Карл Кереньи пишет:
"Критский миф о Деметре догомеровский. О нём упоминается в "Одиссее" (V, 125), и вполне возможно, что в гомеровском гимне Деметре подразумевается та же история, когда воспеваемая в нём богиня говорит, что прибыла с Крита (123). По-видимому, общеизвестным было не только горе Деметры, но и её любовь к критскому охотнику Иасию или Иасиону и их слияние в борозде трижды вспаханного поля. О том, что её возлюбленный был охотником, первым нам рассказал Овидий. Но из других источников нам известно о существовании на Крите великого охотника, "пленявшего живых" и поэтому названного Загреем — это был не кто иной, как Владыка подземного мира".
"Владыка подземного мира" напоминает "чёрного бога" Ариэля Голана (см.: "Чёрный бог": анализ мифологемы). По всей видимости, рогатое мужское божество Чатал-Хююка и критский Минотавр — одно и то же действующее лицо неолитической мифологии.
Как видим, быкоголовый богозверь занимает едва ли не центральное положение в святилищах Чатал-Хююка. Очевидно, и на Крите, в своё время, имела место быть похожая картина.
Позднее, древние греки позиционировали себя "воинами света" в борьбе с "чёрным богом", то есть Минотавром. Из древнегреческой мифологии Минотавр представляется исключительно в негативном цвете как "пожиратель детей". И сверху на это ещё накладывается христианское представление о рогатом чёрте. Через эти позднейшие напластования очень трудно пробиться к первоначальной сути рогатого бога. Ведь если его изображения имелись в святилищах, значит его почитали, значит он не относился к категории "нечистой силы".
И здесь нам, конечно, сильно мешает позднейший патриархальный образ Матери-Земли. Потому что если преисподняя — это "вотчина" Богини, то как одновременно с нею рогатый "чёрный бог" может быть владыкой подземного мира? Владыка — он потому и "владыка", что хозяйничает безраздельно, его власть полная и абсолютная. Значит, изначально Богиня — "Царица Небесная", а образ Матери-Земли, оплодотворяемой небесным мужским божеством, это позднейший патриархальный конструкт, равно как и все т. наз. "богини плодородия".
Надо признаться, что этот Владыка подземного мира — самый сложный, неоднозначный и противоречивый актор неолитической мифологии. Вполне возможно, что антиномичность его образа и его "деяний" была присуща ему всегда. Ведь и в христианской концепции Бог иногда выглядит как безжалостный мучитель.
Иов и Сатана |
Но, как говорили древние римляне, per aspera ad astra — «через тернии к звёздам», «через трудности к триумфу». Так уж устроена эта жизнь, что в ней дорога к звёздам пролегает только через тернии, и иной дороги к звёздам нет. Скорее всего, именно с таким пониманием жизни и связана концепция рогатого "чёрного бога".
Комментариев нет:
Отправить комментарий