23 октября 2022

Сладкоречивый гуру.

"Жизнь должна быть непрерывным празднеством, праздником огней на протяжении всего года. Только тогда вы сможете расти, процветать. Превращайте маленькие события в праздник... Вы должны выражать себя во всём, что делаете, на всём, что вы делаете, должна быть ваша печать. Тогда жизнь становится непрерывным празднованием".

Ошо. Источник

Это мы и без Ошо слышали много раз.


Просто невероятно, что "организация Ошо причислялась к деструктивным сектам в некоторых официальных документах России" (Википедия). Тогда пусть запретили бы и рекламу Пепси-Колы, так как она проповедует то же самое, что и Ошо. 

Век толп.

Текст от greenorc — "Всадники апокалипсиса" — наводит на размышления.

"Недавно перечитывал один фантастический роман, где частью сюжетной линии был постулат о том, что во всём космосе все цивилизации, достигнув определённого уровня развития, самоуничтожаются. Различными способами, от атомной войны до компьютерного вируса, но непременно самоуничтожаются, погружаясь снова в дикость и архаику.

Так вот, вполне вероятно, что оно реально так. Дело в том, что в определённый момент на цивилизацию начинает влиять фактор, ранее не имевший значения и потому никак и никем не учитываемый. А именно, дураки.

Дураков всегда много. Но, дурак в веке этак 18-м не был проблемой. Абсолютное большинство населения было занято физическим трудом, так что дураки были даже в тему. А дураки в системе управления ничего не могли всерьёз испортить. Максимум - войнушку с соседями проиграть. Ну и что с того? Позже, в индустриальную эпоху, ничего не изменилось. Дурак по-прежнему оставался нужен и полезен. Стой у станка и точи весь день одинаковые детальки. И дураку хорошо, и стране выгодно.

Но в современном обществе всё стало иначе. Оно стало информационным, и если раньше дурака слышала только его жена и сосед по деревне, то теперь каждого дурака слышно на весь мир.

Дурак стал самым разрушительным оружием в истории человечества. Фактически, нормальные люди оказались перемешаны со стадом баранов. И если бараны однажды ломанутся в пропасть, то люди вынуждены будут или бежать вместе со стадом и погибнуть, или быть затоптанными и погибнуть". 

 

"Охота на ведьм" началась в Европе 5000 лет назад.

В 1934 году была опубликована книга «Тайные культовые мужские союзы германцев», автором которой был Отто Хёфлер, учёный, принадлежавший Венской школе Рудольфа Муха. В этой работе он изображал раннее германское общество как результат существования героически-демонического культа умерших, который был поставлен «мужскими союзами» в центр всей социальной жизни. По мнению учёного, именно этот культ был источником возникновения всех религиозных, этических и социально-политических представлений в германском обществе. Именно тайные «мужские союзы» древности послужили прототипами для государства и всех общественных институтов. В конце работы Хёфлер достаточно критически анализировал все идеалистические и романтические представления о древнем строе германцев. Работа Хёфлера тут же подвергалась нападкам со стороны партийных догматиков и поборников расовых идей. Главным объектом для атак стал вывод учёного о том, что ведьмы изначально преследовались тайными «мужскими союзами». Действительно, при написании своей книги Хёфлер руководствовался научными, а не идеологическими соображениями. Он собирал этнографический материал, проводил параллели между различными народами, в том числе до сих пор пребывавшими на стадии первобытности. Отталкиваясь от средневековых европейских сюжетов об «ораве дикого охотника», «диких охотах», «набегах масок», он видел в этих мифологических событиях отголосок «террористических» действий тайных союзов, члены которых маскировались под мёртвых, демонов и духов. Хёфлер делал вывод почти еретический для нацистской науки – «мужские союзы» охотились в первую очередь на представительниц уходящего матриархального культа, которые впоследствии были изображены в качестве ведьм и колдуний. Источник

Да, и конечно убийство Минотавра Тесеем можно рассматривать как составную часть арийско-патриархальной «дикой охоты» на матриархальные культы.

О "волчьем" наследии Первого Рима.

"Подобно древним римлянам, у которых бог войны Марс представал в образе волка, этот же зверь (или его «заместитель» - собака) в кавказских традициях неизменно сопутствовал молодцам и их сообществу", - сообщает elburz. (Источник)

Да, действительно, анималистическое изображение Марса – трёхглавый волк.

Интересно, что Марс считался отцом Ромула, родоначальником Рима. Ромул, конечно, весь пошёл в папу и начал с того, что убил своего брата Рема. Агрессией пропитана вся история Рима. Как заметила cambria_1919, "мужчина ведь не только сеятель жизни. Куда успешнее, чем  женщина, он может проломить врагу череп дубиной или проткнуть его копьём. Очень любит подраться, не гнушаясь никакими приёмами. Мужчина и стал верховодить, поскольку всегда чем-то вооружён и очень опасен" (Источник). 

Вот на это стоит обратить особое внимание: стал верховодить вовсе не потому, что он "семи пядей во лбу", мудр и гениален, а потому что вооружён и очень опасен. Как говорится, сила есть - ума не надо. 

Игры разума порождают матриархат и патриархат?

Интересный текст от cambria_1919

Не очень-то верю (явных доказательств нет, так что это дело веры), что когда-то существовал матриархат в чистом виде.
Всё-таки в опасном и трудном пра-пра-древнем мире физическая сила всегда была куда как важна.
И у приматов…


Возможно, в дремучем прошлом женщины и не всем командовали.

Но уж точно они стали первыми  божествами.

Были это богини красоты ненаглядной:

Или вот ещё, вид спереди и сзади; лица нет нигде:


22 октября 2022

"Рожаницы" неолитической культуры Яншао.

В продолжение записей Роженица и Рождение - смерть - возрождение в одном символе "М".


Староевропейские символы культуры Винча перекликаются с росписями яншаоской керамики
на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ) в 5—3-ем тысячелетии до н. э. (Все изображения взяты из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита".)

 

В чём смысл строительства рондел?

В записи "Зачем заборы городили в неолите?" говорилось о функциональном назначении староевропейских рондел типа Гозекского круга.

Скорее всего, ронделы были «местами сбора» для проведения ритуалов и одновременно своеобразными «административными» центрами. 

Неожиданная подсказка пришла от В. Р. Кабо, лучшего русскоязычного знатока культуры австралийских аборигенов: 

«По словам одного автора, ему удалось выяснить значение системы концентрических кругов в одном из племён. Это было священное изображение целого племени и всех его верований... Внутренний круг был самим племенем. Внешние концентрические круги обозначали жизненный цикл его членов, от первой инициации в юности до полного посвящения в зрелости... Их охватывал круг стариков, высшего совета племени, средоточия всей его мудрости... Затем шли другие круги, тотемические и священные, связующие племя в единое целое, окружающие его жизнью, продолжающейся на земле и во вселенной... Один из наружных кругов был солнцем, последний круг, охватывающий собой всё, был само небо и всё, что олицетворяет собою вселенная» [1].

К символике красного цвета.

Из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита" (Новосибирск, "Наука", 1988):

"Изучая ганьсускую крашеную керамику этапов мацзяяо и баныпань, Ю. Г. Андерсон обратил внимание на то, что «люди культуры яншао в Ганьсу имели два сорта керамики: один для живых, другой — для мёртвых» [1], т. е. выделил по функциональному признаку бытовую, с его точки зрения, керамику мацзяяо и погребальную керамику баньшань. Основанием для такого деления послужило то, что мацзяяоская керамика встречалась только в поселениях, тогда как баньшаньская — только в погребениях.

Анализируя баньшаньский орнамент, Ю. Г. Андерсон выделил устойчивый мотив, присутствовавший на большинстве изделий этой группы, названный им «орнаментом смерти» (death pattern). «Орнамент смерти» представляет собой два расположенных друг против друга ряда зубьев, выполненных чёрной краской, между которыми помещается красная или лиловая полоса (рис. 1, б). 


Ю. Г. Андерсон по этому поводу отмечал: «Особо следует подчеркнуть, что ни один из этих двух элементов данного орнамента не встречается на бытовой керамике мацзяяо, особенно же поразительно то, что красный цвет, по-видимому, строго запрещён для живых и предназначен исключительно для культа мёртвых» [2]." 


21 октября 2022

Последняя осень.

"Прощальным костром догорает эпоха [1],
И мы наблюдаем за тенью и светом
В последнюю осень..." 

-------------------------------------------------------------------------

[1] постсоветская

Меритатон — «Возлюбленная Атоном».

Расписной известняковый бюст древнеегипетской царицы - Меритатон.
Царица XVIII династии, главная жена фараона Сменхкары, старшая из шести дочерей фараона Эхнатона и Нефертити.

Египет ~ 1351-1332 гг. до н.э. Лувр.


О жертвоприношении царей.

По мнению Р. Грейвса, в древней Европе не было богов в традиционном мужском обличии. Их место занимала Великая богиня, считавшаяся бессмертной, неизменной и всемогущей. Земным её воплощением являлась царица-жрица. Царица-жрица выбирала себе на год возлюбленного из наиболее сильных и красивых юношей и по окончании года он приносился в жертву: его кровью обрызгивались поля, что гарантировало богатый урожай, а тело торжественно поедалось женским окружением царицы.

Исследования крито-минойской цивилизации, подкрепляемые археологическими находками, говорят о ярко выраженном доминировании в ней матриархального начала. Эллинские племена - достаточно примитивные в культурном плане образования скотоводов-кочевников. Как считает Р. Грейвс, «они были приняты как дети местной богини и давали ей из своей среды царей-жрецов. Так мужская военная аристократия оказалась примирённой с женской теократией, причём не только в Греции, но и на Крите, где также возникли эллинские поселения, через которые впоследствии критская цивилизация была экспортирована в Афины и на Пелопоннес».
Источник.

Роберт Грейвс

20 октября 2022

Донурагическая Сардиния.

Культура Бону-Игину — донурагическая археологическая культура, существовавшая на Сардинии в период около 4600 — 2900 гг. до н. э. Считается первой культурой на Сардинии, которая использовала естественные пещеры в качестве небольших гробниц-некрополей.

Судя по артефактам, культура была матриархальной.
 


Фигурка эпохи неолита из некрополя Куккуру-с'Арриус в Кабрасе. Культура Бону Игину, 4000–3400 гг. до н. э., сейчас находится в Национальном археологическом музее Кальяри на Сардинии, Италия.

О "высоком статусе" в обществах Старой Европы.

"Неподалёку от румынского города Орадя археологи раскопали погребение представительницы энеолитической культуры Тисаполгар-Романешты, совершённое около 4500–4000 годов до нашей эры. Она обладала высоким статусом, на что указали 169 золотых колец для волос, многочисленные костяные и золотые бусины, а также медный браслет" (Источник).

Конечно, "высокий статус" человека, жившего в Старой Европе около 4500 года до н. э., очень сильно отличается от современного "высокопоставленного" человека. Скорее всего, разного рода побрякушки сложили в могилу умершей женщины её родственники и односельчане. Я полагаю, в качестве последнего дара за всё то доброе и хорошее, что покойница совершила при жизни. Там дальше в статье Михаил Подрезов говорит, что в культуре Тисаполгар-Романешты "умерших обычно сопровождали большим количеством погребальных принадлежностей: керамической посудой, медными и каменными предметами вооружения и орудиями труда, изделиями из кости и глины, а также украшениями, в том числе из золота и жемчуга".


Антропологический тупик.

Пишут, что сибирские неандертальцы практиковали патрилокальность (женщины проживали в семье партнёра). "Образцы генетического материала из Чагырской пещеры, как и геном более раннего неандертальца из Денисовой, содержат признаки инбридинга — близкородственного скрещивания [1]. Достаточно хорошо известно, что неандертальцы жили в небольших сообществах (возможно, по 10-30 особей в группе) с очень низкой плотностью населения в том или ином регионе. То есть притока свежих генов иной раз просто не было" (Источник).

В этом смысле, ещё раз нужно подчеркнуть выдающуюся роль экзогамии в выживании рода человеческого. О связи экзогамии и матриархата говорилось в статье "Экзогамия и матриархат". Я думаю, что у кроманьонцев, в пику неандертальцам, должно было появиться альтернативное общественное устройство, иначе они тоже вымерли бы как мамонты.

В продолжение темы интересные мысли у Поспелова:

"Когда мы выбирались из лесов, саванн, джунглей, строили первые города и полисы, тогда ценным навыком было отрекаться от животной части и презирать её.
Тогда это было важно и актуально.
Разумный венец творения, все дела".

И далее Поспелов жалуется на то, что в настоящее время человечество деградирует к тому первоначальному уровню, от которого оно столько веков упорно отрывалось. "И сейчас, когда угнетающие или ужасающие волны психической заразы катятся по пространству одна за другой, можно очень остро ощутить, как ресурс человеческого себя исчерпывает, на фоне ПОВСЕМЕСТНОЙ неопределённости, шока, паники и хаоса. Мы попадаем в естественное животное состояние" (Источник).

О крито-минойской теократии.

Как заметил Нильссон, минойская религия представляет собой книгу с иллюстрациями, но без текста. Поэтому я вчера написал два разных толкования на одну картинку. Какое из них ближе к истине — я и сам не знаю.

Сегодня продолжу те же экзерсисы, помогающие раскрыть крито-минойскую властную "вертикаль" (если, конечно, она имела место быть). Меня забавляют настойчивые попытки обнаружить у минойцев царей. Видимо, люди никак не могут допустить, чтобы такая высокоразвитая цивилизация существовала без царей. У древних греков, живших позже минойцев, царей не было. Микенские ванаксы — это копия позднейших скандинавских викингов, предводителей дружин. Можно ли Рагнара из фильма "Викинги" (1958) считать царём? 


Да таких "царей" у викингов было как собак нерезаных! То же самое - и у греков-ахейцев. Но если централизованной царской власти не было у более "прогрессивных" греков, тогда с какой стати её искать в более архаичном обществе крито-минойцев? Если греки всю свою историю жили в полисах, то почему минойцы должны были жить в едином государстве?

В. Г. Борухович в статье "Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)" говорит, что, согласно древнегреческому мифу, "первый царь Крита (Кносса) Минос был сыном Зевса. Божественное происхождение Миноса может служить доводом в пользу того, что царская власть на минойском Крите носила теократический характер". 

Пасифая с маленьким Минотавриком. Рисунок на тарелке.

19 октября 2022

О крито-минойской системе правления.

В статье "Минийцы с длинными власами" говорилось о назорействе Самсона и высказывалось предположение о том, что нечто подобное назорейству могло существовать и в крито-минойской культуре. 

Мы знаем, что в до-государственную эпоху общины древних евреев управлялись судьями (с 1244 г. до н. э. до 890 г. до н. э.). В частности, Самсон был одним из судей. Но он же был и назореем. То есть, можно предположить, что назорейство было предварительным условием для кандидатов в судьи. Типа, как у православных всё высшее духовенство избирается из принявших монашеский постриг.

Мы также знаем, что судьи (суффеты) существовали в Тире и других палестинских городах. В Карфагене тоже правили выборные судьи. Почему бы не предположить, что и на Крите имелась похожая система правления?

Но можно пойти ещё далее и предположить систему отбора кандидатов в судьи. В таком случае, можно рассматривать таврокатапсии как своего рода "экзамен" для крито-минойских "назореев". Молодые люди обоих полов накладывали на себя пост, совершали священные омовения и другие аскетические упражнения, для того чтобы максимально "облегчиться" и "летать" над быком. Также можно предположить, что существовали коллегии духовных атлетов; на их существование намекает корпорация куретов, которая сложилась ещё в минойский период. (См.: О куретах и крито-минойских поселениях в Ионии.) 

И теперь мы вновь возвращаемся к картинке из сегодняшней статьи "Живой принц или "почивший в бозе" предок?"

Мужчину справа с длинными волосами и посохом в руке мы можем отождествить с духовным атлетом, т. е. с "назореем". Возможно, он является предводителем местной корпорации куретов и принимает "новобранца" в коллегию.

Заканчивая эту небольшую статью, я ещё замечу, что куреты были связаны с культом Зевса Критского, а сам Зевс выступал в образе быка. С другой стороны, древнегреческие куреты всегда находились под "крышей" какого-нибудь женского божества (Матери богов во Фригии, Артемиды в Эфесе). Ну и наконец следует заметить, что в таврокатапсиях принимали участие не только юноши, но и девушки; равным образом и судьи были обоих полов (например, пророчица Девора (ивр. ‏דְּבוֹרָה‏‎ [Двора́] букв. «пчела») была судьёй Израилевой).

