"По Геродоту "у скифов нет ни городов, ни укреплений и свои жилища они возят с собой" [IV, 46], у них "не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса [1]. Ему они строят такие сооружения" [IV, 59] [2]. Святилища Аресу были воздвигнуты в каждой скифской области и представляли собой горы хвороста с четырёхугольной площадкой наверху, на которой водружён меч - кумир Аресу. Ему приносят в жертву коней и рогатый скот, а также одного человека из каждой сотни пленных. Пленных закалывают и отрубают у них правую руку [IV, 62]. Жертвенных животных скифы душат и затем варят их мясо [IV, 60]. При казни прорицателей - тоже жертвоприношении - их сжигают на возу с хворостом [IV, 69]", - сообщает И. П. Русанова. - "Из приведённых данных видно, что нет собственно надежды найти культовые места кочевников-скифов - их или вообще не было, или они археологически неуловимы, как кучи хвороста или сожжённые возы".
В данном отношении, скифы являются диаметральной противоположностью древних египтян. Первые не оставили после себя никаких "следов" святилищ или храмов, вторые "наследили" изрядно.
![]() |
Храм Амона в Карнаке. |
Впрочем, скифы оставили после себя т. наз. зольники - насыпи из золы, мелких угольков и "кухонных отбросов". Подобные зольники встречаются и в античной Элладе. Так, в "Описании Эллады" Павсания (II в. н. э.) говорится о зольных холмах, сложенных
из остатков жертвоприношений. Жертвенник Зевса - эсхар на вершине
Ликейской горы, откуда был "виден весь Пелопоннес" состоял из золы и
земли.
"Культовое назначение античных зольников в Северном Причерноморье, несмотря на присутствие в их насыпях "кухонных отбросов", не вызывает никаких сомнений у исследователей. М. М. Кобылина рассматривала зольники как наиболее простой тип жертвенников, на которых сжигались жертвы.