Оксана Саидовна Мутиева в статье "Женская инициатива в выборе брачного партнёра в традиционном дагестанском обществе (XIX - начало XX вв.)" говорит, что
"ценный материал по исследуемой теме мы находим у современных этнографов и историков, которые связывают брачную инициативу женщин в выборе мужа с отголосками архаичной эпохи матриархата. На наш взгляд, женская брачная инициатива это, видимо, очень древний обычай, так как отголоски его встречаются у многих дагестанских народов. <...> Как показывают источники, они имели место в основном у аварцев, андийцев, даргинцев и, за редким случаем, у лакцев. В частности, исследователь М.А. Агларов описывает бытовавший среди андийцев обычай «цIцIер – джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определённый ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил её назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества [1]. М.А. Агларов считает данный обычай пережитком более ранних форм семейно-брачных отношений [2]".
Вспомнилась мне глиняная модель святилища культуры Винча с трубой дымохода в виде женской головы и ожерельем на крыше. Как будто оно специально было создано для подобного рода брачных практик.
"На примере лакцев на схожий обычай къурмямяв – «я хочу замуж», бытовавший у лакцев, указывает исследователь А.Г. Булатова. В частности она пишет, что «по этому обычаю, лакская девушка, когда наступал брачный возраст, выходила к мечети или поднималась на крышу ближайшего дома и могла назвать имя юноши, за которого хотела выйти замуж» [3]. С.Ш. Гаджиева подчёркивает при этом, что «обычай требовал, чтобы семья названного немедленно начинала сватовство» [4]. Исследователь К.Э. Курбанов, описывая схожий обычай ирмъав у цахуров, считает, что «в действительности этот древнейший обычай отражает отголоски материнского рода, когда браки заключались преимущественно по инициативе девушки» [5].
Интересный материал мы находим у аварцев селения Цада Хунзахского района, когда в старину парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. В обряде, проводимом в игровой форме, как правило, принимали участие все молодые юноши села. После проводили сватовство. Стоит отметить, что аналогичный обычай «тIагърал рехи» – «забрасывание папах» был широко известен и у ахвахцев [6]. Как считает М.А. Агларов, «забрасывание папах в окно» случалось лишь один раз в жизни девушки, и таким образом она «фактически выбирала себе жениха» [7]".
В другом источнике написано несколько иначе: "У дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься "без предупреждения" многие молодые люди боялись, вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, "в разведку". Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если папаха отвергалась и выбрасывалась обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах".
"У дагестанских народов имел место и следующий обычай, допускающий инициативу девушки при выборе жениха. Обычай сводился к следующему: если мужчина случайно или преднамеренно при встрече загородит девушке дорогу или же дотронется до неё, то девушка могла потребовать брака с ним. Как правило, после оповещения девушкой о случившемся родственники девушки требовали немедленного брака. Если же юноша отказывался, то это рассматривалось как оскорбление для родных и близких девушки и могло привести к кровной мести".
--------------------------------------------------------------------------
[1] Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX – начале XX в.: Дисс. …канд.ист.наук. – Махачкала, 1968. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.3. Оп.3. Д. 67. Л. 235-236.[2] Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев // Советская Этнография. – 1964. – № 6. – С. 136.
[3] Булатова А.Г. Лакцы (XIX – начало XX века): Историко-этнографические очерки. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1971. C. 141
[4] Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX. – М.: Наука,1985. С. 160.
[5] Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX – начале XX в.// Вопросы истории и этнографии Дагестана. – Махачкала, 1974. Вып. V. – С. 132.
[6] Семейные адаты народов Дагестана. http//www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635
[7] Агларов М.А. Формы заключения брака…– C.132.
Комментариев нет:
Отправить комментарий