Живой принц или "почивший в бозе" предок?

Как говорит Ю. В. Андреев, "миной­ская монар­хия, если толь­ко она дей­ст­ви­тель­но суще­ст­во­ва­ла, оста­ёт­ся на удив­ле­ние без­ли­кой и аморф­ной: до нас не дошло ни одно­го надёж­но иден­ти­фи­ци­рован­но­го изо­бра­же­ния «цар­ст­ву­ю­щей осо­бы». По раз­ным при­чи­нам сей­час под­верг­лись кри­ти­че­ской пере­оцен­ке прак­ти­че­ски все те про­из­веде­ния искус­ства, в кото­рых Эванс и дру­гие учё­ные его поко­ле­ния склон­ны были видеть если не насто­я­щие порт­ре­ты неве­до­мых нам крит­ских царей, то, по край­ней мере, их услов­но сти­ли­зо­ван­ные и обоб­щён­ные изо­бра­же­ния. Но, что осо­бен­но стран­но, цар­скую осо­бу до сих пор не уда­лось обна­ру­жить там, где она, каза­лось бы, непре­мен­но долж­на была при­сут­ст­во­вать, а имен­но: в мас­со­вых сце­нах исто­ри­ко-мифо­ло­ги­че­ско­го или, гово­ря услов­но, жан­ро­во­го харак­те­ра, хоро­шо пред­став­лен­ных в миной­ской фрес­ко­вой живо­пи­си. Сре­ди мно­же­ства мини­а­тюр­ных чело­ве­че­ских фигур, кото­рые мы видим на таких «густо­на­се­лён­ных» фрес­ках, как зна­ме­ни­тый «мор­ской фриз» из Акро­ти­ри (о-в Фера), или не менее извест­ные рос­пи­си из Кнос­ско­го двор­ца, изо­бра­жаю­щие тол­пу зри­те­лей, наблюдаю­щих за какой-то празд­нич­ной цере­мо­ни­ей или пред­став­ле­ни­ем, труд­но най­ти хотя бы одну, кото­рая сво­им внеш­ним обли­ком, позой или раз­ме­ра­ми выде­ля­лась бы сре­ди всех про­чих настоль­ко, чтобы сой­ти за изо­бра­же­ние лица, наде­лён­но­го выс­шей вла­стью".

В своей статье "Мотив интронизации в искусстве минойского Крита" Ю. В. Андреев приводит изображение на сте­а­ти­то­вом сосуде из «цар­ской вил­лы» в Айа Три­а­де, извест­ном в нау­ке под услов­ным обо­зна­че­ни­ем «кубок прин­ца» или, в дру­гом вари­ан­те, «кубок вождя» (chief­tain cup).

«Кубок прин­ца» из Айа Три­а­де

18 октября 2022

Целомудренные девы-менады.

Пенфей, преследуемый менадами. Шарль Глейр. 1865 год

Pentheus torn apart by Agave and Ino. Attic red-figure lekanis (cosmetics bowl) lid, ca. 450-425 BC. Louvre Museum

Смерть Пенфея, растерзанного вакханками. Фреска на центральной стене экседры дома Веттиев в Помпеях. 60-79 годы

"Кощунственно любопытство Пенфея, ибо ни один мужчина не дерзает приблизиться к боговдохновенным вакханкам; да и вообще — судя по тому, что мы знаем о римских вакханалиях — обычай не допускать мужчин к отправлениям вакхического культа, похоже, изначально был повсеместным. Заповедь целомудрия является высшим из всех условий дионисийского, да и вообще всякого мистериального культа. (Ср. Сервий, Комментарии к «Энеиде», III, 12). Лишь целомудренная матрона допускается к служению божеству. Как в мессинской надписи перед участием в анданских мистериях женщины клянутся в своей чистоте, так и герайра [1] обращается к царице, супруге Диониса со словами: άγιστεύω καί είμι καθαρά καί άγνή άπό των άλλων των ού καθαρευόντων καί άπ’ άνδρός συνουσίας [2]. — «Благочестива я, чиста и непорочна, чужда всему прочему нечистому и с мужчиной общению». Для того чтобы созерцать невыразимое, непременным условием является высочайшая степень чистоты", - сообщает И. Бахофен в третьем томе "Материнского права" (с. 147).

В этом смысле весьма показателен рисунок на древнегреческом сосуде-килике из мюнхенского собрания, где тирс, увитый плющом, превращается в руках у менады в грозное оружие:

Maenad and Satyr. Pottery by Makron. 480 BC. Staatliche Antikensammlungen, Munich

Похотливый сатир пытается овладеть менадой, но она охлаждает его пыл, ударяя тирсом ему по яйцам.

---------------------------------------------------------------------------

[1] Др.-греч. γέραιρα — «старица», жрица, ассистирующая жене басилевса при совершении обрядов, связанных с таинствами Диониса.

[2] Демосфен, Против Неэры, 78.

Естественное бессмертие.

Justin McElroy. Жизнь после смерти

Глядя на какой-нибудь камень, лежащий на обочине дороги, я думаю про себя: вот, мимо этого булыжника проходили мои покойные отец и мать; их давно уже нет, а булыжник лежит на своём месте, и меня не станет, а он будет по-прежнему лежать у дороги. Может быть, мимо него, в своё время, проходили мамонты и даже динозавры... С тех пор прошли миллионы лет... Пройдут ещё миллионы лет, и ничего с ним не случится. Это ли — не бессмертие?! 

Но я не желаю для себя такого "каменного" бессмертия.

Как известно, все живые существа на Земле в основном состоят из воды. И человек — не исключение.

17 октября 2022

Об историософской концепции Бахофена.

Читаю понемногу третий том "Материнского права" И. Бахофена... И только в третьем томе я наконец-то "просёк" его историософскую концепцию.

Значит, так. По Бахофену, первоначально в стаде гоминид царили беспорядочные половые связи, первобытный промискуитет, сексуальный коммунизм. Он предполагал, что люди в доисторические времена беспорядочно смешивались, т.е. матери жили с сыновьями, а братья — с сёстрами, а совокупление первоначально было публичным. Это состояние Бахофен называл гетеризмом или говорил о «зачатии в иле», по аналогии с болотом как символом первичного хаоса и болотными существами «хтонического» мира богов доэллинского населения стран Восточного Средиземноморья, матриархальные обычаи которого Бахофен знал.

Потом почему-то женщины взбунтовались против гетеризма, этого «естественного права» первобытного человечества. Бахофен никак не объяснил причины восстания женщин, но он, видимо, считал, что это восстание было вооружённым и кровавым, так как победившие женщины были амазонками. Их власть держалась на "штыках" и терроре. 

16 октября 2022

"Змеи" на камне.


На берегу Онежского озера, в одном из самых живописных мест Карелии, сохранились петроглифы - уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита. Сцены жизни древних людей выбивались или наносились краской на камнях. Некоторые изображения охотников, животных и ритуальных действий датируются IV тысячелетием до н.э.

Метаморфозы крокодила.

Пишут о том, что в Индии ушёл из жизни священный крокодил-вегетарианец.

"Рептилию по прозвищу Бабия почитали как особого обитателя храма в Кумбле. Казалось бы, рожденный быть одним из самых кровожадных существ на планете, этот почтенный крокодил поедал исключительно рис и сахар. Примерно семь десятилетий он прожил в пруду при храме.

Каким образом это удивительное существо когда-то попало в пруд, неизвестно. По крайней мере, рядом с культовым сооружением отсутствуют какие-либо реки или другие водоёмы.

Этот крокодил ни разу не проявил агрессии и не напал на человека. Вскоре его признали священным животным, он привлёк тысячи паломников, которые в качестве подношений приносили ему рис и неочищенный пальмовый сахар.

© Twitter, @ShobhaBJP

В ночь на 10 октября Бабия скончался. Проводить создание в последний путь явились толпы почитателей". 

Православные суеверия.

"В Полесье крестьяне верили, что самыми лучшими строителями бывают «ведьмаки», которым служат черти; чтобы стать хорошим музыкантом, человеку приходилось ходить в лес, где его обучали черти; об умелом гончаре говорили: «Вин мае чорта, якый робить»; пасечник для успеха в бортничестве якобы вступал в контакт с чертями [1]. Согласно севернорусским поверьям, «пастух был знаткий человек, с бесом знался», «пастух сам коров не пасёт, их леший пасёт» [2]; мельник заключал договор с водяным, чтобы тот ему помогал [3]. Пчеловоды, по представлениям белорусов, для успеха в своём деле вступали в контакт с «чартамi ляснымi» и «водяными» [4]. По западноукраинским свидетельствам, печник налаживал связи с «домовиком» того дома, где закладывал печь; пастух овец (вiвчар) выращивал для себя духа-помощника, который помогал пасти стадо; сельский музыкант, хорошо играющий на скрипке, подозревался в связях со злым духом [5]".

(Цит. по: Л.Н. Виноградова. Непростые люди в сельском сообществе: о людях, наделённых сверхъестественными способностями. Часть 2: Мастера-профессионалы, магические специалисты, полудемонические существа.)

О древнегреческом браке.

То, что мужчины женились главным образом для обзаведения потомством, следует не только из официальной формулы помолвки — «ради порождения законного потомства», — но и открыто признаётся несколькими греческими авторами. В Спарте дело заходило ещё дальше, и, согласно Плутарху, здесь никого не смущало то, что муж «временно передаёт свои супружеские права тому, кто наделён большей мужской силой и от кого, по ожиданиям мужа, могут произойти самые красивые и крепкие дети; при этом брак не терпит ни малейшего ущерба». Приходится согласиться с Плутархом, который сравнивает спартанский брак с конным заводом, где имеет значение только одно — как можно более многочисленный приплод чистокровной породы.

В городе столь чутком, как Афины, а по сути, и во всей остальной Греции к браку относились (по крайней мере, если верить Платону, «Законы», vi, 773) как к исполнению долга перед богами; оставить после себя тех, кто будет поклоняться и служить богам, было обязанностью граждан. Моральным долгом деторождение являлось и потому, что имело своей целью поддержать стабильность и даже само существование государства. В нашем распоряжении нет однозначных свидетельств наличия законов, делавших вступление в брак обязательным; исключение составляет только Спарта. По сообщениям древних, Солон отказался ввести подобный закон, заметив — в свете его воззрений на отношения между полами это выглядит вполне правдоподобным, — что женщина — мёртвый груз на жизни мужчины (Stobaeus, Sermones, 68, 33). Если Платон превращает брак в постулируемую законом обязанность («Законы», iv, 721; vi, 774) и склоняется к тому, чтобы наказывать за одинокую жизнь штрафами, он становится — что вообще характерно для его «Законов» — на точку зрения спартанцев, которые, по Аристону (Stobaeus, Sermones, 67, 16), наказывали не только закоренелых холостяков, но и тех, кто начинал семейную жизнь слишком поздно; при этом наиболее суровое наказание было предусмотрено для тех, кто заключал неудачный (неравный или оказавшийся бездетным) брак. Неизгладимое впечатление производит закон, которым великий законодатель Ликург вводит наказания для холостяков (Плутарх, «Ликург», 15): «В то же время Ликург установил и своего рода позорное наказание для холостяков: их не пускали на гимнопедии, зимою, по приказу властей, они должны бьши нагими обойти вокруг площади, распевая песню, сочинённую им в укор (в песне говорилось, что они терпят справедливое возмездие за неповиновение законам), и, наконец, они были лишены тех почестей и уважения, какие молодёжь оказывала старшим».

Ганс Лихт
Сексуальная жизнь в Древней Греции.

Женские тату Окинавы и «Религия Богини».

В статье "Хадзити: женские тату Окинавы" говорится об острове Окинава и государстве Рюкю, существовавшем на этом острове и островах Рюкю в XV-XIX веках. Связи с соседним Тайванем, дальними островами Самоа или Палау, могли повлиять на распространение культуры татуировок с южного направления. Хотя, если мы обратим взор на северную часть Японии и проживающую там народность айну, мы увидим, что среди них также был распространён обычай татуирования рук у женщин. По последним данным, люди проживающие на юге (Окинава) и на севере (Хоккайдо) Японии имеют между собой генетическую связь, поэтому возможно предположить, что в древней Японии обычай татуировать руки у женщин существовал повсеместно, однако позднее был вытеснен на южные и северные оконечности страны далёкими и весьма воинственными предками современных японцев.

Женские татуировки народа айну (север Японии).