08 марта 2023

Мужчина предлагает, а женщина располагает.

Оксана Саидовна Мутиева в статье "Женская инициатива в выборе брачного партнёра в традиционном дагестанском обществе (XIX - начало XX вв.)" говорит, что 

"ценный материал по исследуемой теме мы находим у современных этнографов и историков, которые связывают брачную инициативу женщин в выборе мужа с отголосками архаичной эпохи матриархата. На наш взгляд, женская брачная инициатива это, видимо, очень древний обычай, так как отголоски его встречаются у многих дагестанских народов. <...> Как показывают источники, они имели место в основном у аварцев, андийцев, даргинцев и, за редким случаем, у лакцев. В частности, исследователь М.А. Агларов описывает бытовавший среди андийцев обычай «цIцIер джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определённый ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил её назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества [1]. М.А. Агларов считает данный обычай пережитком более ранних форм семейно-брачных отношений [2]".

Вспомнилась мне глиняная модель святилища культуры Винча с трубой дымохода в виде женской головы и ожерельем на крыше. Как будто оно специально было создано для подобного рода брачных практик. 

"На примере лакцев на схожий обычай къурмямяв – «я хочу замуж», бытовавший у лакцев, указывает исследователь А.Г. Булатова. В частности она пишет, что «по этому обычаю, лакская девушка, когда наступал брачный возраст, выходила к мечети или поднималась на крышу ближайшего дома и могла назвать имя юноши, за которого хотела выйти замуж» [3]. С.Ш. Гаджиева подчёркивает при этом, что «обычай требовал, чтобы семья названного немедленно начинала сватовство» [4]. Исследователь К.Э. Курбанов, описывая схожий обычай ирмъав у цахуров, считает, что «в действительности этот древнейший обычай отражает отголоски материнского рода, когда браки заключались преимущественно по инициативе девушки» [5].

Интересный материал мы находим у аварцев селения Цада Хунзахского района, когда в старину парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. В обряде, проводимом в игровой форме, как правило, принимали участие все молодые юноши села. После проводили сватовство. Стоит отметить, что аналогичный обычай «тIагърал рехи» – «забрасывание папах» был широко известен и у ахвахцев [6]. Как считает М.А. Агларов, «забрасывание папах в окно» случалось лишь один раз в жизни девушки, и таким образом она «фактически выбирала себе жениха» [7]".

В другом источнике написано несколько иначе: "У дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься "без предупреждения" многие молодые люди боялись, вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, "в разведку". Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если папаха отвергалась и выбрасывалась обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах".

"У дагестанских народов имел место и следующий обычай, допускающий инициативу девушки при выборе жениха. Обычай сводился к следующему: если мужчина случайно или преднамеренно при встрече загородит девушке дорогу или же дотронется до неё, то девушка могла потребовать брака с ним. Как правило, после оповещения девушкой о случившемся родственники девушки требовали немедленного брака. Если же юноша отказывался, то это рассматривалось как оскорбление для родных и близких девушки и могло привести к кровной мести".

--------------------------------------------------------------------------

[1] Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX – начале XX в.: Дисс. …канд.ист.наук. – Махачкала, 1968. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.3. Оп.3. Д. 67. Л. 235-236.
[2] Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев // Советская Этнография. – 1964. – № 6. – С. 136.
[3] Булатова А.Г. Лакцы (XIX – начало XX века): Историко-этнографические очерки. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1971. C. 141
[4] Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX. – М.: Наука,1985. С. 160.
[5] Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX – начале XX в.// Вопросы истории и этнографии Дагестана. – Махачкала, 1974. Вып. V. – С. 132.
[6] Семейные адаты народов Дагестана. http//www.moidagestan.ru/blogs/48334/36635
[7] Агларов М.А. Формы заключения брака…– C.132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий