Мёрфи (слева) и Ллойдом Котсеном (справа) на праздновании
в честь этих двух ключевых спонсоров Котсеновского Института археологии. Институт Котсена. Фотоархив
.

О торгово-культурных связях минойского Крита с Индо-Хараппской цивилизацией.

Артур Эванс ещё в 1903 году интерпретировал длинные тройные перья, изящно ниспадающие сзади головного убора "царя-жреца", как перья из хвоста павлина. 

Это задаёт вопрос о торговых и культурных контактах (прямых или косвенных) между Эгейским морем и Южной Азией, родиной Индо-Хараппской цивилизации бронзового века.

Anne Chapin и Marie N. Pareja, авторы статьи "Peacock or Poppycock? Investigations into Exotic Animal Imagery in Minoan and Cycladic Art", полагают, что такие контакты имели место быть. 
На Эгейских островах археологи находят лазурит, сердолик и олово, которые служат индикаторами торговли Крита с регионами, расположенными за горами Загрос. Шахты по добыче лазурита находились на территории Бадахшана (Афганистан), и оттуда он распространялся дальше с течением времени: его можно найти в Маргиане в середине четвёртого тысячелетия до н.э., в Месопотамии в Убайдский период (5 300 - 3 750 гг. до н.э.), в Древнем Египте во второй половине четвёртого тысячелетия до н.э., и в Анатолии в середине третьего тысячелетия. Материал мог появиться на Крите в конце четвёртого тысячелетия, а в долине реки Инд - к началу Хараппского периода (3 300 - 2 800 лет до н.э.). 

Молитва к Матери Земле.

Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба или Заколдованная Богиня" (ООО «Урайская типография», г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область) на стр. 86 приводит стихотворение Л. Башлыковой под названием "Камлание".

О, Великая Сорни Най - о, Богиня Мать,
Извини, что потревожили Тебя.
Много воды утекло
С той поры, когда
Последний раз
Камлал перед тобой шаман.
Люди позабыли своих богов.
Прости их.
Сегодня наш народ
Нуждается в житейской мудрости.
Человек разучился любить тайгу.
Лесов, урманов нет - вырубили.
Гари кругом.
Зверь ушёл или погиб в огне пожаров.
Пусть звуки моего камлания
Эхом отдадутся в каждом сердце.
Чтоб знали и помнили, что есть
Такой маленький народ - манси,
С большим сердцем и душой ребёнка.
Болит, болит душа манси за
Загубленную тайгу, за реки и озёра.
Богата ты, Земля моя,
Нефтью и газом.
И рвут тебя на клочья злые вороны.
Оставляя после себя выжженные леса,
Загрязнённые реки, затуманенные лица озёр.
Стонет, стонет земля моя,
Трудно стало зверя добыть, рыбу поймать,
И мы, родные дети твои,
Стали ходить в пасынках.
О, Богиня - мать,
О, Великая Сорни Най.
Прими от нас запоздалые дары,
Принесённые от чистого сердца,
Всели в нас надежду на лучшее.

04 ноября 2021

Священная роща манси.

Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба, или Заколдованная Богиня" (тираж 50 экз.!) описывает священную рощу манси, которая, кажется, существует и поныне.

О. Кошманова

"Кельсина, Кельсино, Кельсинэ. Была некогда такая деревня, старая мансийская деревня на берегу реки, на 120 км. от устья Конды. Сегодня такой деревни не существует...

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы.

Рядом с деревней стоит многовековой “заверованный” кедрач.

Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он “заверован”. Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут!

Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Но те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это своим здоровьем.

Название деревни Кельсина - мансийское. Слово Кельсина - Кельсинэ, на русском языке означает «дом женщины». Только вот какой? Вряд ли ради простой женщины так назовут деревню. Значит, не простая была она.

Вблизи деревни много ягодных боров. Носят они названия Мало-Павинский, Больше-Павинский. Есть и Старухин бор. И бор этот считается как бы “священным”. Приходя в него, каждый должен положить дар в определённом месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора.

Параллели между легендами об амазонках и преданиями о Золотой Бабе.

Наблюдается интересная параллель между легендами об амазонках и преданиями о т. наз. "золотой бабе". 

Как мы знаем, из древнегреческого эпоса "Илиада" следует, что амазонки воевали с греками на стороне троянцев. Следовательно, греки времён Гомера полагали, что амазонки жили где-то на восточных берегах Эгейского моря, на территории Анатолии. Однако позднейшие греческие авторы говорили, что они обитали близ рек Фермодонт и Ирис. 

река Ирис на карте

Плутарх сообщал, что амазонки находились на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур, а в некоторые эпохи — до Дербента. 

Место обитания амазонок на карте 1770 года

Собака — друг человека. И не друг неандертальца.

Очень интересное различие между Homo Sapiens и Homo Neanderthalensis, которое я раньше не замечал: неандертальцы, в отличие от кроманьонцев, не смогли одомашнить волка. Пэт Шипман говорит, что «волки-собаки» были одомашнены — или прибились к Homo Sapiens — более 36 тысяч лет назад, когда кроманьонцы и неандертальцы  жили в непосредственной близости; именно этот период, благодаря использованию Homo Sapiens собак на охоте, отмечен вымиранием или резким сокращением числа крупных животных, на которых и те, и другие охотились.

О мегаизвержении примерно 40 000 лет назад я уже писал. Наверно действительно после этого природного катаклизма наступили очень тяжёлые времена... Но, спрашивается, почему же человек смог приручить волка, а неандерталец — не смог? Не говорит ли это о звериной сущности неандертальцев? Человек может приручить зверя, а зверь зверя — не может. 

Да, и здесь необходимо ещё раз подчеркнуть роль женщины в одомашнивании диких животных. Конечно, это женщины "сюсюкались" со щенками-волчатами. Невозможно представить мужчин в этой роли. А это значит, что женщина представляет собой человека разумного par excellence. 


 

03 ноября 2021

Племена — это административная выдумка государств.

Владимир Кабо, русскоязычный знаток № 1 австралийских аборигенов, отмечал, что на самом деле у коренных обитателей Австралии никогда не было племён. Племенное деление аборигенов — это искусственное, кабинетно-бюрократическое новшество XIX века, никак не соответствующее реалиям традиционного общества. На самом деле, у аборигенов есть семьи и "большие семьи" (линиджи), роды и экзогамные фратрии, у них имеются языковые и культовые различия, разные тотемы, но что такое племена, они не знают. 

В. Кабо приводит один характерный пример, свидетельствующий о "землячестве" всех аборигенов. Иногда, - говорит он, - недалеко от родового стойбища появляется какой-нибудь одинокий абориген, блуждающий по Австралии, и живёт там на виду у семьи, греется у костра по ночам, а днём уходит на охоту. Через несколько дней кто-нибудь из членов рода (обычно мужчина) отправляется поговорить с "земляком", и после этого разговора бродяга либо присоединяется к роду, либо отправляется дальше. Никакого разделения на "наших" и "чужих"... Все — дети Матери-Земли в равной степени.

Интересно, что Джеймс Скотт в своём исследовании "Против зерна: глубинная история древнейших государств" говорит примерно о том же касательно так называемых "варваров" европейской истории.

Загадка парных погребений в «позе объятий».

С. В. Сотникова в статье "Об отражении близнечного культа в погребальном обряде андроновского населения" касается чрезвычайно интересной темы парных разнополых захоронений андроновской эпохи (синташтинские, петровские, алакульские), в которых мужчина и женщина захоронены лицом друг к другу в «позе объятий».

Интерпретация парных разнополых погребений, относящихся к эпохе бронзы, вызывает споры среди исследователей.

М.И.Артамонов исходил из представления об одновременности совершения погребений мужчины и женщины и интерпретировал их как захоронение мужчины вместе с насильственно умерщвлённой для него неполноправной женой или наложницей. Такие захоронения, по мнению М.И.Артамонова, возникали в условиях перехода от матрилокального брака к патрилокальному и были связаны с похищением женщин. В Северном Причерноморье эта ситуация совпадает со временем срубной культуры. Но позднее, с развитием власти мужчин, к жёнам также стало предъявляться требование если не насильственной, то, по крайней мере, добровольной смерти. 

Тут, в качестве примера "добровольной смерти", можно указать на погребение в украинском селении Петриково, относящееся к высоцкой археологической культуре, то есть к 1100 — 600 годам до нашей эры.

Ещё одна версия сжигания поселений Трипольской культуры.

О том, что носители неолитической культуры Кукутени-Триполья сжигали свои дома примерно через 70 лет после их постройки и переходили на новое место, где строили новые дома, я писал неоднократно. И при этом приводил различные "объяснялки" сей странной практики. Здесь вкратце изложу все гипотезы:

1. Дома сжигались потому, что срок "жизни" деревянного дома примерно равняется средней продолжительности человеческой жизни. То есть, трипольцы сжигали свои дома просто потому, что легче, проще и дешевле построить новый дом, чем ремонтировать старьё.  За 70 лет деревянный дом без каменного фундамента неизбежно перекосится и будет выглядеть как-то так:

2. Дома сжигались по санитарно-гигиеническим соображениям: за 70 лет деревянный дом превращался в скопище всякого рода "комменсалов" - мышей, блох, жучков-паучков и т. д. Дом становился "нечистым" в прямом и переносном смысле. 

кадр из фильма "Вий", 1967 г.

02 ноября 2021

К вопросу о Тэртерийских табличках.

Тэртери́йские табли́чки — три глиняные таблички с пиктографическими знаками, найденные в 1961 году в Румынии, примерно в 30 км от города Алба-Юлия, близ села Тэртэрия (из Википедии).


Исследовательница Мария Гимбутас, специализирующаяся на культуре и религии доиндоевропейской Европы, выразила мнение, что найденные пиктограммы являются древнейшей в мире формой письменности.

Мария Гимбутас

Я с большим уважением отношусь к Марии Гимбутас, но в данном отношении я с нею не согласен. Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.

Рабсила как "приводной ремень" государственности.

Джеймс Скотт в своём исследовании "Против зерна" касается очень интересной темы рабства в древнейших государствах Месопотамии. 

Прежде всего, надо сделать замечание, что патриархальными государственниками-рабовладельцами были пришлые завоеватели, "черноголовые" шумеры, а рабами у них были местные, автохтонные субареи, носители матриархальной убейдской культуры. Большинство исследований рабства в Месопотамии описывают пленников войны как тех, кто не говорил ни на аккадском, ни на шумерском.

Буквальное значение слова «паразит» согласно исходному греческому корню — «рядом с зерном». Шумеры, как мыши-паразиты, "подселились" к процветающим протогородам субареев, а затем установили в них свою власть. Но так как местный народец не шибко размножался в неволе, шумерам постоянно приходилось совершать набеги на близлежащие селения с целью "доукомплектования" рабсилы. Как правило, деревни при этом уничтожались, чтобы пленникам было некуда вернуться.

"Предметом заботы Урука Четвёртой династии, как позже и других центров государственности, была численность населения. Навязчивой идеей всех древних царств было её максимальное увеличение — обычно эта идея стояла за завоеванием территорий. Именно население — земледельцы, ремесленники, солдаты и рабы — было богатством государства", - говорит Д. Скотт.

01 ноября 2021

Взгляд на безумный мир людей глазами слонихи.


У меня до сих пор стоит перед глазами картина из детства: я с мамой пришёл посмотреть на животных в московский передвижной зверинец рядом с ж.-д. вокзалом в Липецке. Было это примерно в 1975-м году. Зрелище белого медведя, сидящего в луже собственной мочи в металлической клетке размером 2 х 2 метра, произвело на меня очень тягостное впечатление... 

Райские кущи в тени дубовой рощи.

Люди, как род в семействе гоминиды отряда приматов, появились на Земле не ранее того, как в природе образовалась соответствующая кормовая база. После последнего ледникового периода расширяющийся «дубовый пояс» со временем создал собственную почву, тень, сопутствующие растения и запас желудей, который стал настоящим подарком для десятков млекопитающих, включая свиней и Homo sapiens. Автор блога Old European culture в статье "Acorns" говорит, что первой культивируемой крахмальной пищей в Евразии были жёлуди, и что именно переработка желудей могла положить начало тому, что мы сегодня называем сельским хозяйством. 

"Белки, олени, кабаны любят есть жёлуди, иногда до такой степени, что жёлуди составляют 25% их осеннего рациона. Из-за этого дубравы стали идеальным местом охоты для первобытных охотников, которые охотились с обожжёнными на огне копьями из дуба или ясеня, как вот это. 

Но люди не собирались смотреть, как все эти животные лакомятся желудями, не попробовав их сами... Жёлуди едят люди, по крайней мере, со времён позднего палеолита и до наших дней" (Источник).

В неолитических земледельческих сообществах жёлуди могли играть роль эрзац-хлеба на плохие времена, зарезервированного для чрезвычайных ситуаций, например, когда запасов зерна не хватало до следующего урожая.

С темой желудей связаны дуб и свинья. Они являются основополагающими, базовыми элементами неолитического хозяйства, их роль трудно переоценить, ими пропитана и пронизана вся земледельческая культура и мифология. Поэтому я расчитываю написать несколько статей на эту тему, а этот пост пусть будет своего рода "введением".

О появлении государственности в Междуречье ок. 3300 г. до н.э.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" пишет:

"Если приравнять цивилизацию к государству, а архаичную цивилизацию — к осёдлости, земледелию, домашней усадьбе, орошению и городам, то придётся признать, что наша историческая хронология в корне неверна. Все эти достижения неолита существовали задолго до того, как мы обнаруживаем нечто похожее на государство в Месопотамии. <...> Осёдлое население, выращивающее одомашненные зерновые культуры, и небольшие города примерно с тысячей жителей, занимающиеся торговлей, были исключительным достижением неолита и возникли примерно за два тысячелетия до появления первых государств в 3300 г. до н.э. <...> Протогородской комплекс представлял собой исторически новую и уникальную концентрацию рабочей силы, пахотных земель и продовольствия, которая, будучи «захвачена» (хотя и слово «паразитирование» не является преувеличением), могла превратиться в мощный узел политической власти и привилегий".

"Таким образом, - говорит Д. Скотт, - в тот период было возможно и даже распространено осёдлое земледелие — на аллювиальных равнинах, с использованием орошения — но без каких бы то ни было форм государственности. Однако никогда не существовало государства без аллювиального зернового земледелия".

хорошо сказано

Если девушка не пьёт, не курит, не ругается матом, спит дома ночью, любит природу, хочет прожить с мужем всю жизнь и иметь с ним много детей... это не современная девушка - это современная богиня! (Источник)
 

Где бы ты ни была и что бы с тобой не случилось, помни - ты носительница облика Великой Богини. Роняя своё достоинство, ты унижаешь всех женщин - и Матерей и Муз...........

Таис Афинская (Источник